02 июня 2021 г. |
Дело N А65-23650/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 мая 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 июня 2021 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сергеевой Н.В.,
судей Драгоценновой И.С., Поповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чивильгиной К.С.,
с участием:
от Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам - представители Биккинина Чулпан Ахметовна (доверенность от 28.12.2020) и Юсупова Айгуль Алимовна (доверенность от 20.04.2021),
от Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 26 мая 2021 года в помещении суда апелляционную жалобу Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам, г.Казань на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2021 года по делу N А65-23650/2020 (судья Бредихина Н.Ю.)
по заявлению Муниципального унитарного предприятия "Водоканал", г.Казань (ОГРН 1021602830370, ИНН 1653006666)
к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам, г.Казань (ОГРН 1101690053497, ИНН 1655200443)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 124/20 от 21.09.2020,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее по тексту - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному комитету Республики Татарстан по тарифам (далее по тексту - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 124/20 от 21.09.2020.
Определением арбитражного суда от 07.10.2020 заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства, предусмотренным главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Определением от 04.12.2020 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства в связи с необходимостью выяснения дополнительных доказательств.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2021 года заявление удовлетворено. Признано незаконным и отменено постановление Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам N 124/20 от 21.09.2020.
В апелляционной жалобе Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам просил решение суда первой инстанции в части признания незаконным и отмены постановления N 124/20 о наложении штрафа в размере 50 000 руб. отменить, принять по делу новый судебный акт. В апелляционной жалобе отмечает, что денежные средства на исполнение мероприятий инвестиционной программы в составе установленного тарифа получены и имелись в распоряжении общества, но на цели, предусмотренные инвестиционной программой, израсходованы не были. Отвлечение средств амортизационных отчислений на объекты водоснабжения в целях финансирования мероприятий инвестиционной программы по строительству объектов водоотведения противоречит основам ценообразования, поскольку тарифы устанавливаются по каждому регулируемому виду деятельности самостоятельно с учетом соответствующих расходов.
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" представило письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании 21.04.2021 представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Определением суда судебное заседание отложено с 21.04.2021 на 26.05.2021 на 10 час. 00 мин.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания, отложении судебного разбирательства, размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии с порядком, установленным статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 26.05.2021 представитель Государственного комитета Республики Татарстан по тарифам доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Представитель Муниципального унитарного предприятия "Водоканал" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 21.09.2020 ответчиком вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении N 124/20, которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ в виде штрафа в размере 50 000 руб.
Не согласившись с данным постановлением, заявитель оспорил его в судебном порядке.
При этом заявитель полагает, что им не совершалось действий, которые могли бы привести к нарушению порядка ценообразования.
Так, приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ от 07.05.2013 N 50/о утверждена инвестиционная программа МУП "Водоканал" на 2014-2018 гг.
В связи с внесением изменений и дополнений данная программа действует в редакции от 19.11.2019 N 153/о.
По мнению заявителя, ответчик, указывая на невыполнение в 2019 г. 5-ти инвестиционных проектов по водоснабжению и 2-х по водоотведению, не учитывает, что сроки реализации данных проектов не истекли и завершаются в период с 2020 по 2028 гг.
Также ответчиком не учитывается, что при большой стоимости инвестиционного проекта невозможно начать его реализацию, не накопив большую часть суммы проекта. Часть источников финансирования (например, плата за подключение) отсутствует.
Таким образом, по мнению заявителя, инвестиционная программа является документом для планирования оперативно-хозяйственной деятельности предприятия и не является предписывающим документом.
Долгосрочные тарифы заявителя в связи с не освоением тарифного источника были скорректированы Госкомитетом.
Заявитель полагает, что в законе не установлены такие последствия неисполнения инвестиционной программы как возложение обязанности по ее исполнению в установленные в программе сроки.
Заявитель также указывает на ведение раздельного учета расходов и доходов по водоснабжению и водоотведению в строгом соответствии с установленными требованиями.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением о Госкомитете, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 15.06.2010 N 468, Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам (далее - Госкомитет) является органом исполнительной власти Республики Татарстан, уполномоченным в области государственного регулирования цен (тарифов, надбавок, наценок и др.) на товары (работы, услуги) на территории Республики Татарстан, принимает участие в процедуре утверждения инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в части согласования размера инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, а также в осуществлении контроля за реализацией указанных инвестиционных программ.
В ходе проведенного анализа поступившей от заявителя информации, ответчиком был сделан вывод о наличии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.14.6 КоАП РФ, исходя из следующего.
Приказом Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее - Минстройархжилкомхоз РТ) от 07.05.2013 N 50/о "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. "Водоканал" на 2014-2018 годы" утверждена Инвестиционная программа "Развитие, реконструкция и модернизация систем коммунального водоснабжения и водоотведения муниципального образования г. Казани" муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2014-2018 годы" (далее - ИПР).
Общий объем запланированного финансирования утвержденного ИПР составляет 3 161 428 тыс. рублей.
Приказом Минстройархжилкомхоз РТ от 18.12.2013 N 131/0-1 "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 07.05.2013 N 50/о "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2014-2018 годы" были внесены изменения. Общий объем запланированного финансирования ИПР стал составлять 3 045 890 тыс. рублей.
Приказом Минстройархжилкомхоз РТ от 27.10.2016 N 183/о "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 07.05.2013 N 50/о "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2014-2018 годы" внесены изменения в срок реализации ИПР (с 2014 по 2028 годы), перечень мероприятий (дополнены мероприятия на 2016-2028 годы).
Общий объем запланированного финансирования ИПР стал составлять 45 555 512 тыс. рублей, в том числе: мероприятий на 2014-2015 гг. - 995 628 тыс. руб., мероприятия 2016-2028 гг. - 44 559 884 тыс. руб.
Приказом Минстройархжилкомхоз РТ от 27.09.2017 N 175/о "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от 07.05.2013 N 50/о "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2014-2028 годы" внесены изменения, в том числе в объем финансирования ИПР - 45 508 274 тыс. рублей, в том числе: мероприятия 2014-2015 гг. - 995 628 тыс. рублей; мероприятия 2016 г. - 780 628 тыс. рублей (611 382 тыс. рублей за минусом суммы финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 168 668 тыс. рублей); мероприятия 2017-2028 гг. - 44 355 988 (43 901 264 тыс. рублей за минусом суммы финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 454 724 тыс. рублей).
Приказом Минстройархжилкомхоз РТ от 19.11.2018 N 203/о "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" от 07.05.2013 N 50/о "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2014-2028 годы" внесены изменения, в том числе в объем финансирования ИПР - 45 390 840 тыс. рублей, в том числе: мероприятия 2014-2015 гг. - 995 628 тыс. рублей; мероприятия 2016 г. - 780 050 тыс. рублей (611 382 тыс. рублей за минусом суммы финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 168 668 тыс. рублей); мероприятия 2017- 1 160 476 тыс. рублей (785 951 тыс. рублей за минусом финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 374 525 тыс. рублей); мероприятия 2018-2028 гг. - 43 458 568 (42 997 879 тыс. рублей за минусом суммы финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 460 689 тыс. рублей).
Приказом Минстройархжилкомхоз РТ от 19.11.2019 N 153/о "О внесении изменений в приказ Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" от 07.05.2013 N 50/о "Об утверждении инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия г. Казани "Водоканал" на 2014-2028 годы" внесены изменения, в том числе в объем финансирования ИПР - 43 562 369 тыс. рублей, в том числе: мероприятия 2018 г. - 952 296 тыс. рублей (860 881 тыс. рублей за минусом суммы финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 91 415 тыс. рублей; мероприятия 2019-2028 гг. - 40 703 266 тыс. рублей (40 308 527 тыс. рублей за минусом суммы финансирования, переходящей из прошлых периодов в размере 394 739 тыс. рублей).
Освоение от запланированного объема средств в сфере водоснабжения составило:
- за 2016 год - 49 118,19 тыс. рублей (18 %);
- за 2017 год - 16 762,78 тыс. рублей (4 %);
- за 2018 год - 51 554,87 тыс. рублей ( 15,6 %);
- за 2019 год - 55 316,34 тыс. рублей (10%);
- за 1 квартал 2020 год - 4 257,64 тыс. рублей (0,5 %).
Исполнение ИПР в разрезе инвестиционных проектов за 2019 год по водоснабжению:
1) По мероприятию "Строительство ВУ "Дербышки" и водовода от ВУ "Северо-Восточный" до ВУ "Дербышки".
Итого по мероприятию: освоено из запланированной суммы 22 947,00 тыс. рублей лишь 388,72 тыс. рублей (2 %).
Не выполнено.
2) По мероприятию "Строительство дополнительной скважины на территории водозабора "Щербакова" производительностью 40 куб. м/ч.
Не выполнено.
3) По мероприятию "Реконструкция водопроводных очистных сооружений Волжского водозабора: строительство корпуса водопроводных очистных сооружений производительностью 125 тыс. м3 /сут.".
Не выполнено.
4) По мероприятию "Реконструкция комплекса сооружений ВНС 60 квартал с увеличением производительности до 3 тыс. м3 /час"
Не выполнено.
5) По мероприятию "Строительство лабораторного корпуса с административным помещением и КПП на территории Волжского водозабора".
Не выполнено.
Освоение от запланированного объема средств в сфере водоотведения составило:
- за 2016 год - 75 623,41 тыс. рублей (15%);
- за 2017 год - 741 038,41 тыс. рублей (96 %);
- за 2018 год - 440 308,66 тыс. рублей (71%);
- за 2019 год - 608 337,56 тыс. рублей (55 %);
- за 1 квартал 2020 год - 229 570 тыс. рублей (57%).
Исполнение ИПР в разрезе инвестиционных проектов за 2019 год по водоотведению:
1) По мероприятию "Строительство 4-х КНС с напорными коллекторами и самотечными ж.м. Кульсеитово"
Не выполнено.
2) По мероприятию "Реконструкция 3-го Сверенного коллектора (участок самотечного коллектора "3-й Северный" по ул. Х.Ямашева от КГ до ул. Амирхана d-1000-1200 мм)."
Не выполнено.
Письмом МУП "Водоканал" от 30.07.2020 г. N 08-05/17759 было сообщено, что по итогам реализации ИПР за 2019 год не освоено средств амортизационных отчислений по водоснабжению в сумме 115 313 тыс. руб. В том числе, не освоена сумма по неиспользованной амортизации за периоды с 2016-2017 гг. - 179 750 тыс. руб.
Также в связи с отсутствием иных источников финансирования, а также удорожанием стоимости проекта, мероприятия по строительства КНС "Заречная" в рамках водоотведения выполнены с привлечением заемных средств, и неиспользованные средства амортизации по водоснабжению временно отвлечены на реализацию проекта КНС "Заречная" в рамках водоотведения.
Согласно ст. 31 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относятся холодное водоснабжение, в том числе: транспортировка воды, включая распределение воды; подвоз воды в случаях, установленных частью 3 статьи 31, в сфере горячего водоснабжения - горячее водоснабжение, в том числе: приготовление воды на нужды горячего водоснабжения; транспортировка горячей воды; к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод; прием и транспортировка сточных вод; подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
Постановлением Госкомитета от 19.12.2018 N 10-185/кс "Об установлении тарифов на питьевую воду и водоотведение для МУП "Водоканал" на 2019 - 2023 годы" установлены тарифы на питьевую воду 19,97 руб./куб.м. (в период с 01.01.2019 по 30.06.2019); 20,59 руб./куб.м. (в период с 01.07.2019 по 31.12.2019); тарифы на водоотведение 16,72 руб./куб.м. (в период с 01.01.2019 по 30.06.2019); 16,06 руб./куб.м. (в период с 01.07.2019 по 31.12.2019).
В соответствии с пунктом 35 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 г. N 641"Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", расходы регулируемой организации, возникшие в связи с принятием указанного решения, учитываются при установлении тарифов в порядке, установленном Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406.
Таким образом, Госкомитет отмечает низкое исполнение инвестиционных программы, как в части объема выполнения, так и соответствия утвержденному графику (изменение объемов финансирования, сроков выполнения и объектов от запланированного инвестиционной программой).
Более того, водоснабжение и водоотведение являются самостоятельными регулируемыми видами деятельности.
Тарифы на водоснабжение и тарифы на водоотведение устанавливаются на каждую услугу отдельно, исходя из финансово-экономического положения.
Следовательно, отвлечение амортизационных отчислений с вида деятельности "водоснабжение" на исполнение инвестиционной программы в сфере водоотведения не соответствуют законодательству.
С учетом изложенного в отношении заявителя был составлен протокол об административном правонарушении от 07.09.2020 N 124/20, на основании которого вынесено оспариваемое постановление.
Частью 2 статьи 14.6 "Нарушение порядка ценообразования" Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования, которая влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере ста тысяч рублей.
В соответствии с положениями ст. 39 Федерального закона от 07.12.2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" показатели надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения применяются соответственно для контроля за исполнением обязательств организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, по реализации инвестиционной программы, производственной программы, а также в целях регулирования тарифов.
Степень исполнения обязательств определяется с использованием плановых значений и фактических значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности устанавливаются в том числе, утвержденными инвестиционной программой, производственной программой в отношении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных указанными программами.
В случае если организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, не достигла утвержденных плановых значений показателей надежности и качества, тарифы этой организации, устанавливаемые, изменяемые или корректируемые на очередной год, подлежат уменьшению в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, исходя из степени исполнения обязательств этой организации по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы.
Плановые значения показателей энергетической эффективности применяются при установлении на очередной период регулирования тарифов в соответствии с основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Положениями ст. 40 Федерального закона N 416-ФЗ закреплено, что основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом:
1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения;
2) плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
3) схемы водоснабжения и водоотведения;
4) плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды;
5) решений органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.
3. Инвестиционная программа должна содержать:
1) плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности;
2) перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов;
3) объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования;
4) график реализации мероприятий инвестиционной программы;
5) расчет эффективности инвестирования средств;
6) предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
7) иные сведения.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации оценивает доступность для абонентов тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, рассчитанных с учетом расходов на реализацию инвестиционной программы, в том числе с учетом возможности осуществления этих мероприятий за счет займов и кредитов, погашение которых осуществляется в последующие периоды регулирования. В случае недоступности тарифов такой организации для абонентов органы местного самоуправления совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и организацией, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определяют иные источники финансирования инвестиционной программы.
Объем финансовых потребностей для реализации инвестиционной программы должен быть достаточным для финансирования мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, но не превышать укрупненные нормативы цены создания различных видов объектов капитального строительства непроизводственного назначения и объектов инженерной инфраструктуры, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
В соответствии с п.33 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных и производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения" регулируемая организация имеет право обратиться в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о корректировке инвестиционной программы, в том числе на весь срок ее действия, с учетом изменения условий деятельности регулируемой организации, а также в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
При корректировке инвестиционной программы не допускается уменьшение размера собственных средств, являющихся источниками финансирования инвестиционной программы и учтенных при установлении тарифов в соответствии с Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", а также ухудшение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности, установленных на последний год срока действия инвестиционной программы, за исключением случаев наступления обстоятельств непреодолимой силы, передачи бесхозяйного имущества и включения мероприятий по реконструкции и (или) модернизации такого имущества в инвестиционную программу, внесения изменений в схемы водоснабжения и водоотведения, а также случаев, если принятые федеральные законы и (или) иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления приводят к ухудшению положения регулируемой организации таким образом, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при утверждении инвестиционной программы, в том числе устанавливают режим запретов и ограничений в отношении регулируемой организации, ухудшающих ее положение по сравнению с режимом, действовавшим в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на момент утверждения инвестиционной программы.
В силу п. 55-56 указанного Постановления N 641 контроль за выполнением инвестиционных программ осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа)и включает в себя:
а) контроль сроков исполнения графика реализации мероприятий инвестиционных программ;
б) контроль финансирования проектов, предусмотренных инвестиционными программами;
в) контроль достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в течение срока реализации инвестиционных программ;
г) контроль использования платы за подключение (технологическое присоединение) к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения;
д) проведение проверок хода реализации инвестиционных программ, в том числе проведение мониторинга их реализации в части строительства (реконструкции, модернизации) объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения;
е) анализ и обобщение отчетов об исполнении инвестиционных программ регулируемых организаций;
ж) контроль за исполнением условий инвестиционных обязательств в отношении закрытых систем горячего водоснабжения и отдельных объектов таких систем в случае, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации.
В соответствии с п. 17 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утв. Постановлением РФ от 13.05.2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" в случае если объекты централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, ввод которых в эксплуатацию в соответствии с утвержденной инвестиционной программой был предусмотрен в предыдущий период регулирования, не были введены в эксплуатацию и при этом регулируемая организация не осуществляет их фактическое использование, при установлении тарифов на очередной период регулирования из необходимой валовой выручки исключаются расходы, связанные со строительством, реконструкцией и (или) модернизацией таких объектов в части, финансируемой за счет выручки от реализации товаров (работ, услуг) по регулируемым тарифам в истекший период регулирования. Исключенные расходы подлежат включению в необходимую валовую выручку на период регулирования, следующий за периодом регулирования, в течение которого осуществлен ввод объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию.
Стоимость строительства, реконструкции и модернизации объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения учитывается при установлении тарифов в размере, определенном в инвестиционной программе, который не должен превышать величину, рассчитанную на основе укрупненных сметных нормативов для объектов непроизводственного назначения и инженерной инфраструктуры, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
Пунктом 18 Основ ценообразования регулируемые организации обязаны вести раздельный учет расходов и доходов, объемов поданной воды (принятых сточных вод) по следующим регулируемым видам деятельности:
а) в сфере холодного водоснабжения:
холодное водоснабжение, в том числе подъем и очистка воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения;
транспортировка воды, включая распределение воды;
транспортировка воды, включая распределение воды, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку воды);
подвоз воды;
б) в сфере горячего водоснабжения:
горячее водоснабжение, в том числе приготовление воды на нужды горячего водоснабжения и транспортировка горячей воды;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе горячего водоснабжения;
в) в сфере водоотведения:
водоотведение, в том числе очистка сточных вод и обращение с осадком сточных вод;
прием и транспортировка сточных вод;
подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения;
транспортировка сточных вод, осуществляемая гарантирующей организацией (только в части текущих расходов гарантирующей организации на транспортировку сточных вод).
При этом в силу п. 26 Основ ценообразования при определении необходимой валовой выручки регулируемых организаций учитываются расходы, необходимые для реализации планов мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, планов мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планов снижения сбросов, программ повышения экологической эффективности, планов мероприятий по охране окружающей среды, а также расходы на реализацию иных мероприятий, предусмотренных инвестиционными и производственными программами, в том числе определенных на основе результатов технических обследований, в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения таких организаций.
В ходе судебного разбирательства представители ответчика пояснили, что выявленные нарушения в сфере ценообразования со стороны заявителя выражаются в низком исполнении инвестиционной программы и нецелевом использовании средств, запланированных на мероприятия по водоснабжению и водоотведению.
Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
По делу об административном правонарушении выяснению подлежит, в том числе наличие события административного правонарушения (пункт 1 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Вместе с тем, объективной стороной вменяемого правонарушения является нарушение процесса формирования цены на товары и услуги, характеризуемого методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Инвестиционная программа - представляет собой совокупность инвестиционных проектов, принятых к реализации, направленная на достижение стратегических целей развития и отвечающая требованиям по срокам окупаемости и рентабельности инвестиций. Инвестиционный проект - экономически обоснованный комплекс действий по формированию (модернизации) активов, реализация которого направлена на решение инвестиционной задачи, представляющей собой описание ожидаемого экономического или технологического результата, соответствующего стратегической программе развития и достигаемого в ходе реализации Инвестиционного проекта.
Таким образом, инвестиционная программа по своей сути может быть отнесена к документам планирования деятельности, при этом, как было указано выше, существует законодательно установленный механизм корректировки заложенных ранее показателей, что и осуществляется ответчиком ежегодно в пределах предоставленных полномочий.
Как обоснованно указывалось заявителем, законом не предусмотрена ответственность за неисполнение в срок инвестиционной программы, в силу того, что источники финансирования, заложенные на ее исполнение, в связи с наличием различных объективных факторов могут отсутствовать.
Доказательства того, что неисполнение заявителем инвестиционной программы повлияло негативным образом на потребителей, или иным образом привело к нарушению порядка ценообразования, материалы дела не содержат, как и не содержат доказательств того, что заявителем было допущено какое-либо нарушение порядка формирования цен на оказываемые услуги.
Выводы ответчика о допущенных нарушениях порядка ценообразования, выразившихся в допущенной "перекидке тарифного источника с услуги водоснабжения на услуги водоотведения" не подтверждаются соответствующими доказательствами.
Как было установлено судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства, данный вывод ответчика основан на письмах заявителя от 23.06.2020 в адрес Комитета жилищно-коммунального хозяйства ИК МО г.Казани и от 30.07.2020 в адрес ответчика, в которых заявитель просил рассмотреть возможность направления неосвоенных средств амортизации по водоснабжению на выполнение мероприятий в сфере водоотведения.
Вместе с тем, в отсутствие доказательств реализации заявителем изложенных в письмах намерений, суд первой инстанции верно не мог признать обоснованным вывод ответчика о наличии допущенного нарушения. Факт осуществления заявителем раздельного учета расходов и доходов по водоотведению и водоснабжению подтверждается ответчиком в оспариваемом постановлении, ежегодная отчетность заявителя обратных данных не содержит.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что ответчиком не доказано наличие в действиях заявителя состава вменяемого административного правонарушения.
Частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в части вменения в вину МУП "Водоканал" низкого исполнение инвестиционной программы, суд апелляционной инстанции считает необоснованными по следующим обстоятельствам.
В соответствии с п. 10 ст. 40 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и согласно пунктам 33, 34 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение" (утв. постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 641) инвестиционная программа может ежегодно корректироваться по инициативе периода регулирования), без замещения иными инвестиционными проектами на указанный период (текущий год), при установлении тарифов на очередной расчетный период регулирования (ежегодной корректировке) из необходимой валовой выручки исключаются расходы на реализацию этих проектов в части нереализованных мероприятий инвестиционной программы.
Изложенное выше свидетельствует, что неисполнение или неполное исполнение инвестиционной программы в определенный момент времени является лишь основанием для досрочного пересмотра органами регулирования тарифов на услуги организации коммунального комплекса в установленном порядке.
В данном случае, к нарушению порядка ценообразования могло привести не исключение Госкомитетом из необходимой валовой выручки МУП "Водоканал", при установлении тарифов на очередной период регулирования, расходов по нереализованным мероприятиям инвестиционной программы.
С доводами, приведенными Госкомитетом в апелляционной жалобе, в части "перекидки тарифного источника с услуги водоснабжения на услуги водоотведения", суд апелляционной инстанции также не может согласиться по следующим обстоятельствам.
В качестве документов, подтверждающих доводы Госкомитета, ответчик ссылается на письма МУП "Водоканал" от 31.03.2020 N 12-05/7436; от 29.07.2020 09-05/17603; от 30.07.2020 N 08-05/17759.
Письмом от 29.07.2020 09-05/17603 и от 30.07.2020 N 08-05/17759 предприятие просит рассмотреть возможность при корректировке инвестиционной программы направить неосвоенные средства амортизации по водоснабжению на выполнение мероприятий в сфере водоотведения. МУП "Водоканал" письмом от 31.03.2020 N 12-05/7436 в адрес Госкомитета направлен отчет о выполнении инвестиционной программы (из него следует, что не все мероприятия выполнены).
Доводы апелляционной жалобы о том, что МУП "Водоканал" осуществил "перекидку тарифного источника с услуги водоснабжения на услуги водоотведения" не подтверждаются материалами дела.
При этом указанные в письме денежные средства - неосвоенные амортизационные отчисления по водоснабжению в сумме 115 313 тыс.руб. и не освоенные суммы по неиспользованной амортизации прошлых периодов - 179 750 тыс.руб. по состоянию на 31.03.2020 (на момент написания письма) имелись в распоряжении предприятия.
Опровержением доводов ответчика является осуществляемый МУП "Водоканал" в соответствии с п. 18 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (утв. Постановление Правительства РФ от 13.05.2013 N 406) раздельный учет расходов и доходов по водоснабжению и водоотведению. Как правомерно отмечено судом первой инстанции, Госкомитет факт осуществления заявителем раздельного учета расходов и доходов по водоотведению и водоснабжению подтверждает, ежегодная отчетность заявителя обратных данных не содержит (подтверждение следует из отзыва Госкомитета от 29.10.2020 N СП-15/5213/2020 на стр.5).
Таким образом, МУП "Водоканал" выполняло все требования действующего законодательства, в сфере регулирования цен на водоснабжение и водоотведение и не совершило действий, которые запрещены действующим законодательством в данной сфере.
Досрочный пересмотр органами регулирования тарифов на услуги предприятия в случае неисполнения им инвестиционной программы, является регулирующим механизмом, а не санкционным. Указанный механизм в сфере ценообразования в полной мере отвечает принципам защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы предприятия.
События и состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 14.6 КоАП РФ, не имеется.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 2.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее КоАП РФ), административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического и юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Статьей 1.6. Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом. При этом статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению (доказыванию) по делу об административном правонарушении, отнесены наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении правонарушения.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об удовлетворении заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, повлияли бы на их обоснованность и законность либо опровергли выводы суда, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Принятое по делу решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 26 февраля 2021 года по делу N А65-23650/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Сергеева |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-23650/2020
Истец: МУП "Водоканал", г.Казань
Ответчик: Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам, г.Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд