Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 7 сентября 2021 г. N Ф03-4666/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владивосток |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А51-11559/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 июня 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего А.В. Гончаровой,
судей Н.Н. Анисимовой, О.Ю. Еремеевой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.Е. Филипповой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шилкинская",
апелляционное производство N 05АП-433/2021
на решение от 10.12.2020
судьи В.В. Краснова
по делу N А51-11559/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шилкинская" (ИНН 2543017603, ОГРН 1122543022690)
к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока (ИНН 2536097608, ОГРН 1032501280602, дата регистрации 28.01.2003)
о признании незаконным решения, оформленного письмом от 22.11.2019 N 10539/20у, об отказе в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90,
при участии:
от УМС г. Владивостока: Грачева А.Ю. по доверенности от 25.12.2020 сроком действия до 31.12.2021, диплом (регистрационный номер 25611), удостоверение;
от ООО "Шилкинская": Татьков А.В. по доверенности от 07.10.2020 сроком действия на 1 год, диплом (регистрационный номер П1068), паспорт.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Шилкинская" обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению муниципальной собственности г. Владивостока о признании незаконным решения, оформленного письмом от 22.11.2019 N 10539/20у, об отказе в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90.
Решением арбитражного суда Приморского края от 10.12.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Общество обратилось с апелляционной жалобой, просит решение суда отменить, удовлетворить заявленные требования. В доводах жалобы указывает, что основание, изложенное в оспариваемом отказе управления не является препятствием для приобретения земельного участка в собственность в целях эксплуатации объекта недвижимости.
В отзыве на апелляционную жалобу Управление муниципальной собственности г. Владивостока решение суда считает законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
В заседании суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, поддержали свои доводы и возражения.
В судебном составе, рассматривающем настоящее дело, в связи с нахождением судьи С.В. Понуровской в отпуске на основании определения суда от 24.05.2021 произведена ее замена на судью Н.Н. Анисимову, и рассмотрение апелляционной жалобы в порядке части 5 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) начато сначала.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и отзыве на нее, суд апелляционной находит судебный акт подлежащим отмене в связи со следующим.
Из материалов дела судом апелляционной инстанции установлено следующее.
ООО "Шилкинская" в июне 2019 года обратилось в Администрацию города Владивостока с заявлением о предоставлении ему в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90 площадью 1 830 кв. м разрешенное использование: для строительства первой очереди торгово-сервисного комплекса (торгового комплекса), категория земель: земли населенных пунктов, расположенного по адресу (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир 10-этажный жилой дом.
Участок находится примерно в 53 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Приморский край, г. Владивосток, ул. Шилкинская, дом 21, с целью эксплуатации торговосервисного центра по ул. Шилкинской в г. Владивостоке. 1 очередь строительства. Универсальный магазин, расположенного на нем. 22.11.2019 (исх. N 10539/20у).
Администрация г. Владивостока в лице Управления муниципальной собственности г. Владивостока сообщила обществу об отказе в представлении земельного участка в связи с его нахождением в границах зоны с особыми условиями использования с учетным номером 25.28.2.18 (Охранная зона объекта электросетевого хозяйства ОАО "ДРСК" воздушной электролинии 110 кВ "А-Голубинка"), запретом нахождения объектов торговли в границах охраной зоны.
Указанный отказ направлен обществу письмом от 09.06.2020 N 15424-ог-э.
Не согласившись с решением органа местного самоуправления, считая его нарушающим права и законные интересы ООО "Шилкинская" в сфере экономической деятельности, последнее обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что наличие обстоятельств, названных в пункте 14.1 статьи 39.16 ЗК РФ, свидетельствует об обоснованном отказе ООО "Шилкинская" в предоставлении земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов.
Коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, исходя из следующего.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Земельное законодательство Российской Федерации основывается на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 части 1 статьи 1 ЗК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В части 2 статьи 39.3 ЗК РФ установлены случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Так, согласно пункту 6 части 2 статьи 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках (пункт 1 статьи 39.20 ЗК РФ).
Как указано в постановлении Президиума ВАС РФ от 19.11.2013 N 8536/13 по делу N А40-45759/12-135-444 согласно положениям статьи 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с ЗК РФ. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий. По смыслу указанных положений ЗК РФ приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости.
В силу статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленной таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что ООО "Шилкинская" является собственником торгово-сервисного центра по ул. Шилкинской в г. Владивостоке. 1 очередь строительства. Универсальный магазин площадью 4048,1 кв.м, кадастровый номер объекта 26:28:010021:3937, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 25:28:010021:90 площадью 1830 кв.м, имеющего местоположение: Приморский край, г. Владивосток, ул. Шилкинская, 21.
Объект недвижимости торгово-сервисный центр по ул. Шилкинской в г. Владивостоке. 1 очередь строительства. Универсальный магазин возведен Обществом на основании разрешения на строительство N RU25304000-103/2012. Объект введен в эксплуатацию на основании разрешения от 22.04.2016 N RU25304000-34/20.
ООО "Шилкинская" владеет и пользуется земельным участком с кадастровым номером 25:28:010021:90 на правах арендатора на основании заключенного 14.11.2008 с Департаментом земельных и имущественных отношений Приморского края договором аренды N 01-Ю-10712.
При этом земельный участок с кадастровым номером 25:28:010021:90 был предоставлен в аренду в целях дальнейшей эксплуатации первой очереди торгово-сервисного комплекса (торгового комплекса).
Следовательно, в силу статьи 39.20 ЗК РФ Общество, являясь собственником объекта недвижимости, расположенного на испрашиваемом земельном участке, в соответствии с земельным законодательством имеет исключительное право на приобретение данного земельного участка.
Статьей 39.17 ЗК РФ установлен порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 5 статьи 39.17 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий: 1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ; 2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю; 3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 ЗК РФ, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
В связи с принятием Закона Приморского края от 03.12.2018 N 402-КЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Приморского края в области регулирования земельных отношений" с 01.05.2019 полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах Владивостокского городского округа, переданы органам местного самоуправления.
Следовательно, с 01.05.2019 уполномоченным органом по принятию решений по заявлениям о предоставлении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Владивостокского городского округа, является администрация г.Владивостока в лице УМС г.Владивостока.
Из материалов дела усматривается, что в июне 2019 ООО "Шилкинская" воспользовавшись исключительным правом, предоставленным статьей 39.20 ЗК РФ обратилось в УМС г. Владивостока с заявлением о выкупе в собственность земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90 площадью 1830 кв.м без проведения торгов, на котором расположено нежилое здание - торгово-сервисный центр по ул. Шилкинской в г. Владивостоке. 1 очередь строительства. Универсальный магазин, принадлежащий ему на праве собственности, зарегистрированном в установленном законом порядке.
В ходе рассмотрения дела установлено, что фактические обстоятельства рассматриваемого спора свидетельствуют о том, что перечисленные в Приказе Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 требования заявителем по обращению в уполномоченный орган с приложенным к нему пакетом документов были выполнены.
По результатам рассмотрения обращений, уполномоченным органом, принято решение, изложенное в письме от 22.11.2019 N 10539/20у, которыми Обществу фактически отказано в предоставлении испрашиваемого им земельного участка согласно заявленной процедуре.
Оценивая указанное в письме основание отказа в выкупе земельного участка, коллегия отмечает следующее.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из установленных в статье 39.16 ЗК РФ оснований.
Довод управления о том, что согласно топографическим материалам в границах земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90 имеется охранная зона объекта электросетевого хозяйства ОАО "ДРСК" воздушной линии 110 кВ "АГолубинка" с учетным номером 25.28.2.18, что является ограничением для предоставления земельного участка в собственность, признается коллегией несостоятельным, поскольку сведений о том, что испрашиваемый земельный участок органичен в обороте в материалы дела не представлено.
В свою очередь, наличие охранной зоны ЛЭП не свидетельствует об ограничении обороноспособности земельного участка, а лишь устанавливает особый режим его использования, поскольку статьей 27 ЗК РФ такое основание для признания участка ограниченным в обороте - охранная зона инженерных коммуникаций - отсутствует, следовательно, данное обстоятельство не может препятствовать реализации права заявителя на приватизацию земельного участка.
Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов.
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил N 160).
Земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4 Правил N 160).
Названные положения согласуются с нормами земельного законодательства, в силу которых наличие инженерных коммуникаций не определено качестве условий изъятия или ограничения в обороте земельных участков, занятых такими коммуникациями.
Из изложенного следует, что действующие инженерные коммуникации не создают препятствий для предоставления испрашиваемых земельных участков заинтересованным лицам на определенном праве, а лишь определяют порядок пользования такими участками.
Доказательства наличия иных ограничений, препятствующих выкупу спорного земельного участка, уполномоченным органом в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ не представлены и судом не установлено.
При таких основаниях, коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отказа УСМ г. Владивостока заявителю в выкупе спорного земельного участка не имелось.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Принимая во внимание, что оспариваемое решение УМС г. Владивостока не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы заявителя, требования Общества о признании незаконным отказа, изложенного в письме от 22.11.2019 N 10539/20у, об отказе в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90 без проведения торгов, подлежат удовлетворению.
Как следует из пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ, понуждение органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не относится к исковым требованиям, а является способом устранения нарушенного права.
В соответствии с частью 1 статьи 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, самостоятельно определив способы их судебной защиты соответствующих статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется заявителем и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или реальной защите законного интереса.
Избранный заявителем способ защиты должен быть соразмерен допущенному нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", в тех случаях, когда собственник здания обращается с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, а соответствующий орган местного самоуправления не направляет заявителю проект договора купли-продажи, собственник объекта недвижимости может обратиться в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 АПК РФ.
В случае признания действия (бездействия) органа местного самоуправления незаконным, суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
С учетом вышеизложенного, коллегия считает необходимым обязать Управление муниципальной собственности г. Владивостока в месячный срок с момента вынесения настоящего постановления подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 830 кв.м с кадастровым номером 25:28:010021:90, и направить обществу с ограниченной ответственностью "Шилкинская" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований на основании пункта 2 статьи 269, части 1 статьи 270 АПК РФ подлежит отмене с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Соответственно апелляционная жалоба общества подлежит удовлетворению.
Нарушения норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения апелляционной жалобы подлежат перераспределению судебные расходы по уплате госпошлины по заявлению в сумме 3 000 рублей и по апелляционной жалобе 1 500 рублей, которые на основании статьи 110 АПК РФ относятся судом апелляционной инстанции на управление. В оставшейся части государственная пошлина подлежит возврату плательщику из бюджета как излишне уплаченная в порядке подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 10.12.2020 по делу N А51-11559/2020 отменить.
Признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г. Владивостока, оформленное письмом от 22.11.2019 N 10539/20у, об отказе в представлении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010021:90, как не соответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Обязать Управление муниципальной собственности г. Владивостока в месячный срок с момента принятия постановления подготовить и подписать проект договора купли-продажи земельного участка площадью 1 830 кв.м с кадастровым номером 25:28:010021:90, и направить обществу с ограниченной ответственностью "Шилкинская" подписанный проект договора купли-продажи земельного участка.
Взыскать с Управления муниципальной собственности г. Владивостока в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шилкинская" 4 500 (четыре тысячи пятьсот) рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины по заявлению и апелляционной жалобе.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Шилкинская" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 114397 от 21.01.2021.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
А.В. Гончарова |
Судьи |
Н.Н. Анисимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-11559/2020
Истец: ООО "ШИЛКИНСКАЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ Г.ВЛАДИВОСТОКА