г. Самара |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А55-28320/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 мая 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Корастелева В.А.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Гилевским А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2021 года по делу N А55-28320/2020 (судья Рагуля Ю.Н.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самара-Авто",
к администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара,
о признании недействительным предписания N 08/03-02/295-п о демонтаже незаконной рекламной конструкции от 13.07.2020 и об обязании,
в судебное заседание явились:
от общества с ограниченной ответственностью "Самара-Авто" - представитель Козлов Л.В. (доверенность от 15.12.2020),
от администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара - представитель не явился, извещен надлежащим образом,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Самара-Авто" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Администрации Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара (далее - административный орган, администрация), в котором просит признать недействительным предписание N 08/03-02/295-п о демонтаже незаконной рекламной конструкции от 13.07.2020 и обязать Администрацию Куйбышевского внутригородского района г.о. Самара устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021 заявление удовлетворено.
Не согласившись с принятым решением, администрация подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 04.03.2021 по делу N А55-28320/2020 и полностью и прекратить производство по нему.
Податель жалобы отмечает, что целью размещения данной конструкции является не информирование ответчиком ООО "Самара-Авто" потребителей о своем наименовании, адресе и режиме работы, а привлечение внимания неопределенного круга лиц для приобретения товаров под брендом (товарным знаком).
В апелляционной жалобе указывает на то, что в данном случае реклама бренда (товарного знака) "LADA" размещена с использованием средств стабильного территориального размещения, а значит относится к рекламным конструкциям.
Податель жалобы считает, что предписание N 08/03-02/295-п от 13.07.2020 было выдано на руки 15.07.2020, на момент вынесения решения Арбитражным судом Самарской области трехмесячный срок обжалования предписания истек, в связи с чем, производство по делу подлежало прекращению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель общества просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель администрации в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, извещен надлежащим образом.
На основании ст.ст. 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения дела.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, выслушав представителя общества, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в здании по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, д. 10А расположен дилерский центр LADА.
В соответствии с Порядком осуществления в границах Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара демонтажа рекламных конструкций, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений, за исключением оград (заборов) и ограждений железобетонных, установленных и (или) эксплуатированных с нарушением требований законодательства о рекламе, утвержденным Постановлением Администрации Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара N 137 от 18.05.2018 г. (далее - Порядок, утвержденный Постановлением N 137 от 18.05.2018 г.), Администрацией района в результате проведения мониторинга территории Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара была обнаружена самовольно размещенная рекламная конструкция в виде объемных букв "LADA" размером 4,0x1,0 м., расположенная по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 10А, присоединенная к объекту недвижимости, а именно, отдельно стоящее здание, принадлежащая ООО "Самара-Авто".
Указанное зафиксировано актом осмотра незаконной рекламной конструкции N 440/20 от 10.07.2020 г.(л.д.23).
Как указывает администрация, разрешение на установку и эксплуатацию, выявленной рекламной конструкции Администрацией района в установленном порядке не выдавалось. С заявлением на выдачу такого разрешения в адрес Администрации района заявитель не обращался.
В связи с чем 13.07.2020 в адрес ООО "Самара-Авто" было направлено предписание N 08/03-02/295-п о демонтаже незаконной рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Самара, Куйбышевский район, Южное шоссе, 10А, в виде объемных букв "LADA", размером 4,0x1.0 м., прикрепленного к фасаду отдельно стоящего здания, принадлежащая ООО "Самара-Авто", в течении одного месяца со дня выдачи настоящего предписания (л.д.8).
Полагая, что указанное предписание не соответствует требованиям законодательства в осуществлении демонтажа вывесок, нарушает права и законные интересы ООО "Самара-Авто" в указанной части, общество обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
При принятии решения об отказе в удовлетворении указанного заявления суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ (далее - Закона о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона о рекламе предусмотрено, что распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона о рекламе, установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Установка и эксплуатация рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, не допускаются.
В случае установки и (или) эксплуатации рекламной конструкции без разрешения, срок действия которого не истек, она подлежит демонтажу на основании предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа, на территориях которых установлена рекламная конструкция (часть 10 статьи 19 Закона о рекламе).
В силу положений части 21 статьи 19 Закона о рекламе, владелец рекламной конструкции обязан осуществить демонтаж рекламной конструкции в течение месяца со дня выдачи предписания органа местного самоуправления муниципального района или органа местного самоуправления городского округа о демонтаже рекламной конструкции, установленной и (или) эксплуатируемой без разрешения, срок действия которого не истек, а также удалить информацию, размещенную на такой рекламной конструкции, в течение трех дней со дня выдачи указанного предписания.
Из пункта 4 письма ФАС России от 16.03.2006 N АК/3512 "О разграничении рекламы и иной информации" следует, что вывески, размещенные рядом с каждым входом в здание или на каждом из фасадов здания, расположенного на пересечении нескольких улиц, отвечают целям обозначения места нахождения организации и должны признаваться в качестве обязательной информации.
Данная позиция также подтверждена в письме ФАС России от 27.12.2017 N АК/92163/17 "О разграничении понятий вывеска и реклама". В данном письме указано, что согласно пункту 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" данный Закон не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Суд первой инстанции верно отметил, что указание в месте нахождения предприятия коммерческого обозначения, в том числе несовпадающего с наименованием организации, также предназначено для идентификации предприятия (например, магазина) для потребителей и не является рекламой.
Кроме того, указание в месте нахождения организации профиля ее деятельности (аптека, кондитерская, ресторан) либо ассортимента реализуемых товаров и услуг (хлеб, продукты, мебель, вино, соки), может быть признано обычаем делового оборота, соответственно, на конструкции с такой информацией нормы Федерального закона "О рекламе" не распространяются.
Обстоятельства размещения таких сведений подлежат дополнительной оценке. Согласно пункту 15 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе" вопрос о наличии в информации признаков рекламы решается с учетом конкретных обстоятельств дела.
В соответствии с пунктом 18 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 по смыслу статьи 2 Закона о рекламе под таковой понимаются сведения, распространяемые исключительно для формирования и поддержания интереса к юридическому или физическому лицу, его товарам, идеям и начинаниям.
Указание юридическим лицом своего наименования на вывеске (табличке) по месту нахождения преследует иные цели и не может рассматриваться как реклама. Сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Судом первой инстанции установлено, что в рассматриваемом случае в здании по адресу: г. Самара, Южное шоссе, д. 10А расположен дилерский центр LADA с товарным знаком "LADA".
Размещение товарного знака преследует исключительно цель информирования потребителей о нахождении в данном здании дилерского центра LADA ООО "Самара-Авто" - официального дилера ПАО "АВТОВАЗ".
Кроме того, суд первой инстанции верно отметил, что оформление таким образом дилерского центра LADA ООО "Самара-Авто" является обычаем делового оборота, поскольку дилерские центры LADA имеют единое оформление, установленное дилерскими стандартами ПАО "АВТОВАЗ".
Размещение товарного знака не направлено на привлечение внимания к торговому объекту, и не может формировать или поддерживать интерес к нему или способствовать его продвижению на рынке.
В обжалуемом решении верно отмечено, что спорные конструкции ООО "Самара-Авто" состоит из букв "LADA" и является общеизвестным товарным знаком, принадлежащем АО "Автоваз".
Данный товарный знак, размещенный в месте осуществления деятельности ООО "Самара-Авто" служит целям обозначения места нахождения по данному адресу дилерского центра LADA ООО "Самара-Авто".
Судом первой инстанции установлено, что ООО "Самара-Авто" является официальным уполномоченным дилером Автоваз на территории Российской Федерации, уполномочено на продажу указанных автомобилей, продажу запасных частей и аксессуаров, осуществление гарантийного ремонта и технического обслуживания автомобилей, что подтверждается дилерским договором N 930457 от 16.12.2019.
Указанное нежилое здание (автомобильный салон) используется обществом для осуществления деятельности официального дилера.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что целью размещения этой информации являлось обеспечение быстрого оперативного поиска заинтересованными лицами местонахождения организации (официального дилера "LADA"), но не формирование интереса и привлечение внимания к товару и его производителю, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные требования общества о признании недействительным предписания от 13.07.2020 N 08/03-02/295-п.
С учетом изложенного выше суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об удовлетворении заявленных требований.
Довод подателя жалобы о том, что целью размещения данной конструкции является не информирование ответчиком ООО "Самара-Авто" потребителей о своем наименовании, адресе и режиме работы, а привлечение внимания неопределенного круга лиц для приобретения товаров, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку данному доводу в обжалуемом судебном акте дана надлежащая мотивированная оценка, не соглашаться с которой оснований не имеется. Позиция администрации об ином основана на неверном толковании закона и правоприменительной практики.
Ссылку подателя жалобы на то, что в данном случае реклама бренда (товарного знака) "LADA" размещена с использованием средств стабильного территориального размещения, а значит относится к рекламным конструкциям., арбитражный апелляционный суд считает несостоятельной, так как спорные конструкции ООО "Самара-Авто" состоит из букв "LADA" размещены непосредственно на здании - в месте осуществления деятельности общества, служат целям обозначения места нахождения по данному адресу (в данном здании) дилерского центра LADA ООО "Самара-Авто", является общеизвестным товарным знаком, принадлежащем АО "Автоваз" при этом способ его размещения значения не имеет.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не могут повлиять на законность принятого решения, поскольку суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применив при этом соответствующие этим обстоятельствам нормы материального права.
С учетом изложенного выше решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 марта 2021 года по делу N А55-28320/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.А. Корастелев |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-28320/2020
Истец: ООО "Самара-Авто"
Ответчик: Администрация Куйбышевского внутригородского района городского округа Самара