28 мая 2021 г. |
А39-13052/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 по делу N А39-13052/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (ОГРН 1171326003640, ИНН 1324002264) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11.12.2020 N 824 и признании незаконным представления от 11.12.2020 N 3268,
при участии третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СтройАльянс".
В судебном заседании приняли участие представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия - Афиногентова Е.В. по доверенности от 14.01.2021 N 4 сроком действия до 31.12.2021; Мягких Ю.В. по доверенности от 14.01.2021 N 5 сроком действия до 31.12.2021.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Управление, административный орган) поступило заявление общества с ограниченной ответственностью "СтройАльянс" (далее - ООО "СтройАльянс") (от 23.11.2020 входящий N 7115), в котором сообщалось о нарушении обществом с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" (далее - Общество) требований действующего законодательства в части предъявления излишних требований при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства: "Многоквартирный жилой дом по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В".
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), должностное лицо Управления 03.12.2020 составлен протокол об административном правонарушении N 179.
По результатам рассмотрения материалов административного дела административным органом 11.12.2020 вынесено постановление N 824 по делу N013/04/9.21-842/2020 о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Обществу 11.12.2020 выдано представление N 3268 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N013/04/9.21-842/2020.
Не согласившись с указанными постановлением и представлением, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 11.12.2020 N 824 и представления Управления от 11.12.2020 N 3268.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО "СтройАльянс".
Решением от 24.03.2021 Арбитражный суд Республики Мордовия отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель апелляционной жалобы утверждает, что для предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, при подключении многоквартирного жилого дома N 19В по ул. Юрасова г. Рузаевка, необходим преобразователь частоты ПЧ-ТТПТ-500-380-50-2-УХЛ4.
Общество поясняет, что установка подобного оборудования не включается в тариф, связанный с технологическим подключением.
Заявитель апелляционной жалобы настаивает на том, что выдача технических условий не свидетельствует о наличии технической возможности, они выдаются для проектирования объекта капитального строительства, чтобы определить, существует ли техническая возможность присоединения к централизованной системе водоотведения.
Общество обращает внимание, что утвержденная в установленном порядке инвестиционная программа отсутствует, она не согласована органом местного самоуправления.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, при выдаче технических условий ООО "СтройАльянс", Общество в целях надежного водоотведения включило рассматриваемое условие, имея на то правовые основания (законодательством не оговорено, что перечень требований, которые включаются в технические условия, является исчерпывающим).
Административный орган и ООО "СтройАльянс" в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей Общества и ООО "СтройАльянс".
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзывах на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям.
Правоотношения по вопросам подключения к централизованным системам холодного водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ), Правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 года N 644 (далее - Правила N 644), Правилами определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правилами подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 (далее - Правила N 83).
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности субъектов естественной монополии относятся водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона N 416-ФЗ гарантирующая организация - организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц основным видом деятельности Общества является сбор и обработка сточных вод (ОКВЭД 37.00).
В соответствии с постановлением администрации г.о. Рузаевка от 28.08.2017 N 907 Общество наделено статусом гарантирующей организации, обеспечивающей водоотведение объектов капитального строительства.
Таким образом, Общество является субъектом естественной монополии, осуществляющим водоотведение, а также деятельность по технологическому присоединению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
ООО "СтройАльянс" 27.04.2020 на основании договора купли-продажи объекта незавершенного строительства приобрело у общества с ограниченной ответственностью "Строительные технологии и контроль" в собственность объект незавершенного строительства (проектируемое назначение: многоквартирный дом), степень готовности 8%, расположенный по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В.
ООО "СтройАльянс" 09.06.2020 арендован земельный участок по адресу: Республика Мордовия, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д.19В, с точками подключения к коммуникациям.
Обществом 17.05.2019 были выданы ООО "СтройАльянс" технические условия N 6, согласно которым согласно которым Общество разрешило ООО "СтройАльянс" проектирование водоснабжения (водоотведения) на следующих технических условиях:
1. Точку подключения канализации назначить существующую канализационную сеть по ул. Юрасова.
2. На месте врезки выполнить смотровой колодец.
3. Предусмотреть установку преобразователя частоты Омега-ПЧ- ТПП-32380-350-2 УХЛ 4 (или) VFD2800CP43C-21 (250 кВ, 380В) в количестве 1 единицы.
ООО "СтройАльянс" 18.06.2020 направило в адрес Общества заявление N 21 на заключение договора о технологическом присоединении к централизованной системе водоотведения многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В.
Общество 19.06.2020 сообщило ООО "СтройАльянс" о приостановлении рассмотрения заявления о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам водоотведения в виду имеющихся замечаний.
ООО "СтройАльянс" 26.08.2020 повторно направило в Общество заявление на заключение договора о технологическом присоединении к централизованной системе водоотведения многоквартирного жилого дома в соответствии с техническими условиями.
Общество 03.09.2020 сообщило, что проектно-сметная документация с Обществом не согласована, так как технические условия на проектирование водоснабжения от 17.05.2019 не выполнены, в том числе: не предусмотрена установка преобразователя частоты Омега-ПЧ-ТПП-32380-350-2 УХЛ 4 (или) VFD2800CP43C-211 (250 кВ, 380В), в соответствии с чем у Общества отсутствует техническая возможность подключения.
ООО "СтройАльянс" 14.09.2020 в очередной раз обратилось в Общество с заявлением о заключении договора о технологическом присоединении к централизованной системе водоотведения.
Общество 21.09.2020 сообщило, что не может выполнить подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоотведения, так как отсутствует техническая возможность подключения.
ООО "СтройАльянс" 21.10.2020 направило заявление главе администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, а 27.10.2020 - требование о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения объекта: многоквартирного жилого дома по адресу: Республика Мордовия, Рузаевский район, г. Рузаевка, ул. Юрасова, д. 19В, в адрес общества с ограниченной ответственность "Рузвода" и Общества.
ООО "СтройАльянс" предложило Обществу заключить трехсторонний договор с публичным акционерным обществом "Электровыпрямитель" на изготовление и поставку оборудования, где ООО "СтройАльянс" является плательщиком, а Общество покупателем, на что получило отказ гарантирующего поставщика в подписании договора, и получило предложение перечислить денежные средства в адрес Общества по договору поручения. Кроме того, в требовании от 27.10.2020 N 63 ООО "СтройАльянс" повторно просит подписать трехсторонний договор купли-продажи оборудования.
Общество 25.11.2020 сообщило, что поскольку не выполнены технические условия на проектирование канализации Общество не имеет технической возможности подключения к централизованным сетям водоотведения. Требование о заключении договора не является заявкой на подключение, а является спором в отношении условий подключения и не может быть выполнено из-за невыполнения условий подключения и отсутствия технической возможности.
Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "СтройАльянс" в антимонопольный орган.
В соответствии с Правилами N 644 подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности для подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении" и настоящими Правилами, на основании договора о подключении (технологическом присоединении), заключенного в соответствии с типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения или типовым договором о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе водоотведения. Подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и (или) водоотведения объектов, не относящихся к объектам капитального строительства, осуществляется с согласия организации водопроводно-канализационного хозяйства или по согласованию с органами местного самоуправления в порядке, предусмотренном настоящими Правилами для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства (пункт 86).
Заявитель обращается в организацию водопроводно-канализационного хозяйства с заявлением о заключении договора о подключении, при этом указанное заявление может быть подано без предварительного получения заявителем технических условий подключения (пункт 88).
Для заключения договора о подключении и получения условий подключения (технологического присоединения) заявитель направляет в организацию водопроводно-канализационного хозяйства, определенную органом местного самоуправления, заявление о подключении, данные об общей подключаемой нагрузке с приложением соответствующих документов (пункт 90).
Организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней рассматривает полученные документы и проверяет их на соответствие перечню, указанному в пункте 90 настоящих Правил, и соответствие представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, высоте и этажности зданий, строений и сооружений (пункт 91).
В случае некомплектности представленных документов или несоответствия представленного баланса водопотребления и водоотведения назначению объекта, его высоте и этажности организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 3 рабочих дней со дня получения заявления направляет заявителю уведомление о необходимости в течение 20 рабочих дней со дня его получения представить недостающие сведения и (или) документы и приостанавливает рассмотрение заявления до получения недостающих сведений и (или) документов (пункт 92).
В случае представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме и наличия технической возможности подключения (технологического присоединения), а также при условии наличия в инвестиционных программах организаций водопроводно-канализационного хозяйства мероприятий, обеспечивающих техническую возможность подключения (технологического присоединения), организация водопроводно-канализационного хозяйства в течение 20 рабочих дней со дня представления сведений и документов, указанных в пункте 90 настоящих Правил, в полном объеме направляет заявителю подписанный договор о подключении (технологическом присоединении) с приложением условий подключения (технологического присоединения) и расчета платы за подключение (технологическое присоединение) (пункт 94).
В соответствии с пунктом 97 Правилам N 644 договор о подключении (технологическом присоединении) является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных настоящими Правилами.
На основании части 1 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства, в том числе водопроводных и (или) канализационных сетей, к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее также - подключение (технологическое присоединение) осуществляется на основании заявления в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В части 2 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ предусмотрено, что лица, обратившиеся в организацию, осуществляющую холодное водоснабжение и (или) водоотведение, с заявлением о заключении договора подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения (далее - заявители), заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 416-ФЗ. пунктом 97 Правил N 644 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не вправе отказать заявителю в заключении договора о подключении (технологическом присоединении).
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены основания для отказа ресурсоснабжающей организации в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к водопроводным и (или) канализационным сетям: отсутствие технической возможности и свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
Отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и правообладателями земельных участков, возникающие в процессе определения и предоставления технических условий подключения строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются Правилами N 83.
В соответствии с пунктом 9 Правил N 83 организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана в течение 14 рабочих дней с даты получения указанного в пункте 8 настоящих Правил запроса определить и предоставить технические условия или информацию о плате за подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения либо предоставить мотивированный отказ в выдаче указанных условий при отсутствии возможности подключения строящегося (реконструируемого) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 13 Правил N 83 при наличии технической возможности подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, используемым в процессе холодного водоснабжения и водоотведения, и при наличии свободной мощности, необходимой для осуществления водоотведения, организация, осуществляющая эксплуатацию указанных сетей, не вправе отказать в выдаче технических условий.
Как установлено судом первой инстанции, 17.05.2019 Обществом были выданы технические условия ООО "СтройАльянс" N 6.
Выдача указанных технических условий свидетельствует о наличии технической возможности, позволяющей Обществу подключать новых абонентов к существующим системам инженерно-технического обеспечения.
В указанных технических условиях предусмотрена установка ООО "СтройАльянс" преобразователя частоты Омега-ПЧ-ТПП-32380-350-2 УХЛ 4 (или) VFD2800CP43C-21 (250 кВ, 380В) в количестве 1 единицы.
В обоснование включения данного требования в технические условия Общество указало на то, что администрация г.о. Рузаевка не согласовывает на протяжении двух лет инвестиционную программу, а объекты капитального строительства на территории городского поселения вводятся в эксплуатацию, поэтому Общество в целях предотвращения негативного воздействия сточных вод на работу централизованной системы водоотведения включило в технические условия приобретение преобразователя частоты Омега ПЧ-ГТПТ-500-380-50-2-УХЛ4 либо VFD2800CP43C-21, которые устарели (вышли из строя).
Между тем, в соответствии с пунктом 10 Правил N 83 в технических условиях должны быть указаны максимальная нагрузка в возможных точках подключения, срок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, определяемый, в том числе в зависимости от сроков реализации инвестиционных программ, срок действия технических условий, исчисляемый с даты их выдачи и составляющий (за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации) при комплексном освоении земельных участков в целях жилищного строительства не менее 5 лет, а остальных случаях не менее 3 лет. По истечении этого срока параметры заданных технических условий могут быть изменены.
Нормативными правовыми актами требований об обязательной установке преобразователя частоты Омега ПЧ-ГТПТ-500-380-50-2-УХЛ4 не предусмотрено.
Следовательно, Обществом включены в технические условия требования, не предусмотренные законодательством. Общество неправомерно возложило на потребителя обязанность по установке преобразователя частоты в количестве 1 единицы, включив её в технические условия.
Обстоятельства, которые Общество привело в обоснование отказа в заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства к централизованным сетям холодного водоснабжения и водоотведения, не свидетельствуют об отсутствии технической возможности.
Доказательств отсутствия технической возможности подключения (технологического присоединения) объекта ООО "СтройАльянс" к централизованной системе холодного водоснабжения и водоотведения или отсутствия свободной мощности, необходимой для осуществления холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в материалы дела не представлены.
При таких обстоятельствах действия Общества при рассмотрении заявлений ООО "СтройАльянс" не соответствуют положениям Федерального закона N 416-ФЗ, пунктов 94, 97 Правил N 644 и Правил N 83.
Факт совершения Обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ, подтвержден материалами дела.
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной в части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении Общества к выполнению своих публично-правовых обязанностей.
Одновременно суд не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно отказал в признании незаконным и отмене оспоренного постановления.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению как основанные на ошибочном толковании закона.
Согласно пункту 20.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением по правилам, определенным параграфом 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В статье 24.1 КоАП РФ определено, что выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений, является одной из задач производства по делам об административных правонарушениях.
В силу части 1 статьи 29.13 КоАП РФ должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, уполномочено вносить в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению выявленного административного правонарушения.
Организации и должностные лица, получившие такое представление, обязаны рассмотреть его в течение месяца со дня получения и сообщить о принятых мерах в орган, должностному лицу, внесшим представление (часть 2 статьи 29.13 КоАП РФ).
В случае неисполнения данных требований статья 19.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность лиц, виновных в непринятии по представлению мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Из анализа статьи 29.13 КоАП РФ следует, что основанием для выдачи представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является рассмотрение этим органом дела об административном правонарушении, доказанность факта совершения правонарушения и установление указанных причин и условий, то есть факторов, порождающих правонарушение либо облегчающих его совершение.
При этом под причинами понимаются факторы, по сути своей порождающие правонарушение, под условиями - факторы, облегчающие его совершение.
Действия по выяснению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, направлены на предупреждение совершения новых правонарушений, и поэтому являются обязанностью должностных лиц, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.
Как следует из материалов дела, 11.12.2020 Обществу выдано представление N 3268 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения по делу N013/04/9.21-842/2020.
Названное представление выдано по результатам рассмотрения дела о привлечении Общества к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.
Представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности от 11.12.2020 N 824 нарушение норм действующего законодательства и обязывает Общество принять меры по устранению выявленных нарушений, а именно: рассмотреть заявку ООО "СтройАльянс" от 27.10.2020 N 63 в соответствии Правилами N 644; информацию о принятых мерах представить в административный орган не позднее десяти дней со дня рассмотрения представления.
Вместе с тем, из текста указанного представления не следует, что должностное лицо административного органа исследовало вопрос, какие же причины и условия способствовали совершению административного правонарушения, установило их.
Следовательно, невозможно определить, какие действия должно совершить (воздержаться от их совершения) Общество для устранения этих причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что вопреки требованиям статьи 29.13 КоАП РФ административный орган не выяснял и не устанавливал причины и условия, способствовавшие совершению административного правонарушения.
Изложенные в представлении требования рассмотреть заявку ООО "СтройАльянс" от 27.10.2020 N 63 в соответствии Правилами N 644; информацию о принятых мерах представить в административный орган не позднее десяти дней со дня рассмотрения представления, не относятся к причинам и условиям, способствовавшим совершению правонарушения, а являются способом устранения допущенного нарушения Правил N 644.
Рассматриваемое представление в данной части фактически подменяет предписание об устранении нарушения Правил N 644, что является недопустимым и не соответствует положениям статьи 29.13 КоАП РФ, поскольку предписание об устранении нарушения имеет иную правовую природу, отличную от представления, и не может выдаваться в процессе производства по делу об административном правонарушении.
Повторно исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несоответствии оспариваемого представления требованиям статьи 29.13 КоАП РФ, то есть о его незаконности.
Требование Общества в данной части является обоснованным и подлежит удовлетворению.
В этой связи решение суда первой инстанции подлежит отмене в части отказа в удовлетворении заявления Общества о признании незаконным и отмене представления Управления от 11.12.2020 N 3268.
В остальной части решение суда является законным, апелляционная жалоба Общества в остальной части удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 по делу N А39-13052/2020 отменить в части отказа в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" о признании незаконным и отмене представления Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11.12.2020 N3268.
Представление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 11.12.2020 N 3268 признать незаконным и отменить.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 24.03.2021 по делу N А39-13052/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А39-13052/2020
Истец: ООО "Рузаевское канализационное предприятие"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
Третье лицо: ООО "СтройАльянс"