г. Санкт-Петербург |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А56-32914/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующего Баженовой Ю.С.
судей Галенкиной К.В., Полубехиной Н.С.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Вороной Б.И.
при участии:
от истца: представитель Лаптев Г.С. по доверенности от 20.04.2020;
от ответчика: представитель Галкин К.А. по доверенности от 05.03.2021;
от третьего лица: представитель Иванова Е.Н. по доверенности от 25.01.2020;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-38456/2020) Администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 по делу N А56-32914/2020, принятое по заявлению
акционерного общества "Морской торговый порт "Вистино" (188477, Ленинградская область, деревня Вистино, улица Предпортовая, дом 16А, строение 1, помещение 1Н, ОГРН: 1124703008561, ИНН: 4703130890)
к Администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (188480, Ленинградская область, город Кингисепп, проспект Карла Маркса, 2А, ОГРН: 1024701422877, ИНН: 4707013298)
третье лицо: Рыболовецкий колхоз "Балтика"
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Морской торговый порт "Вистино" (далее -Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Администрации муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (далее -Администрация) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельных участков, оформленного письмом N 01-21-598/2020 от 08.04.2020, об обязании в течение тридцати дней с даты вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проектов договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47, сроком на 3 года (с учетом уточнения исковых требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.08.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечен Рыболовецкий колхоз "Балтика" (далее - Колхоз).
Решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 удовлетворены требования.
Не согласившись с решением суда, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении заявления отказать в полном объеме. В обоснование жалобы ее податель указывает на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение и недоказанность обстоятельств, которые суд считал установленными. По мнению Администрации, Обществом не доказано, что возведенные им объекты незавершенного строительства имеют отношение к реализации проекта строительства Морского портового терминала.
В судебном заседании представитель Администрации поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представитель Общества возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель Колхоза поддержал доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Приложенные к дополнениям к апелляционной жалобе Администрации и отзыву Общества дополнительные документы приобщены апелляционным судом в целях всестороннего исследования обстоятельств по делу, при этом копия выданного 15.01.2009 другому лицу разрешения на строительство подлежит возврату Обществу, поскольку оно не обосновало относимость указанного документа к настоящему делу.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав пояснения участвующих в деле лиц, апелляционный суд установил следующее.
27.02.2015 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (арендодателем) и закрытым акционерным обществом "Айдео С.А." (прежнее наименование Общества), арендатором, на основании постановления Администрация района от 27.02.2015 N 536 заключен договор аренды земельных участков N 03-05/5777, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельные участки, с разрешенным использованием - для строительства морского портового терминала с комплексом береговых сооружений (далее - Участки), в том числе:
- земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:44, площадью 3943 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с охранной зоной ЛЭП 10 кВ, площадью 437 кв.м.;
- земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:46, площадью 37808 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с охранной зоной ЛЭП 10 кВ, площадью 1068 кв.м.;
- земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:45, площадью 43734 кв.м., расположенный по адресу: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, дер. Вистино (категория земель - земли населенных пунктов), с охранной зоной ЛЭП 10 кВ, площадью 684 кв.м., водоохранной зоной Финского залива, площадью 4621 кв.м.).
Также 27.02.2015 между Комитетом по управлению имуществом муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области (арендодателем) и ЗАО "Айдео С.А." (прежнее наименование Общества), арендатором на основании постановления Администрации района от 27.02.2015 N 535 заключен договор аренды земельных участков N 03-05/5778, по условиям которого арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 47:20:0223001:47, площадью 104550 кв.м., с разрешенным использованием - для строительства морского портового терминала с комплексом береговых сооружений, расположенный: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения), с прибрежной защитной полосой Финского залива, площадью 13830 кв.м., водоохранной зоной Финского залива.
В силу пунктов 1.2 Договоров земельные участки предоставляются для целей строительства объекта - "Морской портовый терминал с комплексом береговых сооружений (многофункциональный комплекс)".
Срок аренды вышеуказанных земельных участков установлен с 27.02.2015 по 27.02.2020 (пункты 2.1 Договоров).
Договоры аренды земельных участков от 27.02.2015 N 03-05/5777 и N 03-05/5778 зарегистрированы Управлением Росреестра по Ленинградской области 24.04.2015.
На указанных земельных участках возведены объекты незавершенного строительства, на которые согласно представленным в материалы дела выпискам из ЕГРН зарегистрировано право собственности закрытого акционерного общества "Айдео С.А." (прежнее наименование Общества):
- 25.06.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 292 кв.м., степень готовности 30%, кадастровый номер 47:20:0223001:54, проектируемое назначение - нежилое, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 14, стр. 1;
- 19.06.2018 - на объект незавершенного строительства площадью 89,5 кв.м., степень готовности 30%, кадастровый номер 47:20:0223001:55, проектируемое назначение - нежилое, административное здание, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 8, стр. 1;
- 20.06.2018 на объект незавершенного строительства площадью 89,7 кв.м., степень готовности 30%, кадастровый номер 47:20:0223001:56, проектируемое назначение - нежилое, здание проходной, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 10, стр. 1;
- 10.05.2018 на объект незавершенного строительства площадью 292 кв.м., степень готовности 60%, проектируемое назначение - нежилое, административно-бытовое здание, кадастровый номер 47:20:0223001:51, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 16А, стр. 1;
- 15.05.2018 на объект незавершенного строительства площадью 89,7 кв.м., степень готовности 60%, кадастровый номер 47:20:0223001:52, проектируемое назначение - нежилое, здание проходной N 1, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 16А, стр. 2;
- 16.05.2018 на объект незавершенного строительства площадью 89,7 кв.м., степень готовности 60%, кадастровый номер 47:20:0223001:53, проектируемое назначение - нежилое, здание проходной N 2, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 14, стр. 3;
- 10.05.2018 на объект незавершенного строительства площадью 459,1 кв.м., степень готовности 60%, кадастровый номер 47:20:0223001:50, проектируемое назначение - нежилое, склад временного хранения, адрес: Ленинградская область, Кингисеппский муниципальный район, Вистинское сельское поселение, д. Вистино, ул. Предпортовая, д. 14, стр. 4.
16.11.2018 изменено наименование закрытого акционерного общества "Айдео С.А." на акционерное общество "Морской торговый порт "Вистино".
Общество обратилось в Администрацию с заявлениями N 06/02-20 от 14.02.2020 и N03 от 26.02.2020 о заключении договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47 для завершения строительства объектов, на три года и с заявлением о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47 для целей завершения проекта строительства морского портового терминала с комплексом береговых сооружений (многофункционального комплекса) и подъездной железной дороги, сроком на 49 лет.
Письмом N 01-21-598/2020 от 08.04.2020 Администрация сообщила Обществу, что на вышеуказанных земельных участках отсутствуют объекты, введенные в эксплуатацию и относящиеся к объекту строительства основного назначения, в связи с чем, заключение договора аренды земельных участков сроком до 49 лет не представляется возможным, и с учетом того, что сроки договоров аренды земельных участков N 03-05/5777 от 27.02.2015 и N 03-05/5778 от 27.02.2015 истекли 27.02.2020, Администрация предложила Обществу расторгнуть данные договора аренды и освободить земельные участки от объектов и передать их по акту приема-передачи.
Ссылаясь на то, что отказ Администрации в заключении договоров аренды земельных участков на трехлетний срок для завершения строительства является незаконным, нарушает права и законные интересы Общества в сфере экономической деятельности, Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования, указав на то, что отказ Администрации в предоставлении Обществу земельных участков не соответствует действующему законодательству и нарушает предоставленное Обществу пунктом 5 статьи 39.6 ЗК РФ право на получение земельных участков в аренду для завершения строительства без проведения торгов.
Проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции, апелляционный суд не усматривает оснований для его отмены или изменения в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно ч. 5 ст. 201 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) одним из основных принципов действия земельного законодательства Российской Федерации является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ" в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 01.03.2015 или такой земельный участок предоставлен до 01.03.2015 в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14 - 39.17 ЗК РФ. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
В силу подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 ЗК РФ предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта:
1) собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
2) собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право собственника объекта незавершенного строительства на заключение (продление) договора аренды без торгов однократно для завершения строительства указанного объекта.
Земельными участками с кадастровыми номерами 47:20:0223001:44, 47:20:0223001:45, 47:20:0223001:46, 47:20:0223001:47 Общество владеет на основании договоров аренды земельных участков N 03-05/5777 от 27.02.2015 и N 03-05/5778 от 27.02.2015, заключенных до 01.03.2015.
Указанные земельные участки переданы для размещения строительства Морского портового терминала с комплексом береговых сооружений.
В соответствии с п.7 ст.4 Федерального закона от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) морской терминал - совокупность объектов инфраструктуры морского порта, технологически связанных между собой и предназначенных и (или) используемых для осуществления операций с грузами, в том числе для их перевалки, обслуживания судов, иных транспортных средств и (или) обслуживания пассажиров.
Согласно п.1 ст. 4 Закона о морских портах объекты инфраструктуры морского порта - здания, сооружения, суда, устройства и оборудование, расположенные на территории морского порта и используемые для осуществления деятельности в целях торгового мореплавания, в том числе для оказания услуг, перечень которых утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
Приказом Минтранса России от 07.11.2017 N 475 утвержден Перечень объектов инфраструктуры морского порта, согласно которому к объектам инфраструктуры морского порта отнесены, в том числе, открытые склады и складские площадки, перегрузочное оборудование, административные и вспомогательные здания, а также здания и сооружения, предназначенные для обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности мореплавания, оказания услуг в морском порту, обеспечения деятельности органов государственного контроля (надзора).
Вопреки доводам Администрации, из положений указанных норм следует, что в состав морского терминала могут входить не только такие объекты инфраструктуры морского порта как береговые сооружения, но склады, административные и вспомогательные здания.
В настоящее время Общество является собственником семи объектов незавершенного строительства, расположенных на указанных земельных участках, что подтверждается представленными в материалы дела выписками из ЕГРН.
Зарегистрированное право собственности Общества на указанные объекты незавершенного строительства в судебном порядке не оспорены.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правомерности выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, нормы материального и процессуального права не нарушены, в связи с чем, у апелляционного суда отсутствуют основания для отмены принятого по делу судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.11.2020 по делу N А56-32914/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.С. Баженова |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-32914/2020
Истец: АО "МОРСКОЙ ТОРГОВЫЙ ПОРТ "ВИСТИНО"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Кингисеппский муниципальный район" Ленинградской области
Третье лицо: РЫБОЛОВЕЦКИЙ КОЛХОЗ "БАЛТИКА"
Хронология рассмотрения дела:
16.09.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-10360/2021
01.06.2021 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-38456/20
06.11.2020 Решение Арбитражного суда г.Санкт-Петербурга и Ленинградской области N А56-32914/20
28.08.2020 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21182/20