Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26 августа 2021 г. N Ф03-4380/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
02 июня 2021 г. |
А73-17124/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Тищенко А.П.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Осадчей Н.П.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Магистраль": не явились;
от Хабаровской таможни и от Центральной акцизной таможни: представителя Колесниковой Т.В.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы Центральной акцизной таможни, Хабаровской таможни
на решение от 25.01.2021
по делу N А73-17124/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Магистраль"
к Хабаровской таможне, Центральной акцизной таможне
о признании незаконным бездействия, связанного с фактическим отказом в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 526 500 руб.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Магистраль" (далее - заявитель, ООО "Магистраль", декларант, общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края к Хабаровской таможне с заявлением о признании незаконным бездействия, связанное с фактическим отказом в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в сумме 526 500 руб., выраженным в письме от 16.10.2020 N 15-37/15411 по заявлению общества (вх. N 04349 от 08.10.2020); об обязании возвратить излишне уплаченный утилизационный сбор путем перечисления на расчетный счет заявителя.
Определением суда от 22.12.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечена Центральная акцизная таможня.
Решением от 25.01.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Центральная акцизная таможня и Хабаровская таможня обратились в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просили его отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований декларанта.
В обоснование доводов жалоб апеллянты указывают, что под полной массой транспортного средства следует понимать собственную массу автомобиля, максимальную массу груза, водителя и топливного бака. В подтверждение своей позиции ссылаются на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291".
Общество в отзыве на жалобы выразило несогласие с изложенными в них доводами, настаивало на законности судебного решения.
В судебных заседаниях апелляционной инстанции 23.03.2021, 20.04.2021, 18.05.2021 представители таможенного органа поддержали доводы апелляционных жалоб в полном объеме, просили решение суда отменить.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось.
В порядке статьи 18 АПК РФ в составе суда по данному делу произведена замена судьи Швец Е.А. в связи с уходом в отпуск на судью Вертопрахову Е.В.
В судебном заседании 01.06.2021 таможня поддержала изложенную ранее позицию, настаивала на отмене судебного решения.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела, в том числе с учетом опубликования соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, явку в судебное заседание не обеспечило, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения жалоб в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб с учетом отзыва на них, заслушав представителя таможни, суд второй инстанции приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что ООО "Магистраль" ввезло на территорию ЕАЭС через Благовещенский таможенный пост товар: новый грузовой автомобиль - самосвал марки SHACMAN, в отношении которого в Центральную акцизную таможню подана декларация на товар N 10009100/290920/0096807.
Обществом уплачен утилизационный сбор за названное транспортное средство в размере 945 000 руб., что подтверждается платежным поручением от 29.09.2020 N 525, таможенным приходным ордером, отметкой таможенного органа на паспорте транспортного средства. Товар выпущен для свободного обращения.
Посчитав, что утилизационный сбор исчислен и уплачен в завышенном размере, декларант подал в Хабаровскую таможню, являющуюся правопреемником Благовещенской таможни, заявление о возврате излишне уплаченного утилизационного сбора в размере 526 500 руб.
По результатам рассмотрения заявления общества таможней принято решение об отказе в возврате излишне уплаченного утилизационного сбора ввиду отсутствия его излишней уплаты, о чем общество проинформировано письмом от 16.10.2020 N 15-37/15411. Соответствующее решение в виде отдельного документа, не принималось и заявителю не направлялось, несмотря на указание об этом в тексте письма.
Не согласившись с названными действиями (бездействием) таможни, общество обратилось в суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования, суд первой инстанции пришел к выводу об ошибочной уплате заявителем утилизационного сбора, рассчитанного на основе коэффициента, не подлежащего применению в отношении спорного транспортного средства, поскольку для расчета суммы утилизационного сбора необходима только масса транспортного средства.
В соответствии с положениями статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию, уплачивается утилизационный сбор, плательщиками которого признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 24.1 Закона).
В соответствии пунктом 24 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 (далее - Правил N 1291), в случае уплаты (взыскания) утилизационного сбора в размере, превышающем размер утилизационного сбора, подлежащий уплате (взысканию), или в случае ошибочной уплаты утилизационного сбора излишне уплаченный (взысканный) утилизационный сбор подлежит возврату плательщику (его правопреемнику, наследнику) либо зачету в счет предстоящей уплаты плательщиком утилизационного сбора.
Согласно примечанию 3 к названных Правил размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного транспортного средства (шасси) или прицепа к нему равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции.
В соответствии с пунктами 11 и 15 Перечня в редакции, действующей на дату таможенного оформления спорного товара, установлены коэффициенты для новых автосамосвалов: полной массой свыше 12 тонн, но не более 20 тонн - 2,79; полной массой свыше 20 тонн, но не более 50 тонн - 6,3.
Базовая ставка для расчёта суммы утилизационного сбора, согласно примечанию N 7 к Перечню, равна 150 000 руб.
Из материалов дела следует, что при ввозе спорного автосамосвала обществом исчислен и уплачен утилизационный сбор с применением коэффициента 6,3, что составило 945 000 руб.
При этом масса транспортного средства определена заявителем как арифметическая сумма фактической массы транспортного средства и грузоподъемности.
Между тем, как обоснованно посчитал суд первой инстанции, оснований для определения полной массы транспортного средства с учетом его грузоподъемности не имелось.
В силу пункта 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.
Соответственно, юридическое значение для исчисления размера утилизационного сбора могут иметь физические характеристики транспортного средства, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты им своих потребительских свойств.
Грузоподъемность транспортного средства, в отличие от его массы, не является физической характеристикой, а относится к техническим характеристикам автомобиля.
С учетом изложенного, именно масса транспортного средства без учета его грузоподъемности необходима для расчета утилизационного сбора, имея в виду, что влияние указанного параметра на процесс утилизации транспортного средства носит объяснимый характер.
При указанных обстоятельствах апелляционная коллегия соглашается с вводом суда первой инстанции о том, что обществом в отношении спорного транспортного средства, ошибочно излишне исчислен и уплачен утилизационный сбор в размере 526 500 руб.
Доводы Хабаровской таможни о том, что возвращение денежных средств Хабаровской таможней представляется затруднительным, поскольку транспортное средство оформлено по ДТ N 100091000/290920/0096807, поданной в Центральную акцизную таможню, в связи с чем, обязанность по возврату в случае удовлетворения требований следует возложить на Центральную акцизную таможню, правомерно отклонены судом первой инстанции в силу следующего.
Согласно пункту 27 Правил заявление о возврате излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и (или) прицепов к ним подаётся плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем в таможенный или налоговый орган, проставивший на паспорте отметку об уплате утилизационного сбора.
Из имеющейся в деле копии паспорта транспортного средства 28 ТХ 828262, а также его электронного образа, представленного заявителем, следует, что ПТС выдан Хабаровской таможней, отметка об уплате утилизационного сбора проставлена также Хабаровской таможней.
В соответствии с пунктом 34 Правил возврат излишне уплаченных утилизационных сборов производится Федеральным казначейством на основании поручения, представленного таможенным или налоговым органом, в который плательщиком (его правопреемником, наследником) или его уполномоченным представителем было подано заявление на счёт плательщика (его правопреемника, наследника), указанный в заявлении.
При таких обстоятельствах арбитражный суд обоснованно удовлетворил требования декларанта, и возложил в порядке статьи 201 АПК РФ на Хабаровскую таможню обязанность по возврату излишне уплаченного утилизационного сбора.
Ссылка таможни на постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 N 1866 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291" несостоятельна, поскольку данный нормативный правовой акт принят после ввоза спорного транспортного средства и обратной силы не имеет.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, нормы материального и процессуального права не нарушены и применены правильно, судом полностью выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем оснований для отмены или изменения решения и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Обстоятельств, являющихся безусловным основанием в силу части 4 статьи 270 АПК РФ для отмены судебного акта, апелляционным судом не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 25.01.2021 по делу N А73-17124/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17124/2020
Истец: ООО "Магистраль", ООО представитель "Магистраль" Макаров Евгений Сергеевич
Ответчик: ХАБАРОВСКАЯ ТАМОЖНЯ, Центральная акцизная таможня
Третье лицо: Арбитражный суд Амурской области