г. Тула |
|
26 мая 2021 г. |
Дело N А09-6899/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.05.2021.
Постановление изготовлено в полном объеме 26.05.2021.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Заикиной Н.В., судей Дайнеко М.М. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Глухаревой Е.А., при участии представителей: заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Премиум проект" (г. Брянск, ИНН 3250059860, ОГРН 1053244089447) - Жиленкова В.С. (доверенность от 05.04.2021 N 3), заинтересованного лица - Управления имущественных отношений Брянской области (г. Брянск, ИНН 3250059309, ОГРН 1053244057085) - Щербенко Л.И. (доверенность от 1.01.2021 N 01-14304), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления имущественных отношений Брянской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2021 по делу N А09-6899/2020 (судья Грахольская И.Э.),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Премиум проект" (далее - заявитель, общество, ООО "Премиум проект") обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Управлению имущественных отношений Брянской области (далее - заинтересованное лицо, управление) о признании незаконными действий Управления имущественных отношений Брянской области по отказу в предоставлении ООО "Премиум проект" в аренду сроком на 10 лет и сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0015301:23 и 32:28:0015301:31, сформулированных в письме от 20.04.2020 N 32-4736; об обязании Управления имущественных отношений Брянской области устранить допущенные нарушения путем заключения с ООО "Премиум проект" договоров аренды вышеуказанных земельных участков (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2021 заявленные требования удовлетворены в полном объёме.
Судебный акт мотивирован доказанностью факта неправомерности отказа управления.
Не согласившись с принятым судебным актом, управление обратилось в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование апелляционной жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом первой инстанции норм материального права. Как полагает податель апелляционной жалобы, договоры аренды земельных участков, заключенные до 01.03.2015 и действующие на указанную дату, подлежат безусловному прекращению после истечения срока аренды. Управление указывает на то, что действующее земельное законодательство не предусматривает продление договоров аренды спорных земельных участков.
ООО "Премиум проект" в отзыве на апелляционную жалобу просило оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и изложенные в отзыве возражения, выслушав представителей сторон, Двадцатый арбитражный апелляционный суд полагает, что оспариваемый судебный акт подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.07.2010 областной земельной комиссией принято решение (протокол от 27.07.2010) о выставлении на торги права на заключение договора аренды земельных участков 32:28:015301:6 и 32:28:015301:8, находящихся по адресу: г. Брянск, Бежицкий район, ул. Флотская, пойма реки Десна, с видом разрешенного использования - для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
Приказом управления от 30.07.2010 N 2073 земельные участки 32:28:015301:6 и 32:28:015301:8 выставлены на аукцион по продаже права на заключение договора аренды для комплексного освоения в целях жилищного строительства.
По результатам аукциона единственному зарегистрированному участнику ООО "Премиум проект" предложено заключить договор аренды земельных участков 32:28:015301:6 и 32:28:015301:8 (протокол о результатах аукциона от 27.09.2010 N 68А/10), в связи с чем между управлением и обществом 27.09.2010 заключен договор N 2258 аренды земельных участков 32:28:015301:6 и 32:28:015301:8 для комплексного освоения в целях жилищного строительства (далее - первоначальный договор).
По условиям договора реализация комплексного освоения участков должна осуществляться в следующем порядке:
- пункт 2.4.1: подготовка проектов планировки территории и проекта межевания территории в границах участков, разработка, согласование, утверждение в установленном порядке документации по планировке и межеванию территории в срок не позднее 6 месяцев с даты заключения договора, а именно до 27.03.2011;
- пункт 2.4.2: обеспечение землеустройства и государственного кадастрового учета земельных участков в границах участков в соответствии с документацией по планировке в срок не позднее 6 месяцев с даты заключения договора, а именно до 27.03.2011;
- пункт 2.4.3: выполнение работ по благоустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, подлежащих по окончании строительства передаче в государственную или муниципальную собственность, - в срок 2 года со дня утверждения проекта планировки территории;
- пункт 2.4.4: максимальный срок осуществления жилищного строительства в соответствии с видами разрешенного использования - 7 лет, в срок до 27.03.2020, который является сроком окончания комплексного освоения земельных участков.
Согласно пункту 5.3.4 первоначального договора при поэтапном формировании земельных участков арендатор вправе по своему выбору заключить договор аренды сформированного участка либо приобрести его в собственность только после выполнения подпунктов 5.4.7, 5.4.8, 5.4.10 первоначального договора.
На основании кадастровых паспортов, представленных арендатором, и приказа управления от 13.04.2011 N 755 (в редакции от 06.06.2011 N 1172) был согласован раздел земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:015301:6 и 32:28:015301:8 в соответствии с кадастровыми паспортами образуемых участков, на 10 и 12 земельных участков, соответственно, согласовано расторжение договора аренды от 27.09.2010 N 2258 земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:015301:6 и 32:28:015301:8, согласовано предоставление (переоформление) вновь образованных земельных участков в аренду ООО "Премиум проект", один - в собственность.
Согласно условиям вновь заключенных договоров сформированные земельные участки переданы арендатору на тех же условиях, которые были установлены аукционной документацией и первоначальным договором.
Порядок реализации комплексного освоения сформированных участков утвержден в пунктах 2.4 договоров.
Равно как и право на приобретение в аренду или в собственность сформированных участков в границах арендуемого указано в пункте 5.3.4 договоров с условием выполнения пунктов 5.4.7, 5.4.9, согласно которым арендатор обязан обеспечить реализацию комплексного освоения в порядке и сроки, установленные в пункте 2.4 договоров.
Постановлением Брянской городской администрации от 22.07.2011 N 1820-п утвержден проект планировки территории по улице Флотской (пойма реки Десна) в Бежицком районе г. Брянска для комплексного освоения в целях жилищного строительства, в связи с чем объекты инженерной инфраструктуры должны были быть возведены ответчиком и переданы в государственную или муниципальную собственность не позднее 22.07.2013.
За шесть месяцев до окончания срока действия договоров и сроков реализации комплексного освоения, 08.08.2019 и 24.09.2019, заявитель обратился в управление за выкупом земельных участков по цене, указанной в протоколе аукциона от 27.09.2010 N 68А/10, в размере 106 рублей 26 копеек за 1 кв.м.
Письмами от 03.09.2019 N 24-9637, от 25.10.2019 N 24-11942 управление отказало в выкупе земельных участков, мотивировав отказ отсутствием информации о выполнении обществом пункта 5.4.10 договора аренды земельных участков от 27.09.2010 N 2258, а также тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 ЗК РФ исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
ООО "Премиум проект", полагая, что данные отказы являются незаконными, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением. Данные требования рассмотрены судом в рамках дела N А09-12501/2019.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2020 по делу N А09-12501/2019 решение суда первой инстанции отменено. Заявленные требования ООО "Премиум проект" удовлетворены. Суд признал незаконным отказ Управления в предоставлении в собственность путем продажи без проведения торгов земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0015301:10, 32:28:0015301:11, 32:28:0015301:14, 32:28:0015301:21, 32:28:0015301:27, 32:28:0015301:29, 32:28:0015301:615, 32:28:0015301:616, изложенный в письмах от 03.09.2019 N 24-9637, от 25.10.2019 N 24-11942, и обязал устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем заключения с ним договоров купли-продажи вышеуказанных земельных участков по цене выкупа в соответствии с условиями аукциона, результаты которого зафиксированы в протоколе аукциона от 27.09.2010 N 68А/10, в размере 106 руб. 26 коп. за 1 кв.м.
Указанное постановление вступило в законную силу.
Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства ООО "Премиум проект" и незаконность действий Управления имущественных отношений Брянской области по отказу в предоставлении ООО "Премиум проект" в аренду сроком на 10 лет и сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0015301:23 и 32:28:0015301:31, сформулированного в письме от 20.04.2020 N 32-4736, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно удовлетворил их, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу части 4 статьи 200 АПК РФ и пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается в силу части 5 статьи 200 АПК РФ на административный орган.
В соответствии с частью 14 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" отношения, связанные с реализацией положений заключенных до дня вступления в силу вышеназванного Федерального закона или после дня его вступления в силу в соответствии с частью 2 статьи 34 Федерального закона N 171-ФЗ договоров аренды земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства, и договоров аренды земельных участков, образованных из таких земельных участков, регулируются Земельным кодексом Российской Федерации в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Таким образом, в рассматриваемом споре подлежат применению положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) в редакции, действовавшей до 01.03.2015.
Согласно пункту 1 статьи 30.2 ЗК РФ (тут и далее - в редакции до 01.03.2015) земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, которое включает в себя подготовку документации по планировке территории, выполнение работ по обустройству территории посредством строительства объектов инженерной инфраструктуры, осуществление жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду без предварительного согласования места размещения объекта.
Предоставление в аренду земельного участка для его комплексного освоения в целях жилищного строительства осуществляется на аукционе в порядке, установленном статьей 38.2 Земельного кодекса, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи (пункт 2).
Пунктом 5 статьи 30.2 ЗК РФ арендатору земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения в целях жилищного строительства, после утверждения в установленном порядке документации по планировке территории и государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка предоставлено исключительное право, если иное не предусмотрено федеральным законом, приобрести указанные земельные участки в собственность или в аренду.
Следовательно, для приобретения исключительного права на заключение договора купли-продажи или аренды земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного для его комплексного освоения, необходимо, кроме существования вновь образованных двух или более участков, еще выполнение следующих условий, таких как: утверждение в установленном порядке документации по планировке территории и прохождение государственного кадастрового учета земельных участков, предназначенных для жилищного и иного строительства в соответствии с видами разрешенного использования, в границах ранее предоставленного земельного участка.
Как следует из материалов дела, при освоении земельных участков документация по планировке территории утверждена в установленном порядке постановлением Брянской городской администрации от 22.07.2011 N 1820-п, проведен государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для жилищного строительства, в отношении образованных земельных участков заключены договоры аренды.
Принимая во внимание приведенные правовые нормы, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у общества на момент обращения в управление имелась совокупность условий, предусмотренных статьей 30.2 ЗК РФ (в редакции до 01.03.2015), для реализации права на продление арендных отношений, окончания строительства, в связи с чем у управления отсутствовали основания для отказа ООО "Премиум проект" в предоставлении испрашиваемых земельных участков в аренду.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства и руководствуясь положениями действующего законодательства, регулирующими спорные отношения, суд первой инстанции правомерно признал действия Управления имущественных отношений Брянской области по отказу в предоставлении в аренду сроком на 10 лет земельных участков с кадастровыми номерами 32:28:0015301:23 и 32:28:0015301:31, сформулированный в письме от 20.04.2020 N 42-4736, незаконным.
В соответствии с пунктом 3 части 4 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
По смыслу главы 24 АПК РФ требование о понуждении органа, осуществляющего публичные полномочия, принять решение или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не является самостоятельным требованием, а рассматривается в качестве способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя. Исходя из смысла закона, при выборе способа устранения нарушенного права суд определяет, насколько испрашиваемый заявителем способ соответствует нормам действующего законодательства Российской Федерации, материальному требованию и фактическим обстоятельствам дела на момент его рассмотрения.
Определение надлежащего способа устранения нарушения прав и законных интересов заявителя входит в компетенцию арбитражного суда в рамках судейского усмотрения, исходя из оценки спорных правоотношений и совокупности установленных обстоятельств по делу. При этом суд в выборе способа восстановления нарушенного права не ограничен указанной заявителем восстановительной мерой.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что способом восстановления нарушенного права общества является возложение на управление обязанности по заключению договоров аренды на земельные участки с кадастровыми номерами 32:28:0015301:23 и 32:28:0015301:31.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению, поскольку сводятся к иной, чем у суда, трактовке обстоятельств и норм права и не опровергают правомерности и обоснованности выводов арбитражного суда первой инстанции.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции не допущено.
При вышеуказанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены принятого законного и обоснованного решения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 04.03.2021 по делу N А09-6899/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.В. Заикина |
Судьи |
М.М. Дайнеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-6899/2020
Истец: ООО "Премиум проект"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: 20 ААС