Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31 августа 2021 г. N Ф08-8149/21 настоящее постановление отменено
г. Ессентуки |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А63-6031/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 31.05.2021.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Белова Д.А., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пучиновой Т.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2021 по делу N А63-6031/2020 (в составе судьи Минеева А.С.)
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Октан" (далее - ООО "Октан") обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ставропольскому краю (далее - Управление) о признании незаконным бездействия по снятию ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении транспортных средств; об обязании снять (аннулировать) записи о наличии ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении транспортных средств (перечень указан в заявлении).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Терминал" (далее - ООО "Терминал"); Управление Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю (далее - Росреестр).
Решением суда от 15.03.2021 признано незаконным бездействие Управления по снятию ограничений в виде запрета на осуществление регистрационных действий в отношении транспортных средств. Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемое бездействие, не соответствовало положениям действующего законодательства и нарушало права ООО "Октан" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку препятствовало реализации имущества должника в рамках дела о банкротстве. Нарушение прав ООО "Октан" устранено, наложенные ограничение сняты, отсутствуют основания для возложения на Управление обязанности совершить действия по снятию запретов (ограничений) на осуществление регистрационных действий в отношении спорных транспортных средств.
Не согласившись с решением суда, Управление обжаловало его в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе просит решение суда отменить в части признания незаконным бездействия.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Отзывы на апелляционную жалобу не поступили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей Управления, ООО "Октан", ООО "Терминал", Росреестра.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 26.12.2016, 26.05.2017, 22.09.2017 в целях обеспечения исполнения требований исполнительных документов - судебных приказов, выданных Судебным участком мирового судьи N 1 Советского района, заместителем старшего судебного пристава Советского районного отдела судебных приставов в рамках исполнительных производств N 62483/16/26032-СД, N 62480/16/26032-СД и N 82214/17/26032-СД вынесены постановления о запрете регистрационных действий в отношении транспортных средств ООО "Октан".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 по делу N А63-10757/2015 (резолютивная часть от 03.10.2017) ООО "Октан" признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство.
22.08.2019 по результатам продажи имущества должника путем публичного предложения ООО "Октан" (продавец) и ООО "Терминал" заключили договор купли-продажи, по условиям которого продавец продал, а покупатель принял в собственность имущество должника, в том числе транспортные средства.
Письмом от 28.01.2020 ООО "Терминал" сообщило ООО "Октан" о намерении расторгнуть договор купли-продажи от 22.08.2019 в части транспортных средств, в связи с наличием в ФИС ГИБДД-М в отношении них сведений об ограничении в осуществлении регистрационных действий.
29.01.2020 ООО "Октан" направило в адрес Управления уведомление, содержащее сведения о признании общества банкротом и требование о снятии ограничений по осуществлению регистрационных действий в отношении спорных транспортных средств.
Письмом от 30.01.2020 N 3/202600635846 Управление сообщило о направлении уведомления ООО "Октан" от 29.01.2020 в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, поскольку ограничения были наложены судебными приставами Ставропольского края. Каких-либо мер по снятию ограничений по осуществлению регистрационных действий в отношении транспортных средств Управлением принято не было.
ООО "Октан", в лице конкурсного управляющего, считая, что бездействие Управления является незаконным и нарушает его права обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с исковым заявлением.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 283-ФЗ).
В соответствии со статьей 3 Закона N 283-ФЗ государственная регистрация транспортных средств осуществляется в целях государственного учета транспортных средств и обеспечения исполнения законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения, возникающие в связи с эксплуатацией транспортных средств, а также законодательства Российской Федерации, регулирующего иные отношения.
Статьей 8 Закона N 283-ФЗ установлена обязанность владельца транспортного средства обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
К основаниям для отказа в совершении регистрационных действий относится, в том числе, наличие запретов и (или) ограничений, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 части 5 статьи 20 Закона N 283-ФЗ).
Правовое положение имущества предприятия-банкрота, в отношении которого открыто конкурсное производство, и порядок распоряжения его имуществом определены Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
В соответствии с абзацем 9 пункта 1 статьи 126 Закона N 127-ФЗ с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника.
Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается.
Согласно пункту 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 59 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случае возбуждения дела о банкротстве" с даты принятия судом решения о признании должника банкротом ранее наложенные аресты и иные ограничения по распоряжению имуществом должника снимаются в целях устранения препятствий конкурсному управляющему в исполнении им своих полномочий по распоряжению имуществом должника и других обязанностей, возложенных на него Законом о банкротстве.
В рассматриваемом деле факт принятия арбитражным судом решения о признании ООО "Октан" банкротом является основанием для снятия ограничений в отношении транспортных средств и не требует отдельного акта органа, принявшего решение о наложении ареста.
Управление, являющееся регистрирующим органом, фактически отказало ООО "Октан" в снятии ареста с транспортных средств при наличии предоставленного ему решения суда о признании общества несостоятельным (банкротом), в связи с чем, оспариваемое бездействие не может быть признано правомерными.
Довод Управления о том, что поскольку ограничение на совершение регистрационных действий с транспортными средствами наложены судебными приставами-исполнителями и судом, то и запрет должен сниматься ими же, не принимаются апелляционным судом как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Специальные нормы законодательства о банкротстве, устанавливающие особый режим имущественных требований к должнику и обеспечивающие принцип равенства кредиторов, пользуются приоритетом перед законом об исполнительном производстве.
Довод Управления об отсутствии технической возможности совершения действий также отклоняется апелляционным судом как противоречащий сложившейся судебной практике в определении Верховного Суда Российской Федерации от 20.03.2020 N 305-ЭС20-1780, постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 04.07.2019 по делу N А63-18376/2018.
С учетом изложенного, апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции пришел к верному выводу, что бездействие Управления нарушает интересы ООО "Октан", вследствие чего заявленные требования конкурсного управляющего ООО "Октан" подлежали удовлетворению.
Принимая во внимание, что нарушение прав ООО "Октан" устранено, наложенные ограничение сняты, у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Управление обязанности совершить действия по снятию запретов (ограничений) на осуществление регистрационных действий в отношении спорных транспортных средств. В данной части апелляционная жалоба Управления каких-либо доводов не содержит.
Выводы суда первой инстанции соответствуют обстоятельствам дела. Решение принято с учетом доказательств, исследованных в ходе судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции не принимает доводы, приведенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено..
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 15.03.2021 по делу N А63-6031/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Цигельников И.А. |
Судьи |
Белов Д.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6031/2020
Истец: ООО "ОКТАН"
Ответчик: ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: ООО "ТЕРМИНАЛ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ, Управление ФССП РФ по СК