г. Владимир |
|
27 мая 2021 г. |
Дело N А79-10325/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 мая 2021 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Кастальской М.Н.,
судей Захаровой Т.А., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (428021, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Ленинградская, д. 33) на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 февраля 2021 года по делу N А79-10325/2020, принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Водолей" (428003, г. Чебоксары, Чувашская Республика, Школьный проезд, д. 1, пом. 204, ОГРН 1072130009621, ИНН 2130021855) к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (428021, г. Чебоксары, Чувашская Республика, ул. Ленинградская, д. 33) о признании незаконными действий Минприроды Чувашии, совершенные с превышением полномочий, выразившиеся во внесении сведений о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в Государственный лесной реестр; о признании незаконным отказа Минприроды Чувашии о внесении изменений в государственный лесной реестр в виде изменения документированной информации об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, выраженного в письме от 14.09.2020 N 12/16-10970; об обязании Минприроды Чувашии внести изменения в документированную информацию государственного лесного реестра об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в течение 10 дней после вступления решения суда по данному исковому заявлению в законную силу; третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора -Федеральное агентство лесного хозяйства (ИНН 7705598840), бюджетное учреждение Чувашской Республики "Шумерлинское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (ИНН 2125007140)
при участии:
от заявителя - не явился, извещен
от ответчика - не явился, извещен
от третьих лиц - не явились, извещены
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Водолей" (далее - заявитель, ООО "Водолей") обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - заинтересованное лицо, Минприроды Чувашии) о признании незаконными действия Минприроды Чувашии, совершенные с превышением полномочий, выразившиеся во внесении сведений о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в государственный лесной реестр, признании незаконным отказа Минприроды Чувашии, выраженного в письме исх. N 12/16-10970 от 14.09.2020 от внесения изменений в государственный лесной реестр в виде изменения документированной информации об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, обязании Минприроды Чувашии внести изменения в документированную информацию государственного лесного реестра об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в течение 10 дней после вступления решения Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии по данному заявлению в законную силу
Определением суда от 26.11.2020 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Федеральное агентство лесного хозяйства, бюджетное учреждение Чувашской Республики "Шумерлинское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 17 февраля 2021 года требования удовлетворены. Действия Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, совершенные с превышением полномочий, выразившиеся во внесении сведений о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в государственный лесной реестр и отказ Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики о внесении изменений в государственный лесной реестр в виде изменения документированной информации об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, выраженный в письме от 14.09.2020 N 12/16-10970 признаны незаконными. Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики обязано в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в документированную информацию государственного лесного реестра об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики. С Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в пользу ООО "Водолей" взыскано 3 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Минприроды Чувашии обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года по делу N А79 - 10325/2020 и принять новое решение, отказывающее в удовлетворении требования ООО "Водолей".
Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики считает, что выводы, Арбитражного суда Чувашской Республики по делу N А79 - 10325/2020 сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права и не соответствуют обстоятельствам дела, вышеизложенные доводы служат основанием, предусмотренным статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 17 февраля 2021 года по делу N А79 - 10325/2020.
От ООО "Водолей" поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором заявитель считает, что Решение Арбитражного суда ЧР от 17.02.2021 г. по делу N А79-10325/2020 является законным и обоснованным и подлежащим оставлению в силе, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
В судебное заседание представители заявителя, ответчика и третьих лиц не явились, о дате, времени и месте судебного заседания, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на сайте Первого арбитражного апелляционного суда.
В соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся представителей заявителя, ответчика и третьих лиц.
Законность принятого судебного акта, правильность применения норм материального и процессуального права проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 257 - 262, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оценивая законность решения суда, апелляционная коллегия исходит из следующего.
Согласно части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном этим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Частью 4 статьи 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, между ООО "Водолей" и Минприроды Чувашии заключен договор аренды лесного участка от 25.07.2017 N 12-35 с кадастровым номером 21:23:000000:77/1 площадью 7,54 га, расположенного в выделах 2,3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Шумерлинского района Чувашской Республики.
На момент заключения договора аренды лесного участка действовал Лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества (составленный на основании материалов лесоустройства от 1993-1994 годов Шумерлинского лесхоза, выполненного Пензенской экспедицией поволжского государственного лесоустроительного предприятия), утвержденный Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29.04.2009 N 134.
Действие вышеуказанного Лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества впоследствии было прекращено и в настоящее время действует Лесохозяйственный регламент, утвержденный приказом Минприроды Чувашии N 1267 от 25.12.2017.
В соответствии с Лесохозяйственным регламентом от 2009 года и материалами лесоустройства 1993-1994 годов Шумерлинского лесхоза, выполненного Пензенской экспедицией поволжского государственного лесоустроительного предприятия, арендуемый заявителем лесной участок по целевому назначению и категориям защитных лесов имеет статус защитных лесов (нерестоохранных полос лесов выдел 2,3 квартал 96).
В то же время, в Приложении N 2 к Лесохозяйственному регламенту от 2017 года при его утверждении было указано, что выдел 3 квартала 96 Шумерлинского лесничества отнесен к особо защитным участкам леса (ОЗУ).
В марте 2020 года ООО "Водолей" обратилось в Минприроды Чувашии с заявлением предоставлении выписки из государственного лесного реестра.
Согласно предоставленной выписке от 05.03.2020 выдел 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинско лесничества отнесен к ОЗУ. Основанием внесения указанных данных в государственный лесной реестр явились сведения из Лесохозяйственного регламента от 2017 года (при этом, материал, лесоустройства для составления данного регламента применялись те же, от 1993 года).
ООО "Водолей" обратилось в Верховный суд Чувашской республики с административным иском о признании недействующим лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества, утвержденного приказом Минприроды Чувашии от 25.12.2017 N 1267, в части отнесения к защитным лесам лесного участка, расположенного в квартале 96 выдела 3 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества (таблица 1.3) и исключении из приложения N 2 к лесохозяйственному регламенту "Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шумерлинского лесничества" лесной участок, расположенный в квартале 96 выделе 3 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества.
Решением Верховного суда Чувашской Республики от 26.05.2020 по делу N 3а-124/2020 признан недействующим с момента принятия лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества, утвержденный приказом Минприроды Чувашии от 25.12.2017 N 1267, в части отнесения к особо защитным лесам лесного участка, расположенного в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества (приложение N 2 "Сведения об особо защитных участках лесов на территории Шумерлинского лесничества" целевое назначение лесов "Берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенные вдоль водных объектов, склонов оврагов", раздел "Шумерлинское участковое лесничество").
Во исполнение указанного решения суда приказом Минприроды Чувашии от 24.08.2020 N 680 внесены изменения в Лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества, утвержденный приказом Минприроды Чувашии от 25.12.2017 N 1267, в части исключения приложения N 2, содержащего сведения об особо защитных участках лесов.
Вместе с тем, по данным государственного лесного реестра Чувашской Республики до настоящего времени выдел 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества отнесен к особо защитным участкам лесов на основании сведений Лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества, утвержденного Приказом Минприроды Чувашии от 25.12.2017 N 1267.
08 сентября 2020 ООО "Водолей" обратилось в Минприроды Чувашии с заявлением об исправлении ошибки в документированной информации государственного лесного реестра об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики.
Письмом от 14.09.2020 N 12/16-10970 Минприроды Чувашии сообщило, что в решении Верховного суда Чувашской Республики от 26.05.2020 по делу N 3а-124/2020 отсутствует указание на необходимость внесения изменений в государственный лесной реестр, поэтому основания для изменения документированной информации, содержащейся в государственном лесном реестре, об особо защитных участках лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества, отсутствуют.
Посчитав действия Минприроды Чувашии, выразившиеся во внесении сведений о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в государственный лесной реестр незаконными, посчитав незаконным отказ в исправлении ошибки, изложенный в письме исх. N 12/16-10970 от 14.09.2020, ООО "Водолей" обратилось с заявлением в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Заявленные требования мотивированы тем, что во исполнение решения Верховного суда Чувашской Республики от 26.05.2020 по делу N 3а-124/2020, приказом Минприроды Чувашии от 24.08.2020 N 680 внесены изменения в Лесохозяйственный регламент Шумерлинского лесничества, утвержденный приказом Минприроды Чувашии от 25.12.2017 N 1267, в части исключения приложения N 2, содержащего сведения об особо защитных участках лесов. Однако по данным государственного лесного реестра Чувашской Республики выдел 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества ошибочно отнесен к особо защитным участкам лесов, которые были внесены на основании сведений Лесохозяйственного регламента Шумерлинского лесничества, утвержденного приказом Минприроды Чувашии от 25.12.2017 N 1267.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что действия Минприроды Чувашии выразившиеся во внесении сведений о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в государственный лесной реестр, а также отказ Минприроды Чувашии о внесении изменений в государственный лесной реестр в виде изменения документированной информации об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, выраженный в письме от 14.09.2020 N 12/16-10970, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, суд пришел к выводу о возможности обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в документированную информацию государственного лесного реестра об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики.
Апелляционная коллегия соглашается с выводами суда и не усматривает оснований для их переоценки.
В силу части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В силу части 1 статьи 10 ЛК РФ леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Согласно части 1 статьи 119 ЛК РФ особо защитные участки лесов могут быть выделены в защитных лесах, эксплуатационных лесах и резервных лесах. Перечень видов особо защитных участков леса приведен в части 2 статьи 119 ЛК РФ.
Согласно частям 1, 2 статьи 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах, в которой содержится документированная информация: 1) о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; 2) о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; 3) о защитных лесах, об их категориях, об эксплуатационных лесах, о резервных лесах, об их границах; 4) об особо защитных участках лесов, об их границах, о зонах с особыми условиями использования территорий; 5) о лесных участках и об их границах; 6) о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов; 7) об использовании, охране, о защите, воспроизводстве лесов, в том числе о лесном семеноводстве; 8) о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.
В силу части 2.1 статьи 91 ЛК РФ внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение осуществляются на основании документов, перечень, формы и порядок подготовки которых устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а именно приказом Минприроды России от 11.11.2013 N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" (далее - Приказ N 496).
Согласно пункту 2.1 Приказа N 496 документами, являющимися основаниями для внесения документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменения, являются следующие акты: 2.1.1. Акт о внесении документированной информации в государственный лесной реестр (Форма 1). 2.1.2. Акт об изменении документированной информации государственного лесного реестра (Форма 2). 2.1.3. Акт несоответствия данных государственного лесного реестра натурному обследованию (Форма 3).
Ведение государственного лесного реестра осуществляется по формам ведения государственного лесного реестра, утвержденным приказом Минприроды России от 06.10.2016 N 514 "Об утверждении форм ведения государственного лесного реестра". Ведение государственного лесного реестра, внесение в него изменений осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 настоящего Кодекса, по формам и в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (часть 9 статьи 91 ЛК РФ).
На основании пункта 10 части 1 статьи 83 ЛК РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации, в связи с чем Минприроды Чувашии является уполномоченным органом на ведение государственного лесного реестра в отношении лесов, расположенных в границах территории субъекта Российской Федерации.
При этом, в части 7 статьи 67 ЛК РФ указано, что выделение и упразднение особо защитных участков лесов, установление и изменение границ земель, на которых располагаются особо защитные участки лесов, осуществляются решениями уполномоченного федерального органа исполнительной власти в соответствии со статьей 81 настоящего Кодекса в порядке, установленном лесоустроительной инструкцией, утвержденной в соответствии с частью 2 статьи 67 настоящего Кодекса.
Согласно статье 68.2 ЛК РФ проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов осуществляется в целях подразделения лесов на виды по целевому назначению и выделения особо защитных участков лесов (часть 1). Границы эксплуатационных лесов, защитных лесов и резервных лесов устанавливаются по квартальным просекам, границам лесных кварталов и лесотаксационных выделов с учетом естественных границ лесничеств, лесопарков (часть 2).
Статьей 81 ЛК РФ установлено, что к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений относятся, в том числе проектирование лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов, установление правил проведения лесоустройства, утверждение требований к составу и к содержанию проектной документации лесного участка, порядка ее подготовки (пункт 26); отнесение лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 настоящего Кодекса), выделение особо защитных участков лесов и установление их границ (пункт 39).
В соответствии с пунктом 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 N 736, Федеральное агентство лесного хозяйства осуществляет принятие решений об отнесении лесов к защитным лесам (за исключением случая, предусмотренного пунктом 1.1 статьи 82 Лесного кодекса Российской Федерации), принятие решений о выделении особо защитных участков лесов, об установлении и изменении границ земель, на которых располагаются защитные леса, особо защитные участки лесов, принятие решений об отнесении лесов к эксплуатационным лесам, резервным лесам, установление и изменение границ земель, на которых располагаются эксплуатационные леса, резервные леса.
Учитывая положения пункта 39 статьи 81 ЛК РФ, пункта 5.4.4 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 736, полномочиями по выделению особо защитных участков лесов и установлению их границ наделен орган государственной власти Российской Федерации, в данном случае Федеральное агентство лесного хозяйства.
Из материалов дела следует, что в документированной информации государственного лесного реестра имеются сведения о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, однако в письме от 22.11.2019 N АВ-03-50/22908 Федеральное агентство лесного хозяйства указало, что приказ о выделении ОЗУ на территории Шумерлинского лесничества Рослесхозом не издавался, подтвердив отсутствие у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики статуса ОЗУ.
Как пришел к выводу Верховный Суд Чувашской Республики в решении от 26.05.2020 по делу N 3а-124/2020 органам государственной власти субъектов РФ переданы полномочия непосредственно по проведению лесоустройства, в то время как проектирование ОЗУ, их выделение, а также установление и изменение границ ОЗУ отнесено к полномочию Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз). Таким образом, проведение на землях лесного фонда Шумерлинского лесничества проектирования особо защитных участков леса с отнесением к их числу выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества осуществлено Минприроды Чувашии, являющимся органом исполнительной власти Чувашской Республики, с превышением предоставленных полномочий, определенных федеральным законодательством.
Вопреки доводам ответчика, вступившее в законную силу решение суда общей юрисдикции по ранее рассмотренному гражданскому делу обязательно для арбитражного суда, рассматривающего дело, по вопросам об обстоятельствах, установленных решением суда общей юрисдикции и имеющих отношение к лицам, участвующим в деле (часть 3 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, основания для внесения в государственный лесной реестр сведений о наличии статуса ОЗУ на части арендуемого ООО "Водолей" лесного участка - выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, предусмотренные действующим законодательством у Минприроды Чувашии, как у органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации отсутствовали, данные действия были осуществлены Минприроды Чувашии незаконно, с превышением полномочий в сфере лесного хозяйства.
Согласно пункту 4.2.2 Приказа N 496 к ошибкам в сведениях государственного лесного реестра относятся: 1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка), допущенная при ведении государственного лесного реестра органом государственной власти, и приведшая к несоответствию документированной информации, внесенной в государственный лесной реестр, сведениям в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (техническая ошибка). 2) воспроизведенная ошибка, допущенная в первичных документах - основаниях составления соответствующих Актов, указанных в пункте 2.1 настоящего Перечня (воспроизведенная ошибка).
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Минприроды Чувашии выразившиеся во внесении сведений о наличии статуса ОЗУ у выдела 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики в государственный лесной реестр, а также отказ Минприроды Чувашии о внесении изменений в государственный лесной реестр в виде изменения документированной информации об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики, выраженный в письме от 14.09.2020 N 12/16-10970, не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя.
Доводы ответчика об установлении водоохранной зоны в силу ст. 65 Водного кодекса РФ у арендованного ООО "Водолей" участка, судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку до настоящего времени как водоохранная зона реки Сура в границах, примыкающих к границе арендованного лесного участка, так и прибрежная защитная полоса не установлены. Доказательства обратного ответчиком не предоставлены.
Пунктом 2 статьи 201 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения исходя из оценки спорных правоотношений, совокупности установленных обстоятельств по делу. Суд при выборе конкретного способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой. При этом указание судом определенного способа устранения нарушения прав заявителя (совершение определенного действия, принятие решения) может иметь место только в том случае, если фактические обстоятельства совершения данного действия или принятия решения были предметом исследования и оценки при рассмотрении дела.
В целях устранения нарушенных прав заявителя, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности обязать Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики в десятидневный срок с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в документированную информацию государственного лесного реестра об отсутствии особо защитных участков лесов, расположенных в выделе 3 квартала 96 Шумерлинского участкового лесничества Шумерлинского лесничества Чувашской Республики.
Суд апелляционной инстанции считает, что примененная судом первой инстанции восстановительная мера обеспечивает защиту нарушенных прав заявителя.
Все доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Несогласие ответчика с выводами суда, основанными на оценке доказательств, равно как и иное толкование норм законодательства, не свидетельствуют о наличии в принятом судебном акте существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176, 266, 267, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики -Чувашии от 17 февраля 2021 года по делу N А79-10325/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
М.Н. Кастальская |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-10325/2020
Истец: ООО "Водолей"
Ответчик: Министерство природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
Третье лицо: бюджетное учреждение Чувашской Республики "Шумерлинское лесничество" Министерства природных ресурсов и экологии Чувашской Республики, Федеральное агентство лесного хозяйства