г. Москва |
|
08 февраля 2024 г. |
Дело N А40-148323/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Г.М. Никифоровой,
судей С.М. Мухин, В.И. Попова,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Казнаевым А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2023 по делу N А40-148323/23,
по заявлению ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования о признании незаконным отказа, оформленного письмом N РН-09-05-ГУ/11594 от 13.12.2022 г.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Шадрин М.А. по доверенности от 15.05.2023, Григорьева Л.А. по доверенности от 22.03.2022, Маганов А.В. по доверенности от 22.03.2022;
от заинтересованного лица: Землединова Н.Г. по доверенности от 12.01.2024.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь" (далее - Заявитель, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Росприроднадзор), оформленного письмом N РН-09-05-ГУ/11594 от 13.12.2022 г., об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2023 требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным судебным актом, Росприроднадзор обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
В обоснование апелляционной жалобы Росприроднадзор указал на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела; неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность, имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд счёл установленными.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу: (www.kad.arbitr.ru) в соответствии положениями части 6 статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку апелляционная жалоба подана без пропуска срока на обжалование, лица, участвующие в деле, которые были извещены надлежащим образом в суде первой инстанции, признаются извещенными в суде апелляционной инстанции.
В судебном заседании представитель Росприроднадзора озвучил свою позицию, поддержал доводы жалобы.
Представитель общества возражал по жалобе, озвучил свою позицию. 17.01.2024 представил отзыв на жалобу, который в порядке статьи 262 АПК РФ приобщен к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Повторно рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, отзыв, заслушав позицию сторон, Девятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 26.10.2023 г.
Как следует из материалов дела и установлено апелляционным судом, 20.09.2022 заявитель обратился в территориальный орган Росприроднадзора о согласовании Плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов ТПП "Покачевнефтегаз" ООО "ЛУКОЙЛ - Западная Сибирь" посредством направления на официальный электронный адрес rpn72@rpn.gov.ru письма N ПО 1-1076 с приложением к нему ПЛРН.
Документы получены и зарегистрированы территориальным органом Росприроднадзора 23.09.2022 за входящим N 29905.
Письмом Росприроднадзора от 23.09.2022 Заявителю отказано в приеме документов для согласования ПЛРН, как направленных территориальным органом Росприроднадзора, и разъяснено о возможности их подачи на едином портале государственных услуг.
На повторное направление этих документов через портал государственных услуг, Заявителю 13.12.2022 г. отказано в согласовании ПЛРН.
Из оспариваемого отказа следует, что Росприроднадзор, ссылаясь на пункты Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 "Об утверждении Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" и указав, поскольку пунктом 7 Правил для каждого Объекта установлен максимальный расчетный объем разлива нефти и нефтепродуктов; разрабатываемый на основе ПЛРН план комплексных учений предусматривает включение информации об исходной обстановке (аварийном Объекте, источнике загрязнения), потому не предусматривает проведение учений на нескольких Объектах, посчитал, что необходимо разрабатывать План в отношении каждого Объекта, в том числе для Объектов, находящихся на суше, объединенных единым назначением и (или) неразрывно связанных физически или технологически и расположенных в пределах одного или нескольких земельных участков, имеющих общие границы".
Полагая, что указанное решение Росприроднадзора незаконно и нарушает права и законные интересы заявителя, возлагает на него не предусмотренные законом обязанности по увеличению количества разработки ПЛРН, последний обратился в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно учел следующее.
Статьей 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также при переработке (производстве), транспортировке, хранении, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции, к которым, при осуществлении такой деятельности, относится наличие планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 46 Закона N 7-ФЗ план предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов утверждается организацией, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции (далее - эксплуатирующая организация), при условии наличия: заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, вынесенного по результатам комплексных учений по подтверждению готовности этой эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов; согласования федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора, указанного плана в части его соответствия требованиям, установленным Правительством Российской Федерации. Статьей 11 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (далее Закон N 210-ФЗ) установлено, что государственные и муниципальные услуги подлежат включению в реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг, формирование и ведение которого осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений части 2 статьи 21 Закона N 210-ФЗ сведения сведениям о государственных и муниципальных услугах размещается на Едином портале государственных и муниципальных услуг - федеральной государственной информационной системе.
Согласно данным Единого портала государственных и муниципальных услуг согласование ПЛРН относится к государственной услуги, предоставляемой Росприроднадзором.
В силу части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ, предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Административный регламент оказания государственной услуги по согласованию ПЛРН, необходимому, в силу части 1 статьи 12 Закона N 210-ФЗ, для оказания государственной услуги не утвержден. Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.03.2021 N 102 утверждены Методические рекомендации по согласованию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования ПЛРН (далее - Методические рекомендации).
В соответствии с Методическими рекомендациями по согласованию Федеральной службой по надзору в сфере природопользования планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 11.03.2021 N 102 (с целью реализации пунктов 6-8 статьи 46 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"), государственная услуга по согласованию планов предоставляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) и ее территориальными органами.
В силу пункта 9 статьи 46 Закона N 7-ФЗ, правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, критерии определения объектов, эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей", работы по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, относятся к видам аварийно-спасательных работ.
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2451 утверждены Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации (далее - Правила N 2451).
Однако Правила N 2451 не устанавливают требования разработки ПЛРН в отношении одного или совокупности объектов. Указанные Правила устанавливают лишь критерии объектов, эксплуатация которых невозможна без включения их в ПЛРН. Методические указания также не устанавливают такого требования.
В соответствии с Правилами безопасности нефтяной и газовой промышленности, утвержденных Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15 декабря 2020 N 534 (далее Правила N534), промышленная безопасность объектов, мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах осуществляется предприятием исходя из технологических процессов, конструктивной и /или технологической взаимосвязи объектов, в связи с чем разработка их регламентирующих документов должна осуществляться предприятием также с учетом технологических процессов.
Пунктом 32 Правил N 534 установлено, что допускается разрабатывать технологический регламент на опасный производственный объект в целом или на группу опасных производственных объектах, если они являются составной частью технологического комплекса.
Согласно пункту 6 Правил N 534, на каждый объект разрабатывается план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах.
В соответствии с пунктом 4 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 1437 от 15.09.2020 (далее - Положение N 1437), в случае если 2 и более объектов, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.
С учётом представленных в дело доказательств и вышеизложенного, вышеприведенными нормами, относящимися, в силу пункта 9 статьи 46 Закона N 7-ФЗ, к нормам, регулирующим отношения, возникающие в процессе разработки и реализации планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, прямо допускается разработка единого документа и установлено право эксплуатирующей организации определять группу объектов или объект, на которые разрабатывается такой документ, с учетом производственно-технологических процессов, а также территориального расположения объектов.
Пункты 4, 7, 8 и 11 Правил N 2451, на которые указывает Росприроднадзор в своем отказе, не содержат требования о разработке отдельных ПЛРН на объекты.
Так, согласно пункту 4 Правил N 2451, критериями определения объектов являются: а) максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных (эксплуатируемых) на поверхностных водных объектах (включая их водоохранные зоны), за исключением морей и их отдельных частей, - 0,5 тонны и более; б)максимальный расчетный объем разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, расположенных на сухопутной части территории Российской Федерации, - 3 тонны и более.
Пункт 7 Правил N 2451 устанавливает максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов для объектов, в том числе, для внутрипромысловых и межпромысловых трубопроводов.
Согласно пункту 8 Правил N 2451, в целях подтверждения готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации разливов нефти и нефтепродуктов и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов после согласования плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в порядке, установленном пунктом 7 статьи 46 Федерального закона "Об охране окружающей среды" до утверждения плана и не реже одного раза в 3 года после утверждения плана проводятся комплексные учения по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов (далее - комплексные учения).
Пунктом 11 Правил N 2451 определено содержание Плана комплексных учений.
Напротив, разделом 3 Правил N 2451, на которые указывает Росприроднадзор в своем отказе, установлено, что ПЛРН должен содержать информацию:
- об основных операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами (в данном случае операции, производимые с нефтью и нефтепродуктами, включают в себя информацию о составе всех объектов, участвующих в производственном, технологическом процессе добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти);
- сведения о потенциальных источниках разливов нефти и нефтепродуктов (потенциальные источники в данном случае - это также все объекты нефтедобычи, задействованные при операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами; их потенциальность, как источника разлива нефти, обосновывается возможностью причин и факторов, способствующих возникновению разливов нефти исходя из их функционального назначения в процессе добычи, сбора, подготовки и транспортировки нефти);
- прогнозируемые зоны распространения разливов нефти и нефтепродуктов (к прогнозируемым зонам в данном случае относятся места расположения всех потенциальных источников разливов нефти и нефтепродуктов, то есть объектов нефтедобычи, задействованных при операциях, производимых с нефтью и нефтепродуктами);
- перечень первоочередных действий производственного персонала при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов (одним из первоочередных действий при возникновении разливов нефти и нефтепродуктов является остановка технологических процессов по добыче, перекачке, приему и отпуску нефти, принятие первичных мер по уменьшению (устранению) выхода нефти).
Таким образом, сведения, которые должны содержаться в ПЛРН, также связаны именно с технологическим процессом нефтедобычи, от которого зависит последовательность мероприятий и, соответственно, слаженность действий при предупреждении и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Подпунктом "ж" пункта 5 раздела 3 Правил N 2451 установлено, что расчет достаточности средств и сил осуществляется в ПЛРН исходя из максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов по объектам и их критериям, определенным в пунктах 4,7 Правил N 2451.
Состав и порядок действий сил и средств, о которых указано в подпункте "з" пункта 5 раздела 3 Правил N 2451, обосновывают готовность эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Таким образом, способ выполнения обязательного требования по разработке ПЛРН (посредством разработки единого или отдельных) определяется самостоятельно эксплуатирующей организацией с учетом оценки технологического процесса, обеспечения производственной деятельности и готовности к ликвидации максимального возможного разлива нефти и нефтепродуктов.
В силу пункта 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Стороны согласно статьям 8, 9 АПК РФ, пользуются равными правами на представление доказательств и несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий, в том числе представления доказательств обоснованности и законности своих требований или возражений.
Как следует из представленных документов и пояснений представителя заявителя, ООО "ЛУКОЙЛ-Западная Сибирь", как юридическое лицо, являющееся эксплуатирующей организацией, разработало ПЛРН ТПП "Покачевнефтегаз" исходя из: основных операций технологического процесса добычи нефти в ТПП "Покачевнефтегаз"; территориальной расположенности объектов нефтедобычи в пределах одного субъекта - ХМАО и ТПП "Покачевнефтегаз"; дислокации и территриального расположения созданных и действующих аварийно - спасательных служб именно на территории месторождений ТПП "Покачевнефтегаз"; расчета достаточности средств и сил исходя из максимального расчетного объема разлива нефти и нефтепродуктов по объектам, находящимся на территории месторождений ТПП "Покачевнефтегаз".
Обоснованность разработки ПЛРН по объектам ТПП "Покачевнефтегаз" подтверждается следующим.
Весь технологический процесс по системе объектов осуществляется на территориях граничащих месторождений нефти ТПП "Покачевнефтегаз" (Покачевское, Южно-Покачевское, Нивагальское, Ключевое, Кечимовское, Нонг-Еганское, Мишаевское, Марталеровское и Северо-Покачевское с Восточно-Янчинским и ЮккунЕганским месторождения нефти) на которых расположены опасные производственные объекты предприятия (технологические площадки, внутрипромысловые трубопроводы), а также участки трасс межпромысловых напорных трубопроводов предприятия, что подтверждается картой - схемой "Система сбора и внешнего транспорта нефти ТПП "Покачевнефтегаз"".
Согласно Декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта пункта подготовки и сбора нефти (Декларация ОПО ЦППН) и картой - схемой "Система сбора и внешнего транспорта нефти ТПП "Покачевнефтегаз"" все вышеуказанные месторождения технологически связаны с объектом ЦППН ТПП "Покачевнефтегаз", который включает в себя три установки подготовки нефти УПН-1, УПН-2, УПН-3, товарный парк, очистные сооружения и технологические трубопроводы (стр. 11 Декларация ОПО ЦППН).
Установки подготовки нефти УПН-1, УПН-2, УПН-3 ЦППН ТПП "Покачевнефтегаз" предназначены для дегазации, обезвоживания и обессоливания нефти, поступающей с Покачёвского, Южно-Покачёвского, СевероПокачёвского, НонгЁганского, Ключевого, Нивагальского, Кечимовского, Мишаевского, Марталлеровского, Северо-Егурьяхского, Восточно-Янчинского месторождений, (стр.11 Декларация ОПО ЦППН).
Таким образом, технологический процесс по добыче нефти из недр на вышеуказанных месторождениях, заканчивается на одном объекте сбора и подготовки нефти - ЦППН ТПП "Покачевнефтегаз", что, соответственно, подтверждает технологическую связанность объектов месторождений ТПП "Покачевнефтегаз".
ПЛРН ТПП "Покачевнефтегаз", как и предусмотрено разделом 3 Правил N 2451, содержит:
- сведения о всех потенциальных источниках разливов нефти, к которым относятся объекты нефтедобычи (стр. 11 ПЛРН ТПП "Покачевнефтегаз"). К ним отнесены: резервуары хранения нефти, добывающие нефтяные скважины, промысловые и межпромысловые нефтепроводы, емкостное технологическое оборудование, технологические аппараты.
- информацию по всем объектам ТПП "Покачевнефтегаз", а именно полные их характеристики (наименование, вид, индивидуальные особенности по размеру, протяженности, диаметру, объем добываемого и /или проходящего вещества), с информацией об их пересечении водных объектов (стр. 12-28 ПЛРН ТПП "Покачевнефтегаз").
- максимальные расчетные объемы разливов нефти и нефтепродуктов (стр. 29 ПЛРН ТПП "Покачевнефтегаз").
- состав и порядок действий сил и средств аварийно-спасательных служб и формирований, привлекаемых для ликвидации разливов нефти (стр. 47, 53-55, 65-70 ПЛРН ТПП "Покачевнефтегаз").
Согласно ПЛРН, такими аварийно-спасательными службами являются: ПАСФ ЦАСО "ЭКОСПАС" - филиала АО "ЦАСЭО", Пожарная служба 50ПСЧ ФГБУ "16 отряд ФПС ГПС по ХМАО-Югре", бригады скорой медицинской помощи, ООО Агентство "ЛУКОЙМ-А-Западная Сибирь".
Закрепление указанных аварийно-спасательных служб за объектами, находящимися на территории месторождений ТПП "Покачевнефтегаз" подтверждается договорами на оказание услуг N 20С0246 от 14.02.2020, N 20С3188 от 11.12.2020.
В данном случае дислокация и территориальное расположение созданных и действующих аварийно-спасательных служб также подтверждают обоснованность разработки ПЛРН именно по ТПП "Покачевнефтегаз" в целом.
При этом по смыслу процессуальных норм и положений ч. 4 ст. 200, ч. 2 ст. 201 АПК РФ законность оспариваемого ненормативного акта, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц проверяется судом на момент их принятия независимо от дальнейших действий государственного органа.
Административным органом в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в отзыве и письменных пояснениях, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для отказа в удовлетворении требований заявителя, либо опровергали доводы заявителя.
С учётом изложенного, апелляционный суд полагает, что при рассмотрении дела и принятии обжалуемого решения судом первой инстанции были установлены все существенные для дела обстоятельства и им дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем и полном исследовании доказательств по делу. Нормы материального права применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), при принятии решения судом первой инстанции не допущено.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2023 по делу N А40-148323/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148323/2023
Истец: ООО "ЛУКОЙЛ-ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ"
Ответчик: СЕВЕРО-УРАЛЬСКОЕ МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Третье лицо: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ