г. Вологда |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А52-3432/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Ралько О.Б., судей Зайцевой А.Я. и Романовой А.В. при ведении протокола секретарем судебного заседания Николаевой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области на решение Арбитражного суда Псковской области от 10 марта 2021 года по делу N А52-3432/2019,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области (ОГРН 1036000302964, ИНН 6027028290; адрес: 180000, город Псков, Октябрьский проспект, дом 48; далее - УМВД России по Псковской области, управление) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "ССК-Девелопмент" (ОГРН 1097847330624, ИНН 7802486010; адрес: 194292, Санкт-Петербург, 5-й Верхний переулок, дом 19; далее - общество) об обязании устранить недостатки работ в рамках государственных контрактов от 26.10.2018 N 157100004418000063-0001655-02 и от 20.11.2018 N 157100004418000084-0001655-03: восстановить поврежденную систему отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", а именно: 1. заменить поврежденные, а также установленные в процессе восстановления системы отопления радиаторы (секции радиаторов) на радиаторы (секции радиаторов) с техническими характеристиками, не уступающими характеристикам вышедших из строя радиаторов в общем количестве 35 штук (42 секции), в помещениях 102 (1 секция), 108 (1 секция), 110 (1 секция), 118 (1 секция), 119 (1 секция), 122 (4 секции), 126 (1 секция), 127 (1 секция), 135 (1 секция), 139 (1 секция), 156 (2 секции), 157 (1 секция), 159 (1 секция), 168 (1 секция), 202 (1 секция), 204 (2 секции), 206 (1 секция), 207 (1 секция), 208 (1 секция), 209 (1 секция), 210 (1 секция), 236 (2 секции), 237 (1 секция), 240 (1 секция), 241 (2 секции), 243 (1 секция), 244(1 секция), 307 (1 секция), 308 (1 секция), 309 (1 секция), 322 (1 секция), 323 (1 секция), 331 (2 секции), 332 (1 секция) согласно Планам этажей административного здания с ИБС (листы 6, 7, 8 части 3 подраздела 4 раздела 5 проектно-сметной документации, являющейся приложением N 4 к государственному контракту от 26.10.2018 N 015710000418000063-0001655-02); 2. заменить поврежденные краны шаровые на краны с аналогичными техническими характеристиками в количестве 4 штук в помещениях 105, 108, 110, 122 согласно Плану 1 этажа административного здания с ИБС; 3. выполнить восстановление поврежденных участков трубопровода стального количеством 6 погонных метров в помещениях 108, 118, 134 согласно Плану 1 этажа административного здания с ИВС; 4. по результатам устранения недостатков провести гидравлические испытания системы отопления в присутствии представителей УМВД России по Псковской области и МУП "ЖКХ Островского района", при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО "Дом-сервис Плюс") и общества с ограниченной ответственностью (далее - ООО "Стройтехсервис"), конкурсного управляющего Гришихина Игоря Николаевича.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 10.03.2021 по настоящему делу в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.
Управление с решением суда не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить, заявленные требования удовлетворить. Мотивируя апелляционную жалобу, ссылается на несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение судом норм материального и процессуального права. Управлением заявлено ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своего представителя
Общество в отзыве на апелляционную жалобу с доводами, в ней изложенными, не согласилось, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, 26.10.2018 между истцом (государственный заказчик) и ответчиком (головной исполнитель) заключен государственный контракт на реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области" в рамках государственного оборонного заказа N 0157100004418000063-0001655-02, по условиям которого головной исполнитель в соответствии с требованиями и условиями настоящего контракта, аукционной и утвержденной проектно-сметной документацией (далее - проект), получившей Положительные заключения ГБУ Госэкспертиза Псковской области от 08.08.2013 N 60-1-4-0114-13 и ФАУ "Главгосэкспертиза" от 19.12.2014 N 1618-14/ГГЭ-955/10 обязуется за собственными и привлечёнными силами и средствами выполнить реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области" (далее - объекта) в объёме, определённом Ведомостью объемов работ но реконструкции объекта (часть объекта), подлежащем выполнению (приложение N1 к контракту), являющегося его неотъемлемой частью, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить его в порядке и на условиях Контракта за счёт средств Федерального бюджета.
Между истцом и ответчиком 20.11.2018 заключен государственный контракт на реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области" в рамках государственного оборонного заказа N 0157100004418000084-0001655-03 по условиям которого, головной исполнитель, в соответствии с требованиями и условиями контракта, аукционной и утвержденной проектно-сметной документацией (далее - проект), получившей Положительные заключения ГБУ Госэкспертиза Псковской области от 08.08.2013 N 60-1-4-0114-13 и ФАУ "Главгосэкспертиза" от 19.12.2014 N 1618- 14ЛТЭ-955/10 обязуется собственными и привлечёнными силами и средствами выполнить реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области" (далее - объекта) в объёме, определённом Ведомостью объемов работ по реконструкции Объекта (часть объекта), подлежащем выполнению (приложение 1 к контракту), являющегося его неотъемлемой частью, а государственный заказчик обязуется принять и оплатить его в порядке я на условиях контракта за счёт средств федерального бюджета.
Контракты заключены в целях выполнения государственного оборонного заказа с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закона 44-ФЗ), Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по результатам проведения электронного аукциона (пункты 1.2. контрактов).
Срок исполнения контракта от 26.10.2018 N 157100004418000063-0001655-2 14.12.2018. Срок исполнения контракта N 157100004418000084-0001655-03 20.11.2018- 31.12.2018.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 контрактов реконструкция объекта (часть объекта) по контракту должна выполняться в строгом соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, государственными стандартами, а также отвечать требованиям технических регламентов. Головной исполнитель обязан осуществить реконструкцию объекта (часть объекта) по адресу: Псковская область, г. Остров, ул. Ветеранов Войны, дом 49.
Реконструкция объекта (части объекта) как результат работ, должна отвечать требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), лицензирования, если такие требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации или настоящим контрактом (пункт 1.5 контракта).
Согласно пунктам 1.5.3 контрактов реконструкция объекта (части объекта) оказывается головным исполнителем лично или с привлечением к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту других лиц - исполнителей в случаях, предусмотренных подпунктом 6.3.4 контракта. Самостоятельно, без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту, головной исполнитель обязан выполнить возможные работы в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам и о внесении изменений в правила определения размера штрафа начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" на сумму 25% от цены государственного контракта в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с пунктами 6.2.1 - 6.2.7 контрактов государственный заказчик обязан передать головному исполнителю проектно-сметную документацию на выполнение реконструкции объекта в течение 5 рабочих дней с момента подписания Контракта; передать головному исполнителю объект и строительную площадку не позднее 10-ти календарных дней с момента подписания Контракта; осуществлять контроль за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность Головного исполнителя; участвовать в испытаниях материалов и комплектующих изделий; своевременно сообщать в письменной форме головному исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ или приемки исполненных обязательств; осуществлять надзор за качеством выполняемых работ, требовать от Головного исполнителя информацию о ходе выполнения Контракта; своевременно принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с Контрактом.
В соответствии с пунктами 6.4.1, 6.4.11-6.4.12 контрактов головной исполнитель обязан: своевременно и надлежащим образом выполнить реконструкцию объекта (части объекта), в объеме определённом ведомостью объемов работ (приложение 1 к контракту), согласно графику производства работ (приложение 2 к контракту), в объемах, в сроки и на условиях, установленных пунктом 1 контракта; принять от государственного заказчика объект и строительную площадку не позднее 10 (десяти) календарных дней с момента подписания Контракта; обеспечить при выполнении реконструкции объекта (части объекта), применение материалов и комплектующих изделий соответствующих требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям сертификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным законодательством Российской Федерации, в том числе законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, нормативных актов МВД РФ и контрактом; поставить на строительную площадку государственного заказчика все необходимые материалы, оборудование, изделия, строительную технику для производства работ, а также осуществить их приемку, разгрузку и складирование; все строительные материалы и оборудование должны иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество, а также соответствовать требованиям по качеству и техническим характеристикам материалов и оборудования, используемых при выполнении работ. Головной исполнитель несет ответственность за соответствие используемых материалов и оборудования проектным спецификациям, государственным стандартам и техническим условиям; осуществление работ с использованием материалов, применение которых может привести к нарушению требований к охране окружающей среды и безопасности строительных работ, не допускается; перед выполнением работ с использованием материалов, изделий, конструкций и оборудования головной исполнитель предоставляет Государственному заказчику копии сертификатов, паспортов, а также результатов экспертиз, обследований, лабораторных и иных испытаний, проведенных головным исполнителем в рамках осуществления входного контроля материалов, изделий, конструкций и оборудования (с записью в соответствующем журнале), поставленных для выполнения работ по контракту; головной исполнитель несет риск утраты, случайной гибели или случайного повреждения всех поставленных для реализации контракта материалов, оборудования, изделия в соответствии с пунктом 8 контракта; головной исполнитель обеспечивает складирование и хранение применяемых материалов, изделий и конструкций в соответствии с требованиями стандартов и технических условий на данные материалы, изделия и конструкции; в случае выявления нарушений установленных правил складирования и хранения материалов, изделий и конструкций головной исполнитель обязан немедленно устранить указанные нарушения. Головной исполнитель обязан приостановить применение неправильно складированных и хранимых материалов и изделий до решения вопроса о возможности их применения без ущерба качеству строительства государственным заказчиком.
Во исполнение условий контрактов, истец передал ответчику строительную площадку с зданиями и сооружениями для выполнения строительно-монтажных работ на объекте: "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", расположенного по адресу: Псковская область, г. Остров, ул. Ветеранов войны, д. 49, объект расположен на земельных участках с КН 60:13:0132202:38 площадью 3 105 кв.м, КН 60:13:0132202:125 площадью 360 кв. м, КН 60:13:0132202:126 площадью 900 кв.м согласно акту приема-передачи строительной площадки от 29.10.2018 к государственному контракту от 26.10.2018 N 0157100004418000063-0001655-02 года и акту приема-передачи строительной площадки от 21.11.2018 к государственному контракту от 20.11.2018 N 0157100004418000063-0001655-03.
Согласно акту приема-передачи строительной площадки от 29.10.2018 к государственному контракту от 26.10.2018 N 0157100004418000063-0001655-02 года и условиям пункта 2.1 контракта стоимость строительно-монтажных работ составляет 6 220 570 руб. 65 коп.
Согласно акту приема-передачи строительной площадки от 21.11.2018 к государственному контракту от 20.11.2018 N 0157100004418000063-0001655-03 и условиям пункта 2.1 контракта стоимость строительно-монтажных работ составляет 24 544 398 руб. 94 коп.
Пунктом 6.4.21 государственного контракта предусмотрено, что головной исполнитель обязан осуществить временные подключения коммуникаций, в том числе - теплоснабжение, на период выполнения работ по реконструкции объекта строительства.
До заключения контрактов и передачи ответчику объекта строительства на указанном объекте работали иные подрядчики, по условиям заключенного государственного контракта необходимо было фактически доустановить радиаторы отопления в объеме 0,1854 х 100 кВт (пункт 117 Ведомости объемов работ), провести гидравлическое испытание трубопроводов систем отопления (п. 123 Ведомости объемов работ) и осуществить тепловое испытание систем отопления с проверкой равномерности прогрева отопительных приборов (пункт 146 Ведомости объемов работ).
Работы по установке радиаторов и прокладке трубопроводов отопления выполнены и оплачены, что подтверждается актами о приемке выполненных работ от 22.08.2016 N 66, от 13.09.2016 N 79, от 30.09.2016 N 87 (работы выполнены ООО "СтройТехСервис"), от 22.08.2017 N 17 (работы выполнены ООО "Дом-сервис Плюс").
Истец письмом 26.12.2018 N 6/3083 уведомил ООО "ССК-Девелопмент" о проведении осмотра технического состояния системы отопления на объекте. Ответа не последовало, представителя на участие в комиссионном обследовании рассматриваемого объекта ООО "ССК-Девелопмент" не направило.
УМВД России по Псковской области 29.12.2018 с участием МУП "Жилищно-коммунальное хозяйство" Островского района проведен осмотр технического состояния системы отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", о чем оставлен акт N 1 осмотра технического состояния системы отопления от 29.12.208. В ходе осмотра выявлено: 1. на объекте смонтирована двухтрубная система отопления с нижней разводкой трубопроводов. Индивидуальный тепловой узел (ИТП) расположен в отдельном помещении. Монтаж оборудования ИТП не окончен. Выводящие трубопроводы ИТП к внутренней системе отопления не подключены, имеется видимый разрыв. Врезок холодной воды в систему отопления не имеется; 2. система отопления объекта разморожена. В результате разморозки системы повреждены: - радиаторы секционные алюминиевые марки "OgintDenta +" (теплоотдача одной секции -180 Вт) в количестве 35 (тридцати пяти) штук; - краны шаровые диаметром условного прохода 40 мм в количестве трубопровод стальной диаметром условного прохода 40 мм общим количеством 6 (шесть) погонных метров; 3. выполнена замена поврежденных радиаторов, в количестве 24 (двадцати четырех) штук. Установлены радиаторы секционные алюминиевые марки "Valfex OptimaAlu" с худшими технические характеристиками, по сравнению с заменёнными. Теплоотдача одной секции установленных радиаторов составляет 130 Вт, при этом количество секций не увеличено. Согласно выводу, изложенному в акте ООО "ССК-Девелопмент" необходимо восстановить поврежденную в результате разморозки систему отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", а именно: заменить поврежденные, а также установленные в процессе восстановления системы, радиаторы на радиаторы с техническими характеристиками, не уступающими характеристикам вышедших из строя радиаторов, заменить поврежденные шаровые краны на краны с аналогичными характеристиками, выполнить восстановление поврежденного трубопровода. После выполнения вышеуказанных работ ООО "ССК-Девелопмент" необходимо провести гидравлические испытания системы отопления в присутствии государственного заказчика,
Актом осмотра технического состояния системы отопления от 25.02.2019 N 2 зафиксировано: 1. нa объекте смонтирована двухтрубная система отопления с нижней разводкой трубопроводов. Индивидуальный тепловой узел (ИТП) расположен в отдельном помещении. Монтаж оборудования ИТП не окончен. Выводящие трубопроводы ИТП к внутренней системе отопления не подключены, имеется видимый разрыв. Врезок холодной воды в систему отопления не имеется; 2. система отопления объекта разморожена в результате разморозки повреждены: радиадиаторы секционные алюминиевые марки "Ogint Denta +" (теплоотдача одной секции -180 Вт) в количестве 35 (тридцати пяти) штук; - краны шаровые диаметром условного прохода 40 мм в количестве 6 (шести) штук; - трубопровод стальной диаметром условного прохода 40 мм общим количеством 6 (шесть) погонных метров; 3. выполнена замена поврежденных радиаторов, в количестве 24 (двадцати-четырех) штук. Установлены радиаторы секционные алюминиевые марки "Valfex Optima Alu" с худшими технические характеристиками, по сравнению с заменёнными. Теплоотдача одной секции установленных радиаторов составляет 130 Вт, при этом количество секций не увеличено. В связи с чем сделан вывод, что после осмотра технического состояния системы отопления, проведенного заказчиком 29.12.2018, ООО "ССК-Девелопмент" работы по восстановлению системы отопления не выполнял. ООО "ССК-Девелопмент" необходимо восстановить поврежденную в результате разморозки систему отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", а именно: заменить поврежденные, а также установленные в процессе восстановления системы, радиаторы на радиаторы с техническими характеристиками, не уступающими характеристикам вышедших из строя радиаторов, заменить поврежденные шаровые краны на краны с аналогичными характеристиками, выполнить восстановление поврежденного трубопровода. После выполнения вышеуказанных работ ООО "ССК-Девелопмент" необходимо провести гидравлические испытания системы отопления в присутствии государственного заказчика.
Управление приняло решение об одностороннем отказе от контракта от 29.12.2018 N 6/3105 (от 26.10.2018 N157100004418000063-0001655-02), которое размещено в ЕИС и направлено ответчику. 29.12.2018 решение об одностороннем расторжении контракта от 29.12.2018 N 6/3106 (от 20.11.2018 N157100004418000084-0001655-03) размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki. gov.ru. Дата расторжения контрактов 09.01.2019. Причиной расторжения указано нарушение головным исполнителем пунктов 5.1.2, 5.2, 6.4.1 контракта.
Управление обратилось к ответчику с требованием устранить выявленные нарушения, однако обращение осталось без ответа и исполнения.
Указанные обстоятельства явились причиной обращения управления в суд с рассматриваемым иском.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, правомерно руководствуясь следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
По рассматриваемому контракту, правоотношения сторон регулируются нормами главы 37 ГК РФ, общими положениями гражданского законодательства об исполнении обязательств и расторжении договоров, а также Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В соответствии со статьями 763, 768 ГК РФ подрядные работы, предназначенные для удовлетворения государственных или муниципальных нужд, осуществляются на основе государственного или муниципального контракта на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по государственным или муниципальным контрактам на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд в части, не урегулированной настоящим Кодексом, применяется Закон о подрядах для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 763 ГК РФ установлено, что по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями, и при недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств.
Согласно пункту 1 статьи 721 ГК РФ качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода.
Статьей 722 ГК РФ предусмотрено, что в случае, когда законом, иным правовым актом, договором подряда или обычаями делового оборота предусмотрен для результата работы гарантийный срок, результат работы должен в течение всего гарантийного срока соответствовать условиям договора о качестве (пункт 1 статьи 721 ГК РФ).
Гарантия качества результата работы, если иное не предусмотрено договором подряда, распространяется на все, составляющее результат работы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 723 ГК РФ в случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, потребовать от подрядчика в том числе безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
Форма и порядок оформления акта о расследовании причин аварийной ситуации при теплоснабжении утверждены Приказом Ростехнадзора от 25.04.2016 N 157, зарегистрированным Минюстом России 04.07.2016 N 42746. Форма и порядок оформления отчета об аварийных ситуациях при теплоснабжении утверждены Приказом Ростехнадзора от 25.04.2016 N 158, зарегистрированным Минюстом России 04.07.2016 N 42746. При возникновении аварий на инженерных сетях предприятия (организации) оформляется аварийный акт, в котором указывается, когда, кем была обнаружена авария и её последствия.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что истцом в обоснование аварийной ситуации, произошедшей по вине ответчика, представлены акты осмотра технического состояния системы отопления от 19.12.2018 N 1 и от 25.02.2019 N 2. Иных доказательств в обоснование аварийной ситуации, произошедшей по вине ответчика, истцом не представлено. При этом, как верно указано судом первой инстанции, факты разморажения системы в период действия контрактов, протечки не зафиксированы, как не представлено иных доказательств замены радиаторов, кроме как актов осмотра, аварийные акты в котором указывается когда, кем была обнаружена авария и ее последствия не представлены.
Подрядчиками, выполняющими работы на объекте капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", являлись ООО "СтройТехСервис" (выполнена установка радиаторов и монтаж системы отопления здания, что подтверждается актом приемки выполненных работ N 10/103 от 14.11.2016), ООО "Дом-сервис Плюс" (установка радиаторов и монтаж системы отопления здания - акт от 22.08.2017 КС-2 N 17), ООО "АЗС-Строй" (акт приема-передачи строительной площадки от 20.10.2017), ООО "ССК-Девелопмент" (ограждение территории - акт от 14.12.2018 КС-2 N 1,5/2, вольер для собак - акт КС-2 от 14.12.2018 N 1,4/2, ООО "СтройПроект" (контракт от 24.04.2020 N 0157100004420000070002 начало работ с 01.06.2020).
Монтаж системы отопления в административном здании отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области производился в течении 2016-2017 годов ООО "СтройТехСервис", ООО "Дом-сервис Плюс" и ООО "АЗС-Строй".
Подключение системы отопления выполнено ООО "АЗС-Строй" через временный индивидуальный тепловой пункт (ИТП) по договору энергоснабжения (теплоснабжения) от 27.10.2017 N 150/17, заключенному с МУП "Островские теплосети" Островского района, те есть теплоноситель (вода) подан в систему отопления административного здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области.
ООО "ССК-Девелопмент" в соответствии с разделом 2 ИТП, Приложение N 1 "Ведомость объемов работ по реконструкции объекта (части объекта) "Реконструкция административного здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области" к государственному контракту N 0157100004418000063-0001655-02 демонтировало временный индивидуальный тепловой пункт и приступило к монтажу оборудования в помещении индивидуального теплового пункта (ИТП). Монтаж оборудования индивидуального теплового пункта (ИТП), на дату осмотра экспертами 15 июля 2020 года, не завершен.
Согласно пункту 5 статьи 720 ГК РФ при возникновении между заказчиком и подрядчиком спора по поводу недостатков выполненной работы или их причин, по требованию любой из сторон должна быть назначена экспертиза.
Так, при рассмотрении дела в суде первой инстанции, определением от 10.01.2020 назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено обществу с ограниченной ответственностью "НИИСЭ" (далее - ООО "НИИСЭ") с привлечением эксперта Михалева Владимира Сергеевича. Определением от 26.05.2020 дополнительно в комиссию экспертов для производства судебной экспертизы, с учетом изменения перечня вопросов привлечен обладающий специальными познаниями в области строительства эксперт научно-исследовательского института судебных экспертиз ООО "НИИСЭ" Хайрулин Руслан Ренатович, продлен срок проведения экспертизы, в распоряжение экспертов предоставлены дополнительные документы.
На разрешение экспертов поставлены вопросы: 1. Определить объемы, виды и стоимость работ, которые необходимо выполнить для восстановления системы отопления в соответствии с проектно-сметной документацией и строительными нормами и правилами? 2. Что явилось причиной возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России и иве по Островскому району, г. Остров Псковской области" в декабре 2018 года?
По результатам проведенной экспертизы составлено заключение эксперта от 28.09.2020 N СЭ-1203-2020 со следующими выводами:
Вывод по первому вопросу с учетом предоставленных дополнительных пояснений эксперта от 24.02.2021 N 10-827-СЭ/21: стоимость работ на восстановление поврежденной системы отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров, Псковской области", на дату осмотра 15.07.2020, составляет: 112 600 руб.
Восстановление поврежденной системы отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров, Псковской области", смонтированной с нарушениями проектной и рабочей документации, чтобы она соответствовала требованиям проектно-сметной документации, строительным нормам и правилам - невозможно.
Необходим капитальный ремонт системы отопления на объекте "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району, г. Остров, Псковской области", с соблюдением требований проектной документации, строительными нормами и правилами, действующими в РФ.
Вывод по второму вопросу: причиной возникновения аварийной ситуации на объекте капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области" в декабре 2018 года является отсутствие контроля и надзора со стороны государственного заказчика, УМВД России по Псковской области и владельца здания, отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области, за качеством выполняемых проектных и строительно-монтажных работ Подрядчиками, осуществляющими проектные и строительно-монтажные работы, в том числе с нарушениями нормативно-технических требований действующих в Российской Федерации.
В соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" эксперт проводит исследования объективно, на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме; заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.
При проведении исследования экспертами использовалась методика поэтапного исследования, заключающаяся в последовательном выполнении следующих этапов, а именно:
1. Исследования и анализа материалов гражданского дела N А52-3432/2019;
2. Сопоставления данных материалов с требованиями технических руководств, требований по эксплуатации, действующих норм и правил;
3. Натурного обследования объекта исследования и фотофиксации результатов обследования;
4. Сопоставления результатов натурного обследования объекта исследования с представленными документами, нормативно-техническими требованиями, руководствами по эксплуатации и действующими нормами и правилами в РФ;
5. Формирование выводов и составление заключения эксперта.
В судебном заседании с целью дачи пояснений и ответов на вопросы сторон участвовали эксперты, которые подтвердили выводы, изложенные в представленном суду заключении, указав, что основной причиной возникновения аварийной ситуации на объекте является отсутствие контроля и надзора со стороны государственного заказчика, за подрядчиками, осуществляющими работы.
Суд первой инстанции правомерно принял в качестве надлежащего доказательства указанное экспертное заключение. Как верно указано судом, экспертиза проведена на строго научной и практической основе, в пределах соответствующей специальности, всесторонне и в полном объеме; заключение экспертов основано на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных в соответствии со статьями 4 и 8 Федерального закона от 31.05.2001 N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". По своему содержанию заключение носит последовательный, однозначный и непротиворечивый характер. При этом эксперты предупреждены об уголовной ответственности. Экспертное заключение соответствует обязательным требованиям, предъявляемым к оформлению результатов экспертного исследования: содержит необходимые сведения об эксперте, перечень использованных данных с указанием источников из получения, подробное описание используемых экспертами методов обработки информации, описание объекта исследования.
Учитывая изложенное, а также то, что экспертное заключение по форме и содержанию соответствует требованиям части 1 статьи 86 АПК РФ, об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 УК РФ эксперты предупреждены, заключение эксперта является достаточно ясным и полным, наличие каких-либо противоречий или необоснованности сделанных экспертом выводов по заданным вопросам суд не усматривает; выводы эксперта понятны, в связи с чем исследования каких-либо иных обстоятельств, а также дополнительных разъяснений не требуется, суд апелляционной инстанции также признает заключение эксперта допустимым доказательством по делу.
Правовых оснований для назначения по делу повторной экспертизы суд первой инстанции правомерно не усмотрел по основаниям, приведенным в оспариваемом решении, с которыми апелляционная инстанция согласна.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о недоказанности факта аварии в период действия контрактов.
Судом правомерно учтено то, что истец в соответствии с условиями спорных контрактов обязан осуществлять контроль за исполнением контракта, в том числе на отдельных этапах его исполнения, без вмешательства в оперативную хозяйственную деятельность головного исполнителя; участвовать в испытаниях материалов и комплектующих изделий; своевременно сообщать в письменной форме головному исполнителю о недостатках, обнаруженных в ходе выполнения работ или приемки исполненных обязательств; осуществлять надзор за качеством выполняемых работ, требовать от головного исполнителя информацию о ходе выполнения Контракта. Также функции контроля и надзора государственного заказчика, как застройщика, определены сводами правил: СП 48.13330.2011 "Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004" (п.4.6); СП 246.1325800.2016 Положение об авторском надзоре за строительством зданий и сооружений (3.2.).
Между тем, как усматривается из материалов дела и подтверждено исследовательской частью экспертного заключения, а также выводами эксперта, договор энергоснабжения (теплоснабжения) от 27.10.2017 N 150/17 оформлен подрядчиком, ООО "АЗС-Строй", которое не является владельцем здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области. По договору энергоснабжения (теплоснабжения) от 27.10.2017 N 150/17 и действующим нормативно-техническим требованиям ответственность за содержание, эксплуатацию и ремонт возложена на ООО "АЗС-Строй", как абонента.
В дальнейшем 20.10.2018 по "Акту приема-передачи строительной площадки", объект строительства "Реконструкция здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области." по Контракту от 26.10.2018 N 0157100004418000063-0001655-02 передан ООО "ССК-Девелопмент".
В связи с уходом со строительной площадки абонента, потребителя тепловой энергии ООО "АЗС-Строй", по договору энергоснабжения (теплоснабжения) от 27.10.2017 N 150/17, ответственность за эксплуатацию тепловых сетей несёт владелец здания. Установить дату окончания работ ООО "АЗС-Строй" на объекте, исходя из представленных материалов, не представляется возможным.
По государственным контрактам на реконструкцию объекта капитального строительства "Реконструкция административного здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области", государственный заказчик (УМВД России по Псковской области) обязан осуществлять контроль и надзор за качеством выполняемых строительно-монтажных работ, выполняемых на объекте строительства.
Строительно-монтажные работы системы отопления, выполненные ООО "СтройТехСервис", ООО "Дом-сервис Плюс" и ООО "АЗС-Строй" и восстановление системы отопления выполняемое на дату осмотра 15.07.2020, ООО "СтройПроект", не соответствовали и не соответствуют требованиям: - Проекта "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району г. Остров, Псковской области", стадия "Р" шифр проекта: ГК N 0157100004412000278-0001655-02-1- ОВ; - Проекта "Реконструкция административного здания отдела МВД России с ИВС по Островскому району г. Остров, Псковской области", стадия "П" шифр проекта: ГК N 0157100004412000278-0001655-02-1 -4-ОВ; - свода правил СП 73.13330.2016 "Внутренние санитарно-технические системы зданий. СНиП 3.05.01-85"; свода правил СП 60.13330.2016 "Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003".
Повреждение радиаторов отопления и трубопроводов на первом этаже административного здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области, в результате замерзания содержащейся в них воды, является следствием, а причиной является отсутствие контроля и надзора со стороны государственного заказчика, УМВД России по Псковской области и владельца здания отдела МВД России и ИВС по Островскому району, г. Остров Псковской области, за качеством выполняемых проектных и строитель-монтажных работ подрядчиками, осуществляющими проектные и строительно-монтажные работы, в том числе с нарушениями нормативно-технических требований действующих в Российской Федерации.
На основании изложенного, экспертами сделан обоснованный вывод, что причиной возникновения аварийной ситуации на спорном объекте в декабре 2018 года является отсутствие контроля и надзора со стороны государственного заказчика и владельца здания за качеством выполняемых проектных и строительно-монтажных работ подрядчиками, осуществляющими проектные и строительно-монтажные работы, в том числе с нарушениями нормативно-технических требований действующих в Российской Федерации.
С учетом вышеизложенного, при отсутствии в материалах дела доказательств, подтверждающих факт обнаружения аварии и вину ответчика, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
Изложенные в жалобе доводы не содержат фактов, которые влияли бы на законность и обоснованность обжалуемого решения. Они не опровергают выводы суда первой инстанции по существу рассмотренного дела, а выражают несогласие с ними, что не является основанием для отмены оспариваемого решения.
Судебный акт первой инстанции принят при полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, нормы процессуального и материального права применены судом верно, с учетом конкретных обстоятельств дела, содержащиеся в нем выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, судом первой инстанции не нарушено единообразие в толковании и применении норм права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Псковской области от 10 марта 2021 года по делу N А52-3432/2019 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Псковской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо - Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Б. Ралько |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-3432/2019
Истец: Управление Министерства Внутренних дел Российской Федерации по Псковской области
Ответчик: ООО "ССК-Девелопмент"
Третье лицо: ООО "Дом-сервис Плюс", ООО "НИИСЭ", ООО "НИИСЭ" эксперт Михалев Владимир Сергеевич, ООО "НИИСЭ" эксперту Хайрулину Р.Р., ООО "Стройтехсервис", конкурсный управляющий Гришихин Игорь Николаевич