город Томск |
|
3 июня 2021 г. |
Дело N А27-22765/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 июня 2021 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Хайкиной С.Н.,
судей Логачева К.Д.,
Павлюк Т.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судбеного заседания Волковой Т.А., с использованием средств аудиозаписи, рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N 11) (N 07АП-4258/2021) на решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу NА27-22765/2020 (судья Власов В.В.), по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Комплекс-НК" (г. Новокузнецк, ул. Кирова, дом 55, офис 3010, ОГРН 1084217008248, ИНН 4217108896) к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N11) (г. Кемерово, пр. Ленина, дом 80А, ОГРН 1024200697663, ИНН 4207009857), о признании недействительным уведомления от 27.04.2020, о признании недействительным и отмене решения N9157 н/с от 12.10.2020, о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 1 114 633, 48 руб.,
третье лицо: инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области - Кузбассу (г. Новокузнецк, пр. Бардина, 14, ОГРН 1044217029768, ИНН 4217011333).
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя: без участия, извещен
от заинтересованного лица: без участия, извещен
от третьего лица: без участия, извещен
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Комплекс-НК" (далее - заявитель, общество, ООО "Комплекс-НК") обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Государственному учреждению - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N 11) (далее - заинтересованное лицо, Фонд) о признании недействительным уведомления от 27.04.2020, о признании недействительным и отмене решения N 9157 н/с от 12.10.2020, о взыскании излишне уплаченных страховых взносов в размере 1 114 633, 48 руб.
Определением суда к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы по Центральному району г. Новокузнецка Кемеровской области - Кузбассу (далее - Инспекция, налоговый орган).
16.03.2021 от заявителя поступило ходатайство об уточнении заявленных требований, согласно представленного уточнения ООО "Комплекс-НК" просил:
1. Признать незаконными действия Фонда - отказ в установлении страхового тарифа 0,2 % к сумме выплат в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров с 01.01.2020 ООО "Комплекс-НК" Письмом N 01- 08/08-10620 от 16.07.2020 и Письмо N 01-10/06-9040 от 14.07.2020.
2. Признать недействительным Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний N 9157 н/с от 12.10.2020 Фонда в отношении ООО "Комплекс-НК".
3. Обязать Фонд возвратить ООО "Комплекс-НК" излишне уплаченные страховые взносы в размере 1 114 633,48 руб. 48 коп.
4. Взыскать с Фонда в пользу ООО "Комплекс-НК" государственную пошлину в размере 27 146, 00 руб.
Суд первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ принял к рассмотрению ходатайство об уточнении заявленных требований.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 23.03.2021 заявленные требования удовлетворены, признаны незаконными действия Фонда - отказ в установлении страхового тарифа 0,2 % к сумме выплат в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров с 01.01.2020 ООО "Комплекс-НК" письмом N 01- 08/08-10620 от 16.07.2020 и письмо N 01-10/06-9040 от 14.07.2020; решение Фонда N 9157 н/с от 12.10.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в отношении ООО "Комплекс-НК" признано недействительным. На Фонд возложена обязанность возвратить ООО "Комплекс-НК" излишне уплаченные страховые взносы в размере 1 114 633,48 руб. 48 коп.
Не согласившись с принятым судебным актом, Фонд обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы её податель указывает, что суд первой инстанции неправомерно пришел к выводу о признании недействительным уведомления о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 27.04.2020 и признании недействительным решения N 9157 н/с от 12.10.2020 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации, поскольку заявление о подтверждении основного вида деятельности представлено страховщиком только 23.06.2020.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Комплекс-НК" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на то, что доводы Фонда повторяют его позицию, приведенную в суде первой инстанции. На основании статьи 262 АПК РФ отзыв приобщен к материалам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени судебного заседания, не явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Арбитражный апелляционный суд считает возможным на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает решение суда не подлежащим отмене или изменению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что в связи с несвоевременным представлением страхователем сведений об основном виде экономической деятельности на 2020 год, Фонд самостоятельно установил ООО "Комплекс-НК" страховой тариф в размере 3,4 % (код по ОКВЭД 77.33 "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику") на основании сведений о видах экономической деятельности страхователя, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц, о чем направило 27.04.2020 уведомление обществу.
23.06.2020 общество направило Фонду документы о подтверждении основного вида экономической деятельности и заявление N 61 от 23.06.2020 в Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о пересмотре установленного Уведомлением тарифа.
Письмом N 01-10/06-9040 от 14.07.2020 и письмом N 01-08/08-10620 от 16.07.2020 Фонд и Государственное учреждение - Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в пересмотре установленного тарифа ООО "Комплекс-НК" отказали.
12.10.2020 по итогам камеральной проверки страхователя за первое полугодие 2020 года (Акт камеральной проверки N 9157 н/с от 08.09.2020 г) Фонд принял РешениеN 9157 н/с от 12.10.2020 о привлечении ООО "Комплекс-НК" к ответственности, предусмотренной статьей 26.29 Федерального закона N125-ФЗ, в форме взыскания с ООО "Комплекс-НК":
1. пени за уплату страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными законом сроками в размере 5019,50 руб.
2. привлечения плательщика страховых взносов к ответственности в виде штрафа в размере 198 777,21 рублей, предусмотренного статья 26.29 Федерального закона от 24.07.998 N 125-ФЗ за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения облагаемой базы для начисления страховых взносов, или иного неправильного исчисления сумм страховых взносов в виде взыскания в размере 20 процентов причитающейся к уплате суммы страховых взносов.
Посчитав указанные уведомление от 27.04.2020 и решение N 9157 н/с от 12.10.2020 незаконными и нарушающими его права и охраняемые законом интересы, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решение и уведомление Фонда не соответствуют действующему законодательству, поскольку оснований для исчисления страховых взносов по тарифу, превышающему 0,2%, у Фонда не имелось.
Арбитражный апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции, в связи с чем отклоняет доводы апелляционной жалобы, при этом исходит из установленных фактических обстоятельств дела и следующих норм права.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В силу статьи 65 АПК РФ заявитель не освобожден от обязанности подтвердить нарушение своих прав и законных интересов оспариваемыми ненормативными правовыми актами, решениями, действиями (бездействием) государственных органов и их должностных лиц.
В силу пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является самостоятельным видом социального страхования.
Согласно статье 3 Федерального закона N 125-ФЗ под страхователем понимается юридическое лицо любой организационно-правовой формы (в том числе иностранная организация, осуществляющая свою деятельность на территории Российской Федерации и нанимающая граждан Российской Федерации) либо физическое лицо, нанимающее лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Статьей 17 Федерального закона N 125-ФЗ для страхователя установлена обязанность в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
В статье 21 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона N 125-ФЗ правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 "Об утверждении Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска" (далее - Правила N 713).
В силу пункта 3 Правил N 713 Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, сформированная в соответствии данным правилами, утверждается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Такая классификация в проверяемый период была утверждена приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н (далее - Приказ N851н).
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами. Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункты 8 и 9 Правил N 713).
Если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, распределенным равными частями в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, он подлежит отнесению к основному виду экономической деятельности, который имеет наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности (пункт 14 Правил N 713).
Согласно пункту 2 "Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами" (утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55, далее - Порядок N 55), основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил N 713.
По пункту 3 Порядка N 55 для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
ООО "Комплекс-НК" зарегистрирован в ЕГРЮЛ основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) 68.32.2 - "Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе".
Согласно Приказу N 851н вид деятельности "Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (ОКВЭД 68.32.2) относится к 1-му классу профессионального риска.
В силу статьи 1 Федерального закона N 179-ФЗ 1-му классу профессионального риска соответствует тариф 0,2%.
Проанализировав представленные обществом документы (оборотно-сальдовая ведомость по счету 90 - Обслуживание мест общего пользования в ТРЦ "Сити Молл", обслуживание прилегающей территории, прочие услуги), согласно которым 95 % от общего объема оказанных услуг и выпущенной продукции составляют услуги по управлению эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе, которым соответствует страховой тариф в размере 0,2%, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Фондом неправомерно установлен страховой тариф в размере 3,4% (код по ОКВЭД 77.33 "Аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику")
Довод Фонда о том, что общество в установленный в пункте 3 Порядка N 55 срок (до 15 апреля) документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности, не представило, в связи с чем страхователю правомерно установлен страховой тариф в размере 3,4%, подлежит отклонению, поскольку вид фактически осуществляемой обществом деятельности не может быть определен лишь на основании документов, в которых приведены сведения о видах экономической деятельности организации; Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить размер страхового тарифа, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Как указано выше, Пунктом 5 Порядка предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Согласно правовой позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Определении от 21.12.2016 N 305-КГ16-17307, Фондом должны быть представлены доказательства, при наличии которых он приходит к выводу о фактически осуществляемой страхователем деятельности, позволяющей ему назначить повышенный страховой тариф, соответствующий определенному классу профессионального риска.
Виды деятельности плательщика - организации, указанные в ЕГРЮЛ, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют.
Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил от 01.12.2005 N 713 не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция ранее была изложена в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм права, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Поскольку податель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, вопрос о распределении в соответствии со статьей 110 АПК РФ судебных расходов по государственной пошлине судом апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 268, 271, пунктом 1 статьи 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 23.03.2021 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-22765/2020 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Кузбасского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиала N 11) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Кемеровской области.
Председательствующий |
С.Н. Хайкина |
Судьи |
К.Д. Логачев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-22765/2020
Истец: ООО "КОМПЛЕКС-НК"
Ответчик: ГУ Кузбасское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации филиал N 11