Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 сентября 2021 г. N Ф08-9081/21 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
02 июня 2021 г. |
дело N А53-44153/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июня 2021 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей Н.В. Нарышкиной, Т.Р. Фахретдинова,
при ведении протокола судебного заседания секретарём Романовым А.А.,
при участии:
от истца: Балдин В.А. по доверенности от 08.12.2020,
от ответчика: Дудко Г.В. по доверенности от 11.01.2021,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2021 по делу N А53-44153/2020
по иску общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто"
к Министерству финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Министерства труда и социального развития Ростовской области, Департамента труда и социального развития администрации города Волгодонска, муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства", администрации города Волгодонска,
о возмещении убытков,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонАвто" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к Министерству финансов Ростовской области (далее - ответчик, министерство) о возмещении убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан, за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 5217841,70 руб.
Определением от 11.01.2021 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация города Волгодонска, муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства", Департамент труда и социального развития Администрации города Волгодонска.
Определением от 03.02.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство труда и социального развития Ростовской области.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2021 исковые требования удовлетворены.
Министерство обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просило его отменить, отказать в удовлетворении требований в полном объёме.
В обоснование жалобы ответчик приводит следующие доводы:
- достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемых периодах истцом не представлено;
- расчет исковых требований основан на результатах обследования пассажиропотоков, возмещение расходов истцу в спорный период осуществлялось в полном объеме, отсутствуют основания для применения иной методики;
- осуществление финансирования перевозок льготных пассажиров федерального регистра на городском пассажирском транспорте не относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации. Источник финансирования затрат по проезду федеральных льготников является не бюджет Ростовской области, а сами льготники.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель истца просил решение суда оставить без изменения.
Третьи лица явку представителей не обеспечили, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционная коллегия не находит оснований к отмене судебного акта.
Как видно из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец является коммерческим транспортным предприятием, осуществляющим деятельность по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам в городском сообщении на платной основе в городе Волгодонске.
В соответствии с договором на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска от 27.09.2011 N 7, заключенного между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" (заказчик) и ООО "ДонАвто" (перевозчик), заказчик поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по выполнению перевозок пассажиров и багажа автобусами по маршрутам регулярных перевозок г. Волгодонска, перечень которых содержится в приложении N 1 к договору.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, ООО "ДонАвто" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.
Согласно пункту 2.4.14 договора от 27.09.2011 N 7 ООО "ДонАвто" обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные действующим законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами Ростовской области и города Волгодонска.
Согласно пункту 7.1 договора от 27.09.2011 N 7 он вступает в силу с 03.11.2011 и действует до дня окончания следующего конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах города Волгодонска.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании Постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", ООО "ДонАвто" заключило договор с Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
12.01.2018 между департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска (Департамент) и ООО "ДонАвто" (перевозчик) был заключен договор N 1, согласно которому перевозчик осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а Департамент возмещает расходы перевозчику за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
В соответствии областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Тарифы на услуги муниципального пассажирского транспорта в городе Волгодонске устанавливались постановлением администрации города Волгодонска.
Постановлением администрации города Волгодонска N 1185 от 24.08.2017 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 16 руб.
Постановлением администрации города Волгодонска N 2909 от 19.12.2018 установлены тарифы на регулярные перевозки общественном транспортом в городском сообщении в размере 20 руб.
Пунктом 1.2 договора от 12.01.2018 N 1 определено, что численность перевезенных граждан определяется согласно ежемесячно направляемым Департаменту МКУ "ДС и ГХ" отчетам о количестве фактически перевезенных льготных категорий граждан, согласно методики распределения, установленной пунктом 6.1.3 приложения 1 к постановлению Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Согласно п. 1.3 договора от 12.01.2018 N 1 возмещение расходов производится из расчета стоимости единого социального проездного билета 265 рублей в месяц на каждого гражданина, по количеству фактически перевезенных перевозчиком граждан, купивших единые социальные проездные билеты, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых социальных проездных билетов в пределах средств, поступивших от их продажи на счет Департамента.
В соответствии с п. 2.1 договора от 12.01.2018 N 1 перевозчик обязуется в течение срока действия договора осуществлять бесплатную перевозку граждан в городском и пригородном (внутрирайонном) транспорте, при предъявлении единого социального проездного билета с удостоверением МСЭ.
Департамент обязуется возмещать перевозчику расходы по перевозкам граждан по единым социальным проездным билетам на основании подписания актов сверки о фактическом возмещении расходов при наличии средств на счете (п. 2.2 договора от 12.01.2018 N 1).
Пунктом 4.1 договора от 12.01.2018 N 1 предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания сторонами, распространяет свое действие на правоотношения сторон, возникшие с 01.01.2018, и действует до 31.12.2018, а в части исполнения обязательств - до полного исполнения сторонами взятых на себя обязательств.
Истец исполнил взятые на себя обязательства, предусмотренные договором от 12.01.2018 N 1.
В 2018 году истец оказывал услуги по бесплатному проезду льготных категорий граждан на городском пассажирском транспорте общего пользования в городе Волгодонске.
Обществом и Департаментом труда и социального развития администрации города Волгодонска ежемесячно составлялись отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и имеющих единые социальные проездные билеты.
При этом понесенные истцом расходы на перевозку льготных категорий граждан были компенсированы частично. В материалы дела представлены акты сверки о фактическом возмещении расходов ООО "ДонАвто" по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников.
Полагая, что с учетом установленных тарифов на перевозку пассажиров и фактического количества перевезенных льготных категорий граждан величина компенсации, исходя из стоимости ЕСПБ, не приводит к полному возмещению понесенных обществом расходов по перевозке льготной категории пассажиров, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с Ростовской области в лице Министерства финансов Ростовской области убытков за период с 01.01.2018 по 31.12.2018 в размере 5217841,70 руб.
Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, установив, что в данном случае ООО "ДонАвто" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, пришел к выводу о том, что взыскание убытков в виде недополученной провозной платы на сумму 5217841,70 руб. обосновано.
С доводами, изложенными в апелляционной жалобе, судебная коллегия не может согласиться ввиду следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
Из положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) следует, что с 01.01.2005 отдельным категориям граждан отменены льготы по проезду. Обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан возложена на субъекты Российской Федерации.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Пунктом 1 статьи 15 Гражданского кодекса предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса, вред, причиненный юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению.
Вред возмещается за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса, когда в соответствии с кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Гражданского кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В силу пункта 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление N 23), при рассмотрении исков организаций, предоставивших потребителям бесплатно или по льготным ценам товары (работы, услуги) в рамках реализации установленных законом льгот, о взыскании с публично-правовых образований убытков, вызванных неполучением в связи с этим платы, судам необходимо иметь в виду следующее.
В тех случаях, когда публично-правовое образование в правовых актах, принимаемых во исполнение законов, установивших льготы, предусматривает последующую компенсацию не полученной от потребителей платы, неисполнение этой обязанности по компенсации влечет возникновение убытков у лица, реализовавшего товары (выполнившего работы, оказавшего услуги) по льготным ценам или без получения платы от потребителя.
Следовательно, такие споры являются спорами о взыскании убытков, обусловленных избранным законодателем способом реализации льгот, предусматривающим последующую компенсацию организациям неполученной платы.
Согласно пункту 19 Постановления N 23, при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ), разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
В соответствии со статьей 26.3 Закона N 184-ФЗ полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, установленным Конституцией Российской Федерации, указанные в пункте 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). Осуществление указанных полномочий может в порядке и в случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами. Особенности финансового обеспечения указанных полномочий за счет средств бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В Ростовской области гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), лицам, имеющим право на получение государственной социальной помощи, бесплатный (льготный) проезд предоставляется как дополнительная мера социальной поддержки за счет средств областного бюджета. Средства из федерального бюджета на возмещение расходов за проезд федеральных льготников на автомобильных, пригородных маршрутах и автомобильных междугородных внутриобластных маршрутах в Ростовскую область не поступают.
Суд первой инстанции не согласился с позицией министерства об отнесении финансирования мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками к расходным обязательствам Российской Федерации, осуществляемым за счет средств федерального бюджета, обоснованно указав, что выплата пособий на оплату проезда на обществом транспорте определенным категориям граждан признается расходным обязательством субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области.
Порядок расходования средств областного бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в части возмещения расходов автотранспортных организаций за перевозку граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее - федеральные льготники), на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам и условия обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта предусмотрен приложением N 3 постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 "О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их назначения".
Суд первой инстанции установил, что в соответствии с действующим в спорном период законодательством, на основании положений постановления N 232 в целях получения возмещения расходов по перевозке федеральных льготников, общество заключило с департаментом договор от 12.01.2018 N 1, по условиям которого департамент принял на себя обязательства по возмещению затрат от перевозки федеральных льготников в пределах средств, поступивших из областного бюджета на эти цели в спорном периоде.
Таким образом, является правильным вывод суда о том, что общество, непосредственно предоставившее в спорном периоде потребителям услуги перевозки бесплатно или по льготной цене, имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы.
Установив, что постановлением Администрации Ростовской области от 03.04.2006 N 120 не определен порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета, а в соответствии с установленными для предприятия тарифами на перевозку, компенсация расходов исходя из цены льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов, суд, с учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума от 23.06.2009 N 2992/09, обоснованно указал, что в данном случае ввиду отсутствия установленного на законодательном уровне способа расчета размера неполученной платы от льготных категорий пассажиров и их количества возможно использование расчетного метода, исходя из конкретных обстоятельств дела.
Исследовав представленные в материалы дела отчеты о количестве перевезенных граждан на городском пассажирском транспорте, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и имеющих ЕСПБ, акты сверки о фактическом возмещении обществу расходов по перевозке в общественном транспорте федеральных льготников за предоставленный бесплатный проезд на городских маршрутах на основании договора от 12.01.2018 N 1, суд установили, что приведенный обществом расчет выпадающих доходов предприятия (убытков) в результате оказания услуг перевозки пассажирам, федеральным льготникам, является арифметически и методологически правильным, понесенные предприятием убытки составили 5217841,70 руб.
Судом учтено, что стоимость проезда меняется, а компенсация не восполняет разницу между нормативно установленной стоимостью проезда и объемом денежных средств, перечисленных обществу в виде компенсации. Данное обстоятельство министерство документально не опровергло.
Министерство не представило доказательства, опровергающие данные, отраженные в представленных и подписанных уполномоченным органом актах сверки о фактическом возмещении расходов с указанием количества перевезенных граждан. Претензии со стороны министерства по количеству перевезенных пассажиров отсутствуют. Контррасчет выпадающих доходов предприятия (убытков), образовавшихся у общества в результате оказания услуг перевозки федеральным льготникам, со ссылкой на конкретные доказательства, министерство не представило.
С учетом правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 19 Постановления N 23, а также положений статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса и статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ, суд сделал правильный вывод о том, что убытки, возникшие у общества в связи с предоставлением льгот в общественном пассажирском транспорте отдельным категориям граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки, подлежат возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, в данном случае - Ростовской области в лице министерства.
Поскольку в данном случае ООО "ДонАвто" оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный регистр, суд пришел к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании понесенных им расходов в сумме 5217841,70 руб. с Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.
С учетом изложенного, у судебной коллегии отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
Руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 02.04.2021 по делу N А53-44153/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
Н.В. Нарышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-44153/2020
Истец: ООО "ДОНАВТО"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, МИНИСТЕРСТВО ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ, МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕПАРТАМЕНТ СТРОИТЕЛЬСТВА И ГОРОДСКОГО ХОЗЯЙСТВА"