Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 18 августа 2021 г. N Ф03-3683/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
01 июня 2021 г. |
А73-19/2021 |
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Е.В. Вертопраховой
рассмотрев апелляционную жалобу Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
на решение от 19.03.2021
по делу N А73-19/2021
Арбитражного суда Хабаровского края
рассмотренному в порядке упрощенного производства
по заявлению Краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов"
о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 19.11.2020 N 8-04/68 по делу N 027/04/7.32.3-1595/2020 о назначении административного наказания,
УСТАНОВИЛ:
Краевое государственное специализированное автономное учреждение "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (далее - КГСАУ "ДВ авиабаза", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее - УФАС России по Хабаровскому краю, антимонопольный орган, административный орган, антимонопольная служба, Управление) 19.11.2020 N 8-04/68 по делу N 027/04/7.32.3-1595/2020 о назначении административного наказания, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 25000 руб.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 19.03.2021 в удовлетворении заявленного требования учреждения отказано.
Суд, не установив: исключительных обстоятельств, позволяющих признать выявленное правонарушение малозначительным, и заменить административное наказание на предупреждение; нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований КГСАУ "ДВ авиабаза".
Не согласившись с принятым судебным актом, учреждение обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы утверждает следующее: суд первой инстанции не применил закон, подлежащий применению, а именно статью 3 и части 4, 6 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе), часть 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ, Закон о закупках); суд применил закон, не подлежащий применению, а именно часть 4 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ), часть 2 статьи 1, часть 2.1 статьи 15 Федерального закона N 44-ФЗ, п. п. 4, 5 части 2, части 4 статьи 1 Федерального закона N 223-ФЗ; суд неправильно истолковал закон - статью 19 ЛК РФ, статью 1 Федерального закона N 44-ФЗ, статью 1 Федерального закона N 223-ФЗ; суд первой инстанции нарушил статьи 2.1, 24.5, 25.1, 26.1, 26.2 КоАП РФ; в рассматриваемом случае у учреждения отсутствовала обязанность объявлять и проводить закупку в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе, так как Управление лесами Правительства Хабаровского края (в настоящее время - Комитет лесного хозяйства), как орган государственной власти, выбрало один из двух способов, предусмотренных статьей 19 ЛК РФ.
На основании части 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Как видно из материалов дела, Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ при оказании авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 году.
В ходе проверки установлены следующие обстоятельства.
На основании Государственного задания на 2020 год, плановые 2021-2022 гг., утвержденного 12.02.2020 заместителем начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края, учреждению определены объемы выполнения работ по охране, защите и воспроизводству лесов на 2020 год
06.03.2020 между КГСАУ "ДВ-авиабаза" и ООО "Авиапатруль-ДВ" заключен договор N 20 на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 году, при этом учреждением нарушены требования законодательства при организации работ по охране лесов от пожаров, не соблюдены требования по осуществлению закупок работ в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Уведомлением от 30.04.2020 N 2-06-2020 учреждение извещалось о дате, месте и времени вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на 14.05.2020 в 10 часов 20 минут, которое вручено под входящий штамп N 365 12.05.2020.
По результатам проверки, усмотрев в действиях КГСАУ "ДВ Авиабаза" нарушение порядка осуществления закупки товаров, работ, услуг, предусмотренного Федеральным законом N 44-ФЗ, Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор 14.05.2020 в отношении КГСАУ "ДВ Авиабаза" вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренным частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ (постановление вручено учреждению 21.05.2020).
Указанное постановление направлено на рассмотрение в УФАС России по Хабаровскому краю.
Определением УФАС России по Хабаровскому краю от 10.11.2020 о рассмотрении дела об административном правонарушении N 8-04/68 КГСАУ "ДВ Авиабаза" извещено о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении - 19.11.2020 в 14 часов 50 минут.
19.11.2020 УФАС России по Хабаровскому краю по результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении, в присутствии представителей КГСАУ "ДВ Авиабаза", представителя Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры, вынесено постановление N 8-04/68, которым КГСАУ "ДВ Авиабаза" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3. КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 25000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Управления, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление закупки товаров, работ, услуг в случае, если такая закупка в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц должна осуществляться в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в ином порядке, в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения в сфере закупок товаров, работ, услуг; субъектом правонарушения выступает лицо, осуществляющее закупку с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Объективную сторону данного правонарушения образуют действия (бездействие), выразившиеся в осуществлении закупки товаров, работ, услуг без соблюдения порядка, предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, когда соблюдение такого порядка является обязательным.
Частью 1 статьи 19 ЛК РФ установлено, что мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов, лесоразведению, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, и лицами, которые используют леса и (или) на которых настоящим Кодексом возложена обязанность по выполнению таких работ.
На основании части 1 статьи 83 ЛК РФ, Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий по организации использования лесов, их охраны (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защиты, воспроизводства на землях лесного фонда и обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов (в том числе создание и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) на указанных землях.
Леса подлежат охране от пожаров; охрана лесов от пожаров осуществляется органами государственной власти, органам местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (часть 1, 7 статьи 51 ЛК РФ).
В силу части 2 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по сохранению лесов могут осуществляться государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса.
В статье 53.2 ЛК РФ определен перечень мероприятий по осуществлению мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, включающий в себя: наблюдение и контроль за пожарной опасностью в лесах и лесными пожарами; организацию системы обнаружения и учета лесных пожаров, системы наблюдения за их развитием с использованием наземных, авиационных или космических средств; организацию патрулирования лесов.
Частью 1 статьи 57 ЛК РФ установлено, что авиационные работы по охране лесов от пожаров включают в себя: авиационное патрулирование; тушение лесных пожаров; доставку воздушными судами лесопожарных формирований, пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря к месту тушения лесного пожара и обратно.
С учетом вышеназванных норм, мероприятия по охране (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров), защите, воспроизводству лесов могут осуществляться не только органами государственной власти путем проведения процедур, направленных на заключения государственных контрактов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд, но и специально созданными ими государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями, подведомственными федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ, на основании соответствующего государственного задания.
В случаях, если осуществление мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов, расположенных на землях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не возложено в установленном порядке на государственные (муниципальные) учреждения, указанные в части 2 настоящей статьи, или на лиц, использующих леса, органы государственной власти, органы местного самоуправления осуществляют закупки работ по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и настоящим Кодексом (часть 4 статьи 19 ЛК РФ).
Согласно пункту 12 Основ государственной политики в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.09.2013 N 1724-р, принятие норм, обеспечивающих получение специализированными государственными учреждениями субъектов Российской Федерации права на осуществление мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов без проведения конкурса связано с решением задач по повышению эффективности управления лесным сектором.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), статьей 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ) государственное задание представляет собой документ, который формируется и утверждается учредителем и устанавливает требования к составу, качеству, объему (содержанию), условиям, порядку и результатам оказания государственных услуг (выполнения работ).
На основании пункта 6 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в частности, осуществление на землях лесного фонда охраны лесов (в том числе осуществления мер пожарной безопасности и тушения лесных пожаров, за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров), защиты лесов (за исключением лесозащитного районирования и государственного лесопатологического мониторинга), воспроизводства лесов (за исключением лесосеменного районирования, формирования федерального фонда семян лесных растений и государственного мониторинга воспроизводства лесов), лесоразведения.
Средства на осуществление переданных полномочий предоставляются в виде субвенций и не могут быть израсходованы на иные цели (статья 83 ЛК РФ).
В качестве финансового обеспечения выполнения таких мероприятий предоставляется субсидия из бюджета Российской Федерации в рамках соответствующего государственного задания.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона N 174-ФЗ автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами.
Согласно части 7 статьи 2 этого Федерального закона N 174-ФЗ, автономное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными федеральными законами и уставом, путем выполнения работ, оказания услуг в сферах, указанных в части 1 настоящей статьи.
Основной деятельностью автономного учреждения признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых автономное учреждение создано; государственное (муниципальное) задание для автономного учреждения формируется и утверждается учредителем в соответствии с видами деятельности, отнесенными его уставом к основной деятельности; автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания; финансовое обеспечение указанной в частях 1 и 2 настоящей статьи деятельности осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и иных не запрещенных федеральными законами источников (части 1, 2, 2.1, 4 статьи 4 Федерального закона N 174-ФЗ).
Таким образом, мероприятия по сохранению лесов, в том числе работы по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются государственными (муниципальными) бюджетными и автономными учреждениями в целях реализации соответствующих полномочий органов государственной власти непосредственно (без передачи полномочий третьим лицам) на основании утвержденного для них учредителем государственного (муниципального) задания за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно Уставу КГСАУ "ДВ авиабаза" создано в соответствии с ГК РФ, Федеральным законом N 174-ФЗ, Постановлением Правительства Хабаровского края от 11.02.2011 N 32-пр "Об автономных учреждениях Хабаровского края", распоряжением Правительства Хабаровского края от 28.12.2011 N 836-рп "О создании краевого государственного специализированного автономного учреждения "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" (пункт 1.2 Устава).
Пунктом 2.3 Устава КГСАУ "ДВ авиабаза" предусмотрено, что основными целями деятельности учреждения являются: выполнение работ по тушению лесных пожаров и осуществление отдельных мер пожарной безопасности в лесах; выполнение мероприятий по защите и воспроизводству лесов.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что данным законом регулируются правоотношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Статья 15 Федерального закона N 44-ФЗ предусматривает, что бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
То есть, учреждению при выполнении мероприятий по реализации государственного задания необходимо руководствоваться положениями Федерального закона N 44-ФЗ.
Из материалов дела видно, что во исполнение государственного задания на 2020 год, планового задания 2021-2022 гг., утвержденного 12.02.2020 заместителем начальника Управления лесами Правительства Хабаровского края, между КГСАУ "ДВ авиабаза" и ООО "Авиапатруль-ДВ" заключен договор от 06.03.2020 N 20 на оказание авиационных услуг для мониторинга пожарной опасности в лесах и лесных пожаров, а также тушения лесных пожаров на территории Хабаровского края в 2020 году.
Указанный договор заключен в соответствии с положениями Федерального закона N 223-ФЗ.
В Определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.05.2016 N 308-ЭС16-59 сделан вывод о том, что действующим законодательством не предусмотрен запрет на привлечение к выполнению государственного задания третьих лиц, однако выбор такого лица и последующее заключение гражданско-правового договора должно осуществляться с соблюдением требований, предусмотренных Законом о контрактной системе, поскольку выполнение государственного задания обеспечивает государственные нужды и финансируется исключительно бюджетными средствами, предназначенными на эти цели, а не для нужд и потребностей государственных автономных учреждений.
Следовательно, в нарушение требований Федерального закона N 44-ФЗ КГСАУ "ДВ авиабаза" закупка услуг по исполнению государственного задания осуществлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 223-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина КГСАУ "ДВ авиабаза" выражается в нарушении требований Федерального закона N 44-ФЗ.
При этом, не представлено доказательств отсутствия у заявителя объективной невозможности соблюдения требований Федерального закона N 44-ФЗ.
Оценив представленные доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями статьи 71 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что материалами дела подтверждается факт совершения учреждением административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 7.32.3 КоАП РФ.
Нарушений порядка административным органом при привлечении учреждения к административной ответственности арбитражным судом апелляционной инстанции не установлено.
Каких-либо исключительных обстоятельств, с учетом которых могут быть применены положения статьи 2.9 КоАП РФ, заявителем не приведено и судом не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
КГСАУ "ДВ-авиабаза" привлечено к административной ответственности с назначением наказания в размере ниже низшего предела штрафной санкции вмененной нормы с учетом положений статьи 4.1 КоАП РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции полагает, что назначенное заявителю административное наказание соответствует тяжести совершенного правонарушения, а также принципам справедливости, неотвратимости, целесообразности и законности административной ответственности, принимая во внимание характер и конкретные обстоятельства совершенного правонарушения.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ, основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Поскольку, в силу части 4 статьи 208 АПК РФ заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, уплаченная за рассмотрение апелляционной жалобы учреждением по платежному поручению от 17.03.2021 N 307459 государственная пошлина в размере 3000 руб., подлежит возврату последнему из федерального бюджета на основании статьи 104 АПК РФ, статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 19.03.2021 по делу N А73-19/2021 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить краевому государственному специализированному автономному учреждению "Дальневосточная база авиационной охраны лесов" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 3000 руб., как ошибочно уплаченную платежным поручением от 17.03.2021 N 307459. Выдать справку.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-19/2021
Истец: КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДАЛЬНЕВОСТОЧНАЯ БАЗА АВИАЦИОННОЙ ОХРАНЫ ЛЕСОВ"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю