г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А41-14621/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего-судьи Иевлева П.А.,
судей Диаковской Н.В., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Брусенцовой И.В.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ" - Кривошеин Б.В., по доверенности от 23.07.2019,
от заинтересованного лица по делу - Министерства жилищной политики Московской области - Черненко А.М., по доверенности от 30.12.2019,
от третьего лица по делу - Главного управление государственного строительного надзора Московской области - Григорьянц А.В., по доверенности от 20.09.2019,
от третьего лица по делу - Администрации Ленинского городского округа Московской области - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ" на решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2020 по делу N А41-14621/20, принятое судьей Гриневой А.В., по заявлению ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ" к Министерству жилищной политики Московской области о признании незаконным решения, третьи лица: Главное управление государственного строительного надзора Московской области, Администрация Ленинского городского округа Московской области,
УСТАНОВИЛ:
ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству Жилищной Политики Московской Области о признании незаконным решения об отказе в представлении Государственной услуги: внесение изменений в разрешение на строительство (заявление N Р001-2170116474-3216887 от 24.12.2019 г.).
Решением Арбитражного суда Московской области от 27.10.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Судебное заседание проведено в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ, в отсутствие представителя Администрации Ленинского городского округа Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации в картотеке арбитражных дел на сайте (www.//kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями ч. 6 ст. 121 АПК РФ.
Представитель ООО "СЗ "ЮЖНЫЕ ГОРКИ" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Представители Министерства жилищной политики Московской области, Главного управление государственного строительного надзора Московской области возражали против доводов апелляционной жалобы, просил обжалуемый судебный акт оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" имеет в собственности земельный участок с кадастровым номером 50:21:070106:1713 (копия свидетельства на земельный участок представлена в материалы дела), расположенный по адресу: Московская область, Ленинский муниципальный р-он, городское поселение Горки Ленинские, пос. Мещерино. Площадь земельного участка 8102 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: малоэтажное жилищное строительство. Запись о регистрации права: 50-50-21/701/2013-639 от 24.09.2013.
Администрацией муниципального образования Городское поселение Горки Ленинские ООО "Южные горки" 24.12.2014 выдано разрешение на строительство NRU50503102-1007/C 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4, дом N 32) (общая площадь здания - 2964,24 кв. м, общая площадь квартир - 2515,06 кв. м, строительный объем 12745,2 куб. м) (копия разрешения на строительство NRU50503102-1007/С от 24.12.2014 представлена в материалы дела). Срок действия разрешения на строительство установлен до 24.12.2019.
Между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик) и ООО "АрДиАй" (исполнитель) 01.02.2013 был заключен договор N 1юд/2013 (копия договора от 01.02.2013 N 1юд/2013 прилагается) об исполнении функций технического заказчика, связанных с застройкой (строительством) многоквартирных жилых домов.
По условиям договора N 1юд/2013 от 01.02.2013 ООО "АрДиАй" от имени и за счет Заказчика осуществляет весь комплекс работ, связанных со строительством многоквартирных жилых домов начиная от подбора организаций для проведения изыскательских работ, разработки предпроектной, проектной и рабочей документации и заканчивая подготовкой приема-сдачи Объектов в эксплуатацию и контролем выполнения гарантийных обязательств по законченным строительством объектам на период действия гарантии.
Для строительства объектов между ООО "СЗ "Южные горки" (заказчик), от имени которого выступает ООО "АрДиАй", действующее на основании Договора N 1юд/2013 от 01.02.2013 г. и ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) 12.11.2019 был заключен договор генерального подряда N 115008 (копия договора генерального подряда N 115008 от 12.11.2019 представлена в материалы дела).
По условиям договора генерального подряда N 115008 от 12.11.2019 генеральный подрядчик обязуется своими силами и средствами и/или силами привлеченных им субподрядных организаций в установленный договором срок выполнить работы по строительству и вводу в эксплуатацию объектов (многоквартирных жилых домов - корпуса 16-21 и 26-35) в месте производства работ, передать результат выполненных работ заказчику, а заказчик принять их и оплатить в порядке, предусмотренном договором.
Между ООО "ЖК-Инвест" (генеральный подрядчик) и ООО АСК "Олимпстрой" (подрядчик) 12.11.2019 был заключен договор подряда N 115505 по условиям которого подрядчик обязуется своими силами и средствами в установленный договором срок выполнить работы подготовительного периода для строительства многоквартирных жилых домов (корпуса 16-21 и 26-35) по устройству временных подъездных путей, площадок из ж/б плит и временных ограждений строительных площадок (копия договора подряда от 12.11.2019 N 155505 представлена в материалы дела).
Согласно аб. 8 п. 4.4 Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27.12.2010 N 781) базовыми функциями застройщик являются: получение разрешения на строительство; привлечение подрядчика (генподрядчика) для выполнения работ по возведению здания или сооружения в качестве лица, осуществляющего строительство, в случае выполнения работ по договору; обеспечение строительства проектной документацией, прошедшей экспертизу и утвержденной в установленном порядке; обеспечение выноса в натуру линий регулирования застройки и создание геодезической разбивочной основы; извещение о начале любых работ на строительной площадке органа государственного строительного надзора, которому подконтролен данный объект; обеспечение строительного контроля застройщика (заказчика); приемка законченного строительством объекта строительства в случае выполнения работ по договору; организация наладки и опробования оборудования, пробного производства продукции и других мероприятий по подготовке объекта к эксплуатации; принятие решений о начале, приостановке, консервации, прекращении строительства, о вводе законченного строительством объекта недвижимости в эксплуатацию; предъявление законченного строительством объекта строительства органам государственного строительного надзора и экологического надзора (в случаях, предусмотренных законодательством о градостроительной деятельности); предъявление законченного строительством объекта строительства уполномоченному органу для ввода в эксплуатацию; комплектование, хранение и передача соответствующим организациям исполнительной и эксплуатационной документации.
В соответствии с пунктом 5 ст. 52 ГрК РФ застройщик не позднее, чем за семь рабочих дней до начала строительных работ должен направить в органы государственного строительного надзора (Госстройнадзор) извещение о начале этих работ.
Истец 18.11.2019 направил извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 32), расположенного по адресу: МО, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос.Мещерино, квартал 4, на земельном участке КН 50:21:070106:1713 (копия заявлений, поданных в Главное управление Государственного строительного надзора Московской области прилагается). По заявлению принято положительное решение. Извещение о начале строительства 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 32) утверждено 20.11.2019, Главным Управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-168200 (копия программы проведения проверок N 07-64-168200-1-01 представлена в материалы дела). Работы по строительству объекта начаты 16.12.2019, ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном Управлении ГСН МО 21.11.2019 (копия общего журнала работ прилагается). Срок действия разрешения на строительство RU50503102-1007/С установлен до 24.12.2019 г.
Для продления срока действия разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 32) ООО "СЗ "Южные горки" 24.12.2019 направило обращение - заявку N P001-2170116474-32162887 (копия заявки, поданной в Министерство жилищной политики Московской области представлена в материалы дела) о предоставлении государственной услуги "Внесение изменений в разрешение на строительство", в Министерство жилищной политики Московской области через Региональный портал государственных и муниципальных услуг.
Министерство жилищной политики Московской области по обращению N P001-2170116474-32162887 09.01.2020 вынесло решение об отказе в предоставлении государственной услуги: Внесение изменений в разрешение на строительство с указанием основания для отказа - "Наличие информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения" (копия решения об отказе в предоставлении государственной услуги представлена в материалы дела).
В связи с истечением срока действия Разрешения на строительство 4-х этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 32) 24.12.2019 работы по строительству объекта приостановлены.
Приложением 6 к Административному регламенту предоставления государственной услуги "Выдача разрешения (внесение изменений в разрешение) на строительство объектов капитального строительства на территории Московской области (за исключением объектов, относящихся к полномочиям органов исполнительной власти и организаций, наделенных специальной компетенцией", утвержденному распоряжением Минжилполитики МО от 15.02.2019 N 20, установлена форма решения об отказе в предоставлении государственной услуги. В соответствии с утвержденной формой (п. 13.1.5.1) при наличии информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения в отказе должны быть указаны основания для такого вывода.
В соответствии с разделом 6 "Производство строительных работ" Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27.12.2010 N 781) подрядчик, осуществляющий строительство, до начала любых работ должен оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (п. 6.2.8 Свода правил).
Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых сетей инженернотехнического обеспечения, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, устройство складских площадок, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
Полагая, что отказ Министерства жилищной политики Московской области незаконный, нарушает права и законные интересы заявителя, ООО "СЗ "Южные горки" обратилось в Арбитражный суд с настоящими требованиями.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд считает решение решения суда первой инстанции подлежащим отмене.
Согласно п. 7 ч. 21.15 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) основанием для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство является наличие у уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" или Государственной корпорации по космической деятельности "Роскосмос" информации о выявленном в рамках государственного строительного надзора, государственного земельного надзора или муниципального земельного контроля факте отсутствия начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство в связи с продлением срока действия такого разрешения или информации органа государственного строительного надзора об отсутствии извещения о начале данных работ, если направление такого извещения является обязательным в соответствии с требованиями части 5 статьи 52 настоящего Кодекса, в случае, если внесение изменений в разрешение на строительство связано с продлением срока действия разрешения на строительство.
В этом случае уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления обязаны запросить такую информацию в соответствующих органе государственной власти или органе местного самоуправления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия.
Таким образом, законом установлены два основания для отказа во внесении изменений в разрешение на строительство: отсутствие начатых работ по строительству на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство и/или отсутствие извещения о начале данных работ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что основанием для принятия оспариваемого решения послужило отсутствие факт начатых работ по строительству, реконструкции на день подачи заявления о внесении изменений в разрешение на строительство.
Также суд первой инстанции руководствовался тем, что общество в обоснование своих доводов о начале строительных работ в материалы дела представило договоры генерального подряда, договор подряда, однако доказательства, свидетельствующие о фактическом выполнении условий данных договоров, заявителем не представлены.
Таким образом, суд первой инстанции заключил, что какие-либо работы, связанные со строительством объекта, отсутствуют, подготовительные работы, связанные с подготовкой и планировкой территории строительной площадки, не могут рассматриваться как работы по строительству объекта, на необходимость начала которых указано в пункте 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ.
Между тем, судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Положениями пункта 13 статьи 1 ГрК РФ строительство определено как создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).
В соответствии с разделом 6 "Производство строительных работ" Свода правил "Организация строительства" СП 48.13330.2011 (Приказ Минрегиона России 27.12.2010 N 781) подрядчик, осуществляющий строительство, до начала любых работ должен оградить выделенную территорию строительной площадки, выделенные отдельные территории для размещения бытовых городков строителей, участки с опасными и вредными производственными факторами, участки с материальными ценностями строительной организации (пункт 6.2.8 Свода правил).
Внутриплощадочные подготовительные работы должны предусматривать сдачу-приемку геодезической разбивочной основы для строительства, освобождение строительной площадки для производства строительно-монтажных работ (расчистка территории, снос строений и др.), планировку территории, искусственное понижение (в необходимых случаях) уровня грунтовых вод, перекладку существующих и прокладку новых сетей инженерно-технического обеспечения, устройство постоянных и временных дорог, инвентарных временных ограждений строительной площадки с организацией в необходимых случаях контрольно-пропускного режима, размещение мобильных (инвентарных) зданий и сооружений, устройство складских площадок, организацию связи для оперативно-диспетчерского управления производством работ, обеспечение строительной площадки противопожарным водоснабжением и инвентарем, освещением и средствами сигнализации.
В подготовительный период могут быть возведены постоянные здания и сооружения для нужд строительства, или приспособлены для этих целей существующие.
Внутриплощадочные подготовительные работы должны быть выполнены до начала строительно-монтажных работ (пункт 6.2.10 Свода правил).
Как следует из материалов дела, истец 18.11.2019 направил извещение о начале строительства 4-этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 32), расположенного по адресу: МО, Ленинский район, г.п. Горки Ленинские, пос. Мещерино, квартал 4, на земельном участке с кадастровым номером 50:21:070106:1713. По заявлению принято положительное решение.
Извещение о начале строительства 4-этажного многоквартирного дома (тип 4 дом 32) утверждено 20.11.2019, Главным Управлением ГСН МО сформирована программа проведения проверок строительства объекта с номером дела: 07-64-168200.
Работы по строительству объекта начаты 16.12.2019, ход выполнения работ отражен в "Общем журнале работ", зарегистрированном в Главном Управлении ГСН МО 21.11.2019.
В соответствии с СДОС-04-2009 Методикой проведения строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, принятой решением Наблюдательного совета Единой системы оценки соответствия в области промышленной, экологической безопасности, безопасности в энергетике и строительстве от 20.07.2009 N 30-БНС, внеплощадочные и внутриплощадочные подготовительные работы, расчистка территории и подготовка 10 ее к застройке, строительство временных дорог, инженерных сетей и сооружений являются строительными работами, подлежащими строительному контролю.
В соответствии с разделом 5 Строительных норм и правил Российской Федерации СНиП 21-01-2004, зарегистрированных Росстандартом в качестве СП 48.13330.2010, работы по подготовке строительной площадки являются строительными работами.
Согласно Перечню видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденному приказом Минрегиона Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень), подготовительные работы являются работами на этапе строительства.
В силу пункта 2.2 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, строительство временных дорог, площадок, инженерных сетей и сооружений относится к подготовительным работам на этапе строительства.
Согласно пункту 3 раздела III "Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту" Перечня, земляные работы, в том числе по водопонижению, организации поверхностного стока и водоотвода, относятся к строительным работам.
В соответствии с положениями пункта 7 части 21.15 статьи 51 ГрК РФ работы по строительству начаты.
Указанная правовая позиция отражена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 26.02.2021 N 305-ЭС21-2139 по делу N А41-13628/20.
С учетом представленных документов, апелляционный суд приходит к выводу о доказанности ООО "СЗ "Южные горки" начала ведения работ с 16.12.2019, в связи с чем также приходит к выводу об отсутствии у министерства оснований для отказа обществу в продлении срока действия разрешения на строительство.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Учитывая изложенное, решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2020 по делу N А41-14621/20 подлежит отмене, а заявленные требования удовлетворению.
Расходы по оплате государственной пошлины (3000 руб. - за рассмотрение дела в суде первой инстанции, 1500 руб. - за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции) распределяются в соответствии со ст. 110 АПК РФ и относятся на заинтересованное лицо.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 27.10.2020 по делу N А41-14621/20 отменить.
Признать незаконным решение Министерства жилищной политики Московской области от 09.01.2020 по заявлению ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" Р001-2170116474-32162887.
Обязать Министерство жилищной политики Московской области внести изменения в разрешение на строительство N RU50503102-1007/C от 24.12.2014 в части продления срока действия разрешения на строительство N RU50503102-1007/C от 24.12.2014 по 24.12.2022.
Взыскать с Министерства жилищной политики Московской области в пользу ООО "Специализированный застройщик "Южные горки" расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
П.А. Иевлев |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-14621/2020
Истец: ООО "СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ЮЖНЫЕ ГОРКИ"
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ