г. Пермь |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А60-64207/2020 |
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Васильевой Е.В.,
рассмотрел без вызова лиц, участвующих в деле, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Алекса",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
От 4 марта 2021 года (мотивированное решение от 12 марта 2021 года).
принятое в порядке упрощенного производства,
по делу N А60-64207/2020
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Алекса" (ИНН 6673191790, ОГРН 1086673015065)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 32 по Свердловской области (ИНН 6686000010, ОГРН 1126673000013)
о признании недействительным решения N 08-06/1534 от 28.08.2020,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Алекса" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федерального налоговой службы N 32 по Свердловской области (далее - налоговый орган, инспекция) от 28.08.2020 N08-06/1534.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 4 марта 2021 года (мотивированное решение от 12 марта 2021 года) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель, не согласившись с решением суда, обжаловал его в апелляционном порядке. В жалобе просит решение суда отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что налоговым органом ни на этапе досудебного обжалования, ни на этапе судебного разбирательства не представлено доказательств, в связи с чем именно возникла необходимость проверить реальность финансово-хозяйственной операции между заявителем и его контрагентами. Судом не исследован вопрос относительно обоснованной необходимости истребования налоговым органом конкретных документов (информации) исходя из существа конкретной ситуации. Ссылка налогового органа на пункт 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ, Кодекс) не свидетельствует о законности составления решения, поскольку запрошенная информация не истребовалась вне конкретного мероприятия налогового контроля; применение пункта 2 статьи 93.1 НК РФ для целей, не указанных в Кодексе, является заведомым превышением полномочий налогового органа, а также противоречит пункту 4 статьи 82 НК РФ, запрещающему налоговым органам производить сбор информации о налогоплательщике с нарушением норм НК РФ.
Налоговый орган представил письменный отзыв на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 268, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом пункта 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве".
Апелляционная жалоба рассмотрена без проведения судебного заседания, без вызова лиц, участвующих в деле, после срока, установленного определением суда о принятии апелляционной жалобы к производству для представления отзывов на апелляционную жалобу.
Как следует из материалов дела, в связи с проведением мероприятий налогового контроля вне рамок проведения налоговых проверок инспекцией направлено в адрес общества требование от 21.02.2020 N 6464 о предоставлении документов (информации) по взаимоотношениям с ООО "Мэник" (ИНН 7731380022). В требовании отражен перечень наименований документов с указанием периода их оформления (в том числе дополнение к договору от 04.09.2017 N ТО65), а также указано, что истребование документов проводится вне рамок проведения налоговых проверок.
Требование получено заявителем 03.03.2020, однако в срок предоставления документов (информации), указанный в требовании, документы не представлены.
10.03.2020 налоговым органом принято решение о продлении срока предоставления документов (информации) до 25.03.2020.
Общество в ответ на требование направило налоговому органу возражения от 25.03.2020, в которых просит конкретизировать, в рамках какого именно мероприятия налогового контроля направлено требование.
В связи с отказом общества в представлении документов по требованию, инспекцией составлен акт от 03.07.2020 N 08-06/7001 и принято решение от 28.08.2020 N 08-06/1534 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение.
Указанным решением ООО "Алекса" привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пункту 1 статьи 129.1 НК РФ в виде штрафа в размере 5000 руб.
Не согласившись с данным решением, общество обжаловало его в вышестоящий налоговый орган. Решением Управления ФНС России по Свердловской области N 1018/2020 от 20.10.2020 решение инспекции оставлено без изменения.
Полагая, что решение вынесено неправомерно, ООО "Алекса" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Судом принято приведенное выше решение.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
В соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, эти документы (информацию).
В соответствии с пунктом 2 этой же статьи в случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.
В соответствии с пунктом 6 статьи 93.1 НК РФ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 129.1 Кодекса неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 этого Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей.
Как видно из вышеприведенных положений статьи 93.1 НК РФ федеральный законодатель разграничивает перечень документов (информации), которые налоговый орган может истребовать в ходе проведения налоговой проверки (пункт 1) и вне рамок ее проведения (пункт 2).
Если в случае проведения налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать у контрагента налогоплательщика или иных лиц любые документы (информацию), касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, то вне рамок налоговой проверки налоговые органы вправе истребовать только те документы (информацию), которые касаются конкретной сделки.
В рассматриваемом случае налоговый орган не оспаривает, что требование от 21.02.2020 N 6464 выставлено вне рамок налоговой проверки. Однако им инспекцией истребованы только те документы, которые касаются конкретных сделок налогоплательщика с ООО "Мэник".
В названном требовании отражен перечень наименований документов с указанием временного периода их оформления, а также указано, что истребование документов проводится вне рамок проведения налоговых проверок.
Заявителем заключение и исполнение данных договоров не оспаривается.
При этом суд первой инстанции правомерно отклонил довод общества о том, что налоговый орган при выставлении требования вне рамок проведения налоговых проверок (пункт 2 статьи 93.1) должен обосновать необходимость истребования документов (информации), указать на конкретное проводимое мероприятие налогового контроля, в ходе которого возникла необходимость истребования документов (информации).
Ни пункт 2 статьи 93.1 НК РФ, ни иные положения налогового законодательства не обязывают налоговый орган при выставлении требования вне рамок налоговых проверок обосновывать необходимость истребования документов (информации). Ссылка в пункт 2 статьи 93.1 на обоснованную необходимость получения документов (информации) подразумевает лишь, что они не могут истребоваться в неслужебных или иных целях, не связанных с осуществлением контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах.
При возникновении у налоговых органов обоснованной необходимости получения документов относительно конкретной сделки вне рамок проведения налоговых проверок пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено право инспекции истребовать эти документы у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами об этой сделке.
Названные положения определяют такое самостоятельное мероприятие налогового контроля, как истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов, плательщике страховых взносов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках.
Следовательно, отсутствие в требовании указания на проведение конкретного мероприятия налогового контроля не свидетельствует о недействительности требования, вынесенного на основании полномочий, предусмотренных пунктом 2 статьи 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку данный недостаток носит формальный характер и не пресекает полномочия налогового органа, которые прямо предусмотрены в пункте 2 статьи 93.1 Кодекса (определение Верховного Суда РФ от 14.04.2017 N 310-КГ17-3551).
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу NА42-7751/2017 указано, что из положений статьи 93.1 Кодекса не следует, что у налогоплательщика есть право отказать в представлении документов, поскольку предъявленное требование представляется ему необоснованным. Закон не предоставил налогоплательщику полномочий для проверки оснований направления налоговым органом требования об истребовании документов (информации).
Из определения Верховного Суда Российской Федерации от 19.09.2018 N 307-КГ18-14038 по делу N А42-7751/2017 следует, что при наличии в требовании о представлении документов (информации) указания на наименование первичных учетных документов и налогового периода, к которому они относятся, требование о представлении документов является определенным и понятным для лица, которому оно адресовано.
Согласно пункту 5 статьи 93.1 НК РФ лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).
Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).
Поскольку заявитель в нарушение пункта 5 статьи 93.1 Кодекса не представил истребованные документы (информацию) в установленный срок и не сообщил о том, что не располагает этими документами (информацией), суд пришел к правильному выводу о правомерном привлечении общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 129.1 Кодекса.
Нарушений при рассмотрении дела судом первой инстанции норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Все доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, при этом иное толкование заявителем жалобы положений законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения действующего законодательства, регулирующие спорные правоотношения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции отмене не подлежит. Основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ с заявителя в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина, отсрочка уплаты которой была предоставлена при принятии апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 110, 258, 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 4 марта 2021 года (мотивированное решение от 12 марта 2021 года) по делу N А60-64207/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Алекса" (ИНН 6673191790, ОГРН 1086673015065) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Судья |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-64207/2020
Истец: ООО АЛЕКСА
Ответчик: ОСП МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 32 ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ