г. Челябинск |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А07-8176/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Арямова А.А.,
судей Ивановой Н.А., Плаксиной Н.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Разиновой О.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Газизовой Елены Винеровны на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2021 по делу N А07-8176/2020.
В судебном заседании принял участие представитель индивидуального предпринимателя Газизовой Елены Винеровны - адвокат Ремаревский Р.Д. (доверенность от17.03.2021, удостоверение адвоката).
Индивидуальный предприниматель Газизова Елены Винеровна (далее - заявитель, ИП Газизова Е.В., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Министерству земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан (далее - Министерство, Минземимущества РБ) о признании незаконным отказа в исключении объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером 02:56:050202:212, общей площадью 2054,5кв.м, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, 101В, из перечня объектов, определяемого уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на налоговый период 2017, 2018, 2019 годов, в отношении которых применяется повышенная ставка налога на имущества, установленная статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), выраженный в письме исх. N ДС17/497Г от 25.02.2020.
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2021 (резолютивная часть решения объявлена 26.11.2020) в удовлетворении требований заявителя отказано.
Не согласившись с решением суда, ИП Газизова Е.В. обжаловала его в апелляционном порядке, ссылаясь на неверное применение судом норм материального права и неправильную оценку представленных в материалы дела доказательств.
В апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование жалобы приводит следующие доводы: неверен вывод суда об информативном характере оспоренного письма; в оспоренном письме содержится ссылка на иное письмо Министерства от 05.02.2020, в котором сообщено заявителю о невозможности исключения спорного объекта из перечней на 2017 и 2018 годы и о рассмотрении вопроса об исключении объекта из перечня на 2019 год межведомственной комиссией в последующем; суд не дал оценку письму Министерства от 05.02.2020; 18.03.2020 межведомственной комиссией принято решение о рекомендации отказать в исключении спорного объекта из перечня на 2019 год, однако, обследование здания не проводилось; заявление предпринимателя от 10.02.2020 должно было быть рассмотрено в соответствии с пунктом 1.2 Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018, однако, не рассмотрено (рассмотрен лишь вопрос об исключении объекта из перечня на 2019 год и не рассмотрен вопрос об исключении объекта из перечней на 2017 и 2019 годы); спорный объект не обладает признаками объекта налогообложения, определенными в пункте 1 статьи 2.1 Закона Республики Башкортостан от 28.11.2003 N 43-з "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон N 43-з) и статье 378.2 НК РФ; так как обследование объекта не проводилось комиссия не могла сделать вывод о необходимости включения спорного объекта в перечень; в перечень подлежат включению здания, которые используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, тогда как спорный объект имеет иное назначение, не приносит самостоятельного дохода.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы заявителя поддержал.
Представители Министерства, извещенного о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Апелляционная жалоба рассмотрена без их участия.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, ИП Газизова Е.В. (ОГРНИП 304026815300077) владеет на праве собственности объектом недвижимости - нежилым зданием с кадастровым номером 02:56:050202:212, общей площадью 2054,5кв.м, расположенным по адресу: Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, ул. Худайбердина, 101В, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.23-26).
По итогам проведенного 10.11.2016 обследования фактического использования этого здания (акт обследования - л.д.128-130) приказами Минземимущества РБ от 29.12.2016 N 2007, от 27.12.2017 N 1732 и постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2018 N 636 указанный объект недвижимости включен в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
24.12.2019 ИП Газизова Е.В. обратилась в Минземимущества РБ с заявлением об исключении спорного объекта из Перечней объектов недвижимости, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (л.д.125-126). Заявление получено Министерством 09.01.2020, о чем свидетельствует соответствующая "входящая" отметка на заявлении.
В ответ на это обращение Минземимущества РБ письмом от 05.02.2020 N ДС-17/291-Г сообщило о том, что спорный объект не может быть исключен из перечней на 2017 и 2018 год, поскольку Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденный Постановлением Правительства республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 (далее - Порядок N 233) возможность исключения объектов недвижимости за предыдущие налоговые периоды с даты вступления в силу указанного постановления не предусматривает. Также указано на то, что вопрос по исключению объекта из Перечня на 2019 год будет рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (л.д.44-45).
10.02.2020 ИП Газизова Е.В. вновь обратилась в Минземимущества РБ с аналогичным заявлением об исключении спорного объекта из Перечней объектов недвижимости, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (л.д.103-105).
Письмом от 25.02.2020 N ДС-17/497-Г Минземимущества РБ сообщило предпринимателю о том, что ранее Министерством рассмотрено обращение предпринимателя от 09.01.2020 по вопросу исключения объекта из Перечней и направлен ответ от 05.02.2020 N ДС-17/291-Г (л.д.43). К письму Министерством приложен ответ от 05.02.2020.
18.03.2020 состоялось заседание Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. Результаты заседания оформлены протоколом N 1 от 18.03.2020, которым зафиксировано в том числе решение комиссии рекомендовать Минземимущества РБ принять решение об отказе в исключении объекта заявителя из Перечня на 2019 год (л.д.139-147).
Об указанном обстоятельстве заявитель поставлен в известность письмом Министерства от 24.03.2020 N ДС-17/743-Г (л.д.124). Из письма следует, что по результатам проверки фактического использования установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером 02:56:050202:212 используется для ведения торговой деятельности, в связи с чем, согласно пункту 4.1 статьи 378.2 НК РФ, объект не может быть исключен из Перечня.
16.04.2020 ИП Газизова Е.В. обратилась в суд с рассматриваемым заявлением об оспаривании письма Минземимущества РБ от 05.02.2020 N ДС-17/497-Г. По мнению заявителя, этим письмом ему фактически отказано в исключении спорного объекта недвижимости из Перечней объектов на 2017, 2018 и 2019 годы.
Рассмотрев спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности заявленных требований, поскольку оспоренное заявителем письмо Министерства носит исключительно информативный характер, не содержит какого-либо заключения по обращению предпринимателя, основания отказа в исключении объекта из перечней на 2017-2019 годы в нем не отражены, а потому такое письмо не может нарушать прав и законных интересов заявителя.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки позиции суда первой инстанции.
Требования заявителя носят характер оспаривания ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия. Порядок рассмотрения таких требований установлен положениями главы 24 АПК РФ.
Частью 1 статьи 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
То есть для признания недействительными ненормативных правовых актов органов, осуществляющих публичные полномочия, необходима совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение этими действиями и решениями прав и законных интересов заявителя.
Предметом оценки в рассматриваемой ситуации является письмо Минзеимущества РБ, направленной в адрес ИП Газизовой Е.В. в связи с подачей последней заявления об исключении принадлежащего ей здания с кадастровым номером 02:56:050202:212 из Перечней объектов недвижимости, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Согласно пункту 2 статьи 372 НК РФ, устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных главой 30 НК РФ, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога законами субъектов Российской Федерации могут также определяться особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии с настоящей главой, предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками. Объектами налогообложения налогом на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 374 НК РФ).
В силу части 1 статьи 375 НК РФ по общему правилу, налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, но в отношении отдельных объектов недвижимого имущества налоговая база определяется как их кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода в соответствии со статьей 378.2 настоящего Кодекса.
Подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ установлено, что налоговая база по налогу на имущество организаций определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
При этом условия признания объекта недвижимости административно-деловым центром, торговым центром (комплексом), офисом, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания установлены пунктами 3-5 статьи 378.2 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 НК РФ, отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. В целях настоящего пункта здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества в Республике Башкортостан установлены положениями статьи 2.1 Закона N 43-з.
Статьей 2.1 Закона N 43-з предусмотрено, что налоговая база с учетом особенностей, установленных статьей 378.2 НК РФ, определяется как кадастровая стоимость имущества, утвержденная в установленном порядке, в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещения в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти и органов местного самоуправления, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, или если соответствующие здания (строения, сооружения) предназначены для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1); отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 2000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 3).
Согласно пункту 2 Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.04.2014 N 180 "О Порядке определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость" (действовавшего до 23.05.2018), Министерство земельных и имущественных отношений Республики Башкортостан является органом исполнительной власти Республики Башкортостан, уполномоченным на определение: вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Пунктом 1.3 утвержденного этим Постановлением Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, предусмотрено, что административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием объекта в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого объекта в соответствии с кадастровыми паспортами соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием объекта в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 23.05.2018 N 233 указанный выше Порядок отменен, утверждены: новый Порядок определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений; Положение о Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1.2 указанного Порядка определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, административно-деловым центром является отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного и коммерческого назначения. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки). Торговым центром (комплексом) является отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, на возможность определения налоговой базы по налогу на имущество как кадастровой стоимости недвижимого имущества влияют один из нескольких факторов: соответствующий вид разрешенного использования земельного участка; возможность использования соответствующего здания в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания. Возможность использования соответствующего здания может быть обусловлена как назначением помещений (исходя из кадастрового паспорта соответствующего объекта недвижимости/документами технического учета), так и фактическим использованием здания (пункты 3, 4 статьи 378.2 НК РФ).
В настоящем случае ИП Газизова Е.В. полагает, что принадлежащее ей не праве собственности здание с кадастровым номером 02:56:050202:212 не отвечает критериям, позволяющим отнести его к объектам недвижимости, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество определяется как их кадастровая стоимость (как указывает предприниматель, объект расположен на земельном участке с кадастровым номером 02:56:050202:34 с разрешенным видом использования "спорт", и более 80 процентов здания занимают помещения, предназначенные для осуществления медицинской и физкультурно-оздоровительной деятельности, а также для организации работы клуба лазерного боя), в связи с чем ошибочно было включено в Перечни объектов недвижимости, в отношении которых в 2017, 2018 и 2019 годах налоговая база определяется как их кадастровая стоимость. В этой связи ИП Газизова Е.В. дважды (24.12.2019 и 10.02.2020) обращалась в Минземимущества РБ с заявлениями об исключении спорного здания из Перечней на 2017, 2018, 2019 годы.
Пунктом 3.1 Порядка N 233 предусмотрено, что заявители до 31 декабря текущего налогового периода вправе направить в уполномоченный орган обращение об актуализации перечня, в том числе в случаях: 1) несогласия с результатами проведения мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимости; 2) изменения вида фактического использования объекта недвижимости; 3) обнаружения технической ошибки, допущенной при включении объекта в перечень. Под технической ошибкой понимается включение объекта в перечень на основании вида разрешенного использования земельного участка или назначения объекта в случае, если вид разрешенного использования земельного участка или назначение объекта не соответствовали критериям для включения в перечень; 4) невключения объекта недвижимости, соответствующего критериям, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в перечень.
Уполномоченный орган не позднее 15 рабочих дней со дня поступления обращения обеспечивает рассмотрение обращения на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимости, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Межведомственная комиссия), в соответствии с Положением о Межведомственной комиссии (пункт 3.6 Порядка N 233).
Межведомственная комиссия в течение 2 рабочих дней направляет в уполномоченный орган протокол заседания Межведомственной комиссии (пункт 3.7 Порядка N 233).
Уполномоченный орган в течение 3 рабочих дней уведомляет заявителя о принятом решении (пункт 3.8 Порядка N 233).
Уполномоченный орган принимает решение о внесении изменений в перечень в случаях, если: а) в отношении включенных в перечень объектов недвижимого имущества судом принято решение о неправомерности их включения в перечень; б) Межведомственной комиссией принято решение о возможности внесения изменений в перечень для исправления технической ошибки, допущенной при формировании перечня (пункт 4.1 Порядка N 233).
В настоящем случае по результатам рассмотрения обращения предпринимателя от 24.12.2019 (дата поступления в Министерство - 09.01.2020) об исключении объекта недвижимости из перечней на 2017, 2018 и 2019 годы Министерством дано два ответа: 1) письмо от 05.02.2020 N ДС-17/291-Г, в котором предприниматель проинформирован о том, что спорный объект не может быть исключен из перечней на 2017 и 2018 год, поскольку Порядок N 233 возможность исключения объектов недвижимости за предыдущие налоговые периоды с даты вступления в силу указанного постановления не предусматривает, а также указано на то, что вопрос по исключению объекта из Перечня на 2019 год будет рассмотрен на заседании Межведомственной комиссии по рассмотрению обращений заявителей об актуализации перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (л.д.44-45); 2) письмо от 24.03.2020 N ДС-17/743-Г, которым предприниматель проинформирован о принятии Межведомственной комиссией 18.03.2020 решения об отказе в исключении спорного объекта заявителя из Перечня на 2019 год, поскольку по результатам проверки фактического использования установлено, что более 20% от общей площади здания с кадастровым номером 02:56:050202:212 используется для ведения торговой деятельности (л.д.124).
Таким образом, заявление предпринимателя было рассмотрено Министерством в полном объеме, результаты такого рассмотрения отражены в указанных выше письмах, а довод апелляционной жалобы о неполном рассмотрении этого заявления подлежит отклонению, как не основанный на материалах дела.
При этом, решения Министерства по итогам рассмотрения заявления предпринимателя, выраженные в письмах от 05.02.2020 N ДС-17/291-Г и от 24.03.2020 N ДС-17/743-Г, заявителем в рамках настоящего дела не оспариваются и предметом судебной оценки не являются, а потому приведенные в апелляционной жалобе возражения относительно законности отраженных в этих письмах отказов в исключении объекта заявителя из перечней на 2017, 2018 и 2019 годы, не могут быть приняты судом во внимание.
Поскольку повторное заявление предпринимателя от 10.02.2020 об исключении спорного объекта из перечней на 2017, 2018 и 2019 годы полностью дублирует заявление от 24.12.2019 и подано до принятия окончательного решения по этому заявлению (24.03.2020), оно обоснованно не признано Министерством в качестве самостоятельного заявления.
В ответ на это обращение Министерство письмом от 25.02.2020 N ДС-17/497-Г сообщило предпринимателю о том, что ранее Министерством было рассмотрено обращение предпринимателя от 09.01.2020 по вопросу исключения объекта из Перечней и направлен ответ от 05.02.2020 N ДС-17/291-Г (л.д.43). К письму Министерством повторно приложен ответ от 05.02.2020 N ДС-17/291-Г.
Таким образом, указанное письмо (оспоренное заявителем по настоящему делу) не содержит какого-либо решения по итогам рассмотрения заявления об исключении объекта заявителя из Перечней на 2017, 2018 и 2019 год, а носит промежуточный и сугубо информативный характер, на что правомерно обратил внимание суд первой инстанции. Приведенные в апелляционной жалобе возражения в этой части подлежат отклонению, как противоречащие фактическим обстоятельствам дела.
Основания для признания этого письма не соответствующим закону отсутствуют (заявителем не указаны нарушенные таким промежуточным ответом Министерства требования нормативных правовых актов), а также таким письмом не могут быть нарушены права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности.
То есть совокупность обстоятельств, являющихся в силу закона основанием для удовлетворения заявленных требований о признании ненормативного правового акта недействительным, в настоящем случае не подтверждена.
В этой связи в удовлетворении требований заявителя судом первой инстанции отказано правомерно.
Выводы суда первой инстанции основаны на правильном применении норм материального и процессуального права и соответствуют представленным в материалы дела доказательствам, оснований для их переоценки не имеется.
Распределение понесенных заявителем в связи с оплатой госпошлины судебных расходов произведено судом первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, исходя из результатов рассмотрения дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены либо изменения решения суда первой инстанции.
При обращении в суд с апелляционной жалобой ИП Газизовой Е.В. излишне уплачена госпошлина в размере 1350 руб. (платежным поручением от 16.03.2021 N 92). В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ, указанная сумма подлежит возврату заявителю из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 20.02.2021 по делу N А07-8176/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Газизовой Елены Винеровны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Газизовой Елене Винеровне (ОГРНИП 304026815300077) из федерального бюджета госпошлину в размере 1350 руб., излишне уплаченную платежным поручением от 16.03.2021 N 92.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
А.А. Арямов |
Судьи |
Н.А. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-8176/2020
Истец: Газизова Е В, ИП Ремаревский Р.Д. представитель Газизовой Е.В.
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ЗЕМЕЛЬНЫХ И ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Третье лицо: Ремаревский Р.Д.