г. Пермь |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А71-12859/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Борзенковой И.В.,
судей Васильевой Е.В., Муравьевой Е. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бронниковой О.М.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещенных надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике,
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 19 февраля 2021 года
по делу N А71-12859/2020
по заявлению государственного казенного учреждения Удмуртской Республики
"Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (ИНН 1841075736, ОГРН 1171832030270)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (ИНН1831038485, ОГРН 1031800554610)
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "Личный доктор", бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская
городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики",
о признании незаконными решения от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 2 и предписания от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 3,
УСТАНОВИЛ:
Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - заявитель, ГКУ УР "РЦЗ", уполномоченное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике (далее - УФАС по УР, антимонопольный орган, ответчик) о признании незаконными решения от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 2 и предписания от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 3.
Определением суда от 30.10.2020 судом на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Личный доктор" (далее - ООО "Личный доктор"), бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики" (далее - БУЗ УР "Воткинская городская детская больница МЗ УР", больница) (далее совместно - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2021 года заявленные требования удовлетворены: признаны незаконными вынесенные Управлением Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике в отношении государственного казенного учреждения Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" решение от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 2 и предписание от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 3.
Не согласившись с принятым решением, УФАС по УР обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы антимонопольным органом приведены доводы, что согласно Закону N 323-ФЗ, периодический медицинский осмотр и профилактический медицинский осмотр - это разные виды медицинского осмотра. Осуществление медицинской деятельности по адресу, не указанному в лицензии, расценивается как осуществление деятельности без специального разрешения (лицензии), что подтверждается письмом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 23.09.2020 N 08-55682/20, а именно законодательством не предусмотрено проведение медицинских осмотров (предварительных, периодических) по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии на осуществление медицинской деятельности. Считает, что прохождение периодического медицинского осмотра не входит в понятие "первичной медико-санитарной помощи". Указывает, что оспариваемое решение суда не содержит норм действующего законодательства, на основании которых суд пришел к выводам о незаконности актов антимонопольного органа.
ГКУ УР "РЦЗ" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, согласно которому заявитель не согласен с доводами апеллянта, считает их несостоятельными, решение суда полным и обоснованным.
ООО "Личный доктор" также представлен отзыв на апелляционную жалобу, полагает, что проведение периодических медицинских осмотров вне объектов медицинской организации по месту нахождения работодателя квалифицируется как нарушение законодательства о лицензировании. Считает, Постановление от 01.08.2020 N 1154 противоречит Федеральному закону от 04.05.2011 N 99-ФЗ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, не явились, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, при этом в порядке ч. 2 ст. 156 АПК РФ ГКУ УР "РЦЗ", ООО "Личный доктор" письменно уведомили суд о рассмотрении дела в отсутствие своих представителя, что в силу части 2 статьи 200 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, 02.09.2020 Уполномоченным учреждением размещены в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документация об Аукционе в электронной форме N N зз-32031-2020 "Услуги по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников учреждения" (номер закупки в единой информационной системе в сфере закупок - 0813500000120012427, заказчик - бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики") (далее - аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 737 313,56 рублей. 15.10.2020 - дата и время окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.10.2020, поступило три заявки хозяйствующих субъектов на участие в Аукционе, в соответствии с протоколом проведения электронного аукциона от 16.10.2020, в Аукционе приняли участие три хозяйствующих субъекта, в том числе заявка ООО "Личный доктор".
13.10.2020 в Удмуртское УФАС России поступила жалоба ООО "Личный доктор" на положение документации об электронном аукционе N зз-32031-2020, несоответствующее требованиям действующего законодательства, касающееся установления требования к участнику закупки о наличии в составе заявки, при осуществлении в соответствии с лицензией специализированной медицинской помощи по периодическим медицинским осмотрам на территории, отличной от территории, указанной в проекте контракта в качестве места оказания услуг (выполнения работ), также копии распорядительного документа или копии выписки из распорядительного документа о создании в структуре участника закупки мобильной медицинской бригады.
По результатам рассмотрения в ходе проведения внеплановой проверки в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" вышеуказанной жалобы, антимонопольным органом было вынесено решение по делу N 018/06/106-1069/2020, согласно которому Комиссия УФАС признала жалобу ООО "Личный доктор" обоснованной; ГКУ УР "РЦЗ УР" и заказчика - БУЗ УР "Воткинская городская детская больница МЗ УР" - нарушившими часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
19.10.2020 уполномоченному учреждению и Заказчику Удмуртским УФАС выдано предписание по делу об административном правонарушении N 018/06/106-1069/2020 об устранении нарушений законодательства путем внесения изменений в Документацию об электронном аукционе, а также продления срока подачи заявок.
Несогласие заявителя с вынесенными решением и предписанием по делу N 018/06/106-1069/2020 в части признания уполномоченного учреждения нарушившим ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе и предписании ГКУ УР "РЦЗ УР" в течение 3-х рабочих дней с даты исполнения пункта 2 предписания, касающегося внесения заказчиком изменений в Аукционную документацию, разместить в ЕИС указанные изменения и продлить срок подачи заявок, послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суд первой инстанции установил наличие совокупности оснований для признания оспариваемых актов недействительными и удовлетворил заявленные требования полностью.
Повторно исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, проверив правильность применения судом норм права, апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительным ненормативного правового акта, решения органа, осуществляющего публичные полномочия, должностных лиц, необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанным ненормативным правовым актом, решением прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в соответствии с правилами настоящей статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п. 4.2 ч. 1 ст. 23 Закона о защите конкуренции, к полномочиям антимонопольного органа отнесено, в том числе рассмотрение жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов.
При рассмотрении жалобы по существу комиссия антимонопольного органа рассматривает обжалуемые акты и (или) действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей. В случае, если в ходе рассмотрения жалобы комиссией антимонопольного органа установлены иные нарушения в актах и (или) действиях (бездействии) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии, уполномоченного органа и (или) организации, осуществляющей эксплуатацию сетей, комиссия антимонопольного органа принимает решение с учетом всех выявленных нарушений (ч. 17 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции").
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, регулируются Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении такого аукциона.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Как установлено судом и следует из материалов дела, предметом спорного электронного аукциона (номер извещения в ЕИС - 0813500000120012427) является оказание услуг по проведению периодических медицинских осмотров.
Исходя из принципов, закрепленных в статье 41 Конституции Российской Федерации и статье 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ), гражданам гарантируются обеспечение их прав в сфере охраны здоровья, доступность и качество при оказании медицинской помощи.
В соответствии со статьей 2 Закона N 323-ФЗ под охраной здоровья граждан понимается система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера, осуществляемого в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
Таким образом, проведение мероприятий санитарно-противоэпидемического (профилактического) характера является составной частью комплекса мероприятий, обеспечивающих охрану здоровья граждан, и включает в себя организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию (статья 1 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Так, в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (пункт 1 статьи 29 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Данные мероприятия выполняются как в рамках осуществления медицинской деятельности, так и в рамках иных мероприятий, не относящихся к медицинской деятельности, таких как санитарная охрана территорий, ограничительные мероприятия (карантин), производственный контроль, гигиеническое воспитание и обучение.
Согласно пункту 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" медицинская деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") подлежит лицензированию.
В силу пункта 3 Положения о лицензировании медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются, том числе, при проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи. Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 2 Закона N 323-ФЗ определено понятие "диагностика" - комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого- анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
В соответствии с Приложением к Положению N 291 о лицензировании медицинской деятельности в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, входят, в том числе, работы (услуги) по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), медицинским осмотрам профилактическим.
Под медицинским осмотром понимается комплекс медицинских вмешательств, направленных на выявление патологических состояний, заболеваний и факторов риска их развития (часть 1 статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Одним из видов медицинских осмотров является периодический медицинский осмотр, проводимый с установленной периодичностью в целях динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов рабочей среды, трудового процесса на состояние здоровья работников в целях формирования групп риска развития профессиональных заболеваний, выявления медицинских противопоказаний к осуществлению отдельных видов работ (пункт 3 части 2 статьи 46 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 302н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (далее также - Порядок от 12 апреля 2011 г. N 302н).
При этом в соответствии с пунктом 4 Порядка N 302н предварительные и периодические осмотры проводятся медицинскими организациями любой формы собственности, имеющими право на проведение предварительных и периодических осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами.
Согласно пункту 7 приказа Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543н (ред. от 21.02.2020) "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению" первичная медико-санитарная помощь оказывается амбулаторно, в том числе: по месту выезда мобильной медицинской бригады, в том числе для оказания медицинской помощи жителям населенных пунктов с преимущественным проживанием лиц старше трудоспособного возраста либо расположенных на значительном удалении от медицинской организации и (или) имеющих плохую транспортную доступность с учетом климато-географических условий.
Приложением к вышеуказанному Положению N 543н являются Правила организации деятельности отделения (кабинета) медицинской профилактики, в силу пункта 2 которых мобильная медицинская бригада организуется в структуре медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, для проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации и оказания первичной медико-санитарной помощи населению.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность осуществления медицинскими организациями медицинской деятельности посредством создания мобильной медицинской бригады.
В редакции от 07.10.2020 документации об аукционе в электронной форме N зз-32031-2020 "Услуги по проведению периодических медицинских осмотров сотрудников учреждения", а именно в п. 8.1.1 Информационной карты, установлено, что одним из требований к участникам аукциона является соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, п. 15.11 Информационной карта Документации об аукционе, в составе второй части заявки на участие в Аукционе должны содержаться:
1) Наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности по видам работ (услуг), выполняемых: при осуществлении амбулаторно- поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), или лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по видам работ (услуг), выполняемых: при осуществлении амбулаторно-поликлинической медицинской помощи, в том числе: при осуществлении специализированной медицинской помощи по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим), или лицензии на осуществление медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково") по видам работ (услуг): при проведении медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и медицинских экспертиз организуются и выполняются следующие работы (услуги): при проведении медицинских осмотров по: медицинским осмотрам (предварительным, периодическим).
Указанная лицензия не должна быть отозвана, ее действие не должно быть приостановлено или прекращено на момент окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2) В случае, если в соответствии с лицензией участник закупки вправе осуществлять деятельность по проведению периодических медицинских осмотров на территории отличной от территории, указанной в проекте контракта в качестве места оказания услуг (выполнения работ), также: наличие в структуре участника закупки мобильной медицинской бригады, созданной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543Н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению".
Решение антимонопольного органа в оспариваемой части мотивировано нарушением пп. 2 п. 8.1.1, пп. 2 п. 15.11 Информационных карт документации об Аукционе положений ч. 6 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, так как действующим законодательством не предусмотрена возможность оказания медицинской услуги по периодическому медицинскому осмотру мобильной медицинской бригадой по месту нахождения последней, не указанному в лицензии в качестве адреса осуществления медицинской деятельности.
Между тем, су первой инстанции посчитал, что антимонопольным органом указанный вывод сделан без учета того, что пунктом 1.1. ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности предусмотрено, что Положением о лицензировании конкретного вида деятельности могут устанавливаться виды работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, выполнение, оказание которых не по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанному в лицензии, не требуют переоформления лицензии.
Абзацем 1 пункта 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности предусмотрено, что при намерении лицензиата осуществлять медицинскую деятельность по адресу места ее осуществления, не предусмотренному лицензией, либо выполнять работы (услуги), составляющие медицинскую деятельность, не предусмотренные лицензией, в заявлении о переоформлении лицензии указывается этот адрес либо сведения о работах (услугах), которые лицензиат намерен выполнять, и представляются предусмотренные подпунктами "б" - "д", "ж" и "з" пункта 7 настоящего Положения сведения (документы).
Постановлением Правительства РФ от 01.08.2020 N 1154 о внесении изменений в Положение N291 о лицензировании медицинской деятельности пункт 8 указанного Положения о лицензировании медицинской деятельности дополнен абзацем 2 следующего содержания: "Выполнение работ (услуг), предусмотренных приложением к настоящему Положению, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности, и не требует переоформления лицензии".
Вышеперечисленное правовое регулирование дает основание утверждать, что периодический медицинский осмотр является видом услуг, оказываемых медицинской организацией в рамках первичной медико-санитарной помощи, который может быть оказан мобильной медицинской бригадой. При этом упомянутые медицинские услуги могут быть оказаны по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности при соблюдении лицензиатом лицензионных требований, требований и стандартов к организации и выполнению соответствующих работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, и не требуют переоформления лицензии.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд обоснованно пришел к выводу, что лицензиат вправе выполнять работы (оказывать услуги), предусмотренные приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, указанные в лицензии, по месту нахождения созданной в его структуре мобильной медицинской бригады, вне зависимости от того, указано ее местонахождение в такой лицензии в качестве адреса места осуществления медицинской деятельности или нет.
Таким образом, в пп. 2 п. 8.1.1, пп. 2 п. 15.11 Информационных карт документации об Аукционе обоснованно были включены требования к участникам закупки, касающиеся, в случае, если в соответствии с лицензией участник закупки вправе осуществлять деятельность по проведению периодических медицинских осмотров на территории отличной от территории, указанной в проекте контракта в качестве места оказания услуг (выполнения работ), наличия в структуре участника закупки мобильной медицинской бригады, созданной в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 15.05.2012 N 543Н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению", и представления в составе второй части заявки копии распорядительного документа или копии выписки из распорядительного документа о создании в структуре участника закупки мобильной медицинской бригады, в случае, если в соответствии с лицензией участник закупки вправе осуществлять деятельность по проведению периодических медицинских осмотров на территории отличной от территории, указанной в проекте контракта в качестве места оказания услуг (выполнения работ).
Апеллянт настаивает на том, что лицензиат (медицинская организация) не вправе осуществлять указанные в лицензии медицинские услуги по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии в качестве адреса (адресов) места осуществления медицинской деятельности при соблюдении лицензиатом лицензионных требований, требований и стандартов к организации и выполнению соответствующих работ, услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности.
Из буквального толкования Постановлением Правительства РФ от 01.08.2020 N 1154 следует, что лицензиат вправе выполнять работы (оказывать услуги), предусмотренные приложением к Положению о лицензировании медицинской деятельности, указанные в лицензии, по месту нахождения созданной в его структуре мобильной медицинской бригады, вне зависимости от того, указано ее местонахождение в такой лицензии в качестве адреса места осуществления медицинской деятельности или нет.
Довод заинтересованного лица о том, что изменения касаются только лицензиатов, в структуре которых организована мобильная медицинская бригада исключительно для оказания первичной медико - санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации является ошибочным. Поскольку понятие "мобильная медицинская бригада для оказания первичной медико-санитарной помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации" нельзя толковать как закрытый перечень видов медицинской деятельности, которые может оказывать лицензиат при наличии у него мобильной медицинской бригады.
При наличии в структуре у лицензиата мобильной медицинской бригады по месту ее нахождения лицензиат вправе оказывать все медицинские услуги, указанные в лицензии, а не исключительно услуги первичной медико - санитарной помощи населению, проведение профилактического медицинского осмотра, диспансеризации.
Довод антимонопольного органа о том, что действующим законодательством не предусмотрена возможность оказания медицинской услуги по периодическому медицинском осмотру мобильной медицинской бригадой, а положения документации об аукционе нарушают часть 6 статьи 31, пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, судом апелляционной инстанции отклоняется.
Более того, возможность проведения именно периодических медицинских осмотров мобильными медицинскими бригадами врачей специалистов была предусмотрена Порядком проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утвержденным Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н, действовавшим на момент осуществления оспариваемой закупки.
С момента принятия дополнений в пункт 8 Положения о лицензировании медицинской деятельности и включением абзаца о том, что выполнение работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, может осуществляться лицензиатом, в структуре которого организована мобильная медицинская бригада для оказания первичной медицинской помощи населению, проведения профилактического медицинского осмотра, диспансеризации по месту нахождения мобильной медицинской бригады, не указанному в лицензии, проблема с медицинскими осмотрами перестала существовать. Применение передвижных медицинских комплексов при оказании услуг по медицинским осмотрам является допустимым.
Ссылка заинтересованного лица на разъяснения Росздравнадзора от 23.09.2020 N 08-55710/20 не может быть принята в качестве доказательств законности действий антимонопольного органа, поскольку толкование законодательства РФ не входит в полномочия Росздравнадзора. В соответствии с постановлением Правительства РФ от30.06.2004 N 323 "Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения" Росздравнадзор в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляет лицензирование отдельных видов деятельности. Вопросы организации и осуществления порядка оказания медицинской помощи не относятся к его полномочиям.
Ссылка УФАС по УР на судебную практику судом апелляционной инстанции рассмотрена и отклонена, поскольку обстоятельства настоящего дела не равнозначны приведенному апеллянтом делу, поскольку судебные акты были вынесены при иных фактических обстоятельствах.
На основании изложенного, судами первой и апелляционной инстанций установлена совокупность оснований, указанных в ст. 198, 201 АПК РФ для признания решения от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 2 и предписания от 19.10.2020 по делу N 018/06/106-1069/2020 в части пункта 3 незаконными.
Приведенные в жалобе доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и апелляционным судом отклоняются.
Суд апелляционной инстанции считает, что судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы не содержит фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы существенное значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу ст. 270 АПК РФ, основанием для отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на заявителя в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
В силу подп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике освобождено от уплаты государственной пошлины при обжаловании судебного акта.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 19 февраля 2021 года по делу N А71-12859/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
И.В. Борзенкова |
Судьи |
Е.В. Васильева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12859/2020
Истец: Государственное казенное учреждение Удмуртской Республики "Региональный центр закупок Удмуртской Республики"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике
Третье лицо: Бюджетное учреждение здравоохранения Удмуртской Республики "Воткинская городская детская больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики", ООО "Личный доктор"