г.Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А40-11330/21 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Е.В.Пронниковой,
судей: |
И.В.Бекетовой, С.Л.Захарова, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания С.Э.Исрафиловым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу АО "Почта России"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 05.03.2021 по делу N А40-11330/21 (92-74)
по заявлению Управления Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу
к АО "Почта России"
о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сибирскому федеральному округу (далее также - заявитель, Управление Роскомнадзора по Сибирскому федеральному округу, Управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о привлечении АО "Почта России" (далее также - ответчик, Общество) к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением суда от 05.03.2021, принятым по настоящему делу, суд привлек Общество к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, назначив ему административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Не согласившись с указанным решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить по изложенным в жалобе основаниям и принять по делу новый судебный акт о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении АО "Почта России". В обоснование доводов жалобы Общество ссылается на отсутствие к его действиях состава вмененного административного правонарушения.
Представитель заявителя в представленном в порядке ст.261 АПК РФ отзыве на жалобу возражает против доводов и требований ответчика, просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
С учетом наличия ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей Общества и Управления, дело в соответствии со ст.156 АПК РФ рассмотрено без их участия.
Проверив в соответствии со ст.ст.266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого решения, изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, АО "Почта России" осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи на основании лицензии N 162571 от 11.04.2018, выданной Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, сроком действия до 11.04.2023.
По результатам проверки, проведенной на основании обращений Кузьминой И.Г., Гавы Н.С. относительно нарушения контрольных сроков обработки и пересылки международных почтовых отправлений N LC320492506CN и N LC326927271CN Управлением в отношении АО "Почта России" проведена проверка изложенных в указанных обращениях обстоятельств.
По результатам данной проверки Управлением выявлено нарушение Обществом требований подп."а", п.46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31.07.2014 N 234 "Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи" (далее - Правила) и п.5 условий лицензии N 162571 от 11.04.2018, что выразилось в нарушении контрольных сроков пересылки международных почтовых отправлений N LC320492506CN и N LC326927271CN.
Усмотрев в указанных действиях Общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, 20.01.2021 должностным лицом административного органа в отношении АО "Почта России" составлен протокол об административном правонарушении N АП-54/2/14.
В соответствии со ст.23.1 КоАП РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.6 ст.205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч.1 ст.1.6 КоАП РФ главные условия обеспечения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях и применении административных наказаний связаны со строгим соблюдением оснований и порядка привлечения к административной ответственности, которые установлены законом.
Из материалов дела усматривается, что протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом при соблюдении процессуальных требований, предусмотренных ст.ст.28.2, 28.5, 28.7 КоАП РФ.
При этом привлекая ответчика к административной ответственности, суд первой инстанции правомерно исходил из наличия в действиях Общества события и состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Согласно ч.3 ст.14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена вышеприведенной частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, составляет осуществление лицензируемой деятельности с нарушением лицензионных условий.
Статьей 17 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" установлено, что операторы почтовой связи осуществляют деятельность по оказанию услуг почтовой связи на основании лицензий, получаемых в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 N 126-ФЗ.
В соответствии с п.1 ст.46 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи.
На основании ст.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" почтовая связь - вид связи, представляющий собой единый производственно-технический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающих прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов и денежных средств; услуги почтовой связи - действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; срок оказания услуг почтовой связи - совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи; письменная корреспонденция - простые и регистрируемые письма, почтовые карточки, секограммы, бандероли и мелкие пакеты.
В соответствии с подп."а" п.46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки.
Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции утверждены Приказом Минкомсвязи России от 04.06.2018 N 257 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции" (далее также - Приказ N 257).
На основании п.6 Приказа N 257 контрольный срок пересылки письменной корреспонденции (без учета времени, необходимого в ММПО) в направлении Обь - Красноярск и Объ - Абакан составляет 7 дней.
Согласно п.2 ст.20 Всемирной почтовой конвенции (заключена в г.Женеве 12.08.2008) контрольные сроки прохождения международного почтового отправления по территории той или иной страны должны соответствовать утвержденным контрольным срокам для внутренних почтовых отправлений, увеличенные на время, необходимое для таможенного оформления без учета дня поступления (импорта) на территорию Российской Федерации.
В соответствии с п.1 ст.119 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее также - ТК ЕАЭС) выпуск товаров должен быть завершен таможенным органом в течение 4 часов с момента регистрации таможенной декларации, если иное не установлено настоящим кодексом.
Согласно приложению N 1 к приказу ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п нормы обработки международных почтовых отправлений в ММПО до/после процедуры таможенного контроля - не более 22 часов.
Как указано в п.5 Приказа N 257, в отношении международной регистрируемой письменной корреспонденции в контрольные сроки включается максимальное время пересылки международной письменной корреспонденции без учета времени, необходимого для обработки в месте международного почтового обмена, между объектом почтовой связи приема и местом международного почтового обмена в отношении исходящей международной письменной корреспонденции, либо местом международного почтового обмена и объектом почтовой связи доставки в отношении входящей международной письменной корреспонденции.
Таким образом, в контрольные сроки не входит время, необходимое для обработки в ММПО, то есть 22 часа, установленные приказом ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п.
При этом следует отметить, что при исчислении контрольных сроков 22 часа, установленные для обработки международного почтового отправления, Управлением в рассматриваемом случае не учитывались.
Из материалов дела усматривается, что международное почтовое отправление N LC320492506CN 27.11.2020 выпущено таможенной службой и должно было быть выпущено из ММПО не позднее 06.12.2020, но фактически покинуло ММПО 12.12.2020, в связи с чем замедление в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 6 дней.
Международное почтовое отправление N LC326927271CN также 27.11.2020 выпущено таможенной службой и должно было быть выпущено из ММПО не позднее 06.12.2020, но фактически покинуло ММПО 17.12.2020, в связи с чем замедление в прохождении почтового отправления по территории Российской Федерации составило 10 дней.
Таким образом, при исчислении контрольных сроков Управление действовало с учетом приказа ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п и в соответствии с п.5 Приказа N 257.
При этом подлежит отклонению как необоснованный довод Общества о том, что приказ ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п не относится к нормативно-правовым актам Российской Федерации, является внутренним локальным документом и не может быть применен, поскольку согласно абз.2 ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ сроки оказания услуг почтовой связи устанавливаются оператором почтовой связи самостоятельно.
Приказом ФГУП "Почта России" от 03.02.2012 N 29-п установлены сроки обработки международных почтовых отправлений в ММПО до/после процедуры таможенного контроля.
Согласно абз.3 ст.16 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ операторы почтовой связи обязаны предоставлять пользователям услуг почтовой связи информацию об установленных сроках оказания услуг почтовой связи, а также об утвержденных Правительством Российской Федерации нормативах доставки и контрольных сроках пересылки письменной корреспонденции.
Качество услуг почтовой связи должно соответствовать установленным стандартам, а также предоставляемой операторами почтовой связи информации об условиях оказания данных услуг.
Следовательно, именно на операторе связи лежит обязанность информировать пользователей об установленных сроках оказания услуг почтовой связи.
В силу п.5 условий лицензии N 162571 от 11.04.2018 лицензиат обязан оказывать услуги связи в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, установленных специальным разрешением (лицензией), образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
У ответчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч.3 ст.14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, однако Обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Собранные по настоящему делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи позволяют сделать вывод о наличии вины ответчика в совершении вмененного ему административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч.3 ст.14.11 КоАП РФ.
Принимая во внимание изложенные выше обстоятельства, имеются законные основания для привлечения ответчика к административной ответственности, предусмотренной указанной нормой.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о необходимости привлечения АО "Почта России" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, является обоснованным.
Наказание назначено Обществу в соответствии с санкцией ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
На день привлечения судом первой инстанции Общества к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, установленный ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок не истек.
Оснований для освобождения Общества от административной ответственности в связи с малозначительностью совершенного правонарушения, с учетом положений ст.2.9 КоАП РФ и правовой позиции, изложенной в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", не установлено.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 05.03.2021 по делу N А40-11330/21 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
И.В.Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-11330/2021
Истец: Роскомнадзор по СФО, Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Сбирскому федеральному округу
Ответчик: АО "ПОЧТА РОССИИ"