г. Владивосток |
|
03 июня 2021 г. |
Дело N А51-15567/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 июня 2021 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей Т.А. Солохиной, А.В. Пятковой,
при ведении протокола секретарем судебного заседания О.Н. Мамедовой,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Владхорека",
апелляционное производство N 05АП-1889/2021
на решение от 11.02.2021
судьи Фокиной А.А.
по делу N А51-15567/2020 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Владхорека" (ИНН 2540223171, ОГРН 1162536082290)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Приморскому краю
о признании незаконным решения об отказе в предоставлении освобождения от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, выраженного в письме от 14.07.2020,
при участии:
от ООО "Владхорека": не явились;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 14 по Приморскому краю: Москаленко А.А. по доверенности N 11-17/13 от 11.01.2021, сроком действия до 31.12.2021, служебное удостоверение, копия диплома (регистрационный номер 06-1404 от 06.07.2018),
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Владхорека" (далее - заявитель, общество, ООО "Владхорека") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) об отказе в предоставлении освобождения от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, выраженного в письме от 14.07.2020.
Решением суда от 11 февраля 2021 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
Заявитель настаивает на недопустимости исключительно формального подхода к оценке вида осуществляемой заявителем экономической деятельности при разрешении вопроса о праве на освобождение от уплаты налога, предусмотренном федеральным законом. По мнению ООО "Владхорека", суд должен был определить фактический вид деятельности, осуществляемый обществом, на основании анализа иных документов и обстоятельств, представляемых стороной в подтверждение своих доводов. Само по себе указание в постановлении правительства на то, что лицо, осуществляющие деятельность в отраслях экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, определяется по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020года, не отменяет обязанность налогового органа осуществлять проверку заявления на предмет выполнения условий для предоставления соответствующей поддержки.
Общество считает, что отсутствие в ЕГРЮЛ на 01.03.2020 соответствующего ОКВЭД, не может являться основанием для отказа в представлении государственной поддержки при фактическом осуществлении обществом деятельности по оказанию услуг общественного питания, которой соответствует ОКВЭД -50.10.1.
Налоговый орган против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "Владхорека" зарегистрировано в качестве юридического лица 30.08.2016, состоит на налоговом учете в Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока с 30.08.2016, основным видом экономической деятельности с 29.04.2020 является деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания (ОКВЭД 56.10.1).
10.06.2020 общество обратилось в налоговый орган с заявлением об освобождении от уплаты налогов и взносов за 2 квартал 2020 года в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации", указав, что является микропредприятием, фактический основной источник дохода которого составляет доход, полученный по виду деятельности (код ОКВЭД 56.10.1), включенному в список отраслей, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, согласно Постановлению Правительства РФ от 03.04.2020 N 434.
Письмом от 14.07.2020 налоговым органом в удовлетворении заявления общества отказано, ввиду того, что осуществляемый организацией вид деятельности по коду ОКВЭД 56.10.1 не является основным видом экономической деятельность согласно ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020, и освобождение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов за отчетные налоговые периоды, относящиеся ко 2 кварталу 2020 года для лиц, не удовлетворяющих этому условию, действующим законодательством не предусмотрено.
Не согласившись с решением налогового органа об отказе в предоставлении освобождения от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, выраженного в письме от 14.07.2020, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации"внесены изменения в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" в связи с созданием в период с 01.12.2018 по 29.02.2020 или на основании отчетности за 2018 год в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности по уплате в том числе единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - в части налога на второй квартал 2020 года (пункт 7 части 1 статьи 2), а также применяются пониженные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование и на обязательное медицинское страхование - в размере 0,0 процента (статья 3).
Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434.
Часть 3 статьи 2 Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ предусматривает, что организации и индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, и установленному Правительством Российской Федерации.
Указанный Федеральный закон вступил в силу со дня его официального опубликования и распространил действие положений статьи 2 данного Федерального закона на правоотношения, возникшие с 1 апреля 2020 года (статья 4).
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ либо в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (ЕГРИП) по состоянию на 1 марта 2020 года.
Таким образом, приведенными правовыми нормами определены конкретные условия для освобождения налогоплательщиков от уплаты налогов: 1) включение организации в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства; 2) осуществление деятельности в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции; 3) включение осуществляемой организацией деятельности в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 434; 4) указание кода ОКВЭД соответствующей деятельности организации в ЕГРЮЛ в качестве основного по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно выписке из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ООО "Владхорека" включено в данный реестр с 10.09.2016 и отнесено к категории "Малое предприятие".
Как следует из данных ЕГРЮЛ по состоянию на 01.03.2020 в качестве основного вида экономической деятельности общества была указана торговля розничная напитками в специализированных магазинах (код ОКВЭД - 47.25).
Данный вид деятельности не включен в Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержденный Постановлением N 434, вследствие чего, как правильно отметил суд, у инспекции отсутствовали основания для предоставления заявителю права на освобождение от уплаты налогов ввиду прямого несоответствия установленным условиям.
Довод общества о том, что фактически основным видом деятельности для него являлась на 01.03.2020 деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания питания по коду ОКВЭД 56.10.1, что подтверждается налоговой декларацией по единому налогу на вмененный доход для основных видов деятельности за 2019 год, в которой указан код вида предпринимательской деятельности 11 (оказание услуг общественного питания через объект организации общественного питания, имеющий зал обслуживания посетителей) и другими документами, в связи с чем имеет право на освобождение от уплаты налогов, подлежит отклонению.
Апелляционный суд поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что указанные нормы права, регулирующие порядок освобождения от исполнения обязанности по уплате налога на второй квартал 2020 года, не содержат требований определять основной вид деятельности субъекта по результатам проверки его экономической деятельности (на основании данных налоговой отчетности, иных сведений) и дальнейшего сопоставления заявленного им в ЕГРЮЛ кода основного вида деятельности с фактически осуществляемым видом деятельности.
Определение для целей предоставления мер государственной поддержки вида осуществляемой деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, в силу прямого указания пункта 2 Постановления Правительства РФ N 409, осуществляется в соответствии с кодом основного вида деятельности, информация о котором содержится в государственных реестрах по состоянию на 1 марта 2020 года, указанная норма не предусматривает иного порядка определения основного вида деятельности.
Меры государственной поддержки устойчивого развития экономики в условиях распространения новой коронавирусной инфекции на основании акта публичного органа изменяют объем прав и обязанностей предприятий в том числе и перед государством в части уплаты налогов и страховых взносов.
При этом Правительство Российской Федерации, предварительно просчитывая последствия такой поддержки - исключительного (нетипичного) вмешательства в сложившийся режим осуществления предпринимательской деятельности - для экономики страны, определяя пределы такого вмешательства и принимая окончательное решение, полагалось на сведения государственного реестра юридических лиц о видах деятельности, осуществляемых российскими организациями.
В соответствии с подпунктом "п" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации) в государственный реестр юридических лиц вносятся сведения о видах осуществляемой организацией деятельности путем проставления кодов этих видов деятельности по общероссийскому классификатору.
По общим правилам, закрепленным в Законе о регистрации, определение кодов, непосредственно относящихся к сфере деятельности той или иной организации, осуществляется ею самостоятельно. В заявительном порядке соответствующая информация о кодах вносится в государственный реестр юридических лиц. При этом в силу пункта 5 статьи 5 Закона о регистрации юридическое лицо обязано сообщить в регистрирующий орган по месту своего нахождения об изменении видов экономической деятельности, сведения о кодах которых включены в государственный реестр юридических лиц, в течение трех рабочих дней с момента такого изменения.
Не включив в ЕГРЮЛ достоверные сведения о своем основном виде деятельности, общество самостоятельно несет риски, связанные с раскрытием такой информации неопределенному кругу лиц.
Равным образом, участники оборота имеют разумные ожидания относительно того, что публично размещенная информация, внесенная их контрагентами в государственный реестр юридических лиц, соответствует действительности.
Аналогичный подход к определению основного вида деятельности хозяйствующего субъекта с целью государственной поддержки в условиях ухудшения ситуации в экономике в результате распространения новой коронавирусной инфекции сформирован в определении Верховного суда Российской Федерации от 15 апреля 2021 N 305-ЭС20-22243.
С учетом изложенного, у суда первой инстанции не имелось оснований для признания незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г. Владивостока (далее - налоговый орган, инспекция) об отказе в предоставлении освобождения от уплаты налогов за 2 квартал 2020 года, выраженного в письме от 14.07.2020.
Выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу с правильным применением норм материального права.
Нарушений норм процессуального права, в том числе являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта, апелляционной инстанцией не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Учитывая, что при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, размер государственной пошлины для юридических лиц составляет 1 500 рублей, излишне уплаченная ООО "Владхорека" государственная пошлина в размере 1 500 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 11.02.2021 по делу N А51-15567/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Владхорека" излишне уплаченную платежным поручением N 205 от 11.03.2021 государственную пошлину в размере 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-15567/2020
Истец: ООО "ВЛАДХОРЕКА"
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ФРУНЗЕНСКОМУ РАЙОНУ Г.ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 14 по Приморскому краю