г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А26-8996/2020 |
Судья Тринадцатого арбитражного апелляционного суда Тимухина И.А.
рассмотрев без вызова сторон апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-8146/2021) АО "Сегежский ЦБК" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2021 по делу N А26-8996/2020 (судья Богданова О.В.), принятое
по иску Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия
к АО "Сегежский ЦБК"
о взыскании, рассмотренному в порядке упрощенного производства
УСТАНОВИЛ:
Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия (далее - истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к акционерному обществу "Сегежский ЦБК" (далее - ответчик, Общество) о взыскании 77 318 руб. 26 коп. неустойки по договору аренды лесного участка от 25.12.2008 N 88-З.
Решением от 10.02.2021 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе Общество, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального и процессуального права, просит решение отменить, полагая, что расчет неустойки на основании расчетного метода определения объема лесонарушения является недостоверным, закладка пробных площадей осуществлялась с учетом положений Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130, которые отменены Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30.04.2020 N 264 и на момент проведения осмотра мест рубок не действовали, в договоре аренды, а также в нормативны актах, действующих в спорный период (правила заготовки древесины), отсутствует механизм (алгоритм) расчета объема оставления невывезенной в срок древесины и оставление недорубов.
Министерство отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, по результатам лесного конкурса, оформленного протоколом от 18.07.2003N 27, между Министерством лесного комплекса Республики Карелия (арендодатель) и ООО "Медвежьегорский леспромхоз" (арендатор) в порядке переоформления договора аренды участка лесного фонда от 18.07.2003 N6 заключен договор аренды лесного участка от 25.12.2008N 88-з, по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду находящийся в государственной собственности лесной участок площадью 24 739 га, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 10:00:00 00 00:132, расположенный на территории ГУ РК "Медвежьегорское центральное лесничество".
Срок действия договора установлен с момента государственной регистрации до 31.12.2023 (пункт 7.1 договора), государственная регистрация договора произведена 29.01.2009.
Согласно пункту 1.4 договора лесной участок передается арендатору для использования в целях заготовки древесины.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 04.09.2010 N 177-П "Вопросы органов исполнительной власти Республики Карелия" Министерство лесного комплекса Республики Карелия преобразовано в Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия. 07.11.2017 в Единый государственный реестр юридических лиц внесены сведения об изменении наименования арендодателя на Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия.
Дополнительным соглашением от 27.05.2016 арендатор по договору заменен на ООО "Инвестлеспром-Лесозаготовка". Впоследствии ООО "Инвестлеспром-Лесозаготовка" было присоединено к АО "Сегежский целлюлозно-бумажный комбинат".
В соответствии с условиями договора аренды арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Карелия (пункт 4.4.1.); не допускать нарушений установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов (пункт 4.4.2.).
За невыполнение пункта 4.4.2, пунктом 5.4 договора предусмотрено, что арендатор выплачивает арендодателю неустойки по следующим видам нарушений лесохозяйственных требований, предъявляемых к осуществлению использования лесов:
а) рубка или повреждение плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах - 7-кратная стоимость срубленных или поврежденных плюсовых, семенных деревьев и деревьев в семенных группах, куртинах и полосах, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов;
б) рубка или повреждение до степени прекращения роста деревьев, не подлежащих рубке при проведении выборочных рубок, - 5-кратная стоимость срубленных или поврежденных деревьев, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов;
в) повреждение деревьев, не влекущее прекращение роста, при проведении выборочных рубок, - 2-кратная стоимость поврежденных деревьев, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов;
г) оставление недорубов (за исключением компактных участков лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10% от площади лесосеки):
в виде компактных участков леса - 1-кратная стоимость оставленной в недорубах древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов;
в виде куртин и отдельных деревьев или расстроенных выборочной рубкой участков на назначенных в сплошную рубку лесосеках - 2-кратная стоимость оставленной на корню древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов;
д) оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставленные отсрочки) древесины на лесосеках, в местах производства работ при расчистке площадей под лесные склады, трассы лесовозных дорог, постройки, сооружения и установки, а также аварийной древесины вдоль лесовозных дорог на срок более 1 месяца - 3-кратная стоимость не вывезенной в срок или оставленной аварийной древесины, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов. Древесина считается вывезенной с мест рубок, если она подвезена к складам, расположенным около сплавных путей, железных и автомобильных дорог, к местам для переработки, установкам и приспособлениям, к складам, расположенным около лесных дорог и иным пунктам временного хранения, оформленным в установленном порядке;
е) несоблюдение способов и сроков очистки мест рубок от порубочных остатков, указанных в лесной декларации и (или) технологической карте, и не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода; захламление лесов и не покрытых лесом земель в местах производства работ при расчистке земель под трассы дорог, лесные склады и иные цели, а также прилегающих к этим объектам и лесовозным дорогам полос шириной 50 метров - 2-кратная стоимость работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности, рассчитанная по действующим расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденным в установленном порядке
ж) оставление на лесосеках зависших срубленных деревьев - 3-кратная стоимость таких деревьев, исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов;
з) уничтожение, повреждение или захламление в лесном фонде искусственных или естественных водотоков, рек, ручьев, осушительных канав, мостов, просек - 2-кратная стоимость восстановления уничтоженных, поврежденных объектов или их очистки;
и) невыполнение требований по сносу построек, сооружений, приспособлений и других объектов, рекультивации земель лесного фонда, нарушенных при заготовке древесины, а также требований по приведению в состояние, пригодное для использования по назначению, дорог, имевшихся к началу освоения лесного участка, указанных в Проекте освоения лесов, - 2-кратная стоимость работ по сносу построек, сооружений, приспособлений и по приведению этих земель и дорог в надлежащее состояние, рассчитанная по действующим расчетно-технологическим картам и другим нормативам затрат, утвержденных в установленном порядке.
В результате осмотра лесосек Министерством выявлены следующие нарушения: оставлено не вывезенной в срок древесины в объеме 39,94 м3, оставлено недоруба в виде куртины в объеме 32,99 м3, компактного недоруба в объеме 195, 47 м3, расстроенного недоруба в объеме 7,05 м3, о чем составлены акты осмотра лесосек от 13.05.2020 N 13/19, от 29.05.2020 N 25/19, N 24/19 от 28.05.2020.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком условий договора, невыполнение подпунктов г, д пункта 4.4.2 договора, Министерство направило Обществу претензию от 09.07.2020 N 1768/1 с требованием в срок до 23.07.2020 оплатить 77 318 руб. 26 коп. неустойки.
Поскольку требования претензии не исполнены, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд пришел к выводу, что иск удовлетворен судом правомерно, обжалуемое решение не подлежит отмене или изменению.
В силу статей 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В силу статьи 329 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой. Неустойкой (штрафом, пенями) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения (пункт 1 статьи 330 ГК РФ).
Согласно пункту 1 ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из доказанности Министерством правонарушений, допущенных Обществом и зафиксированных в актах осмотра, о проведении которых Общество было уведомлено.
Расчет заявленной к взысканию неустойки произведен истцом на основании актов осмотра лесного участка, подпунктов "г" и "д" пункта 4.2. договора.
Ссылка подателя жалобы на утрату действия Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки (осмолоподсочки) насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных Приказом Гослесхоза СССР от 01.11.1983 N 130, подлежит отклонению апелляционным судом как необоснованная, учитывая, что Обществом определенный объем нарушения, расчет Министерства не опровергнут надлежащими доказательствами.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения решения апелляционным судом не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 10.02.2021 по делу N А26-8996/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворению.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Судья |
И.А. Тимухина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8996/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Республики Карелия "Медвежьегорское центральное лесничество", Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия
Ответчик: АО "СЕГЕЖСКИЙ ЦЕЛЛЮЛОЗНО-БУМАЖНЫЙ КОМБИНАТ"