г. Москва |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А40-157997/23 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: И.А. Чеботаревой
судей: |
С.Л. Захарова, В.А. Яцевой, |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания А.А. Леликовым, |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2023 по делу N А40-157997/23 (139-1318)
по заявлению Государственного казенного учреждения города Москвы "Организатор перевозок" (ОГРН: 1077746251428, ИНН: 7710660149)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г.Москве
третьи лица: 1) ООО "Галактика" (ИНН: 7708398511); 2) АО "Единая электронная торговая площадка" (ИНН: 7707704692); 3) АО Коммерческий банк "Модульбанк" (ОГРН: 1022200525841, ИНН: 2204000595)
о признании незаконным решение,
при участии:
от заявителя: |
Ветошко И.Е. - по дов. от 29.12.2023; |
от заинтересованного лица: |
Шелкова С.А. - по дов. от 29.12.2023; |
от третьих лиц: |
1) не явился, извещен; 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ГКУ города Москвы "Организатор перевозок" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - антимонопольный орган, Управление) о признании незаконным решение от 25.07.2023 по делу N 077/10/104-5404/2023 об отказе во включении сведений ООО "Галактика" в реестр недобросовестных поставщиков.
Решением суда от 30.10.2023 заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Заявитель ссылается на то, что независимая гарантия, предоставленная ООО "Галактика" противоречит требованиям документации по проведению аукциона на основании несоответствия предоставленного обеспечения Исполнителем контракта требованиям законодательства, что является основанием для признания лица уклонившимся от заключения контракта и включения сведений о таком лице в РНП.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв на апелляционную жалобу не представил.
Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.9aas.arbitr.ru, в связи с чем апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, исходя из норм статей 121, 123, 156 АПК РФ.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 13.04.2023 Заказчиком размещен на электронной площадке проект контракта Согласно пп. "а" и "б" п. 2 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий: 2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев: а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки; б)несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные п. 2 ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе.
17.04.2023 Заказчиком со стороны Победителя получен протокол разногласий. 18.04.2023 Заказчиком размещен в единой информационной системе доработанный проект контракта.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов в соответствии с п. 2 или 3 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
18.04.2022 Победитель подписал проект контракта. В качестве обеспечения исполнения Контракта Победитель представил независимую гарантию АО КБ "Модульбанк" от 14.04.2023 N 900946.
19.04.2023 Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта N ППУ201, согласно которому Победителем не было предоставлено надлежащее обеспечение контракта в соответствии с требованиями положений Закона о контрактной системе (ненадлежащий срок действия гарантии).
Заявитель настаивает на том, что третье лицо, не проявило должной осмотрительности и не представило надлежащее обеспечение, ввиду этого, Заказчик считает, что имеет место факт уклонения от подписания государственного контракта.
В Московское УФАС России поступило обращение ГКУ "Организатор перевозок" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений в отношении ООО "Галактика" (далее - Победитель, Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением от заключения государственного контракта с ГКУ "Организатор перевозок" по результатам электронного аукциона на выполнение работ по замене люминесцентных светильников на светодиодные светильники (реестровый N 0373200082123000142) (далее - Аукцион).
В результате рассмотрения указанного обращения 25.04.2023 антимонопольным органом было вынесено решение N 077/10/104-5404/2023 об отказе во включении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков.
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным и отмене в Арбитражный суд г.Москвы.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение действующему законодательству не противоречит, доказательств нарушения прав и законных интересов заявителя не представлено.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции и отклоняя доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" установлены правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее -Реестр), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра.
В соответствии с пунктом 4 указанного выше Постановления, ведение Реестра, в том числе включение (исключение) в реестр информации о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), осуществляется Федеральной антимонопольной службой и Федеральной службой по оборонному заказу.
Включение информации в реестр осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны.
В соответствии с положениями, содержащимся в статье 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 N 728 (далее - Постановление Правительства N 728) ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласование применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 11.04.2023 N ИЭА1 ООО "Галактика" признано победителем Аукциона.
Согласно ч. 2 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения в единой информационной системе протоколов, заказчик формирует с использованием единой информационной системы и размещает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) без своей подписи проект контракта.
По мнению заявителя, третье лицо не проявило должной осмотрительности и не представило надлежащее обеспечение, ввиду этого, Заказчик считает, что имеет место факт уклонения от подписания государственного контракта.
Из материалов дела следует, что 21.04.2023 по инициативе Победителя АО "БАНК РУССКИЙ СТАНДАРТ" была выпущена независимая банковская гарантия N 1179140 с корректным сроком действия вышеуказанной гарантии до 31.07.2023.
Также в период подписания контракта с целью начала производства подлежащих поставке Заказчику светильников Победитель произвел заказ и оплату давальческого материала для последующей его передачи на производство заводу-изготовителю светильников ООО "Электро". Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: платежное поручение N 234 от 18.04.2023 (оплата заказа металлических листов для производства корпусов светильников по счету ООО "Верхневолжский СМЦ" N УП-13981 от 18.04.2023); платежное поручение N237 от 18.04.2023 (оплата поставки порошковой краски по счетуN465 от 19.04.2023 ООО "ТРИА"); платежное поручение N234 от 18.04.2023 (оплата счет N465 от 19.04.2023 ООО ТПК "РУСПОЛИПЛАСТ" за поставку светотехнического листа (полистирол)).
Победитель своевременно подписал проект контракта и представил обеспечение исполнение контракта, что указывает на отсутствие у него намерений уклониться от заключения контракта и наличие у него добросовестности.
На основании вышеизложенного, факт уклонения участника закупки ООО "Галактика" от заключения контракта по результатам проведенной закупки не подтвержден.
При принятии решения о включении лица в реестр недобросовестных поставщиков подлежат установлению обстоятельства его недобросовестного поведения, такие как умысел к не заключению контракта или злоупотребление.
Признавая организацию уклонившейся от заключения контракта, несомненно, должен быть доказан факт осуществления последней каких-либо умышленных действий, направленных на уклонение от подписания контракта, либо факт недобросовестного поведения.
Установление факта уклонения от заключения контракта сопряжено с оценкой не только факта несвоевременного подписания контракта, но и оценкой самих действий общества при подписании контракта и представлении надлежащего обеспечения исполнения контракта на предмет соблюдения положений Закона о контрактной системе.
В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда Российской федерации, изложенными в Постановлениях от 30 июля 2001 года N 13-П и от 21.11.2002 года N 15-П, меры государственного понуждения должны применяться с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств. Применяемые государственными органами санкции, в том числе штрафного характера должны отвечать требованиям Конституции Российской Федерации, соответствовать принципу юридического равенства, быть соразмерными конституционного защищаемым целям и ценностям, исключать возможность их произвольного истолкования и применения.
Исходя из правовой позиции Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 25 от 23.06.2015 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное (п. 1).
Обстоятельств, подтверждающих намеренное уклонение от заключения государственного контракта, антимонопольный органом не установлено.
Таким образом, антимонопольным органом не могло быть принято иное решение, учитывая все действия Победителя, направленные на заключение контракта: своевременное получение независимой гарантии, своевременное направление независимой гарантии в адрес Заказчика и своевременное подписание государственного контракта со своей стороны. Судебная практика.
Заявителем не представлено обоснованных доводов и доказательств нарушения Управлением федеральной антимонопольной службы по Москве законодательства Российской Федерации и ограничения прав и законных интересов Заявителя обжалуемым решением.
Исследовав и оценив доказательства в их совокупности, исходя из предмета и оснований заявленных требований, а также установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания, руководствуясь положениями действующего законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку заявитель не доказал, что оспариваемым решением нарушены его права и законные интересы, а также того, каким образом вынесенным решением будут восстановлены его нарушенные права.
Согласно ч. 3 ст. 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат достаточных фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2023 по делу N А40-157997/23 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
И.А. Чеботарева |
Судьи |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-157997/2023
Истец: ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ "ОРГАНИЗАТОР ПЕРЕВОЗОК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО Г. МОСКВЕ
Третье лицо: АО "ЕДИНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДКА", АО КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК "МОДУЛЬБАНК", ООО "ГАЛАКТИКА"