г. Самара |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А65-31595/2020 |
Судья Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда Ястремский Л.Л.,
без вызова лиц, участвующих в деле,
рассмотрев апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Республике Татарстан на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2021 по делу N А65-31595/2020 (судья Холмецкая Е.А.)
принятое в порядке упрощенного производства по иску Межрайонной инспекции ФНС России N 16 по Республике Татарстан
к индивидуальному предпринимателю Насыбуллиной Альфие Тауфиковне
о взыскании неосновательного обогащения в размере 169 820 руб.
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция ФНС России N 16 по Республике Татарстан (далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан к индивидуальному предпринимателю Насыбуллиной Альфие Тауфиковне (далее - ответчик) с исковым заявлением о взыскании неосновательного обогащения в размере 169 820 руб.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 09.03.2021 в виде резолютивной части в удовлетворении исковых требований отказано.
Истец 17.03.2021 направил в суд первой инстанции заявление о составлении мотивированного решения.
22.03.2021 Арбитражным судом Республики Татарстан изготовлено мотивированное решение.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2021 по делу N А65-31595/2020 истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит обжалуемый судебный акт отменить апелляционную жалобу удовлетворить.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что выводы суда первой инстанции не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Определением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 о принятии апелляционной жалобы к производству суда апелляционной инстанции лицам участвующим в деле предложено в срок не позднее 21.05.2021 представить отзыв на апелляционную жалобу.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
От ответчика поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором он просит оставить обжалуемое решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. С отзывом ответчик представил ответ Государственного учреждения - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 25.02.2021 N ЕГ-12-25/1736 на обращение индивидуального предпринимателя Насыбуллиной А.Т.
Поскольку указанный ответ представлен ответчиком в опровержение доводов апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приобщил его к материалам дела.
С учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 47, 49 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2017 года N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционная жалоба рассмотрена судьей единолично без осуществления протоколирования и без составления резолютивной части постановления.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главной 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта, принятого по делу Арбитражным судом Республики Татарстан, проверена Одиннадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с требованиями статей 268 - 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, 08.05.2020 ответчик обратился к истцу с заявлением о предоставлении на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 24.04.2020 N 576 "Об утверждении правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 576) субсидии за апрель 2020 года.
Истец, исходя из сведений, имеющихся в информационных ресурсах налогового органа на момент рассмотрения заявления, пришел к выводу о соответствии налогоплательщика критериям, установленным пунктом 3 Правил предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (далее - Правила предоставления субсидий), произвел расчет и выплату субсидии за апрель 2020 в размере 169 820 руб.
Впоследствии истец установил, что ответчик не соответствует критериям, установленным Постановлением N 576: количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия - апрель 2020 года (11 человек), составляет менее 90% от количества работников в марте 2020 (13 человека).
Полагая, что субсидия за апрель 2020 года выплачена ошибочно, истец 04.08.2020 направил в адрес ответчика уведомление о выявлении факта неправомерного получения субсидии, содержащее рекомендацию добровольно осуществить возврат субсидии.
Неудовлетворение ответчиком претензии в добровольном порядке послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции дал надлежащую оценку обстоятельствам дела, правильно применил нормы материального и процессуального права.
В соответствии со статьей 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Согласно правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 N 9-П, согласно которой Налоговый кодекс Российской Федерации не содержит каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета, но и не исключает возможность обратиться в этих целях к общим механизмам, направленным на обеспечение как полноты и своевременности исполнения налогоплательщиками возложенных на них налоговых обязанностей, так и соблюдения налоговыми органами, составляющими централизованную систему, законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Абзацем 5 статьи 69 БК РФ определено, что предоставление бюджетных средств осуществляется в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам.
Как следует из пункта 1 статьи 78 БК РФ, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Согласно пункту 1 Правил N 576 настоящие Правила устанавливают цели, порядок и условия предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, включенным по состоянию на 01.03.2020 в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", ведущим деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 434 утвержден Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее также - Перечень N 434).
В целях Правил N 576 получатель субсидии определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей по состоянию на 1 марта 2020 года.
Субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с осуществлением ими деятельности в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в том числе на сохранение занятости и оплаты труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
В соответствии с пунктом 3 Правил N 576 условиями для включения в реестр в целях предоставления субсидии являются:
а) направление получателем субсидии в налоговый орган по месту нахождения организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) заявления в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи (ТКС) или через личный кабинет налогоплательщика, или в виде почтового отправления по форме согласно приложению N 2;
б) включение получателя субсидии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 1 марта 2020 года в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
в) отнесение отрасли, в которой ведется деятельность получателя субсидии, к отраслям российской экономики, указанным в пункте 1 настоящих Правил;
г) получатель субсидии - организация не находится в процессе ликвидации, в отношении получателя субсидии не введена процедура банкротства, не принято решение о предстоящем исключении получателя субсидии из Единого государственного реестра юридических лиц;
д) у получателя субсидии по состоянию на 1 марта 2020 года отсутствует недоимка по налогам и страховым взносам, в совокупности (с учетом имеющейся переплаты по налогам и страховым взносам) превышающая 3000 рублей. При расчете суммы недоимки используются сведения о ее погашении, имеющиеся у налогового органа на дату подачи заявления о предоставлении субсидии;
е) количество работников получателя субсидии в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90 процентов количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
В соответствии с пунктом 4 Постановления N 576 размер субсидии определяется как произведение величины минимального размера оплаты труда по состоянию на 1 января 2020 года, составляющей 12130 рублей: на количество работников в марте 2020 года - в отношении организаций; на количество работников в марте 2020 года, увеличенное на единицу, - в отношении индивидуальных предпринимателей. Для индивидуальных предпринимателей, не имеющих работников, размер субсидии равен величине минимального размера оплаты труда.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п, представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность информации, указанной в пункте 4 Постановления N 576, несет получатель субсидии.
Для получения субсидий за апрель и май 2020 года получатель субсидии направляет заявление в налоговый орган не позднее 1 июля 2020 года.
Налоговый орган осуществляет проверку информации, необходимой для включения получателя субсидии в реестр, в части соответствия условиям, предусмотренным пунктом 3 Правил, полноты, правильности и достоверности сведений, содержащихся в заявлении, их соответствия данным, имеющимся в налоговом органе, в том числе соответствия информации о счете организации (индивидуального предпринимателя), указанном в заявлении, сведениям, представленным в налоговые органы банками согласно статье 86 Налогового кодекса Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба при отсутствии оснований для отказа в предоставлении субсидии в срок, установленный пунктом 6 Правил, производит расчет размера субсидии в соответствии с пунктом 4 Правил, формирует реестр в электронном виде, подписанный уполномоченным лицом Федеральной налоговой службы с применением усиленной электронной квалифицированной подписи и направляет его в Федеральное казначейство.
Перечисление субсидии получателю субсидии осуществляется Федеральным казначейством не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем получения Федеральным казначейством реестра, в том числе путем передачи реестра в кредитную организацию для последующего перечисления средств получателям субсидии (пункт 8 Правил).
В рассматриваемом случае ИП Насыбуллиной А.Т. в налоговый орган - Межрайонную инспекцию ФНС России N 16 по Республике Татарстан 08.05.2020 подано заявление о предоставлении в соответствии с Постановлением Правительства N 576 субсидии за апрель 2020 года в размере 169 820 руб.
Налоговый орган по результатам проверки информации, имевшейся у него в отношении предпринимателя, не установил оснований для отказа в предоставлении субсидии, в связи с чем, включил предпринимателя в реестр для перечисления субсидий, на основании которого она была перечислена на счет предпринимателя Федеральным казначейством.
Впоследствии налоговый орган пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления предпринимателю субсидии, поскольку по данным отчетности СЗВ-М налогоплательщиком не сохранена численность наемных работников в размере не менее 90% (пп. е п. 3 Постановления N 576).
Как указал истец, в ходе мониторинга исполнения Федеральной налоговой службой Постановления N 576 установлено, что количество застрахованных ответчиком лиц в марте 2020 года составило 13 человек, в апреле 2020 года - 11 человек.
В соответствии с пунктом 11 Правил в случае установления факта искажения получателем субсидии данных отчетности индивидуального (персонифицированного) учета, указанной в абзаце пятом пункта 4 настоящих Правил, субсидия подлежит возврату в федеральный бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3, абзацем четвертым пункта 8 и пунктом 8.2 указанной статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Отклоняя указанную позицию налогового органа, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Ответчик в отзыве на исковое заявление указал, что количество застрахованных ответчиком лиц в марте 2020 года составило 13 человек, в апреле 2020 года - 12 человек, а также пояснил, что 07.04.2020 в Пенсионный фонд Республики Татарстан направлен отчет по форме СЗВ-М за март 2020, в котором отражена численность застрахованных ответчиком лиц - 13 человек, 07.05.2020 представлены сведения о численности застрахованных ответчиком лиц за апрель 2020 года - 12 человек и отменяющие сведения о застрахованных лицах на 1 работника.
С целью дополнения ранее принятых Пенсионным фондом Республики Татарстан сведений о застрахованных лицах ответчиком 03.08.2020 направлен дополнительный отчет за апрель 2020 года на 1 застрахованного лица.
Количество работников получателя субсидии определяется Федеральной налоговой службой на основании полученных от Пенсионного фонда Российской Федерации данных из отчетности по форме "Сведения о застрахованных лицах", утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах", представленной получателем субсидии в соответствии с порядком и сроками, которые установлены законодательством Российской Федерации.
Судом первой инстанции 09.03.2021 направлен запрос в ГУ - Центр по выплате пенсий и обработке информации ПФР в Республике Татарстан о предоставлении информации по количеству застрахованных индивидуальным предпринимателем Насыбуллиной Альфией Тауфиковной лиц за отчетный период 03 календарного года 2020, отчетный период 04 календарного года 2020.
Согласно ответу на судебный запрос количество работников ответчика за март 2020 года составило 13 человек, за апрель 2020 года 12 человек.
Данное обстоятельство свидетельствует о том, что в апреле 2020 года у индивидуального предпринимателя Насыбуллиной Альфии Тауфиковны количество работников снижено не более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года.
Таким образом, соблюдение пункта 3 Правил ответчиком подтверждается материалами дела.
Соблюдение иных условий для получения предпринимателем субсидии налоговым органом не опровергается.
Применяя положения п. 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации судом учтено, что субсидия предоставляется в целях частичной компенсации затрат получателей субсидии, связанных с оплатой труда своих работников в апреле и мае 2020 года.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у предпринимателя оснований для получения рассматриваемой субсидии и, таким образом, об отсутствии оснований для взыскания этой субсидии с предпринимателя в качестве неосновательного обогащения.
При этом, противоположная позиция налогового органа, фактически нивелирует меры, принятые Правительством РФ для поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в период распространения новой коронавирусной инфекции.
Апелляционный суд считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, основаны на имеющихся в деле доказательствах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку доводы жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно пункту 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Госпошлина за рассмотрение апелляционной жалобы относится на истца, который от ее уплаты освобожден.
Руководствуясь статьями 110, 269 - 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 22.03.2021 по делу N А65-31595/2020, принятое в порядке упрощенного производства, оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной инспекции ФНС России N16 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Судья |
Л.Л. Ястремский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-31595/2020
Истец: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 16 по Республике Татарстан, г.Альметьевск
Ответчик: ИП Насыбуллина Альфия Тауфиковна, г.Альметьевск
Третье лицо: Отдел адресно-справочной работы Управления Федеральной миграционной службы России по РТ, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд