г. Москва |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А41-40468/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 31 мая 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Коноваловым С.А., Погонцевым М.И.,
при ведении протокола судебного заседания Колтан А.В.,
при участии в заседании:
от АО "Экспортно-Импортный банк" - Голубева Е.И. по доверенности от 22.06.2020 года;
от Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области - Симонян Э.А. по доверенности от 28.05.2020 года, Кертанов Р.А. по доверенности от 31.12.2020 года.
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 28 октября 2010 года по делу N А41-40468/20, принятое судьей Юдиной М.А., по заявлению открытого акционерного общества "Экспортно-Импортный банк" к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области о признании недействительным решения от 20.01.2020 N 177,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Экспортно-Импортный банк" (далее - ОАО "Эксимбанк", заявитель, общество, банк, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган, инспекция) о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области от 20.01.2020 N 177 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения с учетом решения по апелляционной жалобе УФНС России по Московской области от 06.05.2020 N 07-12/032608@.
Решением Арбитражного суда Московской области от 28.10.2020 года признано недействительным решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области N 177 от 20.01.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Не согласившись с решением суда, Межрайонной ИФНС России N 13 обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель истца возражал против доводов заявителя апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, арбитражный апелляционный суд считает, что имеются основания для отмены решения суда первой инстанции.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из нижеследующего.
По результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной ОАО "Эксимбанк" уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2016 год, Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области составлен акт налоговой проверки N 116551 от 12.07.2019. На основании акта проверки и по результатам рассмотрения представленных заявителем возражений от 17.09.2019 N 02-15/2068, дополнительных пояснений к возражениям от 11.10.2019 N 02-15/2260 налоговым органом вынесено решение от 14.10.2019 N 354 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля, а также решение от 14.10.2019 N 396 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля.
По результатам дополнительных мероприятий налогового контроля составлено дополнение к акту проверки N 6 от 05.12.2019. На основании акта проверки от 12.07.2019 N 116551, возражений заявителя от 17.09.2019 N 02-15/2068, дополнительных пояснений к возражениям от 11.10.2019 N 02-15/2260, решения от 14.10.2019 N 354 о продлении срока рассмотрения материалов налоговой проверки в связи с проведением дополнительных мероприятий налогового контроля, решения от 14.10.2019 N 396 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, дополнения к акту проверки от 05.12.2019 N 6, возражений заявителя на него от 19.12.2019 N 02-15/2795 заместителем начальника инспекции принято решение N 177 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 20.01.2020, в соответствии с которым заявителю доначислен земельный налог в размере 8.498.382 руб., пени в сумме 2.414.107 руб. 04 коп., кроме того общество привлечено к налоговой ответственности, установленной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 1.416.398 руб.
Не согласившись с решением инспекции, ОАО "Эксимбанк" обратилось в порядке статьи 101.2 НК РФ с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган. УФНС России по Московской области решением от 06.05.2020 N 07-12/032608@ решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области N 177 от 20.01.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения оставлено без изменения, апелляционная жалоба ОАО "Эксимбанк" - без удовлетворения.
ОАО "Эксимбанк" создано в соответствии с законодательством Приднестровской Молдавской Республики, местонахождение - г. Тирасполь, ул. Свердлова, 80 "а", состоит на учете в качестве иностранной организации в Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области, ИНН 9909077840, КПП 504770001 с 15.08.2015.
Согласно Уставу, ОАО "Эксимбанк" является кредитной организацией, созданной для привлечения денежных средств от юридических и физических лиц и размещения их на условиях возвратности, платности и срочности. Общество осуществляет предоставление и привлечение кредитов от имени и по поручительству Приднестровской Молдавской Республики, осуществляет деятельность по финансированию и гарантированию экспортно-импортных операций (включая страхование рисков, связанных с этими операциями), и иные банковские операции.
В границах кадастрового квартала 50:10:0080203 налогоплательщику на праве собственности принадлежат 73 земельных участка, расположенные на территории г.о. Химки Московской области в микрорайоне Новогорск, в районе бывшей деревни Ивановское. Согласно данным Единого государственного реестра недвижимости, видами разрешенного использования указанных земельных участков являются "для индивидуального жилищного строительства", "для строительства коттеджного поселка".
Руководствуясь подпунктом 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), заявитель осуществил расчет и уплату земельного налога за 2016 год в отношении принадлежащих ему земельных участков с применением пониженной налоговой ставки 0,2%, установленной п. 2.2 решения Совета депутатов Муниципального образования городской округ Химки Московской области от 27.11.2009 N 48/3 "О земельном налоге", с учетом повышающего коэффициента 2, предусмотренного п. 15 ст. 396 НК РФ.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговые ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и СанктПетербурга) и, в частности, не могут превышать 0,3 процента в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 54 "О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога", неосвоение земельного участка, приобретенного (предоставленного) для жилищного строительства, не является основанием для отказа в применении указанной пониженной ставки земельного налога.
В то же время согласно абзацу первому пункта 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей в период спорных правоотношений) в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока строительства, начиная с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости.
В пункте 15 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации также указано, что в случае завершения такого жилищного строительства и государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости до истечения трехлетнего срока строительства сумма налога, уплаченного за этот период сверх суммы налога, исчисленной с учетом коэффициента 1, признается суммой излишне уплаченного налога и подлежит зачету (возврату) налогоплательщику в общеустановленном порядке.
Исходя из буквального содержания данной нормы, применение повышающего коэффициента к ставке налога 0,3 процента является правовым последствием одного факта - отсутствия на земельном участке, представленном для жилищного строительства, построенного объекта недвижимости. При этом указанное регулирование связано с земельным участком и установленным для него видом разрешенного использования, и не связано с тем, кто является собственником (владельцем) земельного участка, продолжительностью владения участком (Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258).
Таким образом, суд первой инстанции сделал вывод, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для применения ставки 1,5% при исчислении земельного налога за 2016 год в отношении спорных земельных участков, принадлежащих заявителю.
Исходя из вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу, что решение Межрайонной ИФНС России N 13 по Московской области N 177 от 20.01.2020 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подлежит признанию недействительным как вынесенное с нарушением норм действующего законодательства о налогах и сборах.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции в связи со следующим.
Пунктом 1 статьи 388 Налогового кодекса РФ определено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица.
Согласно положениям пункта 1 статьи 394 Кодекса налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 2 статьи 394 Кодекса допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категории земель п (или) разрешенного использования земельного участка.
Исходя из п. 2.2 решения Совета депутатов г ородского округа Химки Московской области от 27.11.2009 N 48/3 "О земельном налоге" (в редакции, действующей в спорный период) в отношении земельных участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, установлена налоговая ставка в размере 0,2 процента от их кадастровой стоимости.
Согласно п. 2.5 данного решения в отношении прочих земельных участков применяется ставка 1,5 процента.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков, утвержденном Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, приведено следующее описание вида разрешенного использования земельного участка "для индивидуального жилищного строительства": размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений.
По смыслу налогового законодательства пониженные ставки земельного налога устанавливаются для физических лиц, непосредственно использующих земли для индивидуального жилищного строительства (Определение Верховного (уда Российской Федерации от 20.06.2018 N 301- КТ18-7425).
Необходимость использования земельных участков по целевому назначению для применения пониженной налоговой ставки в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства, была отмечена в Определениях Верховного Суда РФ от 24.12.2020 N 307-ЭС20-16984 по делу А44-8188/2019, от 21.12.2018 N 307- КГ18-20670 по делу N А66-16992/2017 и от 30.10.2018 N 305-КГ18-16987 по делу N А41-80451/2017.
Таким образом, для применения пониженной налоговой ставки в отношений земельных участков, приобретенных (предоставленных) для индивидуального жилищного строительства, помимо категории и вида разрешенного использования земельного участка, необходимо также учитывать целевой характер использования указанных земельных участков.
Материалами дела подтверждено, что земельные участки были приобретены налогоплательщиком для их дальнейшей перепродажи с целью осуществления предпринимательской деятельности.
Оценив представленные доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что земельные участки не использовались по назначению, не предназначались для личных (бытовых) нужд; указанные обстоятельства свидетельствуют об использовании земельных участков в предпринимательской деятельности, направленной на систематическое извлечение прибыли (получение дохода от продажи участков), что не отвечает условиям применения пониженной ставки земельного налога.
Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с пунктом I статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются па категории и используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В силу пункта 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 статьи 7, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Данное регулирование, исходя из находящихся в системной связи положений налогового и отраслевого законодательства предполагает, что налогоплательщик должен использовать принадлежащий ему земельный участок в соответствии с тем видом разрешенного использования, который в установленном порядке определен в отношении земельного участка, с отражением сведений о нем в Едином государственном реестре недвижимости.
В свою очередь, не использование земельного участка в соответствии с установленным для него режимом может привести к нарушению публичных интересов и исключают право на применение пониженной ставки земельного налога. Указанные выводы согласуются с правовой позицией позиции Верховного Суда РФ, изложенной и Определении от 06.03.2015 N 306-КГ14-8182.
Факт использования налогоплательщиком спорных земельных участков по целевому назначению важен для установления права на применение пониженной ставки земельного налога. Поскольку налоговая ставка 0,3 процента по своей сути является налоговой льготой, предоставляемой в целях стимулирования использования земель по их прямому назначению, наличие оснований для ее применения должен обосновать налогоплательщик.
Апелляционный суд не может согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии правового значения для разрешения настоящего фактов целевого использования земельных участков, поскольку он не соответствует смыслу указанных выше норм налогового и земельного законодательства. Он также не соответствует позиции Министерства финансов, изложенной в письмах от 21 февраля N 03-05-06-02/11312, от 03.04.2019 г. N 03-05-04-02/23083. Вывод судов также не соответствует судебной практике по подобным спорам, который нашел свое отражение в Определении Верховного Суда РФ от 24 декабря 2020 N 307-ЭС20-16984.
Вопреки выводам суда первой инстанции, налогоплательщик необоснованно применил пониженную налоговую ставку, не превышающую 0,3 процента, установленную пунктом 1 статьи 394 НК РФ, с учетом повещающего коэффициента, предусмотренного пунктом 15 статьи 396 НК РФ.
Апелляционный суд отклоняет довод налогоплательщика о наличии иной судебной практики по аналогичным спорам, поскольку Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2020 N 308-ЭС19-18258, на положения которого ссылается налогоплательщик, было принято при рассмотрении дела с иными фактическими обстоятельствами.
Основываясь на изложенном, апелляционный суд пришел к выводу о том, что у суда первой инстанции не было оснований для признания недействительным спорного решения налогового органа, который правильно определил налоговую ставку земельного налога в размере 1,5 % в отношении спорных земельных участков.
Аналогичная позиция изложена в Постановлении суда Кассационной инстанции по делу А41-40455/20.
Принимая во внимание изложенные обстоятельства, решение Арбитражного суда Московской области от 01 июля 2019 года подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 28.10.2020 по делу N А41-40468/20 отменить.
В удовлетворении заявления отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
М.И.Погонцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-40468/2020
Истец: ОАО "Экспортно-Импортный банк"
Ответчик: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 13 ПО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ