г. Саратов |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А57-15421/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.Н. Силаковой,
судей - С.А. Жаткиной, Л.Ю. Луевой
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Акчуриной Р.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы индивидуального предпринимателя Сидорина Николая Владимировича, публичного акционерного общества "Сбербанк России", общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011",
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 4 марта 2021 года по делу N А57-15421/2020
по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, г. Саратов, (ОГРН 1106454003028, ИНН 6454101145),
к индивидуальному предпринимателю Сидорину Николаю Владимировичу, г. Саратов, (ОГРНИП 304645511200041, ИНН 645500159209),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, Прокуратура Саратовской области, Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом по Саратовской области, Комитет по управлению имуществом г. Саратова, публичное акционерное общество "Сбербанк России", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011", временный управляющий общества с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011" Губерский Вадим Николаевич, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области, г. Саратов,
об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 64:48:020358:73, площадью 2 438 +/-17,28 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1
при участии в судебном заседании представителей:
- от индивидуального предпринимателя Сидорина Николая Владимировича - Жаднова Е.Е., по доверенности от 22.05.2020.,
- от ПАО "Сбербанк России"- Михайлова О.В., по доверенности от 02.09.2020,
- от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации - Фролков М.В., по доверенности от 29.12.2020,
- от Прокуратуры Саратовской области - Королев Д.В., прокурор, удостоверение N 266583,
иные лица, участвующие в деле - не явились, извещены надлежащим образом в порядке статьи 186 АПК РФ,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации (далее-истец) с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Сидорину Николаю Владимировичу (далее - ответчик ИП Сидорин Н.В.) об истребовании из незаконного владения земельного участка с кадастровым номером 64:48:020358:73, площадью 2 438 +/-17,28 кв.м., расположенного по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 4 марта 2021 года по делу N А57-15421/2020 признано отсутствующим право собственности индивидуального предпринимателя Сидорина Николая Владимировича на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:73, площадью 2 438 +/- 17,28 кв.м., расположенный по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1. Взыскано с индивидуального предпринимателя Сидорина Николая Владимировича в доход федерального бюджета Российской Федерации государственной пошлины в размере 6000 руб.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом индивидуальный предприниматель Сидорин Николай Владимирович, публичное акционерное общество "Сбербанк России", общество с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Индивидуальный предприниматель Сидорин Николай Владимирович полагает, что суд первой вышел за пределы заявленных исковых требований, применив способ защиты, который исключает выбранный истцом способ защиты. Судом первой инстанции не решен вопрос о судьбе объектов недвижимости.
Публичное акционерное общество "Сбербанк России" в апелляционной жалобе указывает, что суд первой инстанции не применил закон подлежащий применению, не доказаны существенные обстоятельства, которые суд посчитал установленными, а именно владение РФ спорным земельным участком. Вывод Арбитражного суда Саратовской области о том, что отсутствуют законные основания для владения земельным участком ответчиком не соответствует материалам дела. Не дана оценка доводу о том, что ответчик является добросовестный приобретателем, а истец ведет себя недобросовестно.
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива-2011" считает, что материалами дела не подтверждено принадлежность ЗАО "САЗ" исключительно к федеральной собственности. Судом первой инстанции при вынесении обжалуемого судебного акта не учтено нахождение на спорном земельном участке объекта недвижимости с кадастровым номером 64:48:020327:2016, не установлено наличие либо отсутствие полномочий Администрации г. Саратова для вынесения Постановления от 22.01.1998 N 37 и заключения договора мены, не установлена тождественность объекта принадлежащего истцу и находящегося во владении ИП Сидорина Н.В.
Апеллянты полагают, что истцом пропущен срок исковой давности.
Прокуратура Саратовской области представила отзыв на апелляционную жалобу ответчика, в котором возражает против удовлетворения жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Представители индивидуального предпринимателя Сидорина Николая Владимировича, ПАО "Сбербанк России" поддержали доводы, изложенные в апелляционных жалобах, просили решение суда первой инстанции отменить, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представители Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в защиту прав и законных интересов Российской Федерации, Прокуратуры Саратовской области возражали против доводов апелляционных жалоб, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее -Управление) является территориальным органом федерального органа исполнительной власти (Росимущества), осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом на территории Саратовской области в соответствии с Положением о Территориальном управлении, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29 сентября 2009 года N 278.
В рамках реализации данной функции Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Саратовской области, иного федерального имущества, расположенного на территории Саратовской области, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия по осуществлению от имени Российской Федерации юридических действий по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального органа.
Из выписки ЕГРН от 05.08.2020 Управлению стало известно о наличии записи регистрации права собственности за ИП Сидориным Н.В. на земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:73, площадью 2 438 +/-17,28 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, площадь им. Орджоникидзе Г.К., д. 1.
Указанный земельный участок располагается в границах земельных участков, ранее переданных Администрацией г. Саратова в соответствии с Постановлением Администрации г. Саратова N 37 от 22.01.1998 "Об обмене имуществом с ЗАО "Саратовский авиационный завод". Во исполнение данного постановления между Администрацией г. Саратова и ЗАО "Саратовский авиационный завод" был заключен договор мены N 1-М/ПР от 26.01.1998.
Закрытое акционерное общество "Саратовский авиационный завод" являлось одним из крупнейших авиастроительных предприятий России, располагающим большим технологическим, производственным и кадровым потенциалом.
ЗАО "Саратовский авиационный завод" был включен в список стратегических предприятий Российской Федерации в соответствии с Указом Президента РФ от 4 августа 2004 г. N 1009 "Об утверждении перечня стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ".
В соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" осуществляется разграничение государственной собственности по уровням.
В силу пункта 1 раздела 3 приложения N 1 к постановлению от 27.12.1991 N 3020-1 предприятия оборонного комплекса, выпускающие оборонную продукцию, летательные аппараты относятся исключительно к федеральной собственности.
Перечень оснований отнесения земельных участков к собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации и муниципальной собственности определен в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся: земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти; иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
Таким образом, переход указанного земельного участка предприятию федерального значения, выпускавшему оборонную продукцию, летательные аппараты, и нахождение на его балансе является самостоятельным и достаточным основанием для отнесения спорного земельного участка к исключительно федеральной собственности в силу закона.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Право собственности ЗАО "Саратовский авиационный завод" на земельный участок площадью 874 306 кв.м с кадастровым номером 64:48:020314:5 было зарегистрировано на основании следующих документов:
- постановление Администрации города Саратова N 37 от 22.01.1998 с приложением N 1а, N 2а;
- договор мены от 26.01.1998 N 1-м/пр с приложением N 1;
- дополнительное соглашение от 22.05.1998 к договору мены N 1-м/пр от 26.01.1998.
Из земельного участка были образованы земельные участки с кадастровыми номерами: 64:48:020314:23, 64:48:020314:24, 64:48:020314:25, 64:48:020314:26, 64:48:020314:27, 64:48:020314:28, 64:48:020314:29, 64:48:020314:30, 64:48:020314:31, 64:48:020314:32, 64:48:020314:44, 64:48:020314:49, 64:48:020314:50, 64:48:020314:51, 64:48:020314:52, 64:48:020314:53, 64:48:020314:54, 64:48:020314:55, 64:48:020314:56, 64:48:020314:57, 64:48:020314:58, 64:48:020314:59, 64:48:020314:60, 64:48:020314:61, 64:48:020314:62, 64:48:020314:63, 64:48:020314:64.
В последующем, в результате многочисленных преобразований был образован спорный земельный участок.
09.02.2012 между ООО "Перспектива-2011" (продавец) и Сидориным Николаем Владимировичем (покупатель) был заключен договор купли-продажи земельного участка.
Предметом указанного договора купли-продажи являлся земельный участок с кадастровым номером 64:48:020358:73, площадью 2438 кв.м, расположенный по адресу: г. Саратов, площадь им. Орджоникидзе Г.К., д. 1.
Вместе с тем, из материалов дела и пояснений сторон следует, что Постановлением администрации г. Саратова от 21.11.1994 N 600-120 "О предоставлении акционерному обществу закрытого типа "Саратовский авиационный завод" фактически занимаемых земельных участков в Заводском районе" ЗАО "Саратовский авиационный завод" (далее -"САЗ") в бессрочное пользование был предоставлен земельный участок, площадью 87,4306 га, фактически занимаемый площадкой "А".
Спорные земельные участки ранее располагались в границах земельного участка, площадью 87,4306 га. по адресу: Саратовская область, г. Саратов, пл. им. Орджоникидзе Г.К., 1.
В соответствии с договором мены от 26.01.1998 N 1-М/пр, заключенным на основании постановления администрации г. Саратова от 22.01.1998 N 37 "Об обмене имуществом с закрытым акционерным обществом "Саратовский авиационный завод", администрация г. Саратова и ЗАО "САЗ" произвели мену имущества, а именно: Администрация г. Саратова передала в собственность ЗАО "САЗ" земельные участки, площадью 342,0212 га - в том числе площадка А, площадью 87,4306 га, а ЗАО "САЗ" в муниципальную собственность объекты нежилого назначения.
06.10.1998 в ЕГРП зарегистрировано право собственности ЗАО "САЗ" на земельный участок общей площадью 874 306 (восемьсот семьдесят четыре тысячи триста шесть) кв.м., кадастровый номер 64:48:020314:05 на основании: постановления администрации города Саратова от 22.05.1998 N 280 "О внесении изменений в постановление администрации города N 37 от 22.01.1998" с приложением N 1а, N 2а, дополнительного соглашения от 22.05.1998 к договору мены N 1-м/пр от 26 января 1998 года, договора мены от 26.01.1998 N 1-м/пр с приложением N 1, постановления Администрации города Саратова "Об обмене имуществом с закрытым акционерным обществом "Саратовский авиационный завод" от 22.01.1998 N 37 с приложением N 1,2.
Истец указывает, что администрация не имела права распоряжаться таким земельным участком, тем самым оспаривая законность действий администрации по передаче в собственность ЗАО "САЗ" земельного участка, из которого были выделены спорные земельные участки.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР "О преобразовании Саратовского авиационного завода и Саратовского электроагрегатного производственного объединения в коллективные предприятия" N 19 от 10.01.1991 был оформлен акт оценки имущества Саратовского авиационного завода, утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства.
18.05.1992 Комитет по управлению имуществом -территориальное агентство Госкомимущества Российской Федерации по г.Саратову выдал коллективному предприятию САЗ свидетельство N 1 о праве собственности на имущество государственного предприятия САЗ, переданного согласно Постановлению N 19 и Актам оценки имущества САЗ, утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства, сведений о передаче участков не имеется.
В постановлении Администрации N 37 от 22.01.1998 указано оформить посредством мены:
- прием в муниципальную собственность от ЗАО "САЗ" объектов нежилого фонда, включая объекты социально-культурного назначения;
- передачу в собственность ЗАО "САЗ" земельных участков, в том числе площадью 342,0212 га, в том числе:
- площадка А - 87,4306 га,
- площадка Б - 252,8315 га,
- дальний привод - 1,1138 га,
- ближний привод - 0,6458 га.
Во исполнение требований законов РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и от 03.07.1991 N 1531-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" Верховным Советом РФ издано постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург и муниципальную собственность". Постановление вступило в законную силу 16.01.1992.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 69 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их правообладателей. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Поскольку Постановлением администрации г. Саратова N 37 от 22.01.1998 фактически произведена приватизация указанного земельного участка, суд считает необходимым дать оценку законности указанного ненормативного акта как основания возникновения права собственности спорного характера.
Тот факт, что указанный ненормативный акт не признан недействительным, не лишает возможности ответчика ссылаться на его незаконность в суде по настоящему делу и представлять в подтверждение этого довода соответствующие доказательства.
На недопустимость отмены в административном порядке ненормативного акта, на основании которого уже возникли гражданские права, указано в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.2010 N 15951/09.
Согласно пункту 4.1 Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535, данным нормативным актом регламентируется приватизация земельных участков, находящихся в федеральной собственности, государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, на которых расположены приватизируемые предприятия, иные объекты недвижимости, находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также вышеуказанные объекты недвижимости, сданные в аренду.
Таким образом, право на приобретение в собственность земельных участков поставлено законодателем в зависимость от характера участка и наличия на нем объектов нежилого фонда- приватизации подлежат застроенные земельные участки (пункт 4.5 Основных положений).
Исходя из смысла пункта 4.10 Основных положений застроенными земельными участками считаются участки, на которых или под которыми расположены предприятия, здания, строения, сооружения. При этом, исходя из сущности процесса приватизации, указанные предприятия, здания, строения, сооружения должны либо быть приватизированными, либо подлежать приватизации, либо должна иметься законная возможность для их приватизации. Таким образом, возможность приватизации земельных участков, в числе прочего, поставлена в зависимость от возможности передачи в частную собственность объектов, расположенных на таком участке.
В случае, если на земельным участке располагаются объекты, находящиеся в государственной собственности и по каким-либо правовым причинам не подлежащие приватизации, то такие земельные участки так же не подлежат приватизации исходя из смысла Основных положений Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации после 1 июля 1994 года, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 22.07.1994 N 1535.
Согласно пунктам 2, 4 статьи 6 Закона РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24.12.1990 N 443-1 земельные участки могут находиться в частной, государственной, муниципальной собственности и собственности общественных объединений (организаций) или предоставляться во владение и пользование гражданину, юридическому лицу, государственным, национально - государственным и административно - территориальным образованиям в соответствии с Земельным кодексом РСФСР, законодательными актами РСФСР, республик, входящих в Российскую Федерацию. Отчуждение земельных участков и горных отводов их собственниками допускается при соблюдении условий предусмотренных законодательными актами РСФСР и республик, входящих в Российскую Федерацию.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР "О преобразовании Саратовского авиационного завода и Саратовского электроагрегатного производственного объединения в коллективные предприятия" N 19 от 10.01.1991 (далее - Постановление N 19) был оформлен Акт оценки имущества Саратовского авиационного завода (далее - САЗ), утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства.
18.05.1992 Комитет по управлению имуществом - территориальное агентство Госкомимущества Российской Федерации по г. Саратову выдал коллективному предприятию САЗ свидетельство N 1 о праве собственности на имущество государственного предприятия САЗ, переданного согласно Постановлению N 19 и Актам оценки имущества САЗ, утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства.
Согласно указанным Актам земельные участки не входили в состав "приватизированного" имущества. Земельные участки САЗ оставались в государственной собственности, в муниципальную собственность также не передавались.
Во исполнение требований законов РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР" и от 03.07.1991 N 1532-1 "О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР" Верховным Советом РФ было принято Постановление от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москва и Санкт-Петербург и муниципальную собственность".
Согласно Приложению N 1, разделу 3, п. 1 к исключительно федеральной собственности относятся - "Объекты оборонного производства - "Все предприятия, производящие системы и элементы вооружения, взрывчатые и отравляющие вещества, расщепляющиеся и радиоактивные материалы, ракетные носители, космические и летательные аппараты, военное снаряжение, предприятия и объекты, обеспечивающие обслуживание, запуск и сопровождение космических аппаратов, осуществляющие НИР и ОКР в указанных областях независимо от доли военных заказов".
ЗАО "Саратовский авиационный завод", образованный 31.12.1931, находившийся в государственной собственности СССР, выпускавший оборонную продукцию и летательные аппараты соответствует определению, данному в Приложении N 1, разделе 3, п. 1 к Постановлению ВС РФ N 3020-1 от 27.12.1991 и соответственно оно находилось в исключительно федеральной собственности со дня вступления в законную силу указанного Постановления.
Таким образом, на момент издания Постановления администрации г. Саратова N 37 от 22.01.1998 отсутствовали правовые основания для передачи в частную собственность спорного земельного участка.
Ввиду того обстоятельства, что у первоначального продавца - ЗАО "САЗ" право собственности не возникло, последующие договоры купли-продажи в отношении земельного участка являются ничтожными в силу ст. 168 ГК РФ в редакциях, действовавших в момент заключения указанных договоров.
Согласно положениям статей 166-167 АПК РФ, сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка).
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
В силу статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации право владения, пользования и распоряжения имуществом принадлежит только собственнику.
Согласно пункту 1 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Согласно пункту 2 статьи 302 Гражданского кодекса Российской Федерации если имущество приобретено безвозмездно от лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе истребовать имущество во всех случаях.
Как следует из положений указанной нормы, а также разъяснений, содержащихся в пунктах 32, 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", к числу юридически значимых обстоятельств, подлежащих установлению судом при рассмотрении виндикационного иска, относятся наличие у истца вещного права на истребуемое имущество, наличие спорного имущества в натуре, незаконность владения ответчиком спорным имуществом, отсутствие между истцом и ответчиком отношений обязательственного характера по поводу истребуемого имущества.
Виндикационный иск представляет собой требование не владеющего вещью собственника к владеющему вещью лицу, не являющемуся собственником. Целью предъявления такого иска является возврат конкретной вещи во владение лицу, доказавшему свои права на истребуемое имущество.
Иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения (виндикационный иск) характеризуют следующие признаки: наличие у истца права собственности на истребуемую вещь, утрата фактического владения вещью, возможность выделить вещь при помощи индивидуальных признаков из однородных вещей, фактическое нахождение вещи в чужом незаконном владении ответчика на момент рассмотрения спора, т.е. обладание ответчиком имуществом без надлежащего правового основания.
Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, данным в постановлении от 21.04.2003 N 6-П, защита прав собственника имущества, приобретенного третьим лицом у неуправомоченного отчуждателя, должна осуществляться путем предъявления виндикационного иска с целью выяснения вопроса о добросовестности конечного приобретателя имущества и законности его прав на основании статьи 302 ГК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации -республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом (п. 5 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Разграничение государственной собственности по уровням осуществляется на основании постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность".
В силу прямого законодательного запрета земельный участок площадью 874 306 кв.м. приватизации не подлежал, вследствие чего не мог передаваться в собственность иным лицам.
Воля истца направлена на исключение из ЕГРН записи о регистрации за ответчиком права собственности на спорный земельный участок. Восстановление прав истца как представителя собственника имущества влечет удовлетворение виндикационного иска, что является основанием для внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с пунктом 52 Постановления N 10/22 зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке, а в случаях, когда запись в ЕГРН нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
К искам о правах на недвижимое имущество относятся, в частности, иски об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, о признании права, об установлении сервитута, об установлении границ земельного участка, об освобождении имущества от ареста (пункт 2 Постановления N 10/22).
С учетом пункта 3 Постановления N 10/22 в случае ненадлежащего формулирования истцом способа защиты при очевидности преследуемого им материально-правового интереса суд обязан самостоятельно определить, из какого правоотношения возник спор и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела с тем, чтобы обеспечить восстановление нарушенного права, за защитой которого обратился истец.
Данный вывод также соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 15.10.2013 N 8094/13.
В пункте 52 Постановления N 10/22 разъяснено, что в соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
В случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Изучив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание доводы, положенные в основу искового заявления, суд первой инстанции обоснованно пришёл к выводу о том, что материально-правовая цель настоящего иска выражена в защите нарушенного права истца на пользование и распоряжение земельным участком и направлена на исключение из ЕГРН недостоверной записи о государственной регистрации спорного имущества.
Регистрация права собственности ответчика на спорный земельный участок создает угрозу нарушения публичных интересов.
Исходя из системного толкования ст. 301, ст. 302 ГК РФ, п. 52 Постановления N 10/22 следует, что решение об истребовании имущества из чужого незаконного владения является основанием для внесения соответствующей записи в ЕГРП.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства (спорное имущество не подлежит приватизации, не может быть предметом сделок, направленных на его отчуждение из федеральной собственности), суд первой инстанции правомерно исходил из необходимости исключения правовой неопределенности в отношении спорного земельного участка.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что земельный участок площадью 874306 кв. м. не мог относиться к федеральной собственности и администрация г. Саратова являлась уполномоченным органом по распоряжению данным земельным участком, был предметом рассмотрения в суде первой инстанций, получил надлежащую оценку, с которой судебная коллегия соглашается.
На момент принятия постановления Совета Министров СССР от 10.01.1991 N 19 отсутствовало специальное регулирование процедуры приватизации, а переход права собственности регулировался общими правилами пункта 2 статьи 7 Закона РСФСР от 24.12.1990 N 443-1 "О собственности в РСФСР", в соответствии с которым право собственности у приобретателя имущества возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором.
Постановлением Совета Министров СССР от 10.01.1991 N 19 был оформлен акт оценки имущества Саратовского авиационного завода, утвержденный Министром авиапромышленности 26.02.1991, а также сводный акт инвентаризации основных и оборотных средств и незавершенного строительства, о чем выдано свидетельство о праве собственности на имущество от 18.05.1992 N 1.
Как правильно отмечено судом первой инстанции, в соответствии с указанными документами было приватизировано имущество государственного предприятия "Саратовский авиационный завод", земельный участок приватизирован не был, а, следовательно, остался в государственной собственности.
На основании постановления администрации г. Саратова от 22.01.1998 N 37 между администраций г. Саратова и ЗАО "САЗ" заключен договор мены от 26.01.1998 N 1-М/ПР, по условиям которого в собственность Саратовского авиационного завода предоставлены земельные участки площадью 87,4306 га, на котором расположена площадка А и площадью 252,8315 га, на котором расположена площадка Б.
Вместе с тем, на момент принятия администрацией г. Саратова постановления от 22.01.1998 N 37 и заключения договора мены от 26.01.1998 N 1-М/ПР вышеуказанные земельные участки являлись собственностью Российской Федерации, в связи с чем администрация г. Саратова являлась неуполномоченным органом по распоряжению данными земельными участками, из которых в последующем был образован спорный земельный участок.
Довод подателя жалобы о том, что общество является добросовестным приобретателем спорного земельного участка, несостоятелен.
В силу пункта 1 статьи 302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
В пункте 39 постановления N 10/22 разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли. Недействительность сделки, во исполнение которой передано имущество, не свидетельствует сама по себе о его выбытии из владения передавшего это имущество лица помимо его воли. Судам необходимо устанавливать, была ли воля собственника на передачу владения иному лицу.
В силу разъяснений, приведенных Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 27.09.2016 N 1748-О, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производимая соответствующим учреждением, будучи юридическим актом признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, не может подменять собой основание возникновения, изменения и прекращения права.
Как установлено судом первой инстанции, земельный участок площадью 874 306 кв. м. выбыл помимо воли Российской Федерации из её владения.
В нарушение статьи 65 АПК РФ подателями апелляционных жалоб не представлено доказательств, опровергающих указанные выводы Арбитражного суда Саратовской области.
Выводы суда первой инстанции в указанной части соответствуют установленным по делу обстоятельствам, имеющимся в деле доказательствам, и сделаны при правильном применении норм материального права.
Данные выводы суда первой инстанции о том, что земельный участок площадью 874 306 кв. м относился исключительно к федеральной собственности, не подлежал приватизации, а договор мены от 26.01.1998 N 1-М/ПР является ничтожным, поскольку администрация г. Саратова являлась неуполномоченным органом по распоряжению указанным земельным участкам, соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 10.06.2020 по делу N А57-9615/2019, от 29.06.2020 по делу N А57-22520/2019, от 07.07.2020 по делу N А57-14780/2019, от 08.07.2020 по делу N А57-15501/2019, от 09.07.2020 по делу N А57-10120/2019.
Довод заявителей апелляционных жалоб о том, что ТУ Росимущества пропущен трехлетний срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, судебной коллегией отклоняется.
В пункте 57 постановления N 10/22 разъяснено, что поскольку законом не установлено иное, к искам, направленным на оспаривание зарегистрированного права, применяется общий срок исковой давности, предусмотренный статьей 196 ГК РФ.
Согласно статье 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено. Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).
В силу статьи 200 ГК РФ истечение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
К виндикационным искам подлежит применению общий срок исковой давности. Течение срока исковой давности по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения следует исчислять с того момента, когда собственник узнал или должен был узнать о том, что имущество выбыло из его владения и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности", по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов срок исковой давности исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав.
Как установлено судом первой инстанции, истец узнал о нарушении своего права из выписок из Единого государственного реестра недвижимости, поступивших из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области, из которых следовало, что спорный земельный участок, принадлежащий на праве собственности ИП Сидорину Н.В., был образован в результате неоднократных преобразований земельного участка, предоставленного в собственность ЗАО "САЗ" по договору мены от 26.01.1998 N 1-М/ПР.
В нарушение статьи 65 АПК РФ апеллянтами в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие, что Российская Федерация в лице уполномоченных органов не менее чем за три года до обращения с иском ТУ Росимущества могла или должна была узнать о нарушенном праве Российской Федерации и принять меры к его защите.
Следует отметить, что Российская Федерация в лице уполномоченного органа не участвовала в отчуждении спорного имущества, сделка в отношении федерального имущества заключена неуполномоченным лицом без ведома собственника, доказательств обратного в материалы дела не представлено, акт приема-передачи земельного участка от Российской Федерации в собственность трудового коллектива Саратовского авиационного завода отсутствует, поэтому в данном случае исчисление срока исковой давности с 1998 года неправомерно.
Защита гражданских прав осуществляется способами, предусмотренными статьей 12 ГК РФ, а также иными способами, предусмотренными законом. При этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 ГК РФ).
Согласно разъяснениям, данным в пункте 52 постановления N 10/22 оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии права, то такое решение является основанием для внесения записи в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Так как в резолютивной части решения суда содержится указание на возврат земельного участка Российской Федерации, то это является основанием для погашения не имеющей под собой законных оснований реестровой записи о праве собственности ответчика на данный участок.
С учетом совокупности изложенных обстоятельств судом первой инстанции принят судебный акт, не противоречащие цели обращения истца с иском и направленные на защиту права федеральной собственности.
Ссылка заявителя на нахождение на спорном земельном участке, принадлежащих ему на праве собственности объектов недвижимого имущества и наличие у заявителя исключительного права на использование земельного участка, расположенного под объектами недвижимости, судом апелляционной инстанции во внимание не принимается.
В настоящем споре не рассматривается вопрос об освобождении земельного участка от объектов недвижимого имущества, принадлежащих на праве собственности ИП Сидорину Н.В., судом первой инстанции принято правомерное решение.
Вопреки доводам апелляционных жалоб судом первой инстанции материалы дела исследованы полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка.
В целом возражения апеллянтов в отношении принятого судебного акта сводятся к необходимости иной оценки собранных по делу доказательств и установлению иных обстоятельств дела.
Доводы апелляционных жалоб изучены судом, однако, подлежат отклонению, поскольку указанные в апелляционных жалобах доводы не опровергают законность и обоснованность принятого по делу судебного акта и правильности вывода суда первой инстанции, а свидетельствуют о несогласии заявителей с установленным судом первой инстанции обстоятельствами и оценкой доказательств, и, по существу, направлены на их переоценку.
Иные указанные в апелляционных жалобах доводы судом не принимаются, поскольку по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом первой инстанции в процессе разрешения спора по результатам оценки доказательств, представленных в дело.
Поскольку нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного решения, не допущено, обжалуемый судебный акт следует оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины распределены судом первой инстанции по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 4 марта 2021 года по делу N А57-15421/2020 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Н. Силакова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-15421/2020
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в СО в защиту прав и законных интересов РФ
Ответчик: ИП Сидорин Н.В.
Третье лицо: Администрация МО "Город Саратов", Администрация МО Саратов, Губерский В.Н., Комитет по управлению имуществом г.Саратова, Комитет по Управлению Имуществом Саратовской области, Комитет по управлению имуществом СО, ООО "Перспектива-2011", ООО в/у "Перспектива-2011" Губерский В.Н., ПАО "Сбербанк России" Саратовское отделение N8622, ПАО "Сбербанк России" Саратовское отделениеN8622, Прокуратура Саратовской области, Прокуратура СО, Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовскойобласти, Уполномоченный по защите прав предпринимателей В СО, Управление Росреестра по Саратовской области, Управление Росреестра по СО, ГУ отдел адресно справочной работы УВМ МВД по СО, Уполномоченный по защите предпринимателей в СО и его аппарат, ФГБУ ФКП Росреестра по СО