г. Ессентуки |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А63-16911/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Семенова М.У., судей Белова Д.А., Цигельникова И.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем Афанасовым К.Б., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2021 по делу N А63-16911/2020,
УСТАНОВИЛ:
Казьминское хуторское казачье общество Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 19.08.2020 N 26/147/001/2020-1034; об обязании управления зарегистрировать договор аренды земельного участка от 25.02.2020 с кадастровым номером 26:15:130101:2 (уточненные требования).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Администрация Кочубеевского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация).
Решением суда от 09.03.2021 заявленные требования казачьего общества удовлетворены. Признан незаконным отказ управления в государственной регистрации договора аренды от 25.02.2020. Суд обязал управление осуществить государственную регистрацию договора аренды. Судебный акт мотивирован отсутствием правовых оснований для принятия управлением оспариваемого отказа. Суд первой инстанции указал, что в оспариваемом отказе статья 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) не подлежит применению при предоставлении земельного участка казачьим обществам без торгов.
Не согласившись с решением суда, управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Апеллянт считает, что отсутствие извещения о предоставлении земельного участка в аренду свидетельствует о факте нарушения процедуры предоставления земельного участка казачьему обществу.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В отзыве на апелляционную жалобу казачье общество просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 25.02.2020 между администрацией и казачьим обществом заключен договор аренды от 25.02.2020 N б/н земельного участка с кадастровым номером 26:15:130101:2, площадью 562 667 кв.м, местоположение: примерно в 6,9 км по направлению на запад от ориентира западная окраина х. Первоказьминский, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Ставропольский край, Кочубеевский р-н.
14.05.2020 казачье общество обратилось в управление с заявлением о государственной регистрации договора аренды.
20.05.2020 уведомлением управление N 26/147/001/2020-1034 сообщило казачьему обществу о приостановлении государственной регистрации в связи с отсутствием извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования.
Других причин в качестве оснований, препятствующих осуществлению государственной регистрации договора аренды от 25.02.2020 N б/н, управлением не указано.
19.08.2020 управление сообщением N 26/147/001/2020-1035 уведомило казачье общество об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием извещения о предоставлении земельного участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка, а также по причине несоблюдения процедуры предоставления земельного участка, предусмотренной статьей 39.18 ЗК РФ.
Считая, что отказ управления в государственной регистрации договора аренды противоречащим нормам земельного законодательства и нарушающим права (интересы) казачьего общества в экономической сфере, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования казачьего общества, обоснованно исходил из отсутствия у управления правовых оснований для отказа в регистрации договора аренды земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому 4 акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Согласно пункту 6 статьи 27 ЗК РФ оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
Пунктом 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ установлено, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 ЗК РФ).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществом, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ).
Согласно части 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц Казьминское хуторское казачье общество осуществляет свою деятельность в качестве юридического лица с 05.07.1999, ОГРН 1022600766495 присвоен 09.12.2002. Основным видом деятельности казачьего общества является деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки (ОКВЭД 94.99), дополнительными видами деятельности являются выращивание зерновых, бобовых культур, овощей и т.д. Местом нахождения казачьего общества является с. Казьминское, Кочубеевский район, Ставропольский край.
Казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации (учетный номер 2615010140, реестровый номер 829150013), что подтверждается свидетельством, выданным Главным управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Ставропольскому краю 03.08.2015.
28.12.2014 казачье общество приняло устав, утвержденный кругом казаков Мищенского хуторского казачьего общества и постановлением администрации муниципального образования Мищенский сельсовет Кочубеевского муниципального района Ставропольского края.
Уставом казачьего общества закреплено, что общество является некоммерческой организацией, входящей в состав Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества, осуществляет свою деятельность на территории с. Казьминское Кочубеевского района Ставропольского края. При этом основными целями казачьего общества являются возрождение и развитие казачества, обеспечение его единства (п. 14 Устава).
Таким образом, материалами дела подтверждается, что казачье общество является специальным субъектом и в пределах территории своего местонахождения и деятельности, с учетом норм подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса, абзаца первого пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ, статьи 21 Закона N 36-кз обладает правом на заключение договора аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, минуя процедуру торгов.
Предусмотренная законом процедура заключения договора аренды уполномоченным органом соблюдена, основания для применения положений статьи 39.18 ЗК РФ в данном случае отсутствовали (Определение Верховного Суда РФ от 29.12.2020 N 308-ЭС20-20071 по делу N А63-6945/2019).
Суд первой инстанции верно определил, что указанная в оспариваемом отказе управления статья 39.18 ЗК РФ регулирует особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности. Данная норма не подлежит применению при предоставлении земельного участка казачьим обществам без торгов.
Указанные обстоятельства свидетельствует о необоснованном отказе управления в удовлетворении заявления казачьего общества и нарушении его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы апелляционной жалобы о том, что отсутствие извещения о предоставлении земельного участка в аренду свидетельствует о факте нарушения процедуры предоставления земельного участка казачьему обществу, являются несостоятельными. Так, из установленных по делу обстоятельств, а также из системного анализа приведенных выше норм права следует, что предоставление земельного участка казачьему обществу как специальному субъекту в пределах территории, где он постоянно расположен, без проведения торгов нацелено на предоставление ему возможности не только осуществления сельскохозяйственной деятельности, но и сохранения и развития традиционного образа жизни. Опубликование извещения о предоставлении земельного участка при наличии указанных обстоятельств не требуется.
При определении возможности предоставления земельного участка казачьему обществу в аренду без торгов управлению следуло принимать во внимание наличие статуса специального субъекта у казачьего общества, его нахождение на территории, в пределах испрашивается земельный участок, а также соответствие категории и вида разрешенного использования земельного участка целям его использования (сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйствования такого субъекта).
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
С учетом положений пункта 3 части 5 статьи 201 АПК РФ суд первой инстанции верно указал в резолютивной части решения порядок устранения нарушения прав Казачьего общества, возложив на управление обязанность зарегистрировать договор аренды от 25.02.2020.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции надлежит оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 271, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.03.2021 по делу N А63-16911/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У.Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-16911/2020
Истец: Казьминское хуторское Средне-Кубанского районного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ КОЧУБЕЕВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ