г. Вологда |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А05-13838/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 31 мая 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Журавлева А.В., судей Рогатенко Л.Н. и Холминова А.А..,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Рогалевой Р.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области на решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2021 года по делу N А05-13838/2020,
УСТАНОВИЛ:
Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области (ОГРН 1042900022626, ИНН 2901127253; адрес: 163000, Архангельская область, город Архангельск, проспект Троицкий, дом 49; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной ответственностью "Рай Топ" (ОГРН 1102901011377, ИНН 2901209393; адрес: 163057, Архангельская область, город Архангельск, улица Дачная, дом 66; далее - общество, ООО "Рай Топ") о взыскании 633 655 руб. 43 коп., в том числе необоснованно полученных средств субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления, в размере 626 671 руб. 81 коп. за 2018 - 2019 годы и пеней в размере 2 663 руб. 35 коп., начисленных за период с 01.12.2020 по 11.02.2021 с последующим начислением по день фактической уплаты долга.
Определением Арбитражного суда Архангельской области от 11.12.2020 принято к производству исковое заявление; возбуждено производство по делу N А05-13838/2020 с рассмотрением дела в порядке упрощенного производства.
В рамках рассматриваемого дела ООО "Рай Топ" в арбитражный суд 30.12.2020 подано встречное заявление о признании требования Министерства о возврате средств субсидии от 06.11.2020 N 203/06-06/8450 недействительным в части возложения на общество обязанности по возврату средств субсидии в сумме 626 671 руб. 81 коп., в том числе 514 297 руб. 10 коп. за 2018 год, 112 374 руб. 71 коп. за 2019 год, а также о возмещении расходов по уплате государственной пошлины.
Определением от 11.01.2021 встречное заявление ООО "Рай Топ" принято к производству, суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2021 года признан недействительным проверенный на соответствие нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, ненормативный правовой акт - требование о возврате средств субсидии от 06.11.2020 N 203/06-06/8450, вынесенное министерством топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области в отношении ООО "Рай Топ" в части требования произвести возврат средств субсидии в размере 626 671 руб. 81 коп. Министерство обязано устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Рай Топ". С министерства в пользу общества взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. С общества в пользу министерства взыскано 502 руб. 80 коп. пеней. В удовлетворении остальной части первоначального иска отказано. С общества в доход федерального бюджета взыскано 12 руб. государственной пошлины.
Министерство с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, которые, по его мнению, не соответствуют обстоятельствам дела.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в суд не направили, в связи с этим жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в соответствии с распоряжением министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области от 02.09.2020 N 488-р в отношении ООО "Рай Топ" проведена плановая камеральная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления (далее - субсидия), за 2018-2019 годы.
Предоставление обществу средств субсидии в 2018 и 2019 годах осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области" (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 6 Порядка между министерством и обществом заключены договоры о предоставлении из областного бюджета субсидии от 12.04.2018 N 15-Д (далее - договор 2018 года) и от 13.02.2019 N 14-Д (далее - договор 2019 года).
По результатам проведенной обществом проверки за 2018 год и 2019 год министерством составлен акт проверки от 30.10.2020 N 203/06-06/98, в котором указаны следующие нарушения.
Общая сумма необоснованно полученных обществом средств субсидии за проверяемый период составила 709 210 руб. 69 коп., в том числе:
- завышение в расчетах потребности в средствах субсидии за 2018 год объема топлива твердого на 555,336 плотн.куб.м на сумму 539 877 руб. 80 коп.;
- завышение в расчетах потребности в средствах субсидии за 2019 год объема топлива твердого на 111,334 плотн.куб.м на сумму 169 332 руб. 89 коп.
В ходе проверки первичных учетных документов, представленных обществом, министерством установлено, что в расчет потребности в средствах субсидии включен объем топлива твердого, реализованного населению, проживающему в домах до 1999 года постройки (включительно), превышающий объем годовой потребности, рассчитанной по установленным нормативам, в размере 58,436 плотн.куб.м на сумму субсидии 45 602,70 руб.
В соответствии с постановлением министерства от 06.06.2018 N 17-пн "Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (дров) при наличии печного отопления для отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома, расположенных на территории муниципального образования "Приморский муниципальный район" (далее - постановление N 17-пн), вступившим в силу с 18 июня 2018 г., норматив потребления установлен только для многоквартирных и жилых домов постройки до 1999 года включительно.
Вместе с тем согласно информации Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр, https://rosreestr.ru) и на основании сведений, указанных в первичных учетных документах, определено, что обществом в расчет потребности в средствах субсидии включены объемы топлива твердого, реализованного гражданам, проживающим в домах постройки после 1999 года, указанных в приложении N 2 к акту.
В связи с тем, что нормативы для домов постройки после 1999 года в период с 18 июня по 31 декабря 2018 г. отсутствуют, министерство пришло к выводу, что в расчет потребности в средствах субсидии обществом необоснованно включен объем топлива твердого 496,900 плотн.куб.м, что привело к завышению потребности в средствах субсидии на сумму 494 275,10 руб.
Учитывая изложенное, министерством сделан вывод о том, что обществом в расчет фактической потребности в средствах субсидии за 2018 год необоснованно включен объем топлива твердого 555,336 плотн.куб.м, на сумму субсидии 539 877,80 руб.
В ходе проверки первичных учетных документов, представленных обществом, министерством установлено, что в расчет потребности в средствах субсидии за 2019 год включен объем топлива твердого, реализованного населению, превышающий объем годовой потребности, рассчитанной по установленным нормативам, в размере 106,334 плотн. куб. м, в том числе:
- реализованный потребителям, проживающим в домах до 1999 года постройки (включительно), - 22,422 плотн.куб.м на сумму субсидии 32 227,11 руб.;
- реализованный потребителям, проживающим в домах после 1999 года постройки, - 83,912 пл.куб.м на сумму субсидии 127 825,78 руб.
Кроме того, объем топлива твердого, представленный обществом в расчетах за 2019 год по муниципальному образованию "Островное", 5 плотн.куб.м - не подтвержден данными бухгалтерского учета и первичными учетными документами, сумма необоснованно полученных обществом средств субсидии составила 9 280 рублей.
Учитывая изложенное, министерство сделало вывод о том, что обществом в расчет фактической потребности в средствах субсидии за 2019 год необоснованно включен объем топлива твердого в размере 111,334 плотн.куб.м, на сумму субсидии 169 332,89 руб.
На основании акта проверки министерством в адрес общества было направлено требование от 06.11.2020 N 203/06-06/8450 о возврате средств субсидии в сумме 709 210 руб. 69 коп.
Требование о возврате средств субсидии от 06.11.2020 N 203/06-06/8450 получено обществом 13.11.2020 и должно было быть исполнено им в течение 10 рабочих дней со дня предъявления. Срок исполнения требования в добровольном порядке истек 30.11.2020.
Требование министерства было исполнено обществом частично: общество платежным поручением от 12.01.2021 N 3 произвело возврат в бюджет средств субсидии в размере 82 538 руб. 88 коп.
Поскольку требование в полном объеме обществом не исполнено, министерство обратилось с исковым заявлением в суд (с учетом уточнения) о взыскании 626 671 руб. 81 коп. необоснованно полученных средств субсидии и 2 663 руб. 35 коп. пеней за период с 01.12.2020 по 11.02.2021 с последующим начислением пеней по день фактической уплаты долга.
В свою очередь общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным требования министерства от 06.11.2020 N 203/06-06/8450 в части требования уплатить 626 671 руб. 81 коп.
Оценив в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы сторон, суд посчитал, что имеются основания для частичного удовлетворения первоначального заявления министерства и для удовлетворения встречного заявления общества в полном объеме.
Апелляционная коллегия не находит оснований для несогласия с принятым судебным актом.
На основании части 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушения актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как установлено пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В силу подпункта 2 пункта 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 и 7 статьи 78 Кодекса), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам -производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять:
1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий;
2) цели, условия и порядок предоставления субсидий;
3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении;
4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии);
5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Предоставление субсидий в 2018 и 2019 годах осуществлялось министерством в соответствии с Порядком предоставления субсидий на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 15.10.2013 N 487-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области".
В силу пункта 2 Порядка под топливоснабжающими организациями понимаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, за исключением государственных (муниципальных) учреждений, осуществляющие реализацию твердого топлива населению на территории Архангельской области.
Согласно пункту 3 Порядка главным распорядителем средств областного бюджета, предусмотренных на предоставление субсидий, является министерство.
В силу пункта 6 Порядка между министерством и обществом был заключен договор на 2018 год, предметом которого являлось предоставление заявителю из областного бюджета субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате государственного регулирования розничных цен на топливо твердое, реализуемое населению для нужд отопления в соответствии с Порядком.
В соответствии с пунктом 19 Порядка министерством проводятся обязательные проверки соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка предоставления субсидии.
В случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования (пункт 20 Порядка).
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных этим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.
Порядком осуществления финансового контроля исполнительными органами государственной власти Архангельской области, утвержденным постановлением Правительства Архангельской области от 18.02.2014 N 58-пп, установлены правила осуществления проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий и бюджетных инвестиций из областного бюджета их получателями в соответствии со статьей 78, пунктами 2 - 4 статьи 78.1 БК РФ.
Оспариваемое обществом требование вынесено министерством в пределах полномочий, по форме и содержанию соответствует требованиям нормативных правовых актов.
Согласно части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Частью 1 статьи 157 ЖК РФ определено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Законом Архангельской области от 24.10.2011 N 358-25-ОЗ "О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере теплоснабжения и утверждения нормативов потребления коммунальных услуг", Положением о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, министерство является органом, уполномоченным на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг.
Вместе с тем суд первой обоснованно согласился с позицией общества: отсутствие норматива для домов после 1999 года постройки не исключает субсидирование при соблюдении условий ее получения.
В силу пункта 15 Порядка предоставления субсидии для расчета размера субсидии используются следующие базовые величины:
1) определенная агентством для топливоснабжающей организации экономически обоснованная стоимость твердого топлива;
2) установленные постановлением агентства розничные цены;
3) фактически реализованные топливоснабжающей организацией гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, объёмы твёрдого топлива, определённые на основании списков - реестров граждан, получивших твёрдое топливо, согласованных уполномоченным лицом органа местного самоуправления муниципального района Архангельской области, городского округа Архангельской области, городского поселения Архангельской области, на территории которого проживают граждане и осуществляет свою деятельность топливоснабжающая организация.
Размер субсидии для топливоснабжающей организации рассчитывается по формуле:
СД = (ЭЦд - РЦд) x Vд,
где:
СД - размер субсидии для топливоснабжающей организации, руб.;
ЭЦд - экономически обоснованная стоимость топлива твердого (без НДС) для топливоснабжающей организации, руб./куб. м;
РЦд - розничная цена на топливо твердое, реализуемое гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье (без НДС), рублей/куб. м;
Vд - фактический объем топлива твердого, реализованный топливоснабжающей организацией гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, куб. м.
Фактический объем реализации топлива твердого подтверждается данными бухгалтерского учета и первичными учетными документами за отчетный период и не должен превышать объем, определенный расчетным путем по установленным нормативам потребления.
Фактический объем твердого топлива, принимаемого для расчета размера субсидии, определяется на основании списков-реестров граждан за отчетный период, согласованных уполномоченным лицом органа местного самоуправления муниципального района Архангельской области, городского округа Архангельской области, городского поселения Архангельской области на территории которого проживают граждане и осуществляет свою деятельность топливоснабжающая организация.
Аналогичный порядок расчета субсидии согласован сторонами в пунктах 3.2 и 3.3 договора на 2018 год.
В соответствии с пунктом 3.1.2 договора на 2018 год общество направляло министерству расчеты фактической потребности в средствах субсидии, списки-реестры граждан, получивших твердое топливо, за отчетный период, согласованные уполномоченным лицом органа местного самоуправления, включая в них объем твердого топлива, реализуемого населению.
Общество в рассматриваемый период добросовестно выполнял возложенные на него как на получателя субсидии обязательства, предусмотренные договором на 2018 год и Порядком.
Предусмотренное в пункте 15 Порядка, в подпункте "в" пункта 3.2.1 договора на 2018 год положение о том, что фактический объем реализации топлива не должен превышать объем, определенный расчетным путем по установленных нормативам потребления, в силу части 1 статьи 157 ЖК РФ, пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, подпункта 13 пункта 9 Положения о министерстве топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области, утвержденного постановлением Правительства Архангельской области от 03.04.2012 N 128-пп, относится к компетенции ответчика.
Согласно статье 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Как указано в пункте 15 Порядка, пункте 3.2.1 договора на 2018 год, фактический объем реализации твердого топлива не должен превышать объем, определенный расчетным путем по установленным нормативам потребления.
Представляется очевидным, что целью указанного условия и такого сопоставления является пресечение злоупотреблений, которые возможны в силу специфики рассматриваемой коммунальной услуги, и, соответственно, ограничение размера обязательства по предоставлению субсидии разумной величиной. В качестве аналога для определения этой разумной величины принята величина обязательства, определяемого расчётным путём с применением установленных нормативов потребления коммунальной услуги (то есть тех значений, которые имеют определённую степень достоверности в силу их публичного утверждения).
Поскольку норматив потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (дров) при наличии печного отопления для отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома после 1999 года постройки в рассматриваемый период утвержден не был, то не представляется возможным прийти к выводу о том, что обществом в спорный период были превышены предельные объемы, определенные расчетным путем по установленным нормативам потребления. При отсутствии доказательств обратного заявленный получателем субсидии фактический объем реализации топлива твердого, подтвержденный документально, считается достоверным и разумным.
Факт предоставления обществом коммунальной услуги населению ответчиком не оспаривается. Спора по применению экономически обоснованной стоимости и по розничной цене твердого топлива не имеется.
Как верно отмечено судом первой инстанции, заявленный фактический объём реализации твёрдого топлива по спорным домам, подтверждённый данными бухгалтерского учёта и первичными учётными документами за 2018 год, является разумным. Об этом свидетельствует то, что названный объём не превышает тот объём, который может быть определён расчётным путём по нормативу потребления, установленному постановлениями администрации МО "Заостровское" от 31.12.2009 N 64 (0,3840 куб. м), администрации МО "Катунинское" от 21.12.2009 N 23 (0,3840 куб. м), администрации МО "Лисестровское" от 28.12.2009 N 41 (0,3840 куб. м), администрации МО "Лявленское" от 19.05.2010 N 18 (0,3840 куб. м), администрации МО "Приморское" от 01.02.2010 N 7 (0,3840 куб. м), администрации МО "Уемское" от 10.02.2010 N 6 (0,3840 куб. м), администрации МО "Талажское" от 21.05.2008 N 166 (0,480 куб.м.), администрации МО "Сельское поселение Соловецкое" от 30.02.2009 N 60 (0,406 куб. м).
Таким образом, министерством не доказано необоснованное включение обществом в расчет потребности в средствах субсидии объема топлива твердого в размере 496,9 плотн. куб. м на сумму 494 275 руб. 10 коп.
Основанный на отсутствии утвержденного норматива отказ министерства в субсидировании выпадающих доходов в связи с применением максимальных розничных цен (тарифов) на поставку топлива твердого нарушает права общества на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате реализации топлива твердого по регулируемым ценам.
Довод министерства о том, что по объекту: д. Б.Тойнокурье, 33, имеется превышение поставки топлива на сумму 2 036,62 руб. правомерно не принят судом первой инстанции, поскольку согласно данным Росреестра площадь жилого дома составляет 114,6 кв.м., а не 48 кв.м, как указывает министерство. Кроме того, согласно приложению 3 к акту проверки объем фактически реализованного топлива твердого за отчетный период 2018 год по данному объекту составил 15 куб. м, а не 20 куб. м., как указано в контррасчете министерства.
Следовательно, требование министерства от 06.11.2020 N 203/06-06/8450 о возврате средств субсидии в сумме 494 275 руб. 10 коп. противоречит требованиям законодательства, является незаконным, встречное требование общества в указанной части правомерно удовлетворено.
В ходе проверки первичных учетных документов, представленных обществом, в расчет потребности в средствах субсидии включен объем топлива твердого, реализованного населению, проживающему в домах до 1999 года постройки (включительно), превышающий объем годовой потребности, рассчитанной по установленным нормативам, в размере 58,436 пл.куб.м на сумму субсидии 45 602 руб. 70 коп.
Общество согласно с превышением объема годовой потребности в размере 32,667 плотн. куб. м на сумму 25 580 руб. 70 коп., при этом выразило несогласие с превышением объема годовой потребности в размере 25,769 плотн. куб. м на сумму 20 022 руб. 00 коп.
Как указало общество, объем фактически реализованного топлива твердого министерством определен неверно, так как при расчете использована неверная общая жилая (отапливаемая) площадь помещений, а именно: фактическая общая жилая площадь помещений, по данным информации Росреестра по объекту: д. Кипарово, 10, составляет 58,3 кв. м; д.Кырласово, 10 - 58,1 кв. м; д. М.Анисимово, 10а - 66,6 кв. м; д.Перхачево, 116 - 43,2 кв. м; д. Пуново, 29 - 48,4 кв. м; д.Захарово, 26 - 44,9 кв. м.
Довод министерства о необоснованном включении обществом в общую площадь жилого помещения балконов, лоджий, веранд и террас обоснованно не принят судом, как не подтвержденный документально.
Согласно статье 15 ЖК РФ общая площадь помещения состоит из суммы площадей всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
Таким образом, оснований полагать, что согласно данным Росреестра при указании общей площади жилых помещений учтены площади балконов, лоджий, веранд и террас, у суда не имеется. Кроме того, как следует из ответа администрации МО "Заостровское" от 25.02.2021 N 180, в 2018 году все данные относительно площадей жилых домов предоставлялись без учета площадей кухонь в жилых домах, поэтому появились расхождения между общей жилой площадью, указанной в списках реестрах граждан, и площадь согласно выпискам из ЕГРН, с 1 марта 2019 года все данные по общим жилым площадям были откорректированы.
Кроме того, как пояснило общество, неверно выполнен расчет при определении фактического объема реализации твердого топлива получателю Харвонину А.Б. по адресу: МО Лисестровское
, д. Семеново, 7 (по акту
36 от 11.05.2018 20 м
), так как в общий объем реализации по вышеуказанному адресу ошибочно включена реализация от 13.08.2018 по акту
77 на 5 м
получателю Харвонину В.М. по адресу: МО
Лисестровское
, д. Исакогорка, так как физические лица являются однофамильцами.
При таких обстоятельствах суд правомерно согласился с позицией общества об отсутствии превышения объема годовой потребности в размере 25,769 плотн. куб. м на сумму 20 022 руб., в связи с чем встречное требование общества в указанной части удовлетворено.
При проверке первичных учетных документов за 2019 год министерством был выявлен превышающий годовую потребность объем твердого топлива, фактически реализованного населению, проживающему в домах до 1999 года постройки (включительно), в размере 22,422 плотн.куб. м на сумму 32 227 руб. 11 коп.
Общество согласилось с превышением объема годовой потребности в размере 20,162 плотн. куб. м на сумму 29 041 руб. 87 коп., при этом выразило несогласие с превышением в размере 2,26 плотн. куб. м на сумму 3 185 руб. 24 коп.
Общество посчитало, что объем фактически реализованного твердого топлива министерством определен неправильно, так как при расчете использована неверная общая жилая (отапливаемая) площадь помещений, а именно на объекте: д. Волохница, 56, общая жилая площадь, по данным Росреестра составляет 73,1 кв. м, а не 51,6 кв. м, как указано в приложении к акту.
Таким образом, суд правомерно согласился с позицией общества об отсутствии превышения объема годовой потребности в размере 2,26 пл.куб.м. на сумму 3185 руб. 24 коп., в связи с чем встречное заявление общества о признании недействительным требования министерства в указанной части удовлетворил.
При проверке первичных учетных документов за 2019 год министерством был выявлен превышающий годовую потребность объем твердого топлива, фактически реализованного потребителям, проживающим в домах после 1999 года постройки, в размере 83,912 плотн. куб. м на сумму субсидии 127 825 руб. 78 коп.
Общество согласилось с завышением потребности в средствах субсидии по дровам в размере 11,936 плотн. куб. м на сумму 18 636 руб. 31 коп., при этом выразило несогласие с завышением потребности в средствах субсидии по дровам в размере 71,976 плотн. куб. м на сумму 109 189 руб. 47 коп
При составлении акта проверки расчет министерства произведен в пределах установленного с 01.03.2019 постановлением министерства от 27.02.2019 N 10-пн норматива с учетом периода действия норматива с 01.03.2019 и не учитывает объем потребности в топливе за период до 01.03.2019, что не соответствует постановлению N 17-пн, поскольку для определения годовой потребности необходимо норматив потребления коммунальной услуги по поставке твердого топлива (дров) при наличии печного отопления для отопления жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме или жилого дома умножить на количество месяцев отопительного периода (девять месяцев).
В любом случае основанный на отсутствии утвержденного норматива в период с 01.01.2019 по 28.02.2019 отказ министерства в субсидировании выпадающих доходов в связи с применением максимальных розничных цен (тарифов) на поставку твердого топлива нарушает права общества на компенсацию выпадающих доходов, возникающих в результате реализации твердого топлива по регулируемым ценам.
При таких обстоятельствах встречное требование общества о признании недействительным требования в части 109 189 руб. 47 коп. правомерно удовлетворено судом первой инстанции.
Общество также согласилось с фактом включения в расчет фактической потребности в средствах субсидии по дровам за 2019 год по муниципальному образованию "Островное" объемов топлива твердого, реализованного населению, не подтвержденных первичными бухгалтерскими документами, в размере 5 плотн. куб. м, что привело к завышению потребности в средствах субсидии по дровам на 9 280 руб. 00 коп.
На основании изложенного встречное требование общества о признании недействительным требования от 06.11.2020 N 203/06-06/8450 в части 626 671 руб. 81 коп. также правомерно удовлетворено.
Поскольку первоначальный иск министерства о возврате средств субсидии в сумме 626 671 руб. 81 коп. с учетом произведенной обществом оплаты (платежное поручение от 12.01.2021 на сумму 82 538 руб. 88 коп.) является необоснованным по праву и размеру, суд обоснованно отказал в его удовлетворении.
Кроме того, министерством заявлено требование о взыскании 2 663 руб. 35 коп. пеней, начисленных за период с 01.12.2020 по 11.02.2021, а также пеней, начисленных по день фактической уплаты долга.
В соответствии с пунктом 25 Порядка предоставления субсидии в случае выявления министерством нарушения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления, а также условий договора средства субсидии подлежат возврату в областной бюджет в течение 10 рабочих дней со дня предъявления министерством соответствующего требования.
В соответствии с пунктом 4.3.6 договоров в случае невозврата или несвоевременного возврата средств субсидии общество уплачивает пени министерству в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации за каждый день просрочки от суммы задолженности.
По расчету суда размер пеней на сумму 82 538 руб. 88 коп. за период просрочки с 01.12.2020 по 12.01.2021 (43 дня) составил 502 руб. 80 коп. (82 538 руб. 88 коп. х 43 дней х 4,25 % : 300).
Доказательства уплаты этой суммы пеней в материалах дела отсутствуют.
При таких обстоятельствах требования министерства о взыскании с ответчика пеней в размере 502 руб. 80 коп обоснованно удовлетворены. В удовлетворении остальной части первоначального иска министерства судом отказано.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционная инстанция не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, в связи с этим подлежат отклонению.
Решение суда соответствует имеющимся в деле доказательствам, нормы материального права применены судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, судом при рассмотрении спора не допущено.
Ввиду изложенного апелляционная жалоба Министерства удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 10 марта 2021 года по делу N А05-13838/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Журавлев |
Судьи |
Л.Н. Рогатенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-13838/2020
Истец: Министерство топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Архангельской области
Ответчик: ООО "Рай Топ"
Третье лицо: Администрация МО "Заостровское", Администрация МО "Лисестровское"