г. Воронеж |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А48-7270/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2021 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Маховой Е.В.,
судей Семенюта Е.А.,
Серегиной Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шацких Е.А.,
при участии:
от муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
от общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N 17": представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N 17" на решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2021 по делу N А48-7270/2020 по иску муниципального унитарного производственного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" (ОГРН 1025700829296, ИНН 5701000368) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищное эксплуатационное управление - N 17" (ОГРН 1095742002509, ИНН 5751038575) о взыскании 341 356 руб. 46 коп. пени за период с 17.10.2017 по 05.04.2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное производственное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства "Орелводоканал" (далее - МПП ВКХ "Орелводоканал", истец) обратилось в арбитражный суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "УК Жилищное эксплуатационное управление - N 17" (далее - ООО "УК ЖЭУ - N 17", ответчик) о взыскании пени в сумме 341 356 руб. 46 коп. за период с 17.10.2017 по 05.04.2020.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2021 исковые требования МПП ВКХ "Орелводоканал" удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым судебным актом, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ООО "УК ЖЭУ - N 17" обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить.
В судебное заседание апелляционной инстанции представители МПП ВКХ "Орелводоканал", ООО "УК ЖЭУ - N 17" не явились.
Учитывая наличие доказательств надлежащего извещения сторон о времени и месте судебного разбирательства, апелляционная жалоба рассматривалась в отсутствие их представителей в порядке ст.ст. 123, 156, 266 АПК РФ, п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации".
При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ).
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, поступившего посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" отзыва МПП ВКХ "Орелводоканал" на апелляционную жалобу, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 01.07.2016 между МПП ВКХ "Орелводоканал" (организация водопроводно-канализационного хозяйства) и ООО "УК ЖЭУ - N 17" (абонент) заключен договор N 3437 холодного водоснабжения и водоотведения, по условиям которого (п.п. 1, 2) организация водопроводно-канализационного хозяйства, осуществляющая холодное водоснабжение, обязалась подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду в необходимом объеме и соответствующего качества в целях обеспечения предоставления потребителям коммунальных услуг, а также эксплуатации абонентом общего имущества в многоквартирных домах по адресам: пер. Багажный, д. I, д. 3, пер. Товарный, д. 2, ул. Ст. Привокзальная, д. 10, ул. Привокзальная, д. 2, д. 4, д. 6, д. 10, д. 12, д. 13, д. 15, пер. Привокзальный, д. 1, д. 3, д. 5, ул. Московская, д. 98, д. 112, д. 114а, д. 157, д. 171, ул. Лесная, д. 2, пер. Аптечный, д. 2, ул. Грузовая, д. 1, д. 114, д. 119, пер. Детский, д. 1, ул. Московская, д. 61, д. 80, д. 102, д. 106, д. 108, д. 114, д. 116, д. 118, ул. Новосильская, д. 1, ул. Прядильная, д. 101, ул. Пушкина, д. 9, д. 18, а также осуществлять прием сточных вод абонента и загрязняющих веществ в составе сточных вод от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения от указанных многоквартирных домов в целях обеспечения предоставления потребителям коммунальных услуг, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
Абонент обязался оплачивать принятую холодную (питьевую) воду, установленного качества в объеме, определенном договором, предоставленную на хозбытовые и общедомовые нужды, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета, оплачивать отведенные сточное воды и загрязняющие вещества в составе сточных вод, предоставленные на хозбытовые и общедомовые нужды, а также соблюдать режим водоотведения, нормативы по объему и составу отводимых в централизованную систему водоотведения сточных вод, нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод, требования к составу и свойствам сточных вод, установленные в целях предотвращения негативного воздействия на работу централизованных систем водоотведения, оплачивать водоотведение в сроки, порядке и размере, которые предусмотрены договором.
Договор заключен в связи с избранием абонента в качестве управляющей организации, выбранной собственниками помещений домовладения согласно протоколу общего собрания собственников (п. 4 договора).
Согласно п. 5 договора датой начала подачи (потребления) холодной воды и приема сточных вод является 01.12.2015.
Тарифы, сроки и порядок оплаты определены сторонами в разделе III договора.
В соответствии с п. 8 договора оплата по договору осуществляется абонентом по тарифам на холодную воду, отводимые сточные воды, сбрасываемые загрязняющие вещества в составе сточных вод в пределах допустимых концентраций и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод, устанавливаемым в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов). Тариф на холодную воду, установленный на дату заключения договора, составляет 12,424 (без НДС) руб./куб. м., тариф на водоотведение, установленный на дату заключения договора, составляет 10,170 (без НДС) руб./куб. м.
Пунктом 9 договора предусмотрено, что расчетный период, установленный договором, равен 30 календарным дням. Абонент оплачивает полученную холодную воду и отведенные сточные воды и сверхнормативный сброс загрязняющих веществ в составе сточных путем перечисления абонентом до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем), на основании счета-акта и счета-фактуры, представляемых к оплате организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет организации водопроводно-канализационного хозяйства.
Оплата по договору производится абонентом до 15 числа месяца, следующего за расчетным в размере 100% стоимости фактического объема поставленного коммунального ресурса, определенного в соответствии с разделом V договора, с учетом требований к периодичности перечисления денежных средств, установленных в Постановлении Правительства РФ от 28.03.2012 N 253 "О требованиях к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг".
Абонент сообщает организации водопроводно-канализационного хозяйства показания приборов учета с последующим письменным подтверждением данных ответственным лицом, указанным в п. 57 договора, забирает счет-фактуру и счет-акт.
Абонент ежеквартально передает по отдельным договорам уступки прав требования, а организация водопроводно-канализационного хозяйства принимает сумму дебиторской задолженности абонента за холодное водоснабжение и водоотведение по состоянию на 01 число месяца, следующего за истекшим кварталом. Организация водопроводно-канализационного хозяйства принимает уступку прав требования дебиторской задолженности в счет взаиморасчетов с абонентом по договору холодного водоснабжения и водоотведения.
Договор вступил в силу с 01.12.2015 сроком на один год и считается ежегодно продленным на то же срок и на тех же условиях, если за один месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении, либо заключении нового договора на иных условиях (п.п. 50 - 52 договора).
В период с сентября 2017 года по ноябрь 2018 года истец оказывал ответчику услуги по холодному водоснабжению и водоотведению.
Ссылаясь на несвоевременное исполнение ответчиком обязательств по оплате услуг по договору N 3437 от 01.07.2016, начислив пени в соответствии с ч. 6.4 ст. 13 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении") за период с 17.10.2017 по 05.04.2020, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
В соответствии со ст.ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В рассматриваемом случае обязательства сторон урегулированы договором N 3437 холодного водоснабжения и водоотведения от 01.07.2016.
К отношениям сторон по отпуску (получению) питьевой воды и приему (сбросу) сточных вод подлежат применению правила о договоре энергоснабжения, нормы Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - ФЗ "О водоснабжении и водоотведении"), Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), Правила организации коммерческого учета воды и сточных вод, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 776 (далее - Правила N 776), Правила предоставления коммунальных услуг собственниками и пользователям помещения в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В соответствии с ч. 1 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета.
По договору водоотведения организация, осуществляющая водоотведение, обязуется осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку и сброс в водный объект, а абонент обязуется соблюдать требования к составу и свойствам отводимых сточных вод, установленные законодательством Российской Федерации, производить организации, осуществляющей водоотведение, оплату водоотведения (ч. 1 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В силу ст. 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Статьей 544 ГК РФ предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Правоотношения по поводу оказания коммунальных услуг в жилых домах регулируются жилищным законодательством (ч. 2 ст. 5, п. 10 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ).
В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 23.11.2009 N 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.
В связи с этим в ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ закреплено обязательное требование об оснащении многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также требование о вводе установленных приборов учета в эксплуатацию.
Частью 4 ст. 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
Подпунктом "с" п. 31 Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель, предоставляющий потребителю коммунальные услуги, обязан обеспечить установку и ввод в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе по показателям точности измерений, не позднее 3 месяцев со дня принятия собственниками помещений в многоквартирном доме решения о включении расходов на приобретение и установку коллективного (общедомового) прибора учета в плату за содержание и ремонт жилого помещения, если иной срок не установлен таким решением.
Согласно ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.
В этой связи проведение мероприятий по энергоснабжению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома, которые обязательны в силу Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ для собственников помещений в многоквартирном доме, становится обязательным и для управляющей компании при заключении с ней договора управления многоквартирным домом.
В подп. "ж" п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с подп. "и" и "к" п. 11 Правил N 491 содержание общего имущества включает в себя, в том числе проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности; обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
Работы по установке приборов учета используемых энергоресурсов, как и другие мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный законодательством Российской Федерации перечень мероприятий, отнесены к обязательным работам по содержанию жилого дома, в связи с чем должны осуществляться независимо от наличия решения общего собрания собственников помещений в доме о проведении этих работ. При наличии заключенного договора управления многоквартирным домом управляющая компания обязана выполнять требования подп. "и" и "к" п. 11 Правил N 491 с отнесением расходов на проведение указанных мероприятий на собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, в рассматриваемый период у ответчика имелась обязанность выполнять мероприятия по энергосбережению в части установки общедомовых приборов учета.
Между тем, из материалов дела следует, что общедомовые приборы учета отсутствовали в многоквартирных жилых домах по адресам: г. Орел, пл. Мира, д. 5 - с 25.11.2017 (прибор учета не пригоден для учета объема потребления холодного водоснабжения), ул. Московская, д. 102 (прибор учета демонтирован и отправлен на внеочередную государственную поверку), ул. Старомосковская, д. 24 (прибор учета демонтирован и отправлен на внеочередную государственную поверку), ул. Московская, д. 114 (прибор учета демонтирован и отправлен на внеочередную государственную поверку), ул. Московская, д. 171 (прибор учета демонтирован и отправлен на внеочередную государственную поверку), ул. Пушкина, д. 9 (прибор учета демонтирован и отправлен на внеочередную государственную поверку), ул. Московская д. 63, ул. Московская, д. 157, ул. Старомосковская, д. 37а (приборы учета демонтированы и отправлены на внеочередную государственную поверку). Факт отсутствия приборов учета в указанных многоквартирных домах подтверждается имеющимися в материалах дела письмами ответчика, адресованными истцу.
В целях стимулирования потребителей к установке индивидуальных, общих (квартирных), а также коллективных (общедомовых) приборов учета потребления коммунальных ресурсов и, соответственно, определения объема и стоимости потребленных потребителями коммунальных услуг исходя из объемов соответствующих коммунальных ресурсов, определенных по показаниям данных приборов учета, Постановлениями Правительства Российской Федерации от 16.04.2013 N 344 и от 17.12.2014 N 1380 в Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 N 306, были введены повышающие коэффициенты, применяемые при определении нормативов потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и предоставленных на общедомовые нужды (за исключением коммунальной услуги по газоснабжению) при наличии технической возможности установки коллективных (общедомовых), индивидуальных или общих (квартирных) приборов учета.
Согласно подп. "ж" п. 22 Правил N 124 при наличии обязанности и технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии стоимость коммунального ресурса, потребленного при содержании общего имущества в многоквартирном доме в случае отсутствия коллективного (общедомового) прибора учета, а также в случае выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации по истечении 3 месяцев после наступления такого события, при непредставлении исполнителем сведений о показаниях коллективного (общедомового) прибора учета в сроки, установленные договором ресурсоснабжения, при недопуске исполнителем 2 и более раз представителей ресурсоснабжающей организации для проверки состояния установленного и введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме с учетом повышающего коэффициента, величина которого устанавливается в размере, равном 1,5.
Поскольку повышающие коэффициенты введены с целью стимулирования потребителей к установке приборов учета, в том числе общедомовых, а на управляющую организацию возложена обязанность по проведению энергосберегающих мероприятий, суд области пришел к выводу о том, что именно ответчик должен доказать, что в обслуживаемых им многоквартирных домах отсутствует техническая возможность для установки общедомовых приборов учета. Между тем, таких доказательств ответчик суду не представил.
Из материалов дела следует, что в указанных выше многоквартирных домах, находящихся в управлении ООО "УК ЖЭУ - N 17", были сняты ранее установленные приборы учета, что подтверждает техническую возможность их установки в домах. Истцом произведено начисление платы с учетом повышающего коэффициента только в отношении тех многоквартирных домов, в которых ранее были установлены общедомовые приборы учета.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что при наличии у исполнителя коммунальных услуг обязанности и возможности установки общедомового прибора учета МПП ВКХ "Орелводоканал" при определении стоимости коммунального ресурса "холодная вода" на содержание общего имущества вправе применить повышающий коэффициент 1,5
Довод ответчика о необходимости перерасчета платы за спорный период (сентябрь 2017 года - ноябрь 2018 года), правильно отклонен судом области.
В силу п. 61 Правил N 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниям проверяемого прибора учета (распределителей) и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.
Таким образом, после получения МПП ВКХ "Орелводоканал" от управляющей организации соответствующего сообщения и подтверждающих документов, перерасчет должен быть произведен согласно представленным документам в том месяце, в котором были получены данные о фактическом объеме потребленного ресурса.
Судом первой установлено, что представленные ответчиком в материалы дела документы в спорный период истцу не направлялись.
Вместе с тем, как правильно указал арбитражный суд области, поскольку ответчик обладал необходимыми сведениями о количестве проживающих в многоквартирных домах граждан в соответствующий период, то имел возможность и должен был предоставить данные сведения истцу своевременно.
Учитывая изложенное, суд области обоснованно не усмотрел правовых оснований для корректировки индивидуального потребления за спорный период.
Поскольку за исковой период размер обязательств индивидуальных потребителей уже сформирован, собственникам выставлены счета на оплату, предлагаемый ответчиком способ корректировки обязательств в прошлых периодах нарушает права индивидуальных потребителей и вызовет дисбаланс в расчетах между истцом и ответчиком.
Правильность рассчитанного истцом количества коммунального ресурса подтверждена материалами дела, и не опровергнута ответчиком надлежащими доказательствами.
В связи с нарушением ответчиком сроков оплаты услуг по водоснабжению и водоотведению истец просил о взыскании с ответчика 341 356 руб. 46 коп. пени за период с 17.10.2017 по 05.04.2020.
Частью 6.4 ст. 13 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" предусмотрено, что управляющие организации, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), а также организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, приобретающие горячую, питьевую и (или) техническую воду по договорам горячего водоснабжения, договорам холодного водоснабжения или единым договорам холодного водоснабжения и водоотведения, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты горячей, питьевой и (или) технической воды уплачивают организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
Аналогичная мера ответственности управляющих организаций установлена за несвоевременную оплату ими услуг по водоотведению (ч. 6.4 ст. 14 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
При расчете неустойки подлежит применению ключевая ставка Центрального банка Российской Федерации, действовавшая на день фактической оплаты долга (Определение Верховного Суда РФ от 21.03.2019 по делу N 305-ЭС18-20107).
Проверив представленный истцом расчет пени за период с 17.10.2017 по 05.04.2020 в сумме 341 356 руб. 46 коп., суд первой инстанции правильно признал его соответствующим требованиям действующего законодательства и арифметически верным.
Об уменьшении размера пени на основании ст. 333 ГК РФ ответчик не ходатайствовал (ст.ст. 9, 65 АПК РФ).
Таким образом, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в соответствии со ст. 71 АПК РФ, арбитражный суд области пришел к правильному выводу о взыскании с ООО "УК ЖЭУ - N 17" в пользу МПП ВКХ "Орелводоканал" 341 356 руб. 46 коп. пени за период с 17.10.2017 по 05.04.2020.
Довод апелляционной жалобы ООО "УК ЖЭУ - N 17" о нарушении судом норм процессуального права, выразившемся в проведении судебного заседания в течение двух минут в отсутствие сторон, отклоняется судебной коллегией.
Из материалов дела, в том числе из протоколов судебных заседаний следует, что по делу проведено несколько судебных заседаний с участием представителей сторон, истец и ответчик представляли доказательства в обоснование своих требований и возражений, давали пояснения.
Кроме того, суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело (ч. 1 ст. 268 АПК РФ), и ответчик не был лишен возможности представить дополнительные доказательства и раскрыть свою позицию в споре на стадии апелляционного рассмотрения дела.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на непринятие судом области контррасчета пени, представленного ответчиком, на сумму 244 421 руб. 12 коп. подлежат отклонению.
Разногласия сторон по основному долгу возникли в связи с произведенными ответчиком корректировками стоимости поставленных ресурсов, подлежащих учету в последующих расчетных периодах в соответствии с п. 61 Правил N 354, а также в связи с применением истцом повышающего коэффициента при расчете платы по ряду домов, не оборудованных общедомовым прибором учета.
Суд первой инстанции дал оценку указанным разногласиям сторон, с которой соглашается суд апелляционной инстанции.
Кроме того, контррасчет ответчика (поступил посредством электронного сервиса подачи документов "Мой арбитр" 08.10.2020) содержит математическую ошибку.
ООО "УК ЖЭУ - N 17" при сложении суммы пени, начисленной по задолженности за ноябрь 2018 года, не учтена пеня в размере 86 735, 0096 руб. с 18.03.2019 по 05.04.2020 (5 857, 42922 + 5 168, 3199 + 86 735, 0096).
То есть всего по расчету ответчика размер пени за спорный период должен составлять 331 156 руб. 13 коп., а не 244 421 руб. 12 коп.
Истцом начислены пени в сумме 341 356 руб. 46 коп.
Суд первой инстанции правомерно согласился с расчетом истца.
Нарушений норм процессуального законодательства, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены принятых судебных актов, судом допущено не было.
С учетом изложенного оспариваемое решение суда отмене либо изменению не подлежит.
В силу положений ст. 110 АПК РФ судебные расходы за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 3 000 руб. относятся на её заявителя.
Руководствуясь ст.ст. 269, 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 21.01.2021 по делу N А48-7270/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно ч. 1 ст. 275 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.В. Маховая |
Судьи |
Е.А. Семенюта |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-7270/2020
Истец: МПП ВКХ "Орелводоканал"
Ответчик: ООО "ЖИЛИЩНОЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ-N17"