г. Санкт-Петербург |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А21-12349/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Полубехиной Н.С.
судей Галенкиной К.В., Тимухиной И.А.
при ведении протокола судебного заседания: Ворона Б.И.
при участии:
от истца: не явился, извещено.
от ответчика: не явился, извещено.
от 3-го лица: Захарова Е.Д. (доверенность от 19.05.2021)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-12315/2021) администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2021 по делу N А21-12349/2020 (судья Гурьева И.Л.), принятое по иску ТУ Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области к 1)администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ"; 2)окружной Совет депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" об обязании, 3-е лицо: АО "Почта России",
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области (далее - ТУФА, истец, Управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - администрация, ответчик) и к Окружному Совету депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - Совет депутатов, ответчик) об обязании передать в собственность Российской Федерации нежилые помещения с кадастровыми номерами 39:01:050601:1474 площадью 34,1 кв.м., 39:01:050601:1475 площадью 5,9 кв.м., 39:01:050601:1476 площадью 5,2 кв.м., расположенные по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Южный - 1, дом 42, в течение 10 дней с момента вступления в силу судебного акта.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Почта России" (далее - Общество).
Решением от 05.03.2021 суд удовлетворил иск в отношении Администрации муниципального образования "Багратионовский городской округ", признав Совет депутатов надлежащим ответчиком по делу.
Не согласившись с решением, Администрация обратилась с апелляционной жалобой об его отмене. Ссылаясь на п. 5 ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", указала, что определение порядка распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, находится в исключительной компетенции окружного Совета депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ". По мнению подателя жалобы, Администрация является ненадлежащим ответчиком по делу.
В судебном заседании представитель третьего лица возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей не обеспечили. Апелляционный суд рассмотрел жалобу по правилам ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность решения проверены в апелляционном порядке.
Как установлено судом в решении и подтверждается материалами дела, нежилые помещения с кадастровыми номерами 39:01:050601:1474 площадью 34,1 кв.м., 39:01:050601:1475 площадью 5,9 кв.м., 39:01:050601:1476 площадью 5,2 кв.м., расположенные по адресу: Калининградская область, Багратионовский район, пос. Южный - 1, дом 42, являются муниципальной собственностью муниципального образования "Багратионовский городской округ".
Кроме того, спорные помещения предоставлены АО "Почта России" (ранее - ФГУП "Почта России") во временное пользование на основании договора аренды от 19.12.2017.
В настоящее время АО "Почта России" занимает и использует для осуществления своей деятельности указанные помещения.
Как пояснили стороны, ответчики передали помещения во временное пользование ФГУП "Почта России" в целях обеспечению населения услугами почтовой связи на период ремонтных работ.
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области, руководствуясь Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным закон "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 22.08.2004 N 122-ФЗ, обратилось в администрацию муниципального образования "Правдинский городской округ" по вопросу передачи указанных помещений, занимаемых УФПС, в собственность Российской Федерации.
Совет депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ", действуя в пределах своих полномочий, рассмотрев обращение о передаче из муниципальной собственности в федеральную собственность спорных помещений, отказал в передаче спорного имущества.
Полагая, что спорные помещения не могут находиться в муниципальной собственности в виду того, что они используются для осуществления полномочий Российской Федерации по организации федеральной почтовой связи, истец обратился в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела и обсудив доводы жалобы, апелляционный суд признал жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что спорный объект используется организацией почтовой связи в целях оказания услуг почтовой связи, что не оспаривается подателем жалобы.
Как установлено судом в решении, 19.12.2017 между ФГУП "Почта России" и Администрацией заключен договор аренды от 19.12.2017 N 08-09-17-А/1497-2017. Объектом аренды являются помещения общей площадью 90,4 кв.м (помещение N 14 площадью 1,1 кв.м, помещение N 15 площадью 33,2 кв.м, помещение N 16 площадью 45,8 кв.м, помещение N 19 площадью 9,1 кв.м, помещение N 20 площадью 1,2 кв.м), входящие в состав помещения с КН 39:01:050601:752. Соглашением от 15.09.2020 стороны внесли изменения, продлив срок аренды до 31.08.2023, уточнив объект аренды. При этом соглашение не содержит сведений о причинах внесения изменений в договор.
Согласно имеющимся в материалах дела выпискам из ЕГРН спорные объекты принадлежат Администрации МО "Багратионовский городской округ" на праве собственности, права третьих лиц на спорные объекты не зарегистрированы.
При разрешении спора суд руководствовался частью 11 статьи 154 Закона N 122-ФЗ.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.02.2012 N 234-О-Р, арбитражные суды в каждом конкретном деле на основе исследования всего комплекса фактических обстоятельств самостоятельно решают вопросы о том, было ли учтено в процессе передачи имущества из федеральной собственности в муниципальную волеизъявление соответствующего органа местного самоуправления, а если орган местного самоуправления по каким-то причинам отказался от согласования передачи имущества, то не является ли это его решение произвольным. Проверка законности и обоснованности конкретных решений арбитражных судов относится к компетенции их вышестоящих инстанций.
При этом необходимо учитывать финансово-экономические интересы муниципального образования и его фактическую заинтересованность в передаваемом объекте для решения вопросов местного значения (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П).
При рассмотрении спора суд учел позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума от 17.12.2013 N 10278/13 по делу N А50-7933/2012, согласно которой само по себе отсутствие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу имущества без достаточных оснований для отказа в передаче в федеральную собственность имущества, которое в силу закона подлежит такой передаче и используется для реализации соответствующих публичных функций в сфере полномочий органов и предметов ведения Российской Федерации, не может являться основанием для отказа в восстановлении защищаемого интереса. В силу пункта "и" части 1 статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы связи, в том числе почтовой, находятся в сфере исключительного ведения Российской Федерации.
В соответствии со статьями 2 и 24 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" организациями федеральной почтовой связи являются организации почтовой связи, являющиеся государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Имущество организаций федеральной почтовой связи, включая средства почтовой связи, является федеральной собственностью, и приватизации не подлежит.
Средствами почтовой связи являются здания, сооружения, нежилые помещения, оборудование и почтовый транспорт, почтовые конверты и почтовые карточки, почтовая тара, используемые для оказания услуг почтовой связи.
К объектам почтовой связи относятся обособленные подразделения организаций почтовой связи (почтамты, прижелезнодорожные почтамты, отделения перевозки почты при железнодорожных станциях и аэропортах, узлы почтовой связи), а также их структурные подразделения (почтовые обменные пункты, отделения почтовой связи, пункты почтовой связи и другие подразделения).
Согласно статье 10 Федерального закона "О почтовой связи" регулирование деятельности в области почтовой связи и управление такой деятельностью осуществляются федеральными органами исполнительной власти в области связи.
В силу положений статей 14, 15 и 16 названного Закона к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений услугами связи, при этом органы местного самоуправления в области почтовой связи наделены следующими полномочиями: оказывать содействие организациям почтовой связи в размещении на территории муниципального образования объектов почтовой связи, рассматривать предложения данных организаций о выделении нежилых помещений или строительстве зданий для размещения отделений почтовой связи и других объектов почтовой связи.
В ходе судебного разбирательства установлено, что спорные объекты находятся во владении и пользовании почтовой связи с 2010 года.
Учитывая изложенное, исковые требования истца об обязании муниципального образования передать спорные объекты из муниципальной собственности в федеральную собственность обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
На основании ст. 37 Устава муниципального образования "Багратионовский городской округ" (далее - Устав) Администрация МО "Багратионовский городской округ" является исполнительно-распорядительным органом, наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Управление и распоряжение муниципальной собственностью отнесено к полномочиям Администрации МО "Багратионовский городской округ" (статья 39 Устава).
В соответствии со статьей 27 Устава в компетенцию Совета депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" входит определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.
Таким образом, на Совет депутатов возложены полномочия по разработке проектов правовых актов городского поселения по вопросам управления и распоряжения муниципальным имуществом, проектов правовых актов по передаче объектов муниципальной собственности в государственную собственность.
Поскольку Советом депутатов муниципального образования "Багратионовский городской округ" решение о передаче спорных объектов из муниципальной собственности в федеральную собственность в добровольном порядке принято не было, а судом установлена обязанность муниципального образования по такой передаче, непосредственное исполнение обязанности по передаче должно осуществляться Администрацией МО "Багратионовский городской округ" как исполнительно-распорядительным органом муниципального образования.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, признав, что исполнение муниципальной функции в области владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в собственности муниципального образования, возложено на Администрацию МО "Багратионовский городской округ".
При таких обстоятельствах исковые требования обоснованно удовлетворены судом в отношении Администрации.
Само по себе несогласие подателя жалобы с выводами суда, изложенными в решении, не является основанием для отменены судебного акта.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции. Судом полно и всесторонне исследованы материалы и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение судебного акта, судом при разрешении спора не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Калининградской области от 05.03.2021 по делу N А21-12349/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.С. Полубехина |
Судьи |
К.В. Галенкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А21-12349/2020
Истец: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАГРАТИОНОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ", ОКРУЖНОЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "БАГРАТИОНОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ"
Третье лицо: ФГУП "Почта России", АО "ПОЧТА РОССИИ", УФПС КО