г. Саратов |
|
31 мая 2021 г. |
Дело N А12-28560/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Силаковой,
судей - С.А. Жаткиной, Л.Ю. Луевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", г. Москва,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2021 года по делу N А12-28560/2020
по иску акционерного общества "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта", г. Москва, (ИНН 3448020372, ОГРН 1023404356260),
к обществу с ограниченной ответственностью "ЛукойлВолгограднефтепереработка", г. Волгоград, (ИНН 3448017919, ОГРН 1023404362662),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, открытое акционерное общество "Российские Железные Дороги", г. Москва, Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, г. Волгоград,
об обязании,
при участии в судебном заседании представителей:
- от общества с ограниченной ответственностью "ЛукойлВолгограднефтепереработка"- Мишутин Н.Д., по доверенности от 31.12.2020.,
- от открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги"- Кулишова З.Н., по доверенности от 11.12.2020,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" (далее - истец, АО "Бекетовское ППЖТ") обратилось с иском в арбитражный суд Волгоградской области к обществу с ограниченной ответственностью "ЛукойлВолгограднефтепереработка" (далее ответчик, ООО "ЛукойлВолгограднефтепереработка") об обязании устранить нарушение права собственности путем согласования Инструкции о порядке обслуживания и организации движения на специальном технологическом пути технологического здания по ул. Вилянская, д. 29 д, г. Волгограда необщего пользования примыкающего к станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
До принятия по делу судебного акта истец, в порядке статьи 49 АПК РФ уточнил исковые требования и просил обязать ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" не позднее 7 календарных дней с даты вступления решения в законную силу согласовать Инструкцию о порядке обслуживания и организации движения на специальном технологическом пути технологического здания по ул. Вилянская, 29д, г. Волгограда необщего пользования АО "Бекетовское ППЖТ" примыкающего к железнодорожной станции "Татьянка" Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" с учетом требований п. 1.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26. Уточнения приняты судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2021 года по делу N А12-28560/2020 в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом акционерное общество "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить исковые требования.
Заявитель апелляционной жалобы полагает, что судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтено, что разработка и согласование инструкции по обслуживанию и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования является обязательной для владельца железнодорожных путей необщего пользования, указанная инструкция должна быть согласована с ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", т.к. ответчик является собственником инфраструктуры. Дана неверная оценка судебным актам по делу N А12-31985/2019. Не принята во внимание судебная практика.
Общество с ограниченной ответственностью "ЛукойлВолгограднефтепереработка", открытое акционерное общества "Российские Железные Дороги" представили отзывы на апелляционную жалобу, в которых возражают против удовлетворения жалобы, считают решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители общества с ограниченной ответственностью "ЛукойлВолгограднефтепереработка", открытого акционерного общества "Российские Железные Дороги" возражали против доводов апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, что АО "Бекетовское ППЖТ" владеет на правах аренды недвижимым имуществом: сооружением - железнодорожными путями необщего пользования, протяженностью 749 п.м., расположенными но адресу г. Волгоград, ул. Вилянская, д. 29д; сооружением - техническим зданием (железнодорожное депо), общей площадью 663,2 кв.м, расположенным по адресу: г. Волгоград, ул. Вилянская, д. 29д.
Основным видом деятельности АО "Бекетовское ППЖТ" является предоставление услуг по подаче и уборке вагонов но ст. "Татьянка" Приволжской железной дороги (ОАО "РЖД"), следующих в адрес конечных контрагентов. Подача и уборка вагонов осуществляется с использованием маневровых локомотивов АО "Бекетовское ППЖТ".
В целях улучшения качества предоставляемых услуг, посредством оперативного обслуживания и ремонта маневровых локомотивов, используемых для подачи и уборки вагонов, приходящих в адрес контрагентов, между АО "ЖДК" и АО "Бекетовское ППЖТ" заключен договор аренды, в соответствии с условиями которого АО "ЖДК" (Арендодатель) предоставил в аренду АО "Бекетовское ППЖТ" (Арендатор) указанное недвижимое имущество.
Так, подача маневровых локомотивов АО "Бекетовское ППЖТ" в целях технического обслуживания и ремонта на территорию Железнодорожного депо осуществляется посредством использования железнодорожных путей необщего пользования с кадастровым номером 34:34:000000:57178.
Арендуемые АО "Бекетовское ППЖТ" железнодорожные пути необщего пользования, непосредственно примыкают к железнодорожному пути необщего пользования N 20, принадлежащему на праве собственности ООО "ЛУКОЙЛ -Волгограднефтепереработка".
В свою очередь железнодорожные пути необщего пользования ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" примыкают к железнодорожным путям общего пользования станции "Татьянка" Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В соответствии с п. 1.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26, на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.
08.11.2018 АО "Бекетовское ППЖТ" направило в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-Волгоград нефтепереработка" требование (Исх. N 740 от 08.11.2018) о согласовании инструкции о порядке обслуживания и организации движения на специальном технологическом пути необщего пользования АО "Бекетовское ППЖТ", примыкающего к станции Татьянка Приволжской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В последующем, АО "Бекетовское ППЖТ" направлялись дополнительные документы, запрашиваемые ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка", а также указывалось на недопустимость допущенных злоупотреблений со стороны ООО "ЛУКОИЛ-Волгограднефтепереработка", что подтверждается запросом ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" (Исх. от 27.11.2018 N 31-03-13991), а также ответом на запрос АО "Бекетовское ППЖТ" (Исх. от 27.11.2018 N 772).
Вместе с тем, 03.09.2020 ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" письмом N 31-03-9191 уведомило собственника имущества, что до принятия решения по эксплуатации железнодорожных путей, в целях безопасности движения по железнодорожному пути стрелочный перевод заперт на типовую скобу и навесной замок. Более того, указанным письмом ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" уведомило, что после принятия решения по эксплуатации ж/д путей N 1, 2, 3 необщего пользования, принадлежащих АО "ЖДК", порядок движения через стрелочный перевод N 334 будет определен дополнительно между всеми сторонами.
Однако, по состоянию на дату подачи искового заявления, предложение АО "Бекетовское ППЖТ" о согласовании инструкции, со стороны ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" оставлено без внимания.
В силу п. 1.7. Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 указанная инструкция является обязательным документом, необходимым для заключения договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд (пункт 1.2 Приказа МПС РФ от 18.06.2003 N 26 ("Об утверждении Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования" (далее Приказ N 26).
Согласно пункту 1.3 Приказа N 26 железнодорожные пути необщего пользования могут принадлежать владельцу инфраструктуры и другим юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
Статьей 2 Устава владелец железнодорожного пути необщего пользования - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.
Грузоотправители или грузополучатели, имеющие здания, сооружения, склады и погрузочно-разгрузочные площадки на принадлежащей им территории, в пределах которой расположены железнодорожные пути необщего пользования, принадлежащие владельцу инфраструктуры (далее - пользователь), осуществляют взаимодействие с перевозчиком по договору на подачу и уборку вагонов.
Согласно пункту 2.1 Приказа N 26 формы договора (на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования или на подачу и уборку вагонов) определяются в зависимости от принадлежности железнодорожного пути необщего пользования и локомотива, обслуживающего данный железнодорожный путь.
Отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, имеющим на праве собственности железнодорожный путь необщего пользования, примыкающий к железнодорожному пути необщего пользования основного владельца, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Договоры на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования заключаются:
между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом владельца железнодорожного пути необщего пользования;
между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом перевозчика;
между перевозчиком и контрагентом при обслуживания его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования на пропуск вагонов для перевозок контрагента по своей территории. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью указанного владельца железнодорожного пути необщего пользования в договоре на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.
Подача и уборка вагонов пользователю или контрагенту, который в пределах железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащего владельцу инфраструктуры или иному владельцу железнодорожного пути необщего пользования, имеет склады и погрузочно-разгрузочные площадки, регулируются договорами на подачу и уборку вагонов.
Договоры на подачу и уборку вагонов заключаются:
между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании его локомотивом перевозчика;
между перевозчиком и пользователем железнодорожного пути необщего пользования при обслуживании такого пути локомотивом пользователя;
между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика. В этом случае договор может быть заключен только при согласии основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования на подачу и уборку вагонов к (с) местам погрузки, выгрузки контрагента. Данное согласие удостоверяется подписью и печатью основного пользователя железнодорожного пути необщего пользования в договоре на подачу и уборку вагонов.
Пункт 1.7 Приказа N 26 предусматривает, что на каждый железнодорожный путь необщего пользования по окончании строительства и приема такого пути в эксплуатацию составляется инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования (далее - инструкция).
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования не принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается владельцем железнодорожного пути необщего пользования и утверждается им по согласованию с владельцем инфраструктуры, к которой примыкает этот путь.
В случаях, когда железнодорожный путь необщего пользования принадлежит владельцу инфраструктуры, инструкция разрабатывается и утверждается владельцем инфраструктуры.
Устав в статье 2 закрепляет следующие определения:
перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки железнодорожным транспортом общего пользования обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж или не принадлежащий им порожний грузовой вагон (далее - порожний грузовой вагон) из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж, порожний грузовой вагон управомоченному на его получение лицу (получателю);
инфраструктура железнодорожного транспорта общего пользования (далее - инфраструктура) - транспортная инфраструктура, включающая в себя железнодорожные пути общего пользования и другие сооружения, железнодорожные станции, устройства электроснабжения, сети связи, системы сигнализации, централизации и блокировки, информационные комплексы, систему управления движением и иные обеспечивающие функционирование инфраструктуры здания, строения, сооружения, устройства и оборудование;
владелец инфраструктуры - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или на ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора.
Из материалов дела следует, что ответчику принадлежит на праве собственности только один путь необщего пользования примыкающий к станции "Татьянка", следовательно, ООО "ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка" не является владельцем инфраструктуры.
Арбитражный суд апелляционной инстанции отклоняет довод подателя апелляционной жалобы о том, что не дана надлежащая оценка судебным актам по делу N А12-31985/2020, как не состоятельный.
В соответствие с п. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В Арбитражный суд Волгоградской области обращалось акционерное общество "Бекетовское предприятие промышленного железнодорожного транспорта" с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Лукойл-Волгограднефтепереработка", открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" об обязании заключить договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования в редакции предложенной истцом.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 23.01.2020 по делу N А12-31985/2019 в удовлетворении исковых требований отказано, постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 и постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2020 оставлено без изменения.
В указанных судебных актах суды трех инстанций сделали вывод о том, что по общему правилу обязательным к заключению является двусторонний договор на эксплуатацию путей необщего пользования, заключаемый между перевозчиком (с одной стороны) и владельцем путей необщего пользования, контрагентом (с другой стороны). При этом такой договор заключается на эксплуатацию ж/д пути, непосредственно принадлежащего владельцу путей необщего пользования (контрагенту).
Вместе с тем, ни истец, ни ответчик - ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" перевозчиком не являются. Предложенный истцом проект договора законом не предусмотрен. Кроме того, по своей правовой природе, предложенный истцом договор является в отношении ответчика ООО "Лукойл-Волгограднефтепереработка" договором аренды (права на транзитный проезд через пути ответчика) и не отвечает абз. 12 п. 2.1 Правил (Образцы примерного договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования).
Верховный Суд РФ в решении от 19.12.2017 N АКПИ17-887 "О признании частично недействующим пункта 2.1 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утв. Приказом МПС РФ от 18.06.2003 N26" указал: закрепленная в пункте 2.1 Правил норма, устанавливающая, что договор на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования, заключаемый между перевозчиком и контрагентом при обслуживании его локомотивом перевозчика, может быть заключен только при согласии основного владельца железнодорожного пути необщего пользования, в полной мере согласуется с положениями статьи 60 Устава железнодорожного транспорта.
Судебная коллегия, принимая вышеизложенное соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что истец, зная о принятых судебных актах и отсутствии согласия общества на проезд по своим путям, направляет в общество инструкцию на согласование, которая предусматривает выезд подвижного состава истца на пути ответчика. Таким образом, требования истца направлены на преодоление вступившего в законную силу решения суда (по делу N А12-31985/2019) и незаконному понуждению ответчика к даче согласия на проезд по своим путям путем согласования инструкции.
Суд апелляционной инстанции отклоняет довод о наличии ответственности за отсутствие инструкции, т.к. указанные обстоятельства не относятся к существу настоящего спора, не принимается во внимание и ссылка на судебную практику, т.к. указанный довод основан на ином толковании судебной практики.
Несогласие заявителя с выводами суда, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование положений закона не означают допущенной судом при рассмотрении дела ошибки и не подтверждают наличия существенных нарушений судом норм права, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом и подлежат отклонению, поскольку они опровергают законность и обоснованность принятого по делу судебного акта и правильности выводов суда первой инстанции, а свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределены судом первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 31 марта 2021 года по делу N А12-28560/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Н. Силакова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-28560/2020
Истец: АО "БЕКЕТОВСКОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ ПРОМЫШЛЕННОГО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА"
Ответчик: ООО "ЛУКОЙЛ-ВОЛГОГРАДНЕФТЕПЕРЕРАБОТКА"
Третье лицо: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ", УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ