г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А40-102850/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ж.В.Поташовой,
судей: |
И.А.Чеботаревой, Т.Б.Красновой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу ООО "Профессиональные системы"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2021 по делу N А40-102850/20 (115-1519)
по заявлению ООО "Профессиональные системы"
к ИФНС N 23 по городу Москве
о признании недействительным решения,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
Карпова В.О. по дов. от 27.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Профессиональные системы" (заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 23 по г. Москве (ответчик, Инспекция) о признании недействительным полностью решения N 265 от 19.06.2019 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" с учетом решения Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 06.03.2020 N 2110/046443 по апелляционной жалобе.
Решением суда от 28.01.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Профессиональные системы", не согласившись с выводами суда, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Представитель инспекции поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Заявитель в судебное заседание не явился. Суд рассмотрел дело в порядке ст. ст. 123 и 156 АПК РФ в его отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушанного мнения представителей сторон, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права.
Как следует из материалов дела, инспекция проводила камеральную налоговую проверку налогового расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 года, по результатам которой вынесен акт налоговой проверки от 14.12.2018 N 43682 и оспариваемое решение N 265 от 19.06.2019 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", которым обществу доначислен налог на имущество организаций в размере 2 046 666 руб.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении Заявителем налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости, в связи с исключением из раздела 3 Расчета объекта налогообложения с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 (архивный номер 77:04:0003005:1161), расположенного по адресу: г. Москва, проезд 2-й Южнопортовый, Д.12Г, стр. 1 (спорный объект, здание), повлекшим неисчисление налога за указанный период в размере 2 046 666 руб. величины налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за 1 квартал 2017 год.
Общество не согласилось с решением инспекции и обратилось в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве
Решением УФНС по г. Москве от 06.03.2020 N 2110/046443 апелляционная жалоба Общества на решение Инспекции оставлена без удовлетворения, что послужило основанием к его обращению в суд с требованиями по настоящему делу.
Основанием для вынесения обжалуемого решения послужил вывод налогового органа о неправомерном занижении заявителем налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости, в связи с исключением из раздела 3 Расчета объекта налогообложения с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 (архивный номер 77:04:0003005:1161), расположенного по адресу: г. Москва, проезд 2-й Южнопортовый, Д.12Г, стр. 1 (далее - спорный объект, здание), повлекшим неисчисление налога за указанный период в размере 2 046 666 руб. величины налогооблагаемой базы по налогу на имущество организаций за 3 месяца 2017 года.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Общество владеет на праве собственности зданием с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 (далее - здание, объект), расположенным по адресу: г. Москва, проезд 2-й Южнопортовый, д. 12Г, стр. 1, имеющим также "архивный" кадастровый номер 77:04:0003005:1161, который был включен в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, утвержденная Постановлением Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП (в редакции действующей в 2018 году) (Перечень, N строки 12316).
Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП "Об утверждении кадастровой стоимости и удельных показателей кадастровой стоимости объектов капитального строительства в городе Москве по состоянию на 01.01.2016" утверждена кадастровая стоимость спорного объекта с архивным кадастровым номером 77:04:0003005:1161 в размере 679 970 973,19 руб.
В первичной декларации заявитель, применяющий упрощенную систему налогообложения (УСН), учел спорное здание в разделе 3 "расчет налога исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества", исчислив налог исходя из кадастровой стоимости отраженной в Постановлении Правительства Москвы 29.11.2016 N 790-ПП по кадастровому номеру 77:04:0003005:1161.
В уточненной декларации налогоплательщик ввиду изменения кадастрового номера здания на 77:04:0003005:6953 и отсутствие указанного номера в Перечне исключил спорное здание из раздела 3 и с учетом применения УСН, предусматривающее в силу статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) освобождение от уплаты налога, за исключением объектов недвижимости включенных в Перечень в соответствии со статьей 378.2 НК РФ, не включал спорное здание в раздел 2 декларации "расчет налога исходя из средней (балансовой) стоимости имущества".
Инспекция в ходе проверки на основании информации из Росреестра установила, что спорное здание имело в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) два дублирующих кадастровых номера 77:04:0003005:1161 (первичный) и 77:04:0003005:6953 (последующий), с одними и теми же адресными ориентирами и площадью, в связи с чем, в целях приведения в соответствие данных ЕГРН кадастровому номеру 77:04:0003005:1161 был присвоен статус "архивный", а кадастровому номеру 77:04:0003005:6953 "актуальный", при этом, оба кадастровых номера относятся к одному и тому же объекту - зданию, принадлежащему налогоплательщику.
Учитывая идентичность объекта по двум кадастровым номерам, один из которых 77:04:0003005:1161 был включен в Перечень, налоговый орган сделал вывод о наличии у налогоплательщика обязанности по исчислению налога на имущество организаций в отношении спорного здания исходя из его кадастровой стоимости, утвержденной в Постановлении Правительства Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП, в связи с чем, начислила налог в размере 2 046 666 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Общество, обращаясь в суд, указывает на то, что не внесение сведений об объекте недвижимости в перечень в форме, установленной Приказом ФНС РФ от 28.04.2014 N ММВ-7-11/604@, не позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, что влечет неясность и расхождение толкования указанного перечня. При таких обстоятельствах отсутствуют основания для однозначного вывода о включении спорного объекта недвижимости (г. Москва, пр.2-й Южнопортовый, Д.12Г, стр.1), принадлежащего заявителю, в Перечень на 2015. Поскольку здание с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 не поименовано в Перечне (в редакции, действующей в проверяемом периоде), то Общество в 2017 году не является плательщиком налога на имущество организаций, исчисляемого исходя из налоговой базы, определяемой исходя из кадастровой стоимости объекта.
В проверяемом периоде Общество применяло упрощенную систему налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.11 НК РФ применение упрощенной системы налогообложения организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на имущество организаций, за исключением налога, уплачиваемого в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база по которым определяется как их кадастровая стоимость в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно пункту 1 статьи 374 НК РФ объектами налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378 и 378.1 НК РФ.
Исходя из положений пункта 1 статьи 375 НК РФ налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, если иное не предусмотрено пунктом 2, в соответствии с которым налоговая база в отношении отдельных объектов недвижимого имущества определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 378.2 НК РФ (в редакции до 01.01.2017) налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении перечисленных в этом пункте видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Пунктом 2 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что закон субъекта Российской Федерации, устанавливающий особенности определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 и 4 пункта 1 настоящей статьи, может быть принят только после утверждения субъектом Российской Федерации в установленном порядке результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 НК РФ уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Кодекса, направляет его в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества и размещает на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В рамках полномочий, представленных субъектам Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 и пунктом 2 статьи 372 НК РФ, на территории г. Москвы принят Закон города Москвы от 05.11.2003 N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 64), устанавливающий с 1 января 2014 года особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организации исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ.
Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 - 2016 год в соответствии с пунктом 1 статьи 1.1 Закона N 64 был установлен в Постановлении Правительства г. Москвы от 28.11.2014 N 700-ПП, с учетом изменений действующих в 2018 году.
Таким образом, в силу указанных норм подлежат налогообложению исходя из кадастровой стоимости признаваемые объектами налогообложения объекты недвижимого имущества, включенные в Перечень на начало соответствующего налогового периода исходя из установленных статьей 378.2 Кодекса условий (во взаимосвязи с положениями законов субъектов Российской Федерации о налоге), которые принадлежат организации на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
Пунктом 8 статьи 378.2 Кодекса предусмотрено, что состав сведений, подлежащих включению в Перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в сфере налогов и сборов.
На основании пункта 8 статьи 378.2 Кодекса приказом ФНС России от 28.11.2014 N ММВ-7-11/604@ "Об определении состава сведений, подлежащих включению в перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, и об утверждении формата их представления в электронной форме" (далее - приказ N ММВ-7-11/604@) определен состав сведений, подлежащих включению в Перечень, формат и порядок их направления в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации.
Согласно приказу N ММВ-7-11/604@ в Перечень включаются данные о кадастровом номере объекта недвижимого имущества (за исключением единого недвижимого комплекса, в отношении которого указывается его условный номер) и его адресе.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы" (далее - Положение о Департаменте) Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по разработке и реализации, в том числе, налоговой политики.
В полномочия Департамента входит определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, внесение в него изменений (пункт 4.1.17 Положения о Департаменте).
Департамент формирует перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в том числе с использованием информации об объектах недвижимого имущества, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и нежилых помещений для целей налогообложения, направляет указанный перечень, изменения в перечень в электронной форме в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве, а также размещает его на официальном сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (пункт 4.21 Положения о Департаменте).
Также, в полномочия Департамента входит разъяснение порядка применения законодательства города Москвы о налогах и сборах совместно с Департаментом финансов города Москвы (пункт 4.26 Положения о Департаменте).
Понятие кадастровой стоимости ввиду отсутствия в налоговом законодательстве на основании статьи 11 НК РФ определяется в статье 3 Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закона N 135-ФЗ) как стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона.
Решение о проведении государственной кадастровой оценки и об утверждении результатов определения кадастровой стоимости на основании статей 24.12 и 24.17 Закона N 135-ФЗ принимает исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, являющийся заказчиком работ по определению кадастровой стоимости путем принятия акт об утверждении результатов определения кадастровой стоимости, являющегося нормативным правовым актом, вступающим в силу после даты его официального опубликования (обнародования).
Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП утверждены результаты государственной кадастровой оценки объектов недвижимого имущества в г. Москве, подлежащих налогообложению по налогу на имущество исходя из кадастровой стоимости, которые применяются для целей налогообложения с 01.01.2017 и действуют в 2018 году, в том числе и для спорного здания.
В силу специальных положений установленных пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ любое помещение, находящееся в здании, включенном в перечень объектов недвижимого имущества облагаемых по кадастровой стоимости, подлежит налогообложению исходя из кадастровой стоимости вне зависимости от того, включено ли данное помещение в Перечень или нет, а также вне зависимости от наличия утвержденной в отношении него кадастровой стоимости в результате государственной кадастровой оценки.
При этом, до включения соответствующих помещений в Перечень и определения в отношении них кадастровой стоимости их кадастровая стоимость для целей налогообложения определяется расчетным путем, исходя из доли в кадастровой стоимости здания, что соответствует общей цели введения данного положения о налогообложении всех зданий и помещений, соответствующих определенным критериям, налогом исходя из кадастровой стоимости.
Учитывая изложенное, поскольку налогоплательщик владеет на праве собственности спорными помещениями, входящими в здание включенное в Перечень, то в силу перечисленных выше положений статей 346.11 и 378.2 НК РФ у него возникает обязанность по исчислению и уплате налога на имущество организаций в отношении данных помещений исходя из кадастровой стоимости, определенной расчетным путем в порядке установленном пунктом 6 статьи 378.2 НК РФ, вне зависимости от применения в данном периоде или не применения упрощенной системы налогообложения.
Как следует из письма Департамента от 05.04.2019 N ДПР-3-2114/19, полученного в ходе проведения мероприятий налогового контроля, "Обществу на праве собственности принадлежит здание с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 площадью 7574,4 кв. м., расположенное по адресу г. Москва, 2-й Южнопортовый пр-д, Д.12Г, стр.1, которое не включено в Перечень.
При этом в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) содержалась также запись о здании с кадастровым номером 77:04:0003005:1161 с аналогичным адресом площадью 7 630,8 кв. м, которое включено в Перечень на 2015-2019 годы. Согласно информации, содержащейся в ЕГРН, 15.03.2019 записи об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:1161 присвоен статус "архивный" как дублирующей сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:6953.
Таким образом, здание со ставшим впоследствии "архивным" кадастровым номером 77:04:0003 005:1161 и актуальным кадастровым номером 77:04:0003005:6953 является для целей налогообложения одним и тем же объектом недвижимости.
Следовательно, объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 в 2015-2019 годах является объектом налогообложения налогом на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости, несмотря на то, что здание в указанных налоговых периодах включено в Перечень под ставшим впоследствии "архивным" кадастровым номером 77:04:0003005:1161".
Довод налогоплательщика об отсутствии оснований для уплаты налога исходя из кадастровой стоимости здания ввиду отсутствия его в Перечне по данным нового кадастрового номера 77:04:0003005:6953 правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку согласно информации из Росреестра оба кадастровых номера 77:04:0003005:1161 (первоначальный и в настоящее время "архивный") и 77:04:0003005:6953 (действующий "актуальный") содержат сведения об одном и том же здании по адресу: г. Москва, проезд 2-й Южнопортовый, д. 12Г, стр. 1, которое принадлежит налогоплательщику, в связи с чем, данное здание, вне зависимости от указания в Перечне старого (предыдущего) или нового кадастрового номера в силу положений статьи 378.2 НК РФ подлежит налогообложению налогом на имущество организаций исходя из его кадастровой стоимости.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:1161 поставлен на кадастровый учет 25.05.2012, снят с кадастрового учета 15.03.2019.
Объект недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 поставлен на кадастровый учет 16.02.2017, сведения об объекте недвижимости имеют статус "актуальные, ранее учтенные".
Сведения ЕГРН подтверждают, что объекты недвижимости с кадастровыми номерами 77:04:0003005:1161 и 77:04:0003005:6953 являются дублирующими.
Кроме того, как следует из материалов налоговой проверки, налогоплательщик представил налоговую декларацию за 3 месяца 2017 года по объекту недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:1161, а не объекту недвижимости с кадастровым номером 77:04:0003005:6953, что также подтверждает вывод о тождественности двух объектов недвижимости и признании их таковыми самим Заявителем.
Объект недвижимости для целей налогообложения налогом на имущество организаций, исходя из кадастровой стоимости, считается определенным вне зависимости от последующего изменения кадастрового номера объекта (ликвидация Росеестром дублирующей записи).
Доказательств того, что объект с кадастровым номером 77:04:0003005:6953 отличается от объекта с "архивным" кадастровым номером 77:04:0003005:1161, расположенном по тому же адресу заявитель в нарушении ст. 65 АПК РФ не представил.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции обоснованно пришел к правильному выводу о том, что общество в нарушении ст. ст. 346.11, 375 и 378.2 НК РФ неправомерно исключило из налогообложения налогом на имущество организаций в уточненной декларации за 1 квартал 2017 года принадлежащего ему здания с кадастровым номер 77:04:0003005:6953 (архивный кадастровый номер 77:04:0003005:1161), включенного в Перечень, в связи с чем, налоговый орган обоснованно начислил по данному зданию налог исходя из кадастровой стоимости установленной в Постановлением Правительства г. Москвы от 29.11.2016 N 790-ПП, вследствие чего, оспариваемое решение от 19.06.2019 N 270 является законным и обоснованным.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 28.01.2021 по делу N А40-102850/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Ж.В.Поташова |
Судьи |
И.А.Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-102850/2020
Истец: ООО "ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 23 ПО Г. МОСКВЕ