Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 сентября 2021 г. N Ф07-10621/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Вологда |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А05-12628/2020 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Селивановой Ю.В., рассмотрев без вызова сторон в порядке упрощенного производства по имеющимся в деле доказательствам апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2021 года по делу N А05-12628/2020,
УСТАНОВИЛ:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 2" (ОГРН 1057601091151, ИНН 7606053324; адрес: 150003, Ярославская область, город Ярославль, улица Пятницкая, дом 6; адрес Архангельской ТЭЦ: 163045, Архангельская область, город Архангельск, Талажское шоссе, дом 19; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск" (адрес: 163000, город Архангельск, проспект Ломоносова, дом 30; далее - административная комиссия) от 03.11.2020 N 328 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной пунктом 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях", в виде штрафа в размере 50 000 руб.
На основании статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) заявление рассмотрено судом в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что суд первой инстанции не принял во внимание положения подпункта 2 пункта 3 примечания к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ. Считает, что имеются основания для признания совершенного правонарушения малозначительным.
От административной комиссии отзыв на апелляционную жалобу не поступил.
Согласно части 1 статьи 272.1 АПК РФ и пункту 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам без проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи.
Стороны надлежащим образом извещены о принятии апелляционной жалобы к производству в порядке упрощенного производства и ее рассмотрении без вызова сторон.
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 14.07.2020 общество обратилось в Администрацию муниципального образования "Город Архангельск" с заявлением о выдаче ордера на проведение земляных работ на земельном участке по адресу: пр. Новгородский - ул.Выучейского в связи с проведением аварийно-восстановительного работ на тепловых сетях.
Управлением административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" обществу выдано разрешение (ордер) на право производства земляных работ на территории муниципального образования "Город Архангельск" от 16.07.2020 N 290/20 (далее - ордер).
В ордере указаны место и границы производства земляных работ: тер/окр Ломоносовский, пересечение пр.Новгородский - ул.Выучейского (от т. А до т. В согласно планового материала). В соответствии с ордером работы подлежали выполнению обществом путем разрытия в период с 17.07.2020 по 30.08.2020.
Нарушенное благоустройство в месте производства земляных работ согласно ордеру подлежало восстановлению по типу существующего в срок до 30.08.2020.
В последующем срок восстановления нарушенного благоустройства продлен уполномоченным органом до 14.09.2020.
Департаментом градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" 29.09.2020 выявлено, что после окончания земляных работ по ремонту тепловых сетей на пересечении пр. Новгородский - ул. Выучейского в г. Архангельске благоустройство, нарушенное при их проведении, в указанный в ордере срок не восстановлено.
Указанные нарушения зафиксированы в акте N 301 зр фиксации обнаруженного правонарушении на территории МО "Город Архангельск" от 29.09.2020. В ходе осмотра осуществлялась фотофиксация, фотоматериалы являются приложением к указанному акту.
Уведомлением от 29.09.2020 N 301, направленным обществу по почте, заявитель извещен о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Главным специалистом отдела административного контроля управления административно-технического контроля департамента градостроительства Администрации муниципального образования "Город Архангельск" Тарасовой Т.В. 13.10.2020 в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении N 287.
Согласно указанному протоколу обществом не восстановлено благоустройство при производстве земельных работ, чем нарушены требования подпункта 12.2.6. пункта 12.2. раздела 12 Правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск" (далее - Правила благоустройства), утвержденных решением Архангельской городской Думы от 25.10.2017 N 581. Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена частью 8 статьи 7.1 Закона Архангельской области от 03.06.2003 N 172-22-ОЗ "Об административных правонарушениях" (далее - Закон N 172-22-ОЗ, Областной Закон).
Протокол об административном правонарушении и материалы дела направлены департаментом градостроительства администрации муниципального образования "Город Архангельск" в Административную комиссию.
Определением от 19.10.2020 ответчик известил заявителя о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Административной комиссией 03.11.2020 в присутствии представителя общества по доверенности от 03.07.2020 N 463-20 Булгаковой А.А. рассмотрено дело об административном правонарушении, вынесено постановление N 328 о назначении административного наказания от 03.11.2020, которым заявитель привлечен к административной ответственности по пункту 8 статьи 7.1 Областного закона в виде штрафа в размере 50 000 руб. Размер штрафа определен в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Пунктом 6 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ установлена административная ответственность за невосстановление после проведения земляных работ асфальтового покрытия, газонов, плодородного слоя почвы, зеленых насаждений, дворового оборудования, подземных инженерных сетей и коммуникаций, устройств наружного освещения, иных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных при проведении земляных работ, в срок, указанный в разрешении (ордере), либо невосстановление после завершения проведения земляных работ указанных объектов и элементов благоустройства территории, поврежденных в результате проведения земляных работ без разрешения (ордера).
В силу пункта 8 статьи 7.1 этого Закона повторное в течение одного года совершение административного правонарушения, предусмотренного пунктами 1 - 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
В примечании к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ отражено, что данная статья применяется с учетом требований к благоустройству территорий поселений и городских округов Архангельской области, в том числе к объектам благоустройства и деятельности по благоустройству территорий, предусмотренных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов Архангельской области, утвержденными муниципальными нормативными правовыми актами органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области (пункт 1).
Под земляными работами в данной статье понимаются работы на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности поселения (городского округа) Архангельской области, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, при строительстве, реконструкции и ремонте подземных, наземных и надземных инженерных сетей и коммуникаций, временных строений, сооружений, связанных со вскрытием и (или) перемещением грунта, вскрытием дорожного покрытия или иным нарушением благоустройства территории (пункт 2 примечания).
В силу пункта 25 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросы организации благоустройства и озеленения территории отнесены к вопросам местного значения городского округа.
Согласно пункту 12.1.1 Правил благоустройства земляные работы выполняются на территории города в строгом соответствии с проектной документацией, согласованной в установленном порядке с заинтересованными организациями, владельцами подземных сетей и коммуникаций, расположенных в зоне производства работ, и при наличии разрешения (ордера) на право производства работ. Проведение работ без разрешения (ордера) или с разрешением (ордером), срок действия которого истек, запрещается.
Лицо, производящее земляные работы, обязано на месте проведения работ иметь при себе копию разрешения (ордера) и договор подряда.
Выдачу ордеров на право производства земляных работ на территории города организациям и гражданам осуществляет администрация муниципального образования "Город Архангельск". Разрешение (ордер) выдается в соответствии с утвержденным порядком выдачи разрешения (ордера) на право производства земляных работ (пункт 12.1.2 Правил благоустройства).
В соответствии с пунктом 12.1.3 названных Правил контроль за соблюдением порядка производства земляных работ, ликвидацией последствий разрытий в части соблюдения качества и сроков восстановительных работ возлагается на администрацию муниципального образования "Город Архангельск".
Ордер действителен на указанные в нем виды работ, объемы, сроки и место проведения работ (пункт 12.1.4 Правил благоустройства).
В силу пункта 12.2.6 указанных выше Правил после окончания земляных работ благоустройство, нарушенное при их проведении, подлежит обязательному восстановлению. Восстановление дорожных покрытий, зеленых насаждений, газонов и других элементов благоустройства осуществляется организациями, гражданами, индивидуальными предпринимателями, производящими земляные работы, в объемах и способами, установленными проектами с учетом согласований заинтересованных сторон. Все работы должны сдаваться по акту представителю территориального органа Администрации города. Производство земляных работ без разрешения (ордера) не освобождает лицо, их производящее, от обязанности по восстановлению благоустройства. Лицо, которому было выдано разрешение (ордер) на производство земляных работ, обязано в течение трех дней после подписания акта приема работ по восстановлению благоустройства предоставить данный акт в отраслевой (функциональный) орган, выдавший разрешение (ордер) на проведение земляных работ.
В нарушение требований пункта 12.2.6 Правил благоустройства после выполнения земляных работ нарушенное благоустройство обществом, получившим ордер, к установленному сроку (до 14.09.2020) не восстановлено.
Факт вмененного обществу в вину правонарушения подтверждается материалами дела, а именно: протоколом от 13.10.2020 N 287, актом от 29.09.2020 N 301зр с приложенными к нему фотоматериалами и всеми материалами дела в их совокупности, а также по существу обществом не отрицается.
Ссылка апеллянта на подпункт 2 пункта 3 примечания к статье 7.1 Закона N 172-22-ОЗ правомерно отклонена судом первой инстанции, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы, в материалах дела не имеется доказательств, достоверно подтверждающих тот факт, что земляные работы направлены на предотвращение и ликвидацию последствий стихийных бедствий, иных чрезвычайных ситуаций, являлись неотложными работами, связанными с обеспечением нормального функционирования объектов жизнедеятельности населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В данном случае обществу вменено в вину невосстановление благоустройства после проведения земляных работ, а не нарушение при производстве земляных работ, при этом апеллянтом не представлено доказательств подтверждающих, что действия общества связаны с проведением неотложных работ.
В связи с этим не может быть принят довод общества о том, что не имеет правового значения и установленный в ордере срок восстановления благоустройства с учетом его продления.
Позиция общества при этом основана на неверном толковании норм материального права.
Из материалов дела следует, что в течение года общество уже привлекалось к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.1 Областного Закона (постановление от 01.11.2019 N 214).
Таким образом, выявленное противоправное деяние общества правомерно квалифицировано по пункту 8 статьи 7.1 Областного Закона.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Материалы дела не содержат доказательств невозможности соблюдения обществом вышеназванных требований Правил благоустройства и наличия обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Доказательств, свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению установленных требований, но их соблюдение оказалось невозможным вследствие чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и препятствий, находящихся вне контроля заявителя, в материалах дела не имеется.
Какие-либо неустранимые сомнения в виновности общества отсутствуют.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что в деянии общества содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена пунктом 8 статьи 7.1 Закона N 172-22-ОЗ.
Полномочия на принятие соответствующих мер при выявлении нарушений обязательных требований следуют из положений статьи 28.1 КоАП РФ, статей 11.2, 11.3 Закона N 172-22-ОЗ, пунктов 1.6, 2.7.1 Административного регламента осуществления администрацией муниципального образования "Город Архангельск" муниципального контроля за соблюдением обязательных требований правил благоустройства муниципального образования "Город Архангельск", утвержденного постановлением администрации от 03.06.2020 N 961.
Процедура привлечения к административной ответственности, а также установленный статьей 4.5 КоАП РФ срок давности соблюдены.
Административная комиссия, при назначении административного наказания обществу, руководствуясь частью 3 статьи 4.1, статьей 4.1.1 и статьей 3.4 КоАП РФ, учитывала характер совершенного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Считать назначенное оспариваемым постановлением наказание несправедливым, несоразмерным совершенному правонарушению оснований не имеется.
Апелляционной инстанцией отклоняется ссылка общества на то, что выявленные нарушения вызваны объективными, исключительными факторами, а именно тем, что в условиях пандемии новой короновирусной инфекции организация впервые столкнулась с многочисленными сложностями и ограничениями, повлекшими неисполнение договоров подрядными организациями, срывами графиков работ специализированными ремонтными организациями, срывами в поставке материалов, поскольку ни одного доказательства наличия указанных обстоятельств обществом в материалы дела не представлено, что не позволяет суду оценить, имелись ли в действительности такие обстоятельства и повлияли ли они на возможность выполнения обществом обязательств по благоустройству территории.
Суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку в силу нормы, содержащейся в статье 2.9 КоАП РФ, а также разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенных в пунктах 18 и 18.1 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", следует, что квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
В данном случае таких исключительных обстоятельств по делу не усматривается.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Несогласие общества с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судом первой инстанции правовых норм, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены существенные нарушения норм материального (или) процессуального права, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, а лишь выражают несогласие с ними, поэтому не могут являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
С учетом изложенного апелляционная инстанция приходит к выводу о том, что спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства, основания для отмены решения суда, а также для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 февраля 2021 года по делу N А05-12628/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 2" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ю.В. Селиванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-12628/2020
Истец: ПАО "ТГК N2", ПАО "Территориальная генерирующая компания N2"
Ответчик: Адм. комиссия Ломоносовского ТО администрации МО "г. Архангельск", Административная комиссия Ломоносовского территориального округа администрации муниципального образования "Город Архангельск"