28 мая 2021 г. |
А43-4377/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Тарасовой Т.И.,
судей Новикова Л.П., Насоновой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидоровой В.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2021 по делу N А43-4377/2020 по иску общества с ограниченной ответственностью "ТСК" (ОГРН 1155254001176, ИНН 5254490164) к Федеральному казенному учреждению "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (ОГРН 1125261004780, ИНН5261083794) о взыскании 49 322 292 руб. 01 коп.
В судебном заседании принимали участие:
от истца - общества с ограниченной ответственностью "ТСК" - Степанова В.С. по доверенности от 11.05.2021 (сроком 1 год);
от ответчика (заявителя) - Федерального казенного учреждения "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" - Кольяк С.М. по доверенности от 14.01.2021 N 19 (сроком по 31.12.2021), Глебова И.С. по доверенности от 30.12.2020 N 18 (сроком по 31.12.2021).
Общество с ограниченной ответственностью "ТСК" (далее - истец, ООО "ТСК", общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" (Войсковая часть 6907, г. Нижний Новгород) (далее - ответчик, ФГКУ 11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ, учреждение) о взыскании 49 322 292,01 руб. задолженности по контрактам.
Решением от 02.03.2021 суд первой инстанции исковые требования удовлетворил, взыскал с ФГКУ 11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ в пользу ООО "ТСК" 35 209 351 руб. 89 коп. задолженности за выполненные работы по контракту N 1819180100012005261083794/0832100002018000003-01 от 24.05.2018 и 14 112 940 руб. 12 коп. задолженности за выполненные работы по контракту N 1819180100012005261083794/0832100002018000004-01 от 24.05.2018, 200 000 руб. расходов по оплате государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ФГКУ 11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить на основании статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оспаривая законность принятого судебного акта, заявитель указывает следующее: плата по договору осуществляется за фактически выполненный объем работ; истцом не доказан факт выполнения работ на заявленную сумму; поскольку цена контракта определяется применительно к согласованному в нем объему услуг, уменьшение объема работ влечет к уменьшению цены контракта.
Заявитель апелляционной жалобы просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить. Представил суду таблицу расчетов.
Представитель истца поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, считает решение суда законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по имеющимся доказательствам.
Повторно рассмотрев дело, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 24 мая 2018 года между ФГКУ "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российский Федерации" (войсковая часть 6907, г. Н. Новгород) (Заказчик) и ООО "ТСК" (Подрядчик) на основании решения единой комиссии о проведении итогов запроса предложения от 16 мая 2018 года (протокол N ПП1, идентификационный код закупки 181526108379452610100100070014120414) был заключен государственный контракт N 1819180100012005261083794/0832100002018000003-01 на выполнение строительно-монтажных работ.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту:"Жилой квартал 6 Микрорайон 21 г. Саров Нижегородской области - (второй этап: строения 1,2 строительные N N 1,2)" по адресу: Нижегородская область, г. Саров, 6 квартал, МКР-21, Нижегородская область") в полном объеме в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы".
Заказчик обязался своевременно предоставить проектно-сметную документацию, принять выполненную работу и оплатить ее при выполнении всех условий настоящего контракта (п. 1.2 контракта).
В Приложении N 1 - График выполнения работ.
* выполнение работ - 5 месяцев,
* сдача объекта в эксплуатацию - 2 месяца.
Пункт 3.1 - с 01 января 2019 года по 31 июля 2019 года (всего 7 месяцев).
В п. 2.1 контракта установлено, что цена контракта составляет 85 000 000 рублей и является твердой. Цена контракта включает в себя компенсацию всех издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, а также стоимость:
* выполняемых работ по строительству в полном объеме в соответствии с утвержденной проектной документацией;
* выполняемых монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанными со строительством объекта работ и прочие работы, связанные с выполнением условий государственного контракта;
* командировочные расходы, расходы на перевозку готовой продукции, все налоги и другие обязательные отчисления.
Цена контракта определяется по результатам проведения запроса предложений. Цена контракта, от которой начался конкурсный отсчет, устанавливалась ответчиком.
В Приложении N 2 к договору представлен расчет твердой договорной цены контракта (смета на реализацию контракта), выполненный заказчиком с учетом понижающих коэффициентов. При этом сметная стоимость определена относительно вида работ и включает в себя стоимость строительно-монтажных работ и оборудования.
Согласно пункту 2.4 оплата принятых работ производится в 30-тидневный срок с даты подписания Заказчиком актов выполненных работ. Заказчик оплачивает принятые работы в сумме, не превышающей 95% от цены контракта. Окончательный расчет за выполненные работы в размере 5% от цены контракта производится Заказчиком после окончания работ и утверждения Акта приемки законченного строительством объекта войск национальной гвардии Российской Федерации (в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии от 27.12.2017 г. N 556), и передачи его в эксплуатацию.
Пунктом 16.1 Контракта предусмотрено, что заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены.
В период с 01 января 2019 года по 04 октября 2019 года по актам приема-передачи (форма КС-2) переданы работы, выполнение которых предусмотрено контрактом.
Сумма оплаты за принятые по промежуточным актам (по форме КС-2) работы составила 49 790 648,13 руб. Указанная сумма оплачена. Последний платеж произведен ответчиком 26.11.2019.
24 мая 2018 года между ФГКУ "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российский Федерации" (войсковая часть 6907, г. Н. Новгород) (Заказчик) и ООО "ТСК" (Подрядчик) на основании решения единой комиссии о проведении итогов запроса предложения от 16 мая 2018 года (протокол N ПП1, идентификационный код закупки 181526108379452610100100070014120414) был заключен государственный контракт N 1819180100012005261083794/0832100002018000003-01 на выполнение строительно- монтажных работ.
В соответствии с пунктом 1.1 государственного контракта "Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить строительно-монтажные работы по объекту: "Жилой квартал 6 Микрорайон 21 г. Саров Нижегородской области - (второй этап: строение 3 строительный N 3) по адресу: Нижегородская область, г. Саров, 6 квартал, МКР-21, Нижегородская область") в полном объеме в соответствии с утвержденной проектно-сметной документацией, имеющей положительное заключение государственной экспертизы".
Заказчик обязался своевременно предоставить проектно-сметную документацию, принять выполненную работу и оплатить ее при выполнении всех условий настоящего контракта (п. 1.2 контракта).
В п. 2.1 контракта предусмотрено, что цена контракта составляет 58 000 000 рублей и является твердой. Цена контракта включает в себя компенсацию всех издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение, а также стоимость:
- выполняемых работ по строительству в полном объеме в соответствии с утвержденной проектной документацией;
- выполняемых монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанными со строительством объекта работ и прочие работы, связанные с выполнением условий государственного контракта;
- командировочные расходы, расходы на перевозку готовой продукции, все налоги и другие обязательные отчисления.
Цена контракта определяется по результатам проведения запроса предложений. Цена контракта, от которой начался конкурсный отсчет, устанавливалась ответчиком.
В Приложении N 2 к договору представлен расчет, выполненный заказчиком с учетом понижающих коэффициентов.
Согласно пункту 2.4 оплата принятых работ производится в 30-тидневный срок с даты подписания Заказчиком актов выполненных работ. Заказчик оплачивает принятые работы в сумме, не превышающей 95% от цены контракта. Окончательный расчет за выполненные работы в размере 5% от цены контракта производится Заказчиком после окончания работ и утверждения Акта приемки законченного строительством объекта войск национальной гвардии Российской Федерации (в соответствии с приказом Федеральной службы войск национальной гвардии от 27.12.2017 г. N 556), и передачи его в эксплуатацию.
Пунктом 16.1 Контракта предусмотрено, что заказчик не вправе требовать уменьшения твердой цены.
В период с 01.01.2019 по 26.07.2019 г. по актам приема-передачи работы переданы и приняты заказчиком на сумму 43 887 059, 88 руб. Оплата указанной суммы произведена, последний платеж поступил 05.12.2019.
30.10.2019 подписан Акт приемки законченного строительства.
Наличие задолженности послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Оценив представленные доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь статьями 310, 709, 711, 746 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", суд счел иск подлежащим удовлетворению в полном объеме.
При этом суд исходил из следующего.
Вступившими в законную силу решениями по делам N А43-51903/2019 и А43-51857/2019 ФГКУ 11 центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии РФ отказано в удовлетворении требований о расторжении государственных контрактов от 24.05.2018, поскольку обязательства прекращены надлежащим исполнением.
Данные судебные акты имеют преюдициальное значение для рассмотрения требований в рамках настоящего спора в силу положений статьи 69 АПК РФ.
Контрактами (пункт 2.1.) установлена твердая цена со ссылкой на приложение к контракту N 2 "Расчет твердой договорной цены контракта (смета на реализацию контракта)". Из содержания указанного "Расчета... (сметы...)" следует, что стороны в наиболее укрупненном виде установили по каждому контракту единичную и общую стоимость отдельных разделов строительных работ и необходимых для их проведения оборудования, мебели, инвентаря, с учетом специальных и расчетных коэффициентов, а также косвенных и сопутствующих расходов. При этом "Расчет... (смета...)" не содержат указания на объемы работ, подлежащих выполнению, а также детализации по содержанию укрупненных разделов строительства по отдельным видам работ с указанием их объема и стоимости.
Ни контракты, ни нормы законодательства, регулирующие рассматриваемые отношения, не содержат условий о возможности применения сторонами при определении цены контракта каких-либо иных методик расчета стоимости выполненных работ, помимо прямо установленных соглашением сторон и отраженных в тексте контракта. Иное свидетельствовало бы о возможности произвольного изменения условий о цене договора, что невозможно в силу противоречия принципу определенности гражданско-правовых отношений.
В суде стороны пояснили, что никаких иных сметных расчетов при исполнении контрактов не имелось.
В процессе выполнения работ сторонами подписаны дополнительные соглашения (от 18.03.2019 N 3), в которых стороны подтвердили условие о твердой цене контрактов, внеся некоторые коррективы, в том числе в связи с изменениями налогового законодательства.
Таким образом, применение сторонами при составлении промежуточных актов выполненных работ по форме КС-2 иного порядка определения стоимости выполненных работ, основанного на территориальных единичных расценках отдельных видов строительных работ, прямо противоречит условиям заключенных государственных контрактов. Ссылка на содержание указанных актов допустима только в части подтверждения сторонами видов и объемов фактически выполненных за определенных период строительных работ.
Истец обязался выполнить работы, согласованные пунктом 1.1 контрактов, и передать их результаты ответчику, включив в цену контрактов все запланированные расходы и непредвиденные издержки, а ответчик обязался уплатить цену контрактов по факту их исполнения истцом как подрядчиком.
В соответствии с пунктом 2.5. контрактов окончательный расчет за выполненные работы производится Заказчиком после окончания работ и утверждения Акта приемки законченного строительством объекта войск национальной гвардии Российской Федерации и передачи его в эксплуатацию.
Требуемые акты подписаны, объекты введены в эксплуатацию. Сведений (претензий) относительно невыполнения каких-либо видов или объемов работ не имеется.
Таким образом, с учетом произведенных в период выполнения контракта выплат, сумма задолженности ответчика по государственному контракту N 1819180100012005261083794/0832100002018000003-01 составила 35 209 351,87 руб., сумма задолженности по государственному контракту N 1819180100012005261083794/0832100002018000003-01 - 14 112 940,12 руб.
Повторно оценив представленные доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы сторон, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными.
Исходя из твердой цены контракта, учитывая, что результат работ достигнут, принимая во внимание вступившие в законную силу решения по делам N А43-51903/2019, А43-51857/2019, оснований для уменьшения твердой цены контрактов не имеется.
Само по себе расхождение между проектным строительным объемом и фактическим строительным объемом, на что ссылается апеллянт, в отсутствие доказательств неполного выполнения обязательств со стороны истца не является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Следует также отметить, что работы на объекте выполнялись не только истцом, объекты ему были переданы после расторжения договора с предыдущим подрядчиком.
Ссылка апеллянта на позицию, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ N 19371/13 от 13 мая 2014 г. несостоятельна, т.к. в данном случае цена контрактов устанавливалась не применительно к объему работ.
В силу изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.03.2021 по делу N А43-4377/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения "11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Российской Федерации" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.И. Тарасова |
Судьи |
Л.П. Новикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4377/2020
Истец: ООО "ТСК"
Ответчик: ФГКУ " 11 Центр заказчика-застройщика войск национальной гвардии Россиийской Федерации " ( Войсковая часть 6907, г.Н.Новгород)
Третье лицо: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ ПО ПРИВОЛЖСКОМУ ОКРУГУ, ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ФИНАНСОВОМУ МОНИТОРИНГУ