31 мая 2021 г. |
А79-8799/2020 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Гущиной А.М.,
судей Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Никитиной С.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Экра" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.03.2021 по делу N А79-8799/2020,
принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Экра" (ОГРН 122101135726, ИНН 2126001172) о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике от 28.08.2020 N 2100-192-20,
при участии третьих лиц - Прокуратуры Ленинского района города Чебоксары и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экра".
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явились.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Прокуратурой Ленинского района г. Чебоксары (далее - прокуратура) по обращению Управления муниципального контроля администрации г. Чебоксары от 29.06.2020 N 29/061759, поступившему в прокуратуру 30.06.2020, 14.08.2020 проведена проверка по факту нарушения земельного законодательства.
В ходе проверки установлено, что на части земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:231 (земли общего пользования, находящиеся в собственности муниципального образования - г. Чебоксары) расположено металлическое ограждение (забор) и шлагбаум, регулирующий въезд (выезд) на земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:230.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:230 площадью 456 кв.м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, пр. И.Яковлева, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для организации подъездных путей, предоставлен в аренду обществу с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Экра" (далее - Общество) на основании договора аренды от 12.03.2015 N 38/6052-Л.
Согласно произведенным обмерам, металлическое ограждение и шлагбаум расположены за пределами границ предоставленного земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:230 на части земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:231 площадью 367 кв.м.
Сведения и документы о предоставлении Обществу права пользования частью земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:231 отсутствуют.
По результатам проведенной проверки прокуратурой в отношении Общества 14.08.2020 возбуждено дело об административном правонарушении, о чем вынесено соответствующее постановление.
Указанное постановление для рассмотрения и принятия процессуального решения направлено в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление, административный орган).
Усмотрев в деянии Общества признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Управление 28.08.2020 вынесло постановление N 2100-192-20 о привлечении Общества к административной ответственности по статье 7.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Не согласившись с постановлением Управления от 28.08.2020 N 2100-192-20, Общество обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с заявлением о признании его незаконным и отмене.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены прокуратура и общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Экра" (далее - ООО "УК Экра").
Решением от 11.03.2021 Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии отказал в удовлетворении заявленного требования.
Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просило решение суда отменить.
Заявитель жалобы утверждает, что фактически в противоречие требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N294-ФЗ) 23.06.2020 проводился не плановый (рейдовый) осмотр (обследование) территории, а выездная внеплановая проверка земельного участка ООО "УК Экра".
По мнению Общества, обнаруженные нарушения могли являться лишь поводом для назначения проверки, так как указанный осмотр (обследование) в соответствии с частью 3 статьи 13.2 Федерального закона N 294-ФЗ не подменяет собой внеплановую проверку.
Общество обратило внимание на то, что акт проверки прокурором не составлялся, показания Андронова Е.М. даны как генеральным директором ООО "УК Экра", а не как представителем Общества.
Заявитель апелляционной жалобы отмечает, что обмер территории проводился в отсутствие представителей Общества и ООО "УК Экра".
Общество настаивает, что сведения, содержащиеся в справке - схематический чертеж и обмер границ земельного участка, не соответствуют действительности и являются недопустимым доказательством.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, отзывы на апелляционную жалобу в суд не представили.
Апелляционная жалоба рассмотрена в порядке статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Согласно статье 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или части земельного участка, в том числе использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере использования земель и охраны собственности.
Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в том, что виновный самовольно занимает земельный участок, либо использует земельный участок без оформления правоустанавливающих документов.
Согласно пункту 1 раздела "Вопросы применения главы 7 КоАП РФ "Административные правонарушения в области охраны собственности" постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности за названные правонарушения судам следует учитывать, что под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
В силу пункта 1 статьи 25, пункта 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации права на земельные участки возникают у граждан и юридических лиц по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". Наряду с этим, статьей 131 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, основаниями возникновения прав на такой вид имущества, как земельные участки могут являться: договор или иная сделка; акты государственных органов и органов местного самоуправления; судебное решение, установившего гражданские права и обязанности; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
В статье 264 ГК РФ установлено, что земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом.
Действующее земельное законодательство предусматривает возможность использования земельного участка в том числе: на праве собственности, на праве аренды.
Пользование земельным участком без разрешения собственника этого участка (иного управомоченного им лица) равно как и при отсутствии оформленного в установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды является основанием для привлечения к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Судом первой инстанции по материалам дела установлено, что земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:231 площадью 13396 кв.м, расположенный по адресу: г. Чебоксары, пр. И.Я. Яковлева, принадлежит муниципальному образованию города Чебоксары.
К муниципальному земельному участку с кадастровым номером 21:01:020703:231 прилегает земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:555.
Земельный участок с кадастровым номером 21:01:020703:555 площадью 2886 кв.м, расположенный в границах участка по пр. И.Я. Яковлева г. Чебоксары, принадлежит на праве собственности ООО "УК "ЭКРА", данный земельный участок поставлен на государственный учет 11.09.2012 с разрешенным видом использования "для размещения административных зданий".
К земельному участку с кадастровым номером 21:01:020703:555 прилегает земельный участок 21:01:020703:230, который находится в пользовании Общества на основании договора аренды от 12.03.2015 N 38/6052-Л.
Земельный участок 21:01:020703:230 прилегает к муниципальному земельному участку с кадастровым номером 21:01:020703:231.
Обследование указанного муниципального земельного участка, проведенное Управлением муниципального контроля администрации города Чебоксары, оформленное актом от 26.06.2020 N 035 показало, что рядом с домом N 3 по проспекту И.Я. Яковлева г. Чебоксары, на муниципальном земельном участке с кадастровым номером 21:01:020703:231 размещено металлическое ограждение (забор), выходящее за пределы земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:555.
В ходе обследования с использованием аппаратуры геодезической спутниковой проведены замеры части муниципального земельного участка, ограниченной путем установки металлического забора, площадь которого составила 367 кв.м.
Письмом от 29.06.2020 администрация города Чебоксары направила материалы обследования для решения вопроса о возбуждении дела об административных правонарушениях в прокуратуру Ленинского района города Чебоксары.
Прокуратурой 10.08.2020 с привлечением специалистов Управления в ходе обмера части муниципального земельного участка 21:01:020703:231, прилегающей с северной стороны к земельному участку с кадастровым номером 21:01:020703:230, установлено, что площадь части земельного участка с кадастровым номером 21:01:020703:231, отгороженной металлическим ограждением и шлагбаумом и используемой под автостоянку за пределами границ предоставленного земельного участка, составляет 367 кв.м.
Достоверность данного документа не опровергнута иными доказательствами.
Довод Общества о том, что оно не извещалось о совершении данных действий, противоречит материалам дела. Письмом от 07.08.2020 N 7/16р-20, направленным посредством электронной почты, Общество извещалось о проведении 10.08.2020 мероприятий по фиксации границ муниципального земельного участка, занятого ограждением (забором) (т.1 л.д.60-61).
Материалы дела не содержат сведений и документов о предоставлении Обществу права пользования части муниципального земельного участка 21:01:020703:231 площадью 367 кв.м.
Доказательства волеизъявления собственника земельного участка (иного управомоченного им лица), направленного на предоставление его Обществу на основаниях и в порядке, предусмотренном нормами земельного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Материалами дела подтверждено, что непосредственно Общество самовольно заняло и осуществляет использование части муниципального земельного участка 21:01:020703:231 по адресу: г.Чебоксары, пр. И.Я. Яковлева, д. 3.
Так, из материалов дела следует, что в здании по адресу: г. Чебоксары, пр. И.Я. Яковлева, д. 3, деятельность осуществляет Общество и ООО "УК "Экра" (объяснения Лукиянова В.П. от 14.08.2020).
В материалы дела представлены приказ Общества от 31.12.2015 N 973 о возложении на своего работника Попова П.В. организацию работы по получению земельного участка для организации подъездных путей и обеспечения безопасной зоны погрузки-выгрузки перед административным зданием Общества по пр. И.Я. Яковлева, д. 3 г. Чебоксары, ограниченный с севера - металлическим забором вдоль улицы Гладкова, с запада и с востока - землями общего пользования, с юга - земельным участком с кадастровым номером 21:01:020703:230, находящимся в аренде у Общества, на котором находится металлическое ограждение и 2 шлагбаума.
Из объяснений работника ООО "УК "Экра" Андронова Е.М. от 13.08.2020 следует, что здание по адресу: г. Чебоксары, пр. И.Я. Яковлева, д. 3, приобретено ООО "УК "Экра" у Общества в 2014 году, на момент приобретения спорный забор был уже возведен.
Из объяснений Лукиянова В.П. от 14.08.2020 следует, что рассматриваемое ограждение было установлено в 2009 году. Лукиянов В.П. давал объяснения как представитель Общества, что прямо следует из текста его объяснений и доверенности от 20.04.2020.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, подтвержден материалами дела (постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.08.2020, объяснениями Лукиянова В.П. от 14.08.2020; договором от 12.03.2015 N 38/6052-Л аренды земельного участка, фототаблицей, письмом администрации г. Чебоксары от 28.06.2020 N 29/061-759; актом о проведении планового (рейдового) осмотра (обследования) земельных участков от 26.06.2020 N035, исполнительным чертежом земельного участка, кадастровыми паспортами земельных участков).
Доказательства, свидетельствующие о том, что Общество предприняло все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, либо невозможность принятия этих мер вызвана чрезвычайными или иными непреодолимыми обстоятельствами, в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного вывод суда первой инстанции о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ.
Доводы Общества о проведении прокуратурой проверки с нарушением требований Федерального закона N 294-ФЗ обоснованно отклонены судом первой инстанции как несостоятельные.
Частью 3 статьи 1 Федерального закона N 294-ФЗ предусмотрено, что положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора; при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Из материалов рассматриваемого дела не следует, что проводилась проверка применительно к положениям Федерального закона N 294-ФЗ.
В силу пункта 1 части 1 статья 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
В силу положений статьи 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации, о чем выносится постановление.
Федеральным законом от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" не установлены требования к порядку оформления результатов проверок в рамках осуществления прокурорского надзора.
С решением о проведении проверки от 07.08.2020 N 216 представитель Общества ознакомлен своевременно.
По результатам проверки прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, что не противоречит ни КоАП РФ, ни положениям Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрения материалов административного дела Общество извещалось надлежащим образом (т.1, л.д. 44-45, 57-59).
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, административным органом соблюден.
Штраф назначен Обществу в минимальном размере санкции, предусмотренной статьей 7.1 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пунктам 18, 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд первой инстанции не усмотрел в действиях Общества малозначительности вмененного деяния. Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд первой инстанции также не усмотрел оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а равно для применения в рассматриваемом случае положений части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих наличие исключительных для этого обстоятельств.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Общества по приведенным в ней доводам удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют этим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина по данной категории дел не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики-Чувашии от 11.03.2021 по делу N А79-8799/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Научно-производственное предприятие "Экра" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
А.М. Гущина |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8799/2020
Истец: ООО "Научно-производственное предприятие "Экра"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республики
Третье лицо: ООО "УК Экра", Прокуратура Ленинского района, Первый арбитражный апелляционный суд