г. Москва |
|
09 февраля 2024 г. |
Дело N А40-189329/22 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2024 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 09 февраля 2024 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Панкратовой Н.И.,
судей: Александровой Г.С., Савенкова О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Красниковой Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и
культуры"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2023 года
по делу N А40-189329/22, принятое судьей Михайловой Е.В.,
по иску Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (ИНН 7832000069, ОГРН 1037843025527)
к ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН 7705395248, ОГРН 1027739550156)
о понуждении исполнить обязательства, взыскании судебной неустойки в случае
неисполнения решения суда,
при участии в судебном заседании представителей:
от истца: Касьянова Д.В. по доверенности от 25.03.2022,
диплом ВСГ 2739102 от 16.06.2008;
от ответчика: Щербакова О.В. по доверенности от 26.12.2023,
диплом ВСГ 4096796 от 24.06.2010;
УСТАНОВИЛ:
Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - истец) обратился в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - ответчик) содержащим следующие требования:
Обязать: 1. Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН 7705395248, КПП 770010011, ОГРН 1027739550156, юридический адрес: Москва, пер. Дегтярный, д. 8, строение 3, руководитель: Меньшов Алексей Владимирович), в установленном законом порядке:
1.1 В течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, на объекте культурного наследия федерального значения "Дача Фаберже К.Г. (А.К.)", расположенном по адресу: Санкт-Петербург поселок Парголово, Осиновая Роща, Песочное шоссе, дом 14, выполнить комплекс первоочередных (противоаварийных) работ.
1.2 В течение 36 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по реставрации объекта культурного наследия федерального значения "Дача Фаберже К.Г. (А.К.)" (в составе: "Жилой дом", "Конюшня", "Корпус служебный", "Ледник", "Фонтан", "Парк с прудом"), в том числе лечение деревьев, с установкой информационных надписей и обозначений.
2. Установить размер денежных средств, подлежащих взысканию с Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (ИНН 7705395248, КПП 770010011, ОГРН 1027739550156, юридический адрес: Москва, пер. Дегтярный, д. 8, строение 3, руководитель: Меньшов Алексей Владимирович) в пользу КГИОП как 100 000 рублей за каждый случай неисполнение решения суда в установленный срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 200 000 рублей в месяц по каждому требованию, указанному в пункте 1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 21 февраля 2023 года по делу N А40-189329/22 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать.
В ходе рассмотрения апелляционной жалобы апелляционной коллегией рассмотрено заявление сторон о намерениях урегулировать спор мирным путем, в связи с чем судебное заседание неоднократно откладывалось.
Поскольку в дальнейшем данная инициатива не была поддержана со стороны истца, который заявил об отсутствии возможности и необходимости заключать мировое соглашение, суд перешел к рассмотрению дела по существу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции Заявитель требования и доводы жалобы поддержал;
Представитель истцов доводы апелляционной жалобы отклонил за необоснованностью. Считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным и просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный апелляционный суд, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив все доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к выводу, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 N 527 "О перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге" объект, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Осиновая Роща, Песочное шоссе, дом 14 (согласно постановления Правительства РФ от 10.07.2001 N 527, адрес: Песочное шоссе, 14), в составе: "Жилой дом"; "Конюшня"; "Корпус служебный"; "Ледник"; "Фонтан", является объектом культурного наследия федерального значения "Дача Фаберже К.Г. (А.К.)" (далее - Объект).
Распоряжением КГИОП от 14.06.2017 N 07-19-202/17 утверждено охранное обязательство на Объект (далее - Охранное обязательство).
Разделом 6 Охранного обязательства установлены дополнительные требования в отношении объекта, а именно указаны наименования и сроки выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно выпискам из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем объекта, а также земельного участка, на праве постоянного (бессрочного) пользования, является Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" (далее - ФГБУК АУИПИК).
23.08.2022 в связи с истечением срока (завершения периода) проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, установленных согласно пункту 1 части 25 раздела 6 Охранного обязательства, КГИОП проведено контрольное (надзорное) мероприятие (инспекционный визит).
Актом внепланового инспекционного визита от 23.08.2022 установлено следующее:
Согласно пункту 1 части 25 раздела 6 Охранного обязательства в отношении объекта культурного наследия федерального значения "Дача Фаберже К.Г. (А.К.)", предусмотрено в установленном порядке выполнить: работы по реставрации объекта культурного наследия, в соответствии с проектной документацией, согласованной с КГИОП (в отношении объектов: "Жилой дом", "Конюшня", "Корпус служебный", "Ледник", "Фонтан") в течение 60 месяцев, в срок до 14.06.2022; уборку мусора, поваленных деревьев, демонтаж разрушенных хозяйственных построек (в отношении объекта: "Парк с прудом") в течение 12 месяцев, в срок до 14.06.2018; на основании задания КГИОП разработать проектную документацию по реставрации объекта культурного наследия и согласовать с КГИОП (в отношении объекта "Парк с прудом") в течение 30 месяцев, в срок до 14.12.2019; в установленном порядке выполнить работы по реставрации объекта культурного наследия (в том числе лечение деревьев), в соответствии с проектной документацией, согласованной с КГИОП (в отношении объекта "Парк с прудом") в течение 48 месяцев, в срок до 14.06.2021.
По состоянию на 23.08.2022:
Задание на проведение работ по сохранению объекта, установленных согласно пункту 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства, КГИОП не выдавалось (в отношении объектов: "Корпус служебный", "Ледник", "Фонтан".
КГИОП выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (первоочередные противоаварийные работы, ремонт и реставрация в отношении объектов: "Жилой дом", "Конюшня") от 09.12.2019 N 01-52-1815/19-0-2.
КГИОП выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия (в отношении объекта "Парк с прудом") от 03.11.2020 N 01-52-2412/20-0-1.
Проектная документация на проведение работ по сохранению объекта, установленных согласно пункту 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства, КГИОП не согласовывалась.
Разрешение на проведение работ по сохранению объекта, установленных согласно пункту 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства, КГИОП не выдавалось.
Отчетная документация о выполненных работах по сохранению объекта, установленных согласно пункту 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства, в КГИОП не предоставлялась и КГИОП не утверждалась.
Приемка работ по сохранению объекта, установленных согласно пункту 1 части 25 раздела 6 охранного обязательства, не производилась.
Проект информационной надписи на объекте культурного наследия в соответствии с требованиями Порядка установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, содержания этих информационных надписей и обозначений, а также требований к составу проектов установки и содержания информационных надписей и обозначений, на основании которых осуществляется такая установка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10.09.2019 N 1178 (далее - Порядок), в КГИОП на согласование не поступал.
Уведомление о выполненных работах с указанием даты проведения работ по установке информационной надписи и с приложением цветной фотофиксации объекта культурного наследия до начала работ, в процессе их проведения и после завершения установки информационной надписи в соответствии с требованиями Порядка в КГИОП не поступало.
В ходе инспекционного визита проведен осмотр, по результатам которого установлено ненадлежащее техническое состояние Объекта, а именно: ненадлежащее состояние фасадов, деструкция кирпичной кладки, обнажение кирпичей, утрата штукатурного слоя, наличие биопоражения и древесно-кустарниковой растительности, частичное отсутствие оконных и дверных заполнений; деструкция ступеней крыльца; неудовлетворительное состояние венчающего карниза; утрата элементов; захламление территории бытовым мусором и штукатуркой; следы пожара, обгоревшие конструкции стены.
В интерьерах утрата штукатурного слоя, архитектурно-художественных элементов; утрата ограждения парадной лестницы; на полу навалена штукатурка, строительный мусор, балясины.
Таким образом, работы по сохранению объекта, установленные согласно пункту 1 части 25 раздела 6 Охранного обязательства в установленный срок не выполнены, информационные надписи и обозначения не установлены.
Со ссылкой на вышеуказанные обстоятельства, истец обратился с настоящим иском в суд.
Исковое заявление признано судом первой инстанции правомерным и обоснованным, с чем соглашается апелляционная коллегия.
Доводы ответчика не принимаются апелляционной коллегией, так как распоряжением КГИОП от 06.06.2018 N 230-р утвержден предмет охраны объекта культурного наследия федерального значения "Дача Фаберже К.Г. (А.К.)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, Песочное шоссе, дом 14, литеры А.Б. (Песочное шоссе, 14), копия которого представлены материалы настоящего дела.
Ответчик ссылается на нормы подпункта 3 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Закон N 73-ФЗ) о невозможности проведения работ в отсутствие предмета охраны, однако, данные возражения основаны на неверном толковании норм материального права, по смыслу положений, содержащихся в подпункте 6 пункта 2 статьи 18, подпункте 3 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ, в случае, если проводимые работы по сохранению объекта культурного наследия не изменяют облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер объекта культурного наследия их производство может быть осуществлено в отсутствие определенного в установленном законом порядке предмета его охраны.
Как указывает Ответчик, объекты, входящие в состав Объекта, были переданы ФГБУК АУИПИК на праве оперативного управления, регистрация права которого была произведена в ЕГРН 25.07.2017.
Таким образом фактически полномочия Ответчика по обеспечению содержания Объекта возникли 25.07.2017, что опровергает довод Ответчика о том, что на момент передачи Объектов в оперативное управление ФГБУК АУИПИК охранное обязательство отсутствовало, поскольку Охранное обязательство утверждено датой ранее - 14.06.2017.
Кроме того, перечень работ по сохранению Объекта и сроки их выполнения, указанные в Охранном обязательстве Ответчиком с момента его получения, не обжаловались в судебном порядке в силу пункта 3 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, в период установленного Охранным обязательством срока Ответчик с обращением за его изменением не обращался, что указывает на то, что данные требования Охранного обязательства признаны им законными и исполнимыми.
Обязанность по выполнению требований Охранного обязательства установлена для Ответчика на основании пункта 11 статьи 47.6 Закона N 73-ФЗ, кроме того на него в соответствии с подпунктом 1, 2 пункта 1 статьи 47.3 Закона N 73-ФЗ возложена обязанность содержать Объект в надлежащем техническом состоянии и не допускать ухудшения его состояния и его предмета охраны.
По смыслу содержания, названные нормы Закона N 73-ФЗ, опровергают довод Ответчика о передаче Объектов во временное владение и пользование иным лицам на основании договоров аренды (в особенности на электроснабжение, водоснабжение, водоотведение, отопление), тем самым о статусе ФГБУК АУИПИК как ненадлежащего Ответчика по настоящему делу.
Кроме того, Ответчик был вправе обратиться в КГИОП во внесудебном порядке с целью продления сроков выполнения работ, предусмотренных Охранным обязательством, с указанием обоснованных и уважительных причин внесения соответствующих изменений в Охранное обязательство. Однако Ответчиком этого сделано не было.
Довод об отсутствии возможности у ФГБУК АУИПИК взять на себя расходы по содержанию объектов культурного наследия "Ледник" и "Фонтан", поскольку они не переданы ему на праве оперативного управления не принимается, поскольку объекты расположены на принадлежащем ответчику земельном участке с кадастровым номером 76:36:0013376:3044, государственная регистрация прав на который была произведена в ЕГРН 21.03.2017. При этом согласно части 4 статьи 35 ЗК РФ не допускается отчуждение земельного участка без находящегося на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу.
Указанные обстоятельства в соответствии с положениями пункта 6 части 6 статьи 11 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ являются основанием для понуждения ответчика исполнить обязательства по сохранению Объекта.
В силу п.47 постановления Пленума N 10/22, удовлетворяя иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, суд вправе как запретить ответчику совершать определенные действия, так и обязать ответчика устранить последствия нарушения права истца.
Поскольку ответчиком не представлено доказательств исполнения обязательств, предусмотренных законом и устранения нарушения прав истца, требование истца является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Каких-либо обстоятельств, препятствующих надлежащему выполнению ФГБУК АУИПИК взятых на себя обязательств по надлежащему содержанию и использованию объекта культурного наследия федерального значения "Дача Фаберже К.Г. (А.К.)", расположенного по адресу: Санкт-Петербург, поселок Парголово, Осиновая Роща, Песочное шоссе, дом 14, судом не установлено.
Кроме того, истец также просит в случае неисполнения ответчиком решения суда взыскать судебную неустойку, а именно: 100 000 рублей за каждый случай неисполнение решения суда в установленный срок, а в случае дальнейшего неисполнения решения суда - 200 000 рублей в месяц по каждому требованию, указанному в пункте 1 просительной части настоящего искового заявления, до месяца фактического исполнения решения суда.
Данное требование истца соответствует положениям ст. 308.3 ГК РФ, обосновано и правомерно; размер заявленной судебной неустойки соответствует принципам разумности и справедливости.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, переход права собственности на объекты с кадастровыми номерами N 78:36:0013376:3492 и N 78:36:0013376:3493 правового значения не имеет и апелляционной коллегией не учитывается, поскольку данное обстоятельство имело место после вынесения решения по настоящему делу, в связи с чем суд правомерно руководствовался обстоятельствами и доказательствами, установленными на момент его принятия.
Учитывая изложенное, Девятый арбитражный апелляционный суд считает, что при принятии обжалуемого решения правильно применены нормы процессуального и материального права, выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, в связи с чем апелляционная жалоба ФГБУ культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" является необоснованной и удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст.ст. 110, 176, 266-268, п. 1 ст. 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 21 февраля 2023 года по делу N А40-189329/22 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.И. Панкратова |
Судьи |
Г.С. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-189329/2022
Истец: КОМИТЕТ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ КОНТРОЛЮ, ИСПОЛЬЗОВАНИЮ И ОХРАНЕ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ
Ответчик: ФГБУ КУЛЬТУРЫ "АГЕНТСТВО ПО УПРАВЛЕНИЮ И ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ"