г. Санкт-Петербург |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А56-108463/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Денисюк М.И.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8187/2021) Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2021 по делу N А56-108463/2020 (судья Лебедева И.В.), рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Некоммерческой организации "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
к Государственной административно-технической инспекции
об оспаривании постановления от 19.11.2020 N 4095 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 54198 от 22.10.202
УСТАНОВИЛ:
Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" (далее - заявитель, Фонд) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Государственной административно-технической инспекции (далее - Инспекция, ГАТИ) от 19.11.2020 N 4095 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 54198 от 22.10.2020, которым Фонд привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного производства по правилам главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 11.02.2021 (в виде резолютивной части) в удовлетворении заявленных Фондом требований отказано; мотивированное решение изготовлено судом первой инстанции 02.03.2021.
Не согласившись с вынесенным по делу решением суда, Фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления ГАТИ от 19.11.2020 N 4095. В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что Фонд не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, поскольку согласно ордеру ГАТИ N У-5515 от 09.07.2020 Фонд является заказчиком работ, а производителем - ООО "МАТИС".
ГАТИ отзыв на апелляционную жалобу в установленный определением суда апелляционной инстанции от 01.04.2021 срок не представлен.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке статей 123, 228 АПК РФ о принятии апелляционной жалобы к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства.
В силу части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена судом апелляционной инстанции без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Фонд является заказчиком работ по ордеру ГАТИ N У-5515 от 09.07.2020 на производство работ по установке и размещению временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов (текущий и капитальный ремонт зданий, строений, сооружений) по адресу: Санкт-Петербург, пер. Макаренко, д. 10, литера А; срок производства работ с 10.07.2020 по 15.10.2020.
22.10.2020 специалистом ГАТИ в присутствии уполномоченного представителя Фонда и с применением средств фото и видео фиксации, проведен осмотр территории по адресу: Санкт-Петербург, пер. Макаренко, д. 10, литера А, в результате которого зафиксировано, что работы по ордеру ГАТИ N У-5515 от 09.07.2020 не завершены, ведутся работы по размещению строительных лесов, строительные леса не демонтированы, благоустройство не восстановлено.
Данные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 22.10.2020 с приложением материалов фотофиксации и схемы.
Выявленные нарушения послужили основанием для составления уполномоченным должностным лицом Инспекции в отношении Фонда 22.10.2020 протокола N 54198 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70. Фонду вменены нарушения пунктов 3.1.2, 6.11, 11.10 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утв. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 (далее - Правила N 875).
Постановлением ГАТИ от 19.11.2020 N 4095 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N54198 от 22.10.2020 Фонд привлечен к административной ответственности, предусмотренной пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 100000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Фонд оспорил его в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Фонда состава вмененного административного правонарушения, не установил существенных процессуальных нарушений в ходе производства по делу об административном правонарушении, а также оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленных Фондом требований.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Статьей 14 Закона N 273-70 установлена административная ответственность за нарушение правил благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, утвержденных Правительством Санкт-Петербурга.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70 производство работ после окончания срока действия ордера, либо нарушение сроков производства работ, либо невосстановление объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ после их завершения и окончания срока действия ордера, либо невосстановление после завершения работ объектов благоустройства, элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ без ордера, а также работ, производство которых разрешено без ордера, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 06.10.2016 N 875 утверждены Правила благоустройства территории Санкт-Петербурга в части, касающейся правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее - Правила N875).
Согласно пункту 1.4.8 Правил N 875 зона производства работ - территория, используемая для производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, в том числе для размещения временных зданий и сооружений, техники, строительных материалов, оборудования, временных знаков. При получении ордера на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, зона производства работ определяется условиями ордера на срок действия ордера до его закрытия.
В силу пункта 4.4 Правил N 875 установка и размещение временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов, за исключением производства работ, указанных в разделе 5 Правил, относятся к работам, требующих получения ордера ГАТИ.
Как указано в пункте 1.4.16 Правил N 875 ордер - документ, дающий право на производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга, выдаваемый ГАТИ в целях координации производства указанных работ и контроля за восстановлением нарушенных в ходе производства работ объектов благоустройства и элементов благоустройства.
В соответствии с пунктом 6.11 Правил N 875 ордер на производство работ действителен только на вид, сроки и зону производства работ, указанные в ордере.
Согласно пункту 3.2.16 Правил N 875 производитель работ обязан выполнять условия ордера.
В силу пункта 11.1 Правил N 875 после проведения работ производителем работ организовывается и(или) производится восстановление элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ (далее - восстановление благоустройства), в сроки производства работ, указанные в ордере ГАТИ.
Пунктом 3.1.2 Правил N 875 на заказчика возложена обязанность контролировать сроки производства работ, качество восстановления элементов благоустройства, нарушенных при производстве работ.
При этом, в силу пункта 11.10 Правил N 875 ответственность за невосстановление элементов благоустройства, нарушенных в результате производства работ, несет производитель работ. Ответственность за нарушение сроков производства работ по восстановлению элементов благоустройства несет заказчик.
Как определено в пункте 1.4.6 Правил N 875 заказчик - юридическое или физическое лицо, уполномоченное владельцем (или само являющееся владельцем объекта благоустройства и(или) элемента благоустройства, обеспечивающее производство земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 1.4.20 Правил N 875 производитель работ - юридическое или физическое лицо, которое выполняет работы или организовывает производство работ путем привлечения субподрядчиков (генеральный подрядчик).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судом первой инстанции не учтено, что между Фондом и ООО "МАТИС" заключен договор от 29.09.2020 N 1-527/Б/ФС/2020 на выполнение работ по капитальному ремонту фасада здания по вышеуказанному адресу, в соответствии с которым Фонд является заказчиком, а ООО "МАТИС" - подрядчиком.
Фондом получен ордер ГАТИ N У-5515 от 09.07.2020 на производство работ по установке и размещению временных ограждений строительных площадок и зон производства работ, в том числе строительных лесов (текущий и капитальный ремонт зданий, строений, сооружений) по адресу: Санкт-Петербург, пер. Макаренко, д. 10, литера А; срок производства работ с 10.07.2020 по 15.10.2020.
Согласно ордеру ГАТИ N У-5515 от 09.07.2020, Фонд является заказчиком работ, ООО "МАТИС" является производителем работ.
В тоже время, оспариваемым постановлением Фонду вменено неисполнение обязанностей производителя работ, выразившееся в нарушении сроков производства работ по ордеру ГАТИ.
Поскольку субъектом правонарушения, исходя из смысла пункта 2 статьи 14 Закона N 273-70, является производитель работ, непосредственно осуществляющий работы и ответственный за восстановление объектов благоустройства после завершения работ, которым Фонд не является, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях Фонда состава вмененного ему правонарушения.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.09.2020 N Ф07-8800/2020 по делу N А56- 134542/2019, определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2020 N307-ЭС20-20219.
При этом суд апелляционной инстанции отклоняет доводы ГАТИ о том, что в силу пунктов 3.1.2, 11.10 Правил N 875 ответственность за нарушение сроков производства работ по восстановлению элементов благоустройства несет заказчик.
Действительно, в силу приведенных положений Правил N 875 именно на заказчика возложена обязанность контролировать выполнение всех работ, являющихся предметом договора, однако административную ответственность по пункту 2 статьи 14 Закона N 273-70 должен нести непосредственно производитель работ.
Заказчик работ несет ответственность по пункту 1 статьи 14 Закона N 273-70 за неисполнение обязанности по получению ордера. При этом, неисполнение обязанности по переоформлению ордера (получению нового ордера) Фонду как заказчику работ не вменяется.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Фонда состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена пунктом 2 статьи 14 Закона N 273-70, является ошибочным, не соответствует обстоятельствам дела и вышеприведенным положениям Правил N875 и Закона N273-70.
Недоказанность административным органом наличия в действиях Фонда состава административного правонарушения, в силу пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
При таких обстоятельствах заявленные Фондом требования подлежат удовлетворению, оспариваемое постановление ГАТИ от 19.11.2020 N 4095 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 54198 от 22.10.2020 подлежит признанию незаконным и отмене.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции от 02.03.2021 подлежит отмене с вынесением по делу нового судебного акта
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 02.03.2021 по делу N А56-108463/2020 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление Государственной административно-технической инспекции от 19.11.2020 N 4095 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N54198 от 22.10.2020, которым некоммерческая организация "Фонд - региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 14 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге".
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
М.И. Денисюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-108463/2020
Истец: Некоммерческая организация "Фонд-региональный оператор капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ИНСПЕКЦИЯ