город Омск |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А70-19056/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Лотова А.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарём Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-2771/2021) индивидуального предпринимателя Антропова Данила Александровича на решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2021 по делу N А70-19056/2020 (судья Минеев О.А.), принятое по заявлению Администрации городского округа город Тюмень (ОГРН 1027200865284, ИНН 7201001092, адрес: 625036, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Первомайская, 20) к индивидуальному предпринимателю Антропову Данилу Александровичу (ОГРНИП 316723200097039, ИНН 72240010005) и к муниципальному казенному учреждению "Комитет по рекламе" (ОГРН 1057200561637 ИНН 7202132429, адрес: 625001, Тюменская область, г. Тюмень, ул. Луначарского, д. 51/2) о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 22.05.2020 N 60,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа город Тюмень (далее - заявитель, Администрация) обратилась в Арбитражный суд Тюменской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Антропову Данилу Александровичу (далее - предприниматель, ИП Антропов Д.А.), муниципальному казенному учреждению "Комитет по рекламе" (далее - учреждение, МКУ "Комитет по рекламе") о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции от 22.05.2020 N 60, выданного учреждением предпринимателю.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2021 по делу N А70-19056/2020 заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным разрешение на установку рекламной конструкции от 22.05.2020 N 60, выданное учреждением предпринимателю. В удовлетворении требований к МКУ "Комитет по рекламе" отказано. Этим же решением с ИП Антропова Д.А. в доход федерального бюджета взыскана государственная пошлина в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, предприниматель обратился в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить в части признания недействительным выданного МКУ "Комитет по рекламе" ИП Антропову Д.А. разрешения на установку рекламной конструкции от 22.05.2020 N 60, взыскания с предпринимателя в доход федерального бюджета 6000 руб. государственной пошлины, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что приложенные к заявлению фотографии (с окном) сделаны после выдачи разрешения, в связи с чем не относятся к моменту подачи документов для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В письменных отзывах учреждение и Администрация просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, ходатайства об отложении слушания по делу не заявили, в связи с чем суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей указанных лиц по имеющимся в деле доказательствам.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, отзывы на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, 14.05.2020 в МКУ "Комитет по рекламе" поступило заявление от 27.03.2020 ИП Антропова Д.А. о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35.
Согласно заявлению предполагалась установка баннерного панно на фасаде объекта административного назначения, не перекрывающего архитектурно-конструктивные элементы: окна, балконы, лоджии, эркеры. В составе заявления был представлен проект рекламной конструкции, подготовленный саморегулируемой организацией АС "Проектирование дорог и инфраструктуры", в пояснительной записке к которому содержалось указание на то, что проект выполнен в соответствии с требованиями нормативных актов, содержащих требования для конструкции данного типа и вида, в том числе Положения о порядке установки и эксплуатации рекламных конструкций на территории города Тюмени, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.06.2011 N 36-пк (далее - Положение N 36-пк).
На основании подпункта "в" пункта 3.1.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, утвержденного постановлением Администрации от 28.06.2011 N 64-пк (далее - Административный регламент), сотрудниками МКУ "Комитет по рекламе" 19.05.2020 осуществлен осмотр предполагаемого места размещения рекламной конструкции, по итогам которого составлен акт от 19.05.2020 N 51-87-66/20, согласно которому предполагаемое место размещения рекламной конструкции соответствует внешнему архитектурному облику сложившейся застройки, из чего следует, что предполагаемое место размещения рекламной конструкции соответствует требованиям раздела III Положения N 36-пк.
В соответствии с Административным регламентом МКУ "Комитет по рекламе" выдано разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" от 22.05.2020 N 60 ИП Антропову Д.А.: "баннерное панно" по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35.
08.10.2020 в МКУ "Комитет по рекламе" обратилось юридическое лицо с просьбой о предоставлении пояснений об обстоятельствах выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, по результатам установки которой был перекрыт оконный проем. К обращению заявителя приложены фотографии, сделанные с внутренней стороны здания, подтверждающие вышеизложенный факт.
12.10.2020 в МКУ "Комитет по рекламе" поступило письмо от собственника здания, расположенного по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, в котором он сообщает, что на фасаде здания действительно присутствует оконный проем, который с 15.03.2020 и на момент выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции был закрыт, что является изменением внешнего вида фасада здания.
В целях проверки указанной в обращении от 08.10.2020 информации специалистами МКУ "Комитет по рекламе" 16.10.2020 осуществлен осмотр места размещения рекламной конструкции.
Актом осмотра рекламной конструкции и (или) места её территориального размещения от 16.10.2020 (далее - акт осмотра от 16.10.2020) установлено, что баннерное панно размещено с нарушением требования подпункта "б" пункта 3.2.1.3 Положения N 36-пк, а именно: баннерное панно перекрывает архитектурно-конструктивный элемент фасада здания (оконный проем), что противоречит внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Тюмени.
15.10.2020 МКУ "Комитет по рекламе" направлен запрос в адрес Департамента земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени о предоставлении паспорта фасада объекта капитального строительства по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, на который 21.10.2020 получена информация об отсутствии паспорта фасада указанного здания.
Администрация, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования городской округ город Тюмень, в соответствии с пунктом 10 статьи 44 Устава города Тюмени наделена полномочиями по утверждению схемы размещения рекламных конструкций, выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на территории города Тюмени, аннулированию таких разрешений, выдаче предписания о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций на территории города Тюмени, и выступает в защиту муниципальных и общественных интересов.
Указывая на то, что действия ответчиков по изменению внешнего вида фасада здания (закрытию оконного проема) являются неправомерными в связи нарушением требований, установленных муниципальными правовыми актами, Администрация обратилась в суд с соответствующим заявлением.
Требования Администрации удовлетворены судом первой инстанции к ИП Антропову Д.А., с чем не согласился предприниматель, реализовав право апелляционного обжалования вынесенного по делу судебного акта.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Поскольку лицами, участвующими в деле, возражений не заявлено, суд проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в обжалуемой предпринимателем части.
Проверив законность и обоснованность решения по делу в обжалуемой части в соответствии с правилами статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для его отмены.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с частью 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу части 13 статьи 19 Закона N 38-ФЗ орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Закона N 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в случае нарушения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа. Органы местного самоуправления муниципальных районов или органы местного самоуправления городских округов вправе определять типы и виды рекламных конструкций, допустимых и недопустимых к установке на территории соответствующего муниципального образования или части его территории, в том числе требования к таким рекламным конструкциям, с учетом необходимости сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселений или городских округов.
В силу пункта 4 части 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ разрешение на установку и эксплуатацию рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке при нарушении внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поседения или городского округа (по иску органа местного самоуправления).
Требования к рекламным конструкциям, в том числе требования к рекламным конструкциям в целях соблюдения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Тюмени установлены в Положении N 36-пк.
Так, в силу пункта 3.1, 3.1.1 Положения N 36-пк на территории города Тюмени разрешается размещение исключительно указанных в настоящем разделе видов и типов рекламных конструкций; размещение видов и типов рекламных конструкций, не предусмотренных настоящим Положением, запрещено; все рекламные конструкции должны соответствовать требованиям, установленным приложением 2 к настоящему Положению.
В соответствии с абзацем первым пункта 3.2.1.3 Положения N 36-пк баннерные панно - это рекламные конструкции с площадью информационного поля более 18 кв.м, состоящие из элементов крепления, каркаса, рамки и информационного поля на тканевой основе, размещаемые вдоль плоскости стен зданий или сооружений. Площадь информационного поля баннерных панно должна соответствовать габаритам каркаса рекламной конструкции.
Разрешается размещение баннерных панно на торговых, развлекательных объектах, в случае, если баннерное панно не перекрывает имеющихся архитектурно-конструктивных элементов фасада (подпункт "б" пункта 3.2.1.3 Положения N 36-пк), т.е. оконных проемов, простенок, балконов, лоджий, эркеров, входных групп, остеклений витрин и витражей) (подпункт "а" пункта 3.2.1.3 Положения N 36-пк).
Муниципальная услуга по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций предоставляется в соответствии с Административным регламентом, согласно пункту 2.2 которого предоставление муниципальной услуги осуществляется МКУ "Комитет по рекламе".
Пунктом 2.1 Устава МКУ "Комитет по рекламе" предусмотрено, что к основным целям деятельности учреждения относятся осуществление мероприятий по обеспечению соблюдения законодательства Российской Федерации и Тюменской области в сфере наружной рекламы, муниципальных правовых актов, связанных с установкой и эксплуатацией рекламных конструкций на территории города Тюмени.
Пункты 2.6, 2.6.1 Административного регламента устанавливают исчерпывающий перечень документов, которые представляются заявителем самостоятельно и по собственной инициативе для получения муниципальной услуги по выдаче разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций.
Так, в соответствии с подпунктом "е" пункта 2.6 Административного регламента заявитель обязан представить проект рекламной конструкции, оформленный в соответствии с требованиями к составу и оформлению проекта рекламной конструкции, установленными приложением 2 к настоящему Административному регламенту.
Требования, предъявляемые к рекламной конструкции, которая подлежит установке на территории города Тюмени, определены в разделе III Положения.
В соответствии с пунктом 3.1.8 Административного регламента при отсутствии оснований для отказа в приеме документов сотрудник МКУ "Комитет по рекламе" проверяет документы на предмет наличия оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги, установленных пунктом 2.8 настоящего Административного регламента, в том числе проверку на предмет соответствия внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Тюмени, руководствуясь требованиями Положения N 36-пк.
Согласно пункту 3.2.6 Административного регламента при отсутствии оснований к отказу в предоставлении муниципальной услуги результатом административной процедуры является приказ о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 22.05.2020 на основании заявления ИП Антропова Д.А. от 14.05.2020 о выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции от 27.03.2020 N 005/201 (л.д. 10-11) и представленных в соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента документов, в том числе проекта рекламной конструкции и пояснительной записки к нему (л.д. 12-24), акта осмотра от 19.05.2020 N 51-87-66/20 (л.д. 26-28), МКУ "Комитет по рекламе" издан приказ N 147/20 "О выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" (л.д. 29).
На основании приказа от 22.05.2020 N 147/20 "О выдаче разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции" ИП Антропову Д.А. выдано разрешение N 60 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции - баннерное панно с местом установки по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, сроком действия до 24.03.2025 (л.д. 30).
На момент проведения сотрудниками МКУ "Комитет по рекламе" осмотра 19.05.2020 оконный проём в здании по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, на котором впоследствии была размещена рекламная конструкция, был закрыт, что подтверждается письмом от 12.10.2020 N 31 единственного собственника данного здания - общества с ограниченной ответственностью "Холдинговая компания ТД "Мангазея" (далее - ООО "Холдинговая компания ТД "Мангазея"), согласно которому силами собственника 15.03.2020 оконный проем был закрыт со стороны дворового фасада на 4 этаже по причине хозяйственных нужд организации; в дальнейшем на указанном фасаде ООО "Холдинговая компания ТД "Мангазея" в соответствии с подпунктом "а" пункта 2.6.1 Административного регламента согласовало разрешение на установку рекламной конструкции ИП Антропову Д.А.
Выдача в данном случае оспариваемого разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции повлекла закрытие оконного проёма в здании, что в силу положений статьи 7 Правил благоустройства территории города Тюмени, утвержденных решением Тюменской городской Думы от 27.06.2019 N 136 (далее - Правила благоустройства), относится к изменению внешнего вида фасада.
Под изменением внешнего вида фасада понимается, в том числе, создание, изменение или ликвидация крылец, навесов, козырьков, карнизов, балконов, лоджий, веранд, террас, эркеров, декоративных элементов, дверных, витринных, арочных и оконных проемов (подпункт "а" пункта 6 статьи 7 Правил благоустройства).
В силу пункта 5 статьи 7 Правил благоустройства изменение внешнего вида фасада осуществляется после внесения в установленном порядке изменений в паспорт фасадов, за исключением случаев законного исполнения предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), требующего либо влекущего за собой осуществление изменения внешнего вида фасада.
Самовольное изменение внешнего вида фасадов, не соответствующее паспорту фасадов, предусмотренных муниципальным правовым актом Администрации города Тюмени, при осуществлении которых не требуется составление паспорта фасадов, не допускается (пункт 4 статьи 7 Правил благоустройства).
Порядок составления, изменения и согласования паспорта фасадов устанавливаются муниципальными правовыми актами Администрации города Тюмени (пункт 3 статьи 7 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 1.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по согласованию паспорта фасадов здания, строения, сооружения на территории муниципального образования, утвержденного постановлением Администрации города Тюмени от 14.05.2012 N 51-пк (далее - Регламент) изменение внешнего вида фасада здания, строения, сооружения осуществляется после внесения изменений в паспорт фасадов здания, строения, сооружения в порядке, установленном настоящим Регламентом, за исключением случаев законного исполнения предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), требующего либо влекущего за собой осуществление изменения внешнего вида фасада здания, строения, сооружения.
Органом Администрации города Тюмени, предоставляющим муниципальную услугу, является Департамент земельных отношений и градостроительства Администрации города Тюмени (далее - Департамент) (пункт 2.2 Регламента).
В соответствии с информацией, предоставленной Департаментом в письме от 21.10.2020 по запросу МКУ "Комитет по рекламе" от 15.10.2020 о предоставлении паспорта фасада объекта капитального строительства по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, паспорт фасада на указанное здание отсутствует.
Таким образом, при отсутствии паспорта фасада здания согласование размещения рекламной конструкции, приводящее к изменению внешнего вида фасада здания (закрытию оконного проема), относится к числу нарушений внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа.
Доводы подателя жалобы о том, что приложенные к заявлению фотографии (с окном) сделаны после выдачи разрешения, в связи с чем не относятся к моменту подачи документов для получения разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, отклоняются судом апелляционной инстанции как несостоятельные. Податель жалобы не опроверг факт закрытия оконного проема баннерным панно на момент выдачи разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, что недопустимо в силу изложенных выше положений законодательства.
Перекрытие оконного проема является изменением внешнего архитектурно-конструктивного элемента фасада здания, которое должно быть в установленном порядке отражено в паспорте фасада здания, противоречит внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города Тюмени.
Нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки является самостоятельным основанием, предусмотренным пунктом 4 части 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ, для признания разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции недействительным в судебном порядке.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размещение ИП Антроповым Д.А. рекламной конструкции на здании по адресу: г. Тюмень, ул. 2-я Луговая, д. 35, влекущее нарушение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки городского округа город Тюмень, является незаконным и необоснованным, в связи с чем правомерно удовлетворил требования Администрации к ИП Антропову Д.А.
Ссылка подателя жалобы на необоснованное возложение на него судом первой инстанции 6000 руб. государственной пошлины, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку в силу части 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
Нормы материального права применены арбитражным судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, оснований для отмены решения арбитражного суда в обжалуемой части не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы согласно статье 110 АПК РФ относятся на предпринимателя.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьёй 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тюменской области от 26.01.2021 по делу N А70-19056/2020 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-19056/2020
Истец: Администрация города Тюмени
Ответчик: ИП Антропов Данил Александрович
Третье лицо: Муниципальное казенное учреждение "Комитет по рекламе"