Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 18 августа 2021 г. N Ф05-17244/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
28 мая 2021 г. |
Дело N А40-255202/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 мая 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифоровой Г.М.,
судей: |
Мухина С.М., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Омаровым А.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу УПРАВЛЕНИЯ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ на решение Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2021 по делу N А40-255202/20
по заявлению ООО СЗ "ФЕОДОСИЙСКАЯ"
к УПРАВЛЕНИЮ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ
третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
о признании незаконным решения, о возложении обязанности
в присутствии:
от заявителя: |
не явился, извещен; |
от заинтересованного лица: |
Сухов Д.А. по дов. от 05.05.2021; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Специализированный застройщик "ФЕОДОСИЙСКАЯ" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (далее - заинтересованное лицо, Управление Росреестра по Москве) от 05.10.2020 N 77-0-1-71/3147/2020-182/4; о возложении обязанности на Управление Росреестра по Москве в течение месяца с даты вступления решения в законную силу устранить нарушение прав ООО СЗ "ФЕОДОСИЙСКАЯ" путем постановки на государственный кадастровый учет земельного участка площадью 3312 кв.м, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, з/у 2.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 09.03.2021 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Москве обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица поддержал апелляционную жалобу по доводам, изложенным в ней.
Представители заявителя и третьих лиц, извещенные надлежащим образом о времени и месте, в судебное заседание не явились.
С учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрел дело в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы, заслушанного мнения представителя заинтересованного лица, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ООО СЗ "Феодосийская" осуществляет комплексную застройку территории земельных участков с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Феодосийская, вл. 1/9 согласно постановлению Правительства Москвы от 12 июля 2016 года N 411-ПП "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицей Грина, полосой отвода Московской железной дороги Курского направления, территорией объекта природного комплекса N 94 Юго-Западного административного округа города Москвы "Бутовский лесопарк (кварталы 13,14), район Северное Бутово", бульваром Дмитрия Донского, территорией жилой застройки" (далее - Проект планировки территории).
В рамках утверждённого Проекта планировки территории за счет средств Заявителя осуществляется строительство улично-дорожной сети, в том числе, проектируемого проезда N 1218, обозначенного на Плане межевания территории участком N 22.
В состав участка N 22 входят следующие земельные участки: земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011006:5857, площадью 5 312 кв.м., по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, вл. 1/7; частично земельный участок с кадастровым номером 77:06:0011006:38, площадью 2 953 кв.м., по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, влд. 1, корп. 1.; образуемый из земель, находящихся в муниципальной собственности, земельный участок, ориентировочной площадью 3 500 кв. м.
В целях образования указанного земельного участка на основании обращения Заявителя, была пройдена Градостроительно-земельная комиссия города Москвы, по результатам которой подготовлен Протокол N 6 от "21" февраля 2019 г. (далее - Протокол ГЗК).
В соответствии с Протоколом ГЗК заявителю для проектирования и строительства проектируемого проезда N 1218 был предоставлен земельный участок, площадью 3 325 кв.м.
На основании указанного Протокола ГЗК Департаментом городского имущества города Москвы (далее - ДГИ г. Москвы) издано распоряжение от 17 октября 2019 г. N 41353 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, з/у 2" (далее - Распоряжение).
Заявитель 26 декабря 2019 г. обратился в Управление Росреестра по Москве с заявлением о государственном кадастровом учете образуемого земельного участка (N 77-0-1-71/3139/2019-847).
10 января 2020 г. заявителем было получено уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета N 77-0-1-71/3139/2019-847 с обоснованием причин приостановления, среди которых, несоответствие конфигурации объекта кадастровых работ сведениям, содержащимся в постановлении Правительства Москвы "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицей Грина, полосой отвода Московской железной дороги Курского направления, территорией объекта природного комплекса N 94 Юго-Западного административного округа города Москвы "Бутовский лесопарк (кварталы 13,14), район Северное Бутово", бульваром Дмитрия Донского, территорией жилой застройки".
В последующем, 04 марта 2020 г., 09 июня 2020 г. Заявитель подавал документы с целью устранения причин приостановления государственного кадастрового учета (заявления о предоставлении дополнительных документов от 04.03.2020 N 77-0-1- 71/3148/2020-527; от 09.06.2020 N 77-0-1-71/3148/2020-768).
С требованием об образовании земельного участка, соответствующего Проекту планировки территории, заявитель обращался в ДГИ г. Москвы.
Рассмотрев обращение заявителя, ДГИ г. Москвы в письме от 30.04.2020 г. N ДГИ-Э-42447/20-1 указало, что земельный участок был сформирован во исполнение решения ГЗК, а поскольку участок N 22 (на плане межевания территории) составляет несколько земельных участков, то возможность формирования одной кадастровой процедурой земельного участка соответствующего конфигурации участка N 22 законодательством не предусмотрена. Данное письмо ДГИ г. Москвы было включено заявителем в состав Межевого плана.
Управление, рассмотрев поданные дополнительные документы, содержащие указанное письмо ДГИ г. Москвы, направил заявителю повторные уведомления об отказе в снятии приостановления государственного кадастрового учета (от 12.03.2020 N 77-0-1-71/3139/2019-847; от 17.06.2020 N 77-0-1-71/3139/2019-847).
Заявитель 26 июня 2020 г. повторно обратился с заявлением N 77-0-1-71/3147/2020-182 о государственном кадастровом учете недвижимого имущества.
Управление Росреестра по Москве 03 июля 2020 г. направил заявителю уведомление о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости N 77-0-1-71/3147/2020- 182.
С целью устранения причин, приведших к приостановлению государственного кадастрового учета, 28 июля 2020 г., 28 августа 2020 г., 28 сентября 2020 г. ответчик повторно подавал дополнительные документы (заявления N N MFC-0558/2020-121100- 1; MFC-0558/2020-296281-1; MFC-0558/2020-472936-1).
На указанные заявления заявитель получил Уведомления о не устранении причин приостановления государственного кадастрового учета N 77-0-1-71/3147/2020-182/1 от 20.08.2020 г.; N 77-0-1-71/3147/2020-182/2 от 31.08.2020 г.
Среди оснований, послуживших принятию решения о приостановлении государственного кадастрового учета объекта недвижимости, во всех вышеперечисленных уведомлениях было также названо несоответствие конфигурации объекта кадастровых работ сведениям, содержащимся в постановлении Правительства Москвы "Об утверждении проекта планировки территории, ограниченной улицей Грина, полосой отвода Московской железной дороги Курского направления, территорией объекта природного комплекса N 94 Юго-Западного административного округа города Москвы "Бутовский лесопарк (кварталы 13,14), район Северное Бутово", бульваром Дмитрия Донского, территорией жилой застройки".
Заявителем 05 октября 2020 г. было получено Уведомление об отказе в государственном кадастровом учете N 77-0-1-71/3147/2020-182/4.
В обоснование данного решения регистрирующий орган указал, что заявитель в установленный срок не устранил замечания, приведенные в уведомлении о приостановлении государственного кадастрового учета от 03.07.2020 г. N 77-0-1- 71/3147/2020-182.
Основаниями для отказа в государственном кадастровом учете послужило нарушение п. 49 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921. Сведения об адресе земельного участка вносятся в реквизит "4" раздела "Сведения об образуемых земельных участках" в структурированном виде в соответствии с Федеральной информационной адресной системой (ФИАС) на основании сведений, предоставленных оператором информационной адресной системы; выявление того, что конфигурация земельного участка, указанная в представленном межевом плане, оформленном в электронной форме, не соответствует конфигурации, указанной в проекте межевания территории квартала; в нарушение положений п. 42 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N218-ФЗ) площадь земельного участка, определенная с учетом установленных в соответствии с федеральным законом требований, отличается от площади земельного участка, указанной в соответствующем утвержденном проекте межевания территории, схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории, проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков, более чем на десять процентов.
Поддерживая вывод суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований, апелляционный суд руководствуется следующим.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ, ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Сроки, предусмотренные ч. 4 ст. 198 АПК РФ, суд первой инстанции обоснованно счел соблюденными.
Как усматривается из материалов дела, на основании утвержденной распоряжением ДГИ г. Москвы схемы расположения земельного участка кадастровым инженером Нефагиной А.В. был подготовлен Межевой план в связи с образованием из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, земельного участка, расположенного по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, з/у 2, для постановки данного земельного участка на государственный кадастровый учет.
Сведения об адресе земельного участка внесены в реквизит "4" "Сведения об образуемых земельных участках" Межевого плана в соответствии с федеральной информационной адресной системой (ФИАС) в структурированном виде до обозначения улицы, то есть: г. Москва, ул. Феодосийская. В соответствии с ФИАС не представляется возможным внести сведения: "з/у 2". В этой связи, сведения: "з/у 2" внесены в строку "Иное".
Таким образом, сведения об адресе образуемого земельного участка указаны в полном соответствии с положениями п. 49 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 08.12.2015 N 921.
В соответствии с ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машиноместах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Согласно п. 1 ст. 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
В силу п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 22 Закона N 218- ФЗ).
Согласно ст. 11.3. Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: 1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; 2) проектная документация лесных участков; 3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 Земельного Кодекса.
Образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 ЗК РФ (пп. 4 п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ).
С учетом приведенных норм, Распоряжением ДГИ г. Москвы, во исполнение решения Градостроительно-земельной комиссии города Москвы, была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предусмотренная статьей 11.10 ЗК РФ.
В соответствии с пп. 4 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков, для строительства, реконструкции линейных объектов федерального, регионального или местного значения.
Как было указано выше, образуемый на основании Распоряжения ДГИ г. Москвы, земельный участок, по адресу: г. Москва, ул. Феодосийская, з/у 2, согласно Проекту планировки территории, включен в состав участка N 22 (на плане межевания территории), предназначенного для улично-дорожной сети. Помимо данного земельного участка, в состав участка N 22 (на плане межевания территории) входит еще несколько земельных участков. Возможность формирования единого участка N 22 (на плане межевания территории), состоящего из нескольких земельных участков, один из которых является образуемым, в рамках одной кадастровой процедуры, действующим законодательством не предусмотрена.
В этой связи, на первом этапе, в целях проведения последующих кадастровых работ с существующими земельными участками, предлагается к формированию земельный участок, площадью 3 312 кв.м. с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Феодосийская, з/у 2, образование которого не противоречит проекту межевания территории.
Кроме того, предлагаемое заявителем, на основании схемы расположения земельного участка, формирование земельного участка направлено на дальнейшее образование земельного участка, соответствующего участку N 22 на плане межевания территории.
Представленный заявителем Межевой план, в свою очередь, полностью соответствует Требованиям к подготовке межевого плана, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921.
Таким образом, оспариваемое решение не соответствует закону и нарушает права заявителя в сфере экономической деятельности
Учитывая изложенное, правовых оснований для отказа в государственной регистрации у Управления Росреестра по Москве не имелось, обжалуемое действие не соответствует положениям действующего законодательства, в связи с чем требования заявителя подлежат удовлетворению в полном объеме.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, коллегия признает несостоятельными ввиду следующего.
По смыслу части 1 статьи 64, части 1 и 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, с учетом представленных сторонами доказательств, обосновывающих требования и возражения лиц, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
При оценке представленных в деле доказательств, суд руководствуется также положениями ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которым, обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Коллегия учитывает, что несогласие заявителя с оценкой судом представленных доказательств и сформулированными на ее основе выводами по фактическим обстоятельствам дела не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Апелляционная жалоба не содержит указания на обстоятельства и соответствующие доказательства, наличие которых позволило бы иначе оценить те юридически значимые обстоятельства, верная оценка которых судом первой инстанции повлекла принятие обжалуемого решения.
Нарушений норм материального права при принятии обжалуемого решения арбитражным судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 09.03.2021 по делу N А40-255202/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Г.М. Никифорова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-255202/2020
Истец: ООО СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК "ФЕОДОСИЙСКАЯ"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ