г. Москва |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А40-175763/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи И.А.Чеботаревой,
судей: |
Т.Б.Красновой, Ж.В. Поташовой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В. Хмельницким, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Солиминт"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 февраля 2021 г. по делу N А40-175763/20 (20-3713)
по заявлению ООО "Солиминт"
к 1) ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве, 2) ИФНС N 24 по г.Москве
об обязании возвратить
при участии:
от заявителя: |
Приходько О.С. по дов. от 15.09.2020; |
от ответчиков: |
1) Гальцева А.В. по дов. от 12.01.2021; 2) Гочава Г.О. по дов. от 26.01.2021; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "Солиминт" (далее также - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области (далее также - заинтересованное лицо, Фонд, ПФ РФ) и ИФНС N 24 по г. Москве (далее также - заинтересованное лицо, Инспекция) об обязании возвратить излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы и пени в общей сумме 515 394, 87 руб.
Решением суда от 08.02.2021 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судом решением, заявитель обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить как принятое с нарушением норм права. По мнению Общества, уплаченные по неверным реквизитам платежи, должны быть возвращены ответчиками.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представители заинтересованных лиц в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ООО "Солиминт" обратился в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о зачете платежей, уплаченных по неверным реквизитам, в счет погашения обязательств.
Письмом от 26.12.2018 N 20814-01/11553 года Фонд указал на отсутствие возможности зачесть ошибочно оплаченные денежные средства в счет погашения задолженности. Также Фонд указал на наличие задолженности по взносам и пени по состоянию на 19.12.2018. Также в письме указано, что часть платежей отражены на регистрационном номере плательщика верно и учтены при погашении обязательств за 2016год.
ООО "Солиминт" обратилось в ГУ-ГУ ПФР N 8 по г. Москве и Московской области с заявлением о возврате суммы излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов.
Фонд Решением 13.11.2019 N 111 отказал в возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, так как по данным Фонда за Обществом числится задолженность.
Полагая указанный отказ неправомерным, нарушающим его права и законные интересы, Заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации".
Отсутствие предусмотренной статьей 198 АПК РФ совокупности условий, необходимой для оспаривания ненормативного правового акта, действия, решения, влечет в силу части 3 статьи 201 АПК РФ отказ в удовлетворении заявленных требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из отсутствия в действиях Фонда нарушений законодательства.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, апелляционный суд руководствуется следующим.
На основании ст. 20 Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование" (далее - ФЗ от 03.07.2016 N 250-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 19 ФЗ от 03.07.2016 N 250-ФЗ передача органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также суммах страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, предусмотренных статьей 20 настоящего Федерального закона и проведенных за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), за исключением сведений о суммах задолженности, пеней и штрафов, содержащихся в решениях и иных актах органа контроля за уплатой страховых взносов ненормативного характера, по которым начата процедура обжалования в вышестоящий орган контроля за уплатой страховых взносов (вышестоящему должностному лицу) или в суд, осуществляется в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Частью 2 статьи 19 ФЗ от 03.07.2016 N 250-ФЗ установлено, что первичные документы, подтверждающие обоснованность начисления указанных в части 1 настоящей статьи сумм; своевременность и полноту принятия мер по их взысканию, представляются органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по запросам налоговых органов в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
При этом ст. 20 ФЗ от 03.07.2016 N 250-ФЗ установлено, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подтверждающих уплату за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действующем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Согласно порядку информационного взаимодействия отделений Пенсионного фонда Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (утв. Федеральной налоговой службой и Правлением Пенсионного фонда России 22 июля 2016 г. N ММВ-23-1 Л2@вИ) передаваемая в соответствии с Порядком информация направляется Отделениями ПФР в электронной форме по каналам связи с применением криптографических средств защиты информации (СКЗИ) с соблюдением требований информационной безопасности в электронном виде и заверяется электронной подписью (ЭП).
В соответствии с совместным письмом ПФ РФ N НП-30-26/13859, ФНС России N ЗН-4-22/17710@ от 06.09.2017 г. передаче в налоговые органы подлежат уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017 г., переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы. А также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 г. не поступившие в налоговые органы.
Корректировка сведений, преданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях: несогласия плательщика страховых взносов с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов (налогоплательщика) в налоговый орган или в территориальный орган ПФР); необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017.
Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, до 01.01.2017 г. регулировались Федеральным законом от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ).
Частью 3 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого календарного месяца плательщики страховых взносов производят исчисление ежемесячных обязательных платежей по страховым взносам, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для плательщиков страховых взносов - физических лиц) с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.
Согласно ч. 4 и 5 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ страхователь в течение расчетного периода уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Если указанный срок уплаты ежемесячного обязательного платежа приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов ежеквартально представляют в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета следующую отчетность: в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации на бумажном носителе не позднее 15- го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
В силу п. 1 ст. 25 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Так в силу ст. 4 ФЗ от 03.07.2016 г. N 243-ФЗ территориальные органы Пенсионного фонда РФ обязаны сообщить до 01.02.2017 в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о зарегистрированных в качестве плательщика страховых взносов по состоянию на 01.01.2017 г. в электронной форме в порядке, определенным соглашением взаимодействующих сторон.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 28 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.
В соответствии с п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.01.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - ФЗ от 15.01.2001 N 167-ФЗ) страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу абз. 2 п. 2 ст. 14 ФЗ от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов.
Определением Верховного Суда РФ от 11.10.2017 N 305-КГ17-6968 по делу N А40-52687/2016 установлено, что именно в момент составления и представления в фонд соответствующей отчетности плательщик имел возможность определить размер своей обязанности перед внебюджетными фондами и соотнести его с реально уплаченными суммами.
Исходя из правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 17750/10, Определении Верховного Суда Российской Федерации от 03.09.2015 N 306-КГ15-6527, юридические основания для возврата переплаты по итогам финансово-хозяйственной деятельности наступают с даты представления налоговой декларации (расчета) за соответствующий налоговый (расчетный) период, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган.
В соответствии с п. 13 ст. 26 ФЗ от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ заявление о возврате суммы излишне уплаченных страховых взносов могло быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что по состоянию на 30.09.2020 г. по данным Фонда у ООО "Солиминт" переплаты за периоды, истекшие до 01.01.2017 г. отсутствуют.
Доводы жалобы о неисполнении налоговым органом решений иного органа (Отделения ПФР) отклоняются апелляционным судом, так как касаются иного предмета требований, не относящегося к настоящему делу.
Учитывая вышеизложенное, апелляционная коллегия считает верными выводы суда первой инстанции об отсутствии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных по делу требований.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, свидетельствуют о несогласии с выводами суда первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда.
Существенных нарушений норм материального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или допущенной судебной ошибке, апелляционной коллегией не усматривается.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием к отмене судебного акта, в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 08 февраля 2021 г. по делу N А40-175763/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-175763/2020
Истец: ООО "СОЛИМИНТ"
Ответчик: ГУ ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 8 ПО Г. МОСКВЕ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ, ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 24 ПО Г. МОСКВЕ