г. Красноярск |
|
25 мая 2021 г. |
Дело N А33-30496/2020 |
Судья Третьего арбитражного апелляционного суда Бутина И.Н.,
рассмотрев апелляционную жалобу акционерного общества "Ванкорнефть" на решение Арбитражного суда Красноярского края
от 21 января 2021 года по делу N А33-30496/2020, рассмотренному в порядке упрощенного производства,
УСТАНОВИЛ:
Министерство лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952, далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, ОГРН 1042400920077, далее - АО "Ванкорнефть", ответчик) о взыскании неустойки в сумме 600 000 рублей.
Решением суда от 21.01.2021 иск удовлетворен частично: с АО "Ванкорнефть" в пользу Министерства лесного хозяйства Красноярского края взыскано 100 000 рублей неустойки, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ответчик указал на то, что проект освоения лесов разрабатывается на срок действия договора аренды лесного участка, то есть до 15.05.2025.
Апеллянт считает, что суд первой инстанции неверно определил срок разработки и предоставления ответчиком проекта освоения лесов для проведения экспертизы по договору (30.06.2019) с учетом даты принятия приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од, который вступил в законную силу 01.01.2019, а также даты утверждения на основании Указа губернатора Красноярского края от 21.12.2018 N 332-уг лесного плана.
Кроме того, ответчик ссылается на то, что подлежащая уплате на основании решения суда первой инстанции неустойка в силу статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации является несоразмерной последствиям нарушения ответчиком обязательства.
Определением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25.03.2021 апелляционная жалоба принята к производству.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Между Министерством лесного хозяйства Красноярского края (арендодателем) и АО "Ванкорнефть" (арендатором) заключен договор аренды лесного участка от 17.02.2017 N 39, по условиям которого арендодатель на основании приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 14.02.2017 N 137 обязуется предоставить, а арендатор обязуется принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в государственной собственности, определенные в пункте 2 договора.
В соответствии с пунктом 2 договора лесной участок имеет следующие характеристики: площадь: 0,002 га, местоположение: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий муниципальный район, Таймырское лесничество, Дудинское участковое лесничество, квартал 457 (часть выдела 5), являющийся частью земельного участка из состава земель лесного фонда с кадастровым номером 84:00:0000000:3 (учетный номер части 590) и номером учетной записи в государственном лесном реестре 24-03721-2016-12-13622-13.
В соответствии с пунктом 4 договора лесной участок передается арендатору для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов (ВЛ 6кВ Куст 19 - Куст 110)
Согласно подпункту г) пункта 12 договора арендатор обязан в течение шести месяцев со дня заключения договора разработать и представить арендодателю проект освоения лесов для проведения государственной экспертизы, не позднее чем за шесть месяцев до окончания проекта освоения лесов разработать и представить арендодателю проект освоения лесов на следующий срок для проведения государственной экспертизы.
Подпунктом б) пункта 14 договора предусмотрено, что за нарушение срока разработки и представления арендодателю проекта освоения лесов для проведения государственной экспертизы, предусмотренного подпунктом "г" пункта 12 договора, или использование лесного участка без проекта освоения лесов, арендатор уплачивает арендодателю неустойку в следующем размере: для физического лица или индивидуального предпринимателя - 50 000 рублей, для юридического лица - 150 000 рублей за каждый полный календарный месяц просрочки по истечении установленного срока.
Срок действия договора устанавливается с даты государственной регистрации права аренды лесного участка до 15.05.2025 (пункт 23 договора).
Лесной участок передан ответчику на основании акта приема-передачи N 1.
Договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю.
В утверждённом проекте освоения лесов от 2017 года, представленном АО "Ванкорнефть" по договору аренды от 22.02.2017 N 39, во введении указывается, что срок действия данного проекта освоения лесов равен сроку действия лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и лесного комплекса Красноярского края от 22.12.2008 N 125-о, то есть до 22.12.2018.
Как указано истцом, учитывая дату принятия приказа Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 28.02.2018 N 1462-од "Об утверждении лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества", который вступил в законную силу 01.01.2019, а также дату утверждения лесного плана Указом Губернатора Красноярского края от 21.12.2018 N 332-уг, срок разработки и предоставления проекта освоения лесов для проведения экспертизы по договору истек 30.06.2019.
Ссылаясь на то, что первоначальный проект освоения лесов утратил силу в связи с утверждением нового лесохозяйственного регламента Таймырского лесничества, а АО "Ванкорнефть" своевременно не обеспечило повторную подготовку и утверждение проекта освоения лесов, Министерство лесного хозяйства Красноярского края обратилось в суд с иском о взыскании неустойки в соответствии с положениями подпункта "г" пункта 12 и подпункта "б" пункта 14 договора.
Суд первой инстанции, признав доказанным факт просрочки ответчиком принятых на себя обязательств по разработке и предоставлению арендодателю проекта освоения лесов, пришел к выводу о наличии оснований для начисления ответчику неустойки, в связи с чем удовлетворил заявленные исковые требования частично, уменьшив размер взыскиваемой неустойки по статье 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в порядке статей 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов суда имеющимся в деле доказательствам и установленным фактическим обстоятельствам, исследовав доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда в силу следующего.
Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским кодексом Российской Федерации и Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов (пункт 2 статьи 64 Лесного кодекса Российской Федерации).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Министерство лесного хозяйства Красноярского ссылается на нарушение арендатором положений подпункта "г" пункта 12 договора, предусматривающего необходимость представления проекта освоения лесов после заключения договора, а также за шесть месяцев до окончания срока действия ранее утвержденного проекта освоения лесов.
Между тем из материалов дела следует, что проект освоения лесов в рамках договора аренды был подготовлен и утвержден АО "Ванкорнефть" в установленном порядке в соответствии с требованиями лесного законодательства и условиями заключенного договора.
Статьей 88 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Порядок составления проекта освоения лесов регламентируется Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки" (далее - Приказ от 29.02.2012 N 69).
В соответствии с пунктом 30 Приказа от 29.02.2012 N 69 проект освоения лесов разрабатывается на срок не более 10 лет - для всех видов использования лесов, за исключением видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, но при этом срок действия проекта освоения лесов не должен превышать срок действия соответствующего договора аренды лесного участка, лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка).
Для видов использования лесов, определенных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, проекты освоения лесов составляются на срок действия договора аренды лесного участка.
В соответствии с приведенными нормами Приказа от 29.02.2012 N 69 проект освоения лесов в отношении видов его использования, установленных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации, составляется однократно и применяется к отношениям сторон в течение всего срока действия соответствующего договора аренды.
По смыслу положений лесного законодательства исключение из общего правила об ограничении срока действия проекта освоения лесов периодом действия лесохозяйственного регламента лесничества (лесопарка) установлены для видов использования лесного участка, установленных статьями 43 - 45 Лесного кодекса Российской Федерации с учетом специфики хозяйственной деятельности и режима соответствующего лесопользования.
Из условий заключенного договора следует, что он заключен для целей строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов. Следовательно, лесной участок предоставлен с учетом вида использования лесов, установленного статьей 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
Поскольку лесной участок представлен для целей, связанных со строительством, реконструкцией, эксплуатацией линейных объектов, оснований считать, что ранее утвержденный проект освоение лесов утратил силу в связи с самим фактом прекращения действия лесохозяйственного регламента лесничества не имеется.
Поскольку положения лесного законодательства (Приказ от 29.02.2012 N 69) в силу особенностей правового регулирования и наличия публичного элемента, определяющего порядок составления документации, касающейся режима лесопользования, непосредственно применяются к правоотношениям сторон договора, вопрос о сроке действия проекта освоения лесов подлежит разрешению с учетом указанных правовых норм, независимо от формулировок, которые были использованы в вводной части данного проекта.
Министерство лесного хозяйства Красноярского края, как публичный орган, осуществляющий функции в сфере лесопользования, не мог не знать о наличии в законодательстве специальных требований о сроке действия проекта освоения лесов применительно к указанному виду использования лесов.
Из имеющейся в деле переписки Министерства лесного хозяйства Красноярского края и Федерального агентства лесного хозяйства усматривается, что указанное положение о сроке включено в проект освоения лесов по инициативе истца.
Учитывая, что действие ранее утвержденного проекта освоения лесов, исходя из цели предоставления лесного участка АО "Ванкорнефть", не прекращается в связи с принятием нового лесохозяйственного регламента, ответчик, вопреки выводу суда первой инстанции, не может быть признан нарушившим обязанность, которая предусмотрена подпунктом "г" пункта 12 договора (предоставление нового проекта освоения лесов).
При изложенных обстоятельствах ответчик мог разумно полагаться на указанные положения действующего законодательства при исполнении условий договора аренды лесного участка.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
Поскольку факт нарушения ответчиком обязательств не нашел своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, оснований для применения к ответчику ответственности за нарушение сроков исполнения указанной обязанности не имеется.
При рассмотрении настоящей апелляционной жалобы суд также принял во внимание то обстоятельство, что впоследствии АО "Ванкорнефть" по требованию Министерства лесного хозяйства Красноярского края все же разработало и представило на утверждение новый проект освоения лесов в рамках заключенного договора аренды, доказательства чего были представлены ответчиком в суд первой инстанции.
Приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от 11.12.2019 утверждено положительное заключение на указанный проект освоения лесов.
Из содержания указанного проекта освоения лесов следует, что указанный проект освоения лесов в отношении режима и условий лесопользования, соответствует ранее утвержденному в рамках договора аренды проекту освоения лесов.
Таким образом, условия и порядок использования лесного участка со стороны АО "Ванкорнефть" по существу остались прежними и не изменились, а принятие нового лесохозяйственного регламента лесничества не отразилось на ранее установленном режиме лесопользования в отношении указанного лесного участка.
Следует также отметить, что в новом проекте освоения лесов имеются положения, предусматривающие его действие в течение всего срока договора аренды. Указанное положение соответствует нормам пункта 30 Приказа от 29.02.2012 N 69.
Таким образом, Министерство лесного хозяйства Красноярского края своими последующими действиями фактически подтвердило отсутствие зависимости между сроком действия проекта освоения лесов и периодом, на который был принят лесохозяйственного регламента лесничества, применительно к цели предоставления лесного участка АО "Ванкорнефть".
Кроме того, Министерство лесного хозяйства Красноярского края подписывало акты и отчеты по охране лесов, представленные АО "Ванкорнефть", подтверждая соблюдение ответчиком требований законодательства.
С учетом изложенного, предъявление Министерством лесного хозяйства Красноярского края требования о взыскании неустойки, фактически признавшим впоследствии необходимость распространение действия проекта освоения лесов на весь период действия договора аренды, носит формальный характер и не может быть признано добросовестным.
Применительно к обстоятельствам настоящего дела Министерство лесного хозяйства Красноярского края, как уполномоченный орган государственной власти, своими действиями по существу давало основания считать, что АО "Ванкорнефть" не были нарушены условия заключенного договора аренды.
Поскольку оснований для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания неустойки не имеется, исковые требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьей 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимаемые арбитражным судом решения должны быть законными, обоснованными и мотивированными.
В силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции является неправильное применение норм материального права.
Государственная пошлина за рассмотрение иска не подлежит взысканию в федеральный бюджет, поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы по итогам рассмотрения дела относятся на истца.
Руководствуясь статьями 268 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "21" января 2021 года по делу N А33-30496/2020 отменить. Принять новый судебный акт.
В удовлетворении исковых требований отказать.
Взыскать с Министерства лесного хозяйства Красноярского края (ИНН 2463102814, ОГРН 1162468093952) в пользу акционерного общества "Ванкорнефть" (ИНН 2437261631, ОГРН 1042400920077) расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3000 руб.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
И.Н. Бутина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-30496/2020
Истец: МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Ответчик: АО "ВАНКОРНЕФТЬ"