г. Вологда |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А13-7527/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
В полном объёме постановление изготовлено 01 июня 2021 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Болдыревой Е.Н., судей Алимовой Е.А. и Докшиной А.Ю. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ручкиновой М.А.,
при участии от публичного акционерного общества "Северсталь" Воскресенского И.Е. по доверенности от 24.12.2019,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) на решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2021 года по делу N А13-7527/2020,
УСТАНОВИЛ:
государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонное) (ОГРН 1023501245074, ИНН 3528076797; адрес: 162602; Вологодская область, город Череповец, улица Труда, дом 49; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к публичному акционерному обществу "Северсталь" (ОГРН 1023501236901, ИНН 3528000597; адрес: Вологодская область, город Череповец, улица Мира, дом 30; далее - общество) о взыскании финансовых санкций по решениям от 20.09.2019 N 045S19190009774, от 27.09.2019 N 045S19190010237, N 045S19190010238 в сумме 4 500 руб.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2021 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление с таким решением не согласилось и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда изменить в части и взыскать с общества финансовую санкцию в размере 3 500 руб. за непредоставление неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах по решению от 20.09.2019 N 045S19190009774. В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права. Полагает в данном деле применение норм законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не допустимо. Считает, что срок привлечения к ответственности подлежит исчислению с даты, когда управлению стало известно о нарушении (то есть с 02.04.2019), и заявителем не пропущен.
Общество в отзыве на жалобу и его представитель в судебном заседании с изложенными в ней доводами не согласились, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управление надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы, представителя в суд не направило, в связи с этим дело рассмотрено в его отсутствие в порядке, предусмотренном статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Поскольку в порядке апелляционного производства управлением обжалована только часть решения суда и при этом лица, участвующие в деле, не заявили соответствующих возражений, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного акта только в обжалуемой управлением части в соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя общества, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как усматривается в материалах дела, в ходе проведенной в августе 2019 года проверки достоверности, правильности заполнения, полноты и своевременности представления обществом сведений индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) управлением установлено, что дополнительные сведения формы СЗВ-М за апрель, май 2019 года в отношении одного застрахованного лица представлены обществом с нарушением установленного пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ срока, в связи с чем управлением составлены акты от 23.08.2019 N 045S18190011880, 045S18190011881 и приняты решения от 27.09.2019 N 045S19190010237, 045S19190010238, которыми общество привлечено к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в общей сумме 1 000 руб.
В удовлетворении требований управления о взыскании финансовой санкции в сумме 1 000 руб. по решениям от 27.09.2019 N 045S19190010237, 045S19190010238 суд первой инстанции отказал, не усмотрев правовых оснований для привлечения общества к ответственности в виде указанной штрафной санкции. В данной части судебный акт управлением не обжалован. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в этой части не усматривается.
Отказывая во взыскании с общества финансовых санкций в сумме 3 500 руб. по решению от 20.09.2019 N 045S19190009774, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В связи с обращением бывшего работника общества с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости на основании решения от 22.03.2019 N 54 управлением проведена документальная проверка достоверности и полноты сведений о стаже застрахованных лиц на соответствующих видах работ, содержащихся в представленных страхователем формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, о чем составлен акт от 02.04.2019 N 54.
Согласно данному акту по результатам проверки первичных документов, послуживших основанием для заполнения форм индивидуальных сведений в части страхового стажа, дающего право на досрочную пенсию по старости, управлением установлено, что указанный работник общества работал в АГП, КАДП (коксоаглодоменное производство) в качестве:
машиниста вагоноопрокидывателя (с обслуживанием электротолкателя) на разгрузку сырья участка разгрузки сырья ШПЦ-2 с 23.11.2007 по 28.02.2009;
грузчика (сырья и топлива) на разгрузку сырья участка разгрузки и подачи сырья ШПЦ-2 с 01.03.2009 по 31.05.2009;
машиниста вагоноопрокидывателя на разгрузку сырья участка разгрузки сырьяШПЦ-2 с 01.06.2009 по 31.12.2011;
машиниста вагоноопрокидывателя (с обслуживанием электротолкателя) на участке разгрузки и подачи шихты ШПЦ-2 с 01.01.2012 по 11.05.2016.
Право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ по Списку N 2 раздел II "Рудоподготовка, обогащение, окускование (агломерация, брикетирование, окомкование), обжиг руд и нерудных ископаемых" при условии постоянной занятости (не менее 80% рабочего времени) дает работа в качестве "машиниста вагоноопрокидывателя".
Управление посчитало, что представленными обществом документами не подтверждается постоянная занятость на работах, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости не менее 80% рабочего времени за периоды 2008-2009, 2012, 2013 годы, поскольку в соответствии с лицевыми счетами соответствующего лица за период работы с 23.02.2008 по 28.02.2009 ежемесячно просматривается доплата за совмещение профессий, с 01.01.2012 по 28.02.2013 спорный работник работал в качестве машиниста вагоноопрокидывателя (с обслуживанием электротолкателя). Соглашения о совмещении профессий, расширении зон обслуживания и увеличения объема работы за данный период не представлены. Управление отметило, что определить, сколько времени в течение полного рабочего дня работник был занят выполнением работ в качестве машиниста вагоноопрокидывателя не представляется возможным, и сделало вывод о нарушении постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516, а также о необходимости представления на общих основаниях индивидуальных сведений на работника за указанные периоды и о недостоверности представленных обществом сведений.
В адрес страхователя управлением направлено уведомление от 08.05.2019 N 215 об устранении ошибок и (или) несоответствий между представленными страхователем сведениями и сведениями, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, в котором обществу предложено в течение 5 рабочих дней с даты получения уведомления устранить выявленные в ходе документарной проверки расхождения в представленных страхователем сведениях индивидуального (персонифицированного) учета за 2008, 2009 годы, 1, 2, 3, 4 кварталы 2012 года, 1 квартал 2013 года путем представления формы СЗВ-КОРР на указанное застрахованное лицо за соответствующие периоды. Уведомление получено обществом 17.05.2019.
Общество в письме от 21.05.2019 сообщило об отсутствии оснований для корректировки сведений, а в письме от 18.07.2019 уточнило, что за предыдущие периоды и по настоящее время при совмещении профессий, расширении зон обслуживания и увеличении объема работы, работник обязывался выполнять дополнительную работу без освобождения от основных обязанностей по трудовому договору в течение установленной продолжительности рабочего дня, но не более 20% рабочего времени.
По результатам рассмотрения материалов документарной проверки и возражений общества, управлением составлен акт о выявлении нарушения в сфере законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования от 16.08.2019 N 045S18190011470.
Обществом представлены возражения на акт проверки от 03.09.2019, в котором дополнительно указало, что общество сдавало индивидуальные сведения за спорный период с кодом позиции Списка 2030000а-11768, а Пенсионный фонд принимал эти сведения по льготному Списку N 2 за 7 отчетных периодов, указанных в акте.
По результатам рассмотрения акта проверки и возражений на акт управлением вынесено решение от 20.09.2019 N 045S19190009774, которым общество привлечено к ответственности на основании абзаца третьего статьи 17 Закона N 27-ФЗ за неполное и (или) недостоверное представление сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в виде финансовых санкций в общей сумме 3 500 руб.
Указанная сумма предложена обществу к уплате в требовании от 17.10.2019 N 045S01190010409 со сроком исполнения до 11.11.2019.
Подпунктом 5 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ установлена обязанность страхователя представлять сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С 01.01.2015 вступил в силу Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), пунктом 2 части 1 статьи 30 которого предусмотрено назначение страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
В силу части 2 статьи 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
На основании части 3 статьи 36 Закона N 400-ФЗ со дня вступления в силу настоящего Закона Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Закон N 173-ФЗ) не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Законом в части, не противоречащей настоящему Закону.
Согласно статье 27 Закона N 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Порядок исчисления периодов, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ, установлен Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 N 516 (далее - Правила N 516).
В силу пункта 4 данных Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил N 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Исходя из пункта 5 постановления Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В подпункте "б" пункта 1 постановления Правительства Российский Федерации от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Закона N 173-ФЗ работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Данным постановлением Кабинета Министров СССР утвержден Список N 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях) (далее - Список N 2).
Профессии "машинист вагоноопрокидывателей" и "грузчики, занятые на работах с сырьем и топливом" входят в Список N 2 (позиции 2030000а-13598, 2010500а-11768 раздела I "Горные работы" соответственно).
Общество представляло в управление индивидуальные сведения о страховом стаже и начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование спорного застрахованного лица формы СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 за периоды 2008-2009 годов, 2012 года и 1 квартал 2013 года.
В сведениях об особых условиях труда общество указывало коды 2030000а-13598 и 2010500а-11768, соответствующие данным трудовой книжки по периодам и первичным документам общества.
Исходя из положений подпункта 11 пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь представляет лишь документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Вывод о наличии или отсутствии у застрахованного лица такого права делается фондом, а не страхователем.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона N 27-ФЗ в редакции, действовавшей до 01.01.2017, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Из материалов дела следует, что страхователь представил в управление такие сведения, какие учитываются им самим. Проверкой не установлено, что, указывая в формах СЗВ-4-1 и СЗВ-6-1 основания для досрочного назначения трудовой пенсии, общество представляло заведомо недостоверные сведения.
Привлекая общество к ответственности за представление неполных и (или) недостоверных сведений, управление не только не конкретизировало основание привлечения к ответственности (неполнота или недостоверность представленных сведений), но и не доказало их фактическую неполноту либо недостоверность.
Само по себе то обстоятельство, что управление не смогло определить время, занятое работником в течение рабочего дня на выполнение соответствующих видов работ, не свидетельствует о наличии правонарушения. Также правонарушение не подтверждается самим по себе фактом непредставления обществом корректирующих сведений в отношении спорного лица в ответ на уведомление заявителя в отсутствие доказательств фактической обязанности общества эти сведения представить.
Фактически выводы о недостоверности представленных сведений управление сделало исключительно по данным лицевого счета без учета сведений в иных документах общества. Возражения страхователя оставлены управлением без проверки.
Таким образом, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о недоказанности состава вмененного обществу правонарушения.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно заключил о пропуске управлением срока давности привлечения к ответственности на момент вынесения решения 20.09.2019 N 045S19190009774.
В рассматриваемом случае представление страхователем спорных сведений за самый поздний из периодов, в которых установлено правонарушение, (сведения по форме СЗВ-6-4 за 1 квартал 2013 года) имело место 24.05.2013.
Управление полагает, что срок давности привлечения к ответственности следует исчислять с даты обнаружения правонарушения по результатам документальной проверки.
В силу статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На основании статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности).
В силу пункта 4 статьи 109 НК РФ истечение сроков давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения является обстоятельством, исключающим привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, суд первой инстанции верно заключил о том, что в рассматриваемом случае начало срока привлечения к ответственности по решению от 20.09.2019 N 045S19190009774 исчисляется с даты представления страхователем соответствующих сведений за периоды, в отношении которых управлением выявлена неполнота (недостоверность) сведений, самые поздние из которых представлены 24.05.2013.
Решение N 045S19190009774 вынесено управлением 20.09.2019, то есть за пределами трехлетнего срока давности привлечения к ответственности.
Положения статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которым страхователь не может быть привлечен к ответственности за совершение правонарушения, если со дня, когда территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации узнал или должен был узнать о правонарушении, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности), введены в действие с 01.01.2017 Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ.
Исходя из общих конституционных принципов привлечения к ответственности, закон, ухудшающий положение лица, привлекаемого к ответственности, обратной силы не имеет.
Как верно отметил суд, истечение срока давности привлечения к ответственности является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя в части взыскания 3 500 руб. финансовых санкций.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии оснований для удовлетворений требований управления о взыскании с общества финансовых санкций в сумме 3 500 руб.
Доводов, опровергающих обоснованность выводов суда, апелляционная жалоба не содержит.
Несогласие управления с толкованием судом первой инстанции норм законодательства, подлежащих применению в деле, иная оценка подателем жалобы фактических обстоятельств дела не являются правовым основанием для отмены решения суда по настоящему делу.
Поскольку судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 16 февраля 2021 года по делу N А13-7527/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области (межрайонного) - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Болдырева |
Судьи |
Е.А. Алимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-7527/2020
Истец: ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в г.Череповце Вологодской области межрайонное, ГУ УПФ РФ в г.Череповце Вологодской обл. межрайонное
Ответчик: ПАО "Северсталь"