г. Москва |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А40-208112/20 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Поташовой Ж.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу ОАО "РЖД"
на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2021, принятое в порядке упрощенного производства по делу N А40-208112/20 (92-1432)
по иску ОАО "РЖД"
к МОТ
об оспаривании постановления об административном правонарушении от 15.10.2020 N 10013000- 2719/2020,
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
ОАО "РЖД" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления МОТ по делу N 10013000-2719/2020 от 15.10.2020 о привлечении к административной ответственности по ст. 16.14 КоАП РФ.
Определением от 30.10.2020 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства по правилам гл. 29 АПК РФ.
Решением суда от 01.03.2021 заявленные Обществом требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с вынесенным решением Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить по мотивам неправильного применения судом норм материального права.
В соответствии с ч. 1 ст. 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как усматривается из материалов дела, постановлением от 15.10.2020 г. по делу об административном правонарушении N 010013000-2719/2020 Московская областная таможня признала ОАО "РЖД" виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.14 КоАП РФ и назначила административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 7 статьи 210 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое постановление в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы не имеется, исходя из следующего.
Статьей 16.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение порядка помещения товаров на временное хранение, порядка их хранения либо порядка совершения с ними операций, которая влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 500 рублей; на должностных лиц - от 2 000 до 10 000 рублей; на юридических лиц - от 5 000 до 20 000 рублей.
Как верно установлено судом первой инстанции, полномочия административного органа, принявшего оспариваемое постановление, предусмотрены ст. 23.49 КоАП РФ, срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный ст. 4.5 КоАП РФ, заинтересованным лицом соблюден.
КоАП РФ устанавливает ряд процессуальных требований, обеспечивающих гарантии защиты прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
Частью 1 ст. 25.1 КоАП РФ установлено, что лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. Перечень сведений, которые должны быть указаны в протоколе, предусмотрен в части 2 названной статьи. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в протоколе (часть 3 статьи 28.2 КоАП РФ); предоставляется возможность ознакомиться с протоколом, представить объяснения и замечания по его содержанию (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ), после чего протокол им подписывается, а в случае отказа - делается соответствующая запись (часть 5 статьи 28.2 КоАП РФ); вручается под расписку копия протокола (часть 6 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, 09.05.2020 во временной зоне таможенного контроля (далее ВЗТК), созданной распоряжением начальника таможенного поста Кубинка от 08.050.2020 N 3-р, расположенной на территории железнодорожной станции Акулово по адресу: 143078, Московская область, Одинцовский район, д.Акулово, станция Акулово, д.1, на части станционного тупикового железнодорожного пути N 13, длинной 50 метров, была размещена товарная партия, перемещаемая по ТД 39850716/090420/0000534, ВЗТК создана по ходатайству ОАО "Российские железные дороги", далее ОАО "РЖД" (105064 г.Москва, Басманный тупик, д.6а, стр.1), от 06.05.2020 исх.4946/МСК ТЦФТО для завершения процедуры таможенного транзита.
10.05.2020 перевозчиком ОАО "РЖД" в 09 часов 06 минут, на таможенный пост Кубинка представлены документы для совершения операций по завершению процедуры таможенного транзита по ТД 39850716/090420/0000534 (опись, ж/д накладная N 73962358, инвойс NW26).
В 09 часов 56 минут 10.06. 2020 таможенная процедура таможенного транзита по ТД 39850716/090420/0000534 была завершена.
В соответствии с п. 3 статьи 152 ТК ЕАЭС в случае не совершения лицами, указанными в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статьи 83 ТК ЕАЭС, таможенных операций, предусмотренных абзацем первым пункта 1 настоящей статьи, перевозчик обязан совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение в соответствии с главой 16 настоящего Кодекса, не позднее 1 рабочего дня, следующего за днем регистрации таможенным органом назначения подачи документов.
В ответ на обращение ОАО "РЖД" от 07.05.2020 исх. N 5031/МСК ТЦФТО Московской областной таможней дан отказ в помещении товара, прибывшего по ТД 39850716/090420/0000534 на временное хранение. Отказ связан с недостаточным материально-техническим оснащением предполагаемого места временного хранения.
Таким образом, перевозчиком ОАО "РЖД" не совершены таможенные операции, предусмотренные п. 1 ст. 152 ТКЕАЭС.
16.07.2020 от заместителя начальника центра - начальника отдела по таможенной деятельности СВ. Попова получено письмо от 16.07.2020 N 8430/МСКТЦФТО согласно которому следует, что вагон N 58690108 по железнодорожной накладной 73962358 с грузом - автомобили легковые из Туркмении прибыл на станцию Акулово Московской железной дороги со станции Гыпджак 18.04.2020 в 05 часов 13 минут в адрес Нагоева А.С.
Перевозочный документ передан работником станции Акулово на таможенный пост Кубинка МОТ 10.05.2020 для завершения таможенной процедуры таможенного транзита, которая завершена 10.05.2020.
В связи с отсутствием на станции Акулово склада временного хранения для грузов, перемещаемых в железнодорожных вагонах и контейнерах в Московскую 4 областную таможню направлено заявление от 07.05.2020 N 5031/МСКТЦФТО о получении разрешения на временное хранение товаров на пути N 13 станции Акулово. В заявлении также было указано, что в случае отказа в размещении таможенного груза на временное хранение сообщить адрес СВХ или иного места временного хранения для переадресации товара.
12.05.2020 в ответ на обращение N 09-12/11935 от МОТ получен отказ в разрешении на временное хранение в связи с недостаточным материальнотехническим оснащением предполагаемого места временного хранения. После отказа в получении разрешения временного хранения 13.05.2020 согласно акту приема-передачи имущества на ответственное хранение СГТИ т/п Кубинка МОТ В.Ю. Сазоновым груз в вагоне N 58690108 передан на ответственное хранение начальнику станции Акулово О.Е. Федотенковой без всякого наличия материально-технического оснащения. Тем самым, сотрудник таможенного органа подтвердил возможность осуществления хранения на путях станции Акулово.
Учитывая специфику груза, который является акцизным товаров, прибывшим в адрес частного лица, у ОАО "РЖД" отсутствовала реальная возможность перемещения груза в какое-либо иное место хранения без волеизъявления собственника товара, который не принял мер по помещению товара на временное хранение.
08.10.2020 направлена служебная записка в отдел таможенных процедур и таможенного контроля (далее - ОТП и ТК) с целью получения мотивированной позиции ОТП и ТК, в том числе по факту применения сноски, на которую ссылается заместитель начальника центра - начальник отдела по таможенной деятельности СВ. Попов в письме от 16.07.2020 N 8430/МСКТЦФТО.
Согласно полученному ответу ОТП и ТК (служебная записка от 09.10.2020 N 09-09/2020), в соответствии с п. 7 приложения 4 к приказу ФТС России от 18.03.2019 г. N 444, регламентирующего Условия и Порядок выдачи (отмены) разрешения на временное хранение товаров в иных местах являются: владение помещениями и (или) открытыми площадками, предполагаемыми для временного хранения товаров, если помещения и (или) открытые площадки находятся в аренде, договор аренды в отношении таких помещений и (или) открытых площадок должен быть не менее срока действия получаемого разрешения; обеспечение возможности проведения в отношении товаров таможенного контроля в предполагаемом месте временного хранения товаров (никаких ссылок на то, что условие N 2 не применяется в отношении мест временного хранения, организованных на железнодорожных путях и контейнерных площадках, расположенных в согласованных с таможенными органами местах в пределах железнодорожных станций и предназначенных для временного хранения товаров без их выгрузки их ТС в Приказе нет).
Следовательно, данное условие является обязательным при рассмотрении таможенным органом обращений всех лиц, имеющих намерения и подавших заявление на временное хранение товара вне складов временного хранения.
В ссылке N 9 (подстрочник в приложении N 4 к приказу ФТС России от 19.03.2019 N 444) указано следующее: "9 Положение подпунктов "а" и "д" подпункта 3 пункта 7 настоящего Порядка в отношении мест временного хранения, указанных в подпунктах 3-5 п. 2 настоящего Порядка, не применяется, если отсутствует технологическая возможность для их выполнения".
В заявлении отсутствует подтверждение соблюдений вышеуказанного Условия выдачи разрешения. Более того, план (схема) места, предполагаемого для временного хранения товара, не позволяет однозначно идентифицировать на местности, что в свою очередь не позволило бы при издании таможней распоряжения о создании временной зоны таможенного контроля (п. 12 прил. 4 к приказу ФТС России от 18.03.2019 N 444) указать точное месторасположение временной зоны таможенного контроля.
Таким образом, формально выполнил требование пункта 9 Приказа в части предоставления в таможенный орган плана предполагаемого места временного хранения.
В соответствии с п. 2 Приложения 1 "Порядок совершения таможенных операций при помещении товаров на склад временного хранения и иные места временного хранения, при хранении и выдаче товаров" приказа ФТС России от 18 марта 2019 года N 444 при прибытии товаров перевозчик или иное лицо, указанное в статье 83 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение, в сроки, установленные частью 9 статьи 85 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В силу пп. 3 ч. 1 ст. 119 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 289-ФЗ) после регистрации таможенным органом назначения подачи документов, указанных в части 1 статьи 118 настоящего Федерального закона, лица, указанные в подпунктах 1 - 3 пункта 1 статья 83 ТК ЕАЭС, обязаны совершить таможенные операции, связанные с помещением товаров на временное хранение или их таможенным декларированием: в отношении товаров, перевозимых с использованием водных судов и железнодорожного транспорта, не позднее двенадцати часов после регистрации подачи документов таможенным органом назначения.
Согласно статье 100 ТК ЕАЭС, для помещения товаров на временное хранение перевозчик или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, представляет таможенному органу транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) таможенные документы, содержащие сведения о товарах, отправителе и получателе товаров, стране их отправления и стране назначения, либо документ, содержащий сведения о номере регистрации предварительной информации, представленной в виде электронного документа. Подача документов таможенном органу может быть осуществлена в электронном виде. Товары считаются находящимися на временном хранении после регистрации таможенным органом документов, представленных для помещения товаров на временное хранение.
Суд первой инстанции, исследовав материалы дела, пришел к выводу о том, что у перевозчика ОАО "РЖД" имелась фактическая возможность для соблюдения правил и норм, однако обществом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Административная ответственность за нарушение установленных требований и условий помещения товаров на таможенный склад, склад временного хранения, в иное место временного хранения или на свободный склад, порядка их хранения либо порядка совершения с товарами, находящимися под таможенным контролем, операций без разрешения таможенного органа в случаях, если такое разрешение обязательно, за исключением случаев, предусмотренных другими статьями настоящей главы, определена ст. 16.14 КоАП РФ.
По данному административному делу 15.10.2020 было вынесено постановление N 10102000-002719/2020 о привлечении Общества к административной ответственности на основании ст. 16.14 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 10 000 руб.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению, а постановление от 15.10.2020 N 10102000-002719/2020 является законным.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП России юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Вина ОАО "РЖД" состоит в отсутствие объективных обстоятельств, препятствующих выполнению лицом своих обязанностей, отсутствии факта реализации прав, обеспечивающих исполнение этих обязанностей, то есть лицо было обязано, имело и правовую, и реальную возможность эту обязанность выполнить, но не приняло всех зависящих от него мер к ее выполнению.
Следовательно, вина ОАО "РЖД" в совершении вмененного ему административного правонарушения представляется доказанной.
Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным, апелляционным судом не установлено.
Заявителем не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения Арбитражного суда г. Москвы.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01.03.2021 по делу N А40-208112/20 оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа по основаниям, установленным в ч. 4 ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208112/2020
Истец: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Ответчик: МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТАМОЖНЯ