город Томск |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А02-1557/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего |
|
Павлюк Т.В., |
судей |
|
Кривошеиной С.В., |
|
|
Хайкиной С.Н., |
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Винник А.С., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый город" (N 07АП-3268/21) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 20.02.2021 по делу N А02-1557/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый город" (ОГРН 1062204015873, ИНН 2204025141, ул. Николая Гастелло, д. 6, г. Бийск, Алтайский край) к Прокуратуре г. Горно-Алтайска Республики Алтай (649000, г. Горно-Алтайск ул. Чорос-Гуркина 36) о признании недействительным представления от 01.10.2020 N 07-02-2020,
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Семитко С.Е., представитель по доверенности от 26.05.2021, удостоверение;
УСТАНОВИЛ
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый город" (далее - общество, ООО "УК "Чистый город", заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным представления Прокуратуры г. Горно-Алтайска Республики Алтай (далее - заинтересованное лицо, прокуратура) от 01.10.2020 N 07-02-2020.
Решение суда от 20.02.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с решением суда, общество обратилось с апелляционной жалобой в Седьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. Апелляционная жалоба мотивирована неполным выяснением обстоятельств дела, несоответствием выводов, изложенных в решении фактическим обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств.
Заинтересованное лица, в отзыве, представленном в суд в соответствии со статьей 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представитель в судебном заседании, доводы апелляционной жалобы отклонил, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии со статьей 123, 156 АПК РФ, дело рассмотрено в отсутствие заявителя, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, отзыве, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру города Горно-Алтайска Республики Алтай обратилась Дымова A.E. - собственник жилого помещения по адресу: г. Горно-Алтайск Республики Алтай ул. Проточная дом 10/1 корп.4 кв.10 с жалобой на действия ООО УК "Чистый город"
В сентябре-октябре 2020 года прокуратурой города Горно-Алтайска была проведена проверка по обращению Дымовой А.Е.
В ходе проведения проверки было установлено, что ООО УК "Чистый город" производит начисления коммунальной платы населению учитывая прошлый период - за февраль 2020 по объемам января 2020 и так далее.
Выборочной проверкой платежных документов за январь - март 2020 года установлено, что в платежном документе не указываются сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил.
Кроме этого, выявлено взимание ООО "УК Чистый город" с собственника жилого помещения платы за опломбирование счетчиков учета ХВС, ГВС, электроэнергии установлены нарушения требований.
По результатам проверки 01.10.2020 прокуратура выдала ООО "УК Чистый город" представление, в котором указала на нарушение обществом пункта 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ от 07.12.2011 "О водоснабжении и водоотведении", пункта 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 N 442, подпунктов "е", "у" пункта 31, подпункта "з" пункта 33, подпункта "и" пункта 69, пункта 81(9) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N354 от 06.05.2011.
Также обязала осуществить возврат Дымовой А.Е. денежных средств в сумме 600 руб., полученных 17.03.2020 за опломбирование приборов учета ХВС, ГВС, электроэнергии.
При начислении платы за коммунальные услуги предписано брать расчетный период в соответствии с пунктом 37 Правил N 354.
Считая данное представление незаконным и нарушающим его права, ООО "УК Чистый город" обратилось в суд с требованием о его отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о соответствии оспариваемого представления нормам действующего законодательства, указал, что действия ООО "Чистый город" по опломбированию счетчиков и взиманию за это платы незаконны.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Анализ частей 2 и 3 статьи 201 АПК РФ позволяет сделать вывод о том, что для признания оспариваемого ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц незаконными суд должен установить наличие двух условий в совокупности:
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту;
- оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон N 2202-1) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в пункте 1 статьи 21, пункте 3 статьи 22, статьях 24, 28 устанавливает, что прокурор при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов наделен правом вносить представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения.
За невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении указанных лиц предусмотрена административная ответственность, что свидетельствует о том, что представление прокурора, является основанием для привлечения к административной ответственности, затрагивает права этих лиц.
Предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (пункт 1 статьи 21 Закона N 2202-1).
В силу пунктов 1 и 2 статьи 10 Закона N 2202-1 в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Исходя из положений статьи 22 Закона N 2202-1, прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона N 2202-1 проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с пунктом 3 статьи Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.
Пунктом 1 статьи 24 Закона о прокуратуре установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 24.02.2005 N 84-О, по смыслу приведенных взаимосвязанных положений Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также учитывая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (пункт 2 статьи 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1), само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.
В данном случае прокуратурой в соответствии с указанными нормами по обращению гражданина проведена проверка общества по исполнению им норм жилищного законодательства.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом. Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации арбитражные суды осуществляют защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав.
Способы защиты гражданских прав определены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В силу статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354).
Исходя из общих положений данных Правил, исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги, коммунальные услуги - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных Правилами. К коммунальному ресурсу относится тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения).
В силу подпункта "е" пункта 31 Правил N 354 исполнитель обязан при наличии коллективного (общедомового) прибора учета ежемесячно снимать показания такого прибора учета в период с 23-го по 25-е число текущего месяца и заносить полученные показания в журнал учета показаний коллективных (общедомовых) приборов учета, предоставить потребителю по его требованию в течение 1 рабочего дня со дня обращения возможность ознакомиться со сведениями о показаниях коллективных (общедомовых) приборов учета, обеспечивать сохранность информации о показаниях коллективных (общедомовых), индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета в течение не менее 3 лет; в силу подпункта ж(1) осуществлять определение размера платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 Правил.
Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу (п. 37 Правила N 354).
Начисление платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, производится исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.
Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 171 данного Кодекса.
Как разъяснено в абзаце втором пункта 35 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", если управляющая организация фактически приступила к управлению общим имуществом многоквартирного дома во исполнение решения общего собрания собственников помещений и из представленных доказательств следует, что наниматели (собственники) помещений вносят плату за коммунальные услуги управляющей организации, а ресурсоснабжающая организация выставляет последней счета за поставку соответствующего ресурса, отношения между управляющей организацией и ресурсоснабжающей организацией могут быть квалифицированы как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, в связи с чем управляющая организация может быть признана выполняющей функции исполнителя коммунальных услуг (пункт 1 статьи 162 ГК РФ).
Данный вывод указан в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N l (2020)", утв. президиумом Верховного Суда РФ 10.06.2020.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги; обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает, в том числе у нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора.
В соответствии с пунктом 13 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354, предоставление коммунальных услуг обеспечивается управляющей организацией, товариществом или кооперативом либо организацией, указанной в подпункте "б" пункта 10 данных Правил, посредством заключения с ресурсоснабжающими организациями договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям, в том числе путем их использования при производстве отдельных видов коммунальных услуг (отопление, горячее водоснабжение) с применением оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и надлежащего исполнения таких договоров.
Материалами дела установлено, что 16.12.2019 между Дымовой А.Е. и ООО Управляющая компания "Чистый город" заключен договор управления многоквартирным домом по адресу г. ГорноАлтайск, ул. Проточная д. 10/1 корпус 4.
На основании пункта 3.1.7 договора управления управляющая организация обязана заключить договоры, в том числе с ресурсосиабжающими организациями, связанные с осуществлением деятельности по управлению многоквартирным домом, осуществлять контроль за их выполнением.
С января 2020 года плату за жилое помещение и коммунальные услуги (все энергоресурсы, содержание жилых/нежилых помещений, домофон) Дымова А.Е. осуществляла исключительно по квитанциям ООО УК "Чистый город" (МУП г. Бийск ЕИРКЦ).
Ресурсоснабжающие организации начали предъявлять квитанции за коммунальные услуги: АО "Алтайэнергосбыт" по электроэнергии первая квитанция выставлена за апрель 2020 года; АО "Водоканал" по водоснабжению (водоотведению) первая квитанция за майl 2020 года; АО "Горно-Алтайское ЖКХ" по теплоснабжению (в том числе тепло энергия на подогрев ГВС) первая квитанция замай 2020 года.
Следовательно, как верно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемый период ООО Управляющая компания "Чистый город" является исполнителем услуг и обязано соблюдать требования Правил N 354.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе).
В силу пункта 67 Правил плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов.
В пунктах 7.29 и 7.30 договора управления от 16.12.2019 указано, что плата за коммунальные услуги вносится ежемесячно, до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, на основании платежных документов, предъявляемых РСО, не позднее 5-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата.
В обращении Дымовой А.Е. в прокуратуру было указано, что плата за отопление (в квитанциях, предъявляемых ООО УК "Чистый город" жителям дома по адресу г. Горно-Алтайск, ул. Проточная д. 10/1 корпус 4, именуется ГВС на содержание ОИ) предъявляется управляющей компанией не за расчетный период.
Данный факт подтверждается следующими доказательствами: первая квитанция от АО "Горио-Алтайское ЖКХ" за коммунальные услуги "теплоснабжение и теплоэнергия на подогрев ГВС" выставлена в июне 2020 года за расчетный период - май 2020 года.
При этом ООО УК "Чистый город" выставляло квитанции, в которых по строке "ГВС па содержание ОИ" предъявлялись к оплате суммы, однозначно свидетельствующие, что данные начисления производятся не за места общего пользования. Первая квитанция по данной коммунальной услуге за февраль 2020 года на сумму 3 654 руб. 38 коп. (отопление на сумму 4 528 руб. 16 коп. было исключено в квитанции за март 2020 года). При этом в квитанции за январь 2020 года каких-либо иных начислений, кроме как за содержание жилых/нежилых помещений, УК не производилось.
С июля 2020 года по настоящее время ООО УК "Чистый город" предъявляет в квитанциях по данной коммунальной услуге суммы от 95 руб. 26 коп. до 174 руб. 10 коп., т.е. только за отопление мест общего пользования.
Таким образом, судом первой инстанции верно установлено, что ООО "Чистый город" производит начисления коммунальной платы населению учитывая прошлый период - за февраль 2020 по объемам января 2020 и так далее, поскольку как следует из материалов дела, в январе 2020 года данного вида платежа вообще не было выставлено, за май и июнь 2020 года собственником жилого помещения производилась оплата как по квитанциям УК, так и по квитанциям АО "Горно-Алтайское ЖКХ".
Кроме того, прокуратурой установлено, что в платежных документах за январь - март 2020 года не указываются сведения о рассрочке и (или) отсрочке внесения платы за коммунальные услуги, предоставленной потребителю в соответствии с пунктами 72 и 75 настоящих Правил, что также является нарушением установленных правил.
Довод общества о том, что согласно протокола собрания собственниками было принято решение о переходе на прямые договора и расчеты с ресурсоснабжающими организациями, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции.
Действительно, решением общего собрания собственников помещений в МКД по ул. Проточная, 10/1 корп. 4, проводимого в форме очно-заочного голосования от 16.01.2020 года принято решение о заключении собственниками помещений от своего имени договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления с ресурсоснабжающими организациями (прямые договоры); вносить оплату за все коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям. Пунктом 2.8 договора управления многоквартирным домом от 16.01.2020 предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме заключают договора о предоставлении коммунальных услуг - холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления напрямую с ресурсоснабжающими организациями, а также вносят плату за все коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Вместе с тем, материалами дела подтверждается и не опровергнуто обществом, что фактически на прямые договоры собственники жилых помещений дома расположенного по адресу: г. Горно-Алтайск, ул. Проточная, 10/1 корп. 4 перешли с мая 2020 года.
Часть 2 разд. 1 Правил N 354 определяет: "исполнитель" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация" - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).
Ввод индивидуальных приборов учета в эксплуатацию осуществляется исполнителем коммунальных услуг по заявлению потребителя в соответствии с подпунктом "у" пункта 31 Правил N 354, согласно которого исполнитель коммунальных услуг обязан осуществлять по заявлению потребителя, за исключением предусмотренных пунктом 80(1) настоящих Правил случаев, когда обязанность по установке и вводу в эксплуатацию приборов учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика (сетевую организацию - в отношении жилого дома (домовладения), ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, в том числе установленного гарантирующим поставщиком (сетевой организацией - в отношении жилого дома (домовладения) в предусмотренных пунктом 80( 1) настоящих Правил случаях, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В силу подпункта "з" пункта 33 Правил N 354 потребитель имеет право принимать решение об установке индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, и обращаться за выполнением действий по установке такого прибора учета к лицам, осуществляющим соответствующий вид деятельности, за исключением случаев установки и ввода в эксплуатацию приборов учета электрической энергии, в отношении которых выполнение указанных мероприятий в соответствии с пунктом 80(1) настоящих Правил возложено на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.
Из системного толкования пунктов 81 - 81(9) Правил N 354 следует, что ввод установленного прибора учета в эксплуатацию представляет собой документальное оформление указанного прибора учета в качестве такового и осуществляется исполнителем на основании соответствующей заявки собственника жилого или нежилого помещения. Данные работы включают в себя непосредственно выход специалиста в адрес потребителя, оформление и подписание акта обследования и ввода прибора учета в эксплуатацию, перед подписанием которого осуществляется установка контрольных пломб на приборе учета.
Согласно пункту 81 (9) Правил N 354 ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами, осуществляется исполнителем без взимания платы. Платность такой услуги для потребителя не установлена и положениями статьи 154 ЖК РФ.
Пунктом 5 статьи 20 Закона N 416-ФЗ предписано, что приборы учета воды, сточных вод размещаются абонентом, организацией, эксплуатирующей водопроводные или канализационные сети, на границе балансовой принадлежности сетей, границе эксплуатационной ответственности абонента, указанных организаций или в ином месте в соответствии с договорами, указанными в части 1 статьи 7, части 1 статьи 11, части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, договорами о подключении (технологическом присоединении).
Приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц.
В соответствии с пунктом 8 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05,2012 N 442 действия, подлежащие в соответствии с настоящим документом исполнению субъектами розничных рынков, в том числе действия по вводу приборов учета в эксплуатацию, по установке пломб и (или) знаков визуального контроля по завершении процедуры ввода прибора учета в эксплуатацию, по снятию и предоставлению показаний приборов учета, совершаются ими без взимания платы за их совершение, если иное прямо не установлено в настоящем документе.
При этом, действия ООО "Чистый город" по опломбированию счетчиков и взиманию за это платы не законны как в силу обстоятельства выступления в статусе исполнителя услуг при условии выставления счетов на оплату ГВС, ХВС, так и при отсутствии данного статуса при наличии прямых договоров.
Как верно установил суд первой инстанции, в силу требований действующего законодательства, а также перехода собственников на прямые договоры, опломбирование счетчиков должно было осуществляться АО "ГАЖК", АО "Водоканал", АО "Алтайэнергосбыт", но не ООО "Чистый город".
Доводы общества о неправильном наименовании общества, вследствие чего оспариваемое представление вынесено в отношении иного юридического лица, несостоятельны. В ходе проверки обществом давались объяснения, представлялись документы, управлением многоквартирным домом по указанному адресу осуществляет именно ООО "УК "Чистый город".
Кроме того, суд апелляционной инстанции исходит из того, что сам по себе факт внесения представления с указанием на выявленные нарушения не повлек создание каких-либо неблагоприятных последствий для предпринимательской и экономической деятельности заявителя, поскольку последний к какой - либо юридической ответственности не привлекался.
Из материалов дела следует, что заявителем не представлены доказательства нарушения его прав представлением прокурора, направленным на понуждение к устранению допущенных заявителем нарушений законодательства.
Вопреки позиции апеллянта, суд первой инстанции обоснованно применил нормы материального и процессуального права.
Судом первой инстанции полно исследованы и установлены все фактические обстоятельства дела, дана надлежащая оценка представленным доказательствам и правильно применены нормы материального права без нарушений норм процессуального законодательства.
Оценивая доводы апеллянта, суд апелляционной инстанции с учетом вышеизложенных норм права, фактических обстоятельств настоящего дела и содержания оспариваемого представления, также приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по указанным в ней причинам. Применительно к фактическим обстоятельствам дела, доводы заявителя апелляционной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, получивших надлежащую оценку суда первой инстанции. Оснований для переоценки в силу положений статей 268, 270 АПК РФ не имеется. Судебные расходы по оплате государственной пошлины в апелляционной инстанции, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с отсутствием оснований для удовлетворения апелляционной жалобы относятся на ее подателя.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Алтай от 20.02.2021 по делу N А02-1557/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Чистый город" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Республики Алтай.
Председательствующий |
Т.В. Павлюк |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1557/2020
Истец: ООО "Управляющая компания "Чистый город"
Ответчик: Прокурор города Горно-Алтайска
Третье лицо: Дымова Анастасия Евгеньевна, Министерство цифрового развития Республики Алтай, Прокуратура Томской области