г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А40-186509/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.И. Трубицына,
судей Т.В. Захаровой, О.Г. Головкиной,
при ведении протокола судебного заседания секретарем С.В. Саватюхиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ПАО "ОДК-УМПО" на решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-186509/20, принятое судьёй Крикуновой В.И., по иску ФГБУ "ФАПРИД" к ПАО "ОДК-УМПО", третье лицо - Федеральная служба по интеллектуальной собственности, о взыскании 300 000 рублей,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Кавешник С.В. (доверенность от 21.04.2021),
от ответчика - Дельмухаметов Э.М. (доверенность от 15.01.2021),
от третьего лица - извещено, представитель не явился,
УСТАНОВИЛ:
Иск заявлен ФГБУ "ФАПРИД" (далее - истец) к ПАО "ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение" (далее - ответчик) об обязании предоставить отчетную документацию по лицензионному договору, взыскании штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 исковые требования удовлетворены частично: взыскано 275 000 рублей штрафа, в удовлетворении требования об обязании представить отчеты отказано.
Суд первой инстанции указал, что ответчиком в материалы дела не представлено доказательств своевременного направления отчетной документации по лицензионному договору. Требование об обязании представить отчеты исполнено ответчиком добровольно после обращения истца в суд с настоящим иском.
Не согласившись с принятым решением, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит состоявшийся по делу судебный акт отменить, принять новый судебный акт.
Податель жалобы считает, что обязанность по предоставлению отчетов в соответствии с условиями лицензионного договора обусловлена исключительно фактом использования результатов интеллектуальной деятельности. По мнению общества, представление "нулевых" отчетов о неиспользовании результатов интеллектуальной деятельности лицензионным договором не предусмотрено и требование об их предоставлении является злоупотреблением правом.
Отзывы на апелляционную жалобу истцом и третьим лицом не представлены.
Законность и обоснованность принятого решения проверены Девятым арбитражным апелляционным судом в судебном заседании в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ, апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель истца возражал по доводам, изложенным в жалобе, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 не подлежит отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 04.05.2012 Российской Федерацией в лице ФАПРИД (лицензиар) и ответчиком (лицензиат) заключен лицензионный договор о предоставлении ответчику неисключительного права на использование результатов интеллектуальной деятельности (далее - РИД), права на которые принадлежат Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 9.1 названного договора лицензиат в течение 30 дней, следующих за отчетным периодом - календарным кварталом (пункт 1.8 договора), представляет лицензиару отчетную документацию. Под "отчетной документацией" согласно пункту 1.9 договора понимается: отчет о выполнении лицензионного договора согласно форме, указанной в разделе 14 лицензионного договора; выписка из банка о поступлении денежных средств на расчетный счет лицензиата по договору комиссии; копия экспортной лицензии на поставку продукции по контракту; копия оформленного паспорта сделки на реализацию продукции по контракту; копии документов, подтверждающих факт 5 отгрузки продукции, в том числе копия грузовой таможенной декларации на отгрузку партии продукции по контракту.
Согласно пункту 1.9 договора в отчетной документации отражается информация о поступлении денежных средств на расчетный счет лицензиата (валютная выручка за поставленную продукцию). В силу пункта 7.3 договора лицензионный платеж переводится лицензиатом на счет лицензиара пропорциональными платежами в течение 30 дней с даты поступления соответствующих средств за поставляемую продукцию по договору комиссии.
Таким образом, обязательство по предоставлению отчетной документации является мерой контроля надлежащего исполнения условий лицензионного договора со стороны ФАПРИД. Пунктом 9.6 договора предусмотрена ответственность лицензиата за нарушение, в том числе пункта 9.1 договора в виде штрафа в размере 25 000 рублей.
Как указывает истец, предприятием не исполнена обязанность по предоставлению отчетной документации за II квартала 2017 года -1 квартал 2020 года (12 отчетных период) в течение 30 календарных дней, следующих за отчетными периодами (пункт 9.1 лицензионного договора), тем самым Предприятие нарушило условия лицензионного договора и пункт 1 статьи 1237 ГК РФ.
Следовательно, по мнению истца, ответчик обязан оплатить в доход федерального бюджета штраф в размере 300 000 рублей.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Апеллянт ошибочно утверждает, что обязанность по предоставлению отчетной документации по Лицензионному договору реализуется только при получении Лицензиатом денежных средств по Договору комиссии.
В силу пункта 1 статьи 1237 ГК РФ лицензиат обязан представлять лицензиару отчеты об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, если лицензионным договором или Кодексом не предусмотрено иное. Если в лицензионном договоре, предусматривающем представление отчетов об использовании результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, отсутствуют условия о сроке и порядке их представления, лицензиат обязан представлять такие отчеты лицензиару по его требованию.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1233 ГК РФ к договорам о распоряжении исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации, в том числе к договорам об отчуждении исключительного права и к лицензионным (сублицензионным) договорам, применяются общие положения об обязательствах (статьи 307 - 419) и о договоре (статьи 420 - 453), поскольку иное не установлено правилами раздела VII ГК РФ и не вытекает из содержания или характера исключительного права.
Согласно положениям гражданского законодательства договор признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства, за исключением случаев, когда договором или законом предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по данному договору (пункт 3 статьи 425 ГК РФ).
Согласно условиям договора общество обязано предоставлять, в том числе и "нулевую" отчетную документацию за периоды, когда выручка на его счет не поступала.
Ответчик утверждает, что не обязан предоставлять отчеты за спорный период, так как срок действия лицензионного договора истекает после исполнения сторонами своих обязательств по Договорам комиссии.
В соответствии с пунктом 2 Договора Лицензиар предоставляет Лицензиату на срок действия Договора неисключительное право на использование Результатов интеллектуальной деятельности с целью изготовления лицензиатом продукции в соответствии с условиями Договора комиссии и ее реализации Лицензиару за право пользования Результатами интеллектуальной деятельности денежную сумму в соответствии с разделом 7 Договора.
Таким образом, ответчик не учитывает, что истец не является стороной по договору комиссии и не имеет возможности узнать о прекращении или изменений его условий.
Предметом договора является право на использование результатов интеллектуальной деятельности. Узнать о прекращении, изменении, надлежащем исполнении обязательств по договору комиссии истец может узнать только из предоставленных ответчиком сведений. Ответчик указанных сведений истцу ранее не предоставлял, поэтому ответчик сохранил свое право на использование результатов интеллектуальной деятельности, следовательно, сохранил обязанность по предоставлению отчетной документации. Кроме того, поступление оплаты и реализации поставки продукции инозаказчику не означает исполнение договора комиссии. Следовательно, у истца отсутствуют сведения, об исполнении договора комиссии. Таким образом, лицензионный договор является действующим.
Также, предоставленные ответчиком в материалы настоящего дела документы не подтверждают исполнение обязательств всеми сторонами договора комиссии, так ответчик не предоставил документацию, подтверждающую сам факт получения и сроки получения выручки Рособоронэкспортом от Инозаказчика. Ответчик не представил истцу справку от Министерства обороны Российской Федерации об исполнении договоров комиссии. Без указанной справки истец не может исключить увеличение объемов поставки. Указанное обстоятельство исключает возможность правомерного вывода истца об исполнении обязанностей всех сторон договора комиссии и прекращения действия договора комиссии.
Уведомление о прекращении действия договора ответчиком не осуществлялось. Предоставление отчетности, в соответствии с условиями договора и существа спорного правоотношения, не является соответствующим способом уведомления для наступления указанных ответчиком последствий, следующих за уведомлением истца об исполнении договора комиссии. В соответствии с пунктом 7.6 договора выполнение обязательств сторон по договору оформляется актом, а согласно пункту 13.1 договор действует до подписания сторонами акта выполненных обязательств по лицензионному договору.
Доводы ответчика о злоупотреблении истцом своим правом и намерениями причинить вред ответчику несостоятельны, не соответствуют материалам настоящего дела и положениям действующего законодательства.
Условия лицензионного договора согласованы сторонами и не оспорены, в том числе и в рамках настоящего судебного процесса.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам жалобы, а также безусловных, предусмотренных частью 4 статьи 270 АПК РФ, не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 12.03.2021 по делу N А40-186509/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Суд по интеллектуальным правам.
Председательствующий судья |
А.И. Трубицын |
Судьи |
Т.В. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-186509/2020
Истец: ФГБУ "Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения"
Ответчик: ПАО "ОДК-УМПО"
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2021 Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-1463/2021
05.08.2021 Определение Суда по интеллектуальным правам N С01-1463/2021
31.05.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24959/2021
12.03.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-186509/20