Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 12 августа 2021 г. N Ф05-19386/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А41-80082/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от индивидуального предпринимателя Помякушиной Александры Владимировны - Борисова И.А. по доверенности N 07/2020 от 10.09.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от администрации Талдомского городского округа Московской области - представитель не явился, извещено;
от государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Помякушиной Александры Владимировны
на решение Арбитражного суда Московской области
от 31 марта 2021 года по делу N А41-80082/20
по заявлению индивидуального предпринимателя Помякушиной Александры Владимировны
к администрации Талдомского городского округа Московской области
при участии в деле третьего лица: государственного бюджетного учреждения Московской области "Мосавтодор"
о признании незаконным бездействия, обязании включить грунтовую дорогу в реестр муниципальной собственности, осуществить государственный кадастровый учет, выполнить работы по содержанию,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Помякушина Александра Владимировна (далее - ИП Помякушина А.В., заявитель) обратилась в Арбитражный суд Московской области с заявлением (с учетом принятых судом уточнений т. 2 л. д. 10-15) к администрации Талдомского городского округа Московской области (далее - администрация, заинтересованное лицо), в котором просило суд о нижеследующем:
1) признать незаконным бездействие Администрации по не включению в реестр муниципальной собственности, по не постановке на кадастровый учет и неосуществлению содержания грунтовой дороги от а/д "д. Юркино, левая сторона (уч-к 11)" до земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54;
2) в целях устранения нарушения прав заявителя, возложить на администрацию обязанности:
- включить грунтовую дорогу от а/д "д. Юркино, левая сторона (уч-к 11)" до земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54 в реестр муниципальной собственности муниципального образования Талдомский городской округ Московской области в течении трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- поставить автомобильную дорогу от а/д "д. Юркино, левая сторона (уч-к 11)" до земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54 на кадастровый учет в течении пяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу;
- устранить нарушение требований действующего законодательства к содержанию дорог, выполнив работы по содержанию дороги от а/д "д. Юркино, левая сторона (уч-к 11)" до земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54 в соответствии с требованиями действующего законодательства, путем восстановления поперечного профиля и ровности проезжей части, профилировки дороги в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
ИП Помякушина А.В. также просила взыскать с администрации расходы на оплату услуг представителя в сумме 50 000 руб.
К участию в дело в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено государственное бюджетное учреждение Московской области "Мосавтодор".
В ходе рассмотрения дела в суде первой инстанции истец отказался от заявления в части взыскания судебных расходов (т. 2 л. д. 82).
Решением Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2021 года по делу N А41-80082/20 производство по требованию о взыскании судебных расходов в сумме 50 000 руб. прекращено, в удовлетворении заявления отказано (т. 2 л. д. 84-88).
Не согласившись с данным судебным актом в части отказа в удовлетворении заявления, ИП Помякушина А.В. обратилась в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Возражений против проверки законности и обоснованности решения суда первой инстанции только в обжалуемой предпринимателем части от администрации не поступило.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения суда первой инстанции в обжалуемой части проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие представителя администрации и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ИП Помякушиной А.В. поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции в обжалуемой части отменить, заявление удовлетворить.
Выслушав объяснения представителя ИП Помякушиной А.В., изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела и установлено судом, заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:55 площадью 57267 кв.м и земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54 площадью 62348 кв.м на основании договоров аренды земельных участков от 02.03.2020 N 47 и от 02.03.2020 N 46 заключенных с администрацией по результатам аукциона (т. 1 л. д. 8-11, 17-20).
Земельные участки с кадастровыми номерами 50:01:0020129:55 и 50:01:0020129:54, расположенные в Московской области, Талдомском районе относятся к категории земель: земли сельскохозяйственного назначения и имеют вид разрешенного использования: воздушный транспорт, что подтверждается выписками из ЕГРН (т. 1 л. д. 67-74).
Межрегиональное территориальное управление воздушным транспортом Центрального района Росавиации 21.08.2020 зарегистрирован аэронавигационный паспорт посадочной площадки - Талдом (Юркино) за N ЦПЗ-598, в соответствии с которым посадочная площадка Талдом (Юркино) расположена в 5,2 км с.в ж/д станции Талдом Московской области и в 1,5 км севернее н.п. Юркино на земельном участке с кадастровым номером 50:01:0020129:55.
Для размещения взлетно-посадочных полос с инфраструктурой заявитель обратился в Администрацию с заявлением N Р001-9920180379-36921741 по вопросу получения согласия на присоединение (примыкание) к автомобильной дороге объекта, не относящегося к объектам дорожного сервиса, содержащего обязательные технические требования и условия.
Уведомлением от 19.08.2020 N 21/20 администрация предоставила заявителю согласие, содержащее технические требования и условия примыкания к автомобильной дороге земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54 для размещения взлетно-посадочных полос с инфраструктурой по адресу: Московская область, Талдомский городской округ, а/д "д. Юркино, левая сторона (уч-к 11)", автодорога V категории, примыкание 1: км 1-100, примыкание 2: км 1-450 (т. 1 л. д. 76-77).
В дальнейшем заявитель 28.08.2020 обратился в администрацию с требованием об осуществлении государственного кадастрового учета и оформлении в муниципальную собственность подъездной дороги, указанной в технических условиях.
Письмом от 10.09.2020 N 1169 администрация отказала заявителю в осуществлении государственного кадастрового учета и оформлении в муниципальную собственность земельного участка, на котором расположена подъездная дорога к принадлежащим заявителю на праве аренды земельным участкам (т. 1 л. д. 80).
Полагая, что бездействие администрации по не включению в реестр муниципальной собственности, по не постановке на кадастровый учет и неосуществлению содержания грунтовой дороги от а/д "д. Юркино, левая сторона (уч-к 11)" до земельного участка с кадастровым номером 50:01:0020129:54 незаконным, заявитель обратилась в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявления в связи со следующим.
Согласно статье 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (пункт 1).
В силу пункта 5 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 13 Закона N 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся:
1) осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
1.1) установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения;
2) разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения;
3) принятие решений об использовании на платной основе автомобильных дорог общего пользования местного значения, участков указанных автомобильных дорог и о прекращении такого использования;
3.1) принятие решений о создании и об использовании на платной основе парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения, и о прекращении такого использования;
3.2) установление порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
3.3) установление размера платы за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
4) определение методики расчета и максимального размера платы за проезд транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования местного значения, платным участкам указанных автомобильных дорог, за пользование на платной основе парковками (парковочными местами), расположенными на автомобильных дорогах общего пользования местного значения;
5) утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения;
6) осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения;
7) определение размера вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами при движении по автомобильным дорогам местного значения;
8) установление стоимости и перечня услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования местного значения;
9) использование автомобильных дорог при организации и проведении мероприятий по гражданской обороне, мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством Российской Федерации, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
10) информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения;
11) утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели;
12) осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона N 131-ФЗ в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных этим законом вопросов местного значения.
В силу части 2 статьи 46 Закона N 257-ФЗ действия (бездействие) органов государственной власти или органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо должностных лиц этих органов могут быть обжалованы гражданами и юридическими лицами в судебном порядке и в предусмотренных федеральным законом случаях в административном порядке.
Как следует из материалов дела, дорога от а/д "Юркино" до земельного участка принадлежащего заявителю на праве аренды, представляет собой самонакатанный подъезд, с полным отсутствием твердого покрытия. Дорога является тупиковой, учитывая, что все смежные земельные участки являются землями сельскохозяйственного назначения и используется в большей степени для проезда сельхозтехники.
В соответствии со статьей 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.
К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки. Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.
К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.
Согласно частям 9 и 11 статьи 6 Закона N 257-ФЗ к собственности муниципального округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
При этом согласно статье 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6).
Исходя из системного толкования данных норм, осуществление органами местного самоуправления дорожной деятельности, включая проведение государственного кадастрового учета, технической инвентаризации и паспортизации дорог, является добровольным волеизъявлением.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.12.2007 N 828-О-П разъяснено, что необходимость выявления позиции органов местного самоуправления определяется конституционной природой муниципальной власти, призванной обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, прежде всего за счет собственных материально-финансовых ресурсов муниципального образования. Процесс безвозмездной передачи в муниципальную собственность имущества предполагает необходимость учета финансово-экономических интересов муниципального образования и его фактической заинтересованности в соответствующем объекте государственной собственности для решения вопросов местного значения, включая возможность финансовой поддержки местного бюджета в случае недостаточности в нем средств для содержания передаваемого имущества.
Возложение организационно-финансового бремени судебным актом в обход установленной заявительной процедуры технической инвентаризации и паспортизации дорог, кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты транспортной инфраструктуры действующим законодательством не допускается. Споры об имущественных правах в порядке Главы 24 АПК РФ разрешению не подлежат.
Ответственность за непосредственное неосуществление органом местного самоуправления дорожной деятельности действующим законодательством не установлена. В то же время Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений; нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.
При этом заявитель не отнесен к числу лиц, уполномоченных на привлечение органов местного самоуправление к ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих функций.
Более того, указанная в заявление дорога не является по своим характеристикам отдельным объектом транспортной инфраструктуры, понятие которой дано в статье 3 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть не является автомобильной дорогой общего пользования, проезд к земельному участку заявителя является самонакатанным и некогда не имел твердого покрытия, что в том числе влечет невозможность исполнения требований по восстановлению поперечного профиля и ровности проезжей части.
Включение автомобильной дороги в реестр муниципальной собственности должно производиться исключительно на основании правоустанавливающих документов. Спорный проезд никогда не формировался администрацией, его в оформление в установленном законом порядке не производилось, а использовался и создавался путем наката сельскохозяйственными предприятиями.
Исходя из содержания рассматриваемого заявления и приложенных к нему документов, заявленные требования основаны на фактах возможного несения расходов по обустройству, содержанию улично-дорожной сети, ввиду неудовлетворительного состояния дорожного покрытия.
Вместе с тем, возможность судебной защиты права на свободу передвижения, благоприятную и доступную среду подлежит реализации путем обращения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) в сфере гражданской авиации, использования воздушного пространства Российской Федерации, аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации, авиационно-космического поиска и спасания, морского (включая морские порты), внутреннего водного (за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях), железнодорожного транспорта, автомобильного и городского наземного электрического транспорта (кроме вопросов безопасности дорожного движения), промышленного транспорта и дорожного хозяйства, обеспечения транспортной безопасности в этой сфере и на метрополитене, а также по контролю за осуществлением переданных Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по федеральному государственному контролю за соблюдением правил технической эксплуатации внеуличного транспорта и правил пользования внеуличным транспортом в соответствии с Федеральным законом "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Центральное МУГАДН), а также путем взыскания расходов по содержанию улиц и проездов, возмещения причиненного вреда.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).
Оценив и проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи согласно статье 71 АПК РФ, исходя из предмета и оснований заявленных требований, установленных фактических обстоятельств настоящего спора и представленных в материалы дела доказательств в их совокупности, а также принимая во внимание не представление заявителем доказательств нарушения конкретных его прав конкретными действиями органа местного самоуправления, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявления.
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 31 марта 2021 года по делу N А41-80082/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-80082/2020
Истец: Помякушина Александра Владимировна
Ответчик: Борисова И.А.
Третье лицо: ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ "МОСАВТОДОР", АДМИНИСТРАЦИЯ ТАЛДОМСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ