г. Москва |
|
01 июня 2021 г. |
Дело N А41-69167/20 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 июня 2021 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Диаковской Н.В.,
судей Немчиновой М.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: помощником судьи Кривовой С.С.,
при участии в заседании:
от Министерства экологии и природопользования Московской области - Хохлов В.В. по доверенности N 48 от 16.12.2020, диплом о высшем юридическом образовании;
от ООО "Логистическая компания А" - Осьмакова Е.С. по доверенности N 43/1 от 01.03.2021,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Логистическая компания А"
на решение Арбитражного суда Московской области
от 26 февраля 2021 года по делу N А41-69167/20
по иску Министерства экологии и природопользования Московской области
к обществу с ограниченной ответственностью "Логистическая компания А"
о возмещении вреда,
УСТАНОВИЛ:
Министерство экологии и природопользования Московской области (далее - министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Логистическая компания А" (далее - ответчик, ООО "Логистическая компания А") о взыскании в бюджет городского округа Серпухов 2 361 000 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Решением Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2021 года по делу N А41-69167/20 исковые требования удовлетворены (т. 3 л. д. 24-27).
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Логистическая компания А" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании арбитражного апелляционного суда представитель ООО "Логистическая компания А" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, в иске отказать.
Представитель Министерства экологии и природопользования Московской области возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, согласно выписке из ЕГРН собственником земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:37359 является ООО "Логистическая компания А".
По факту поступившего от администрации городского округа Серпухов Московской области письма, содержащего информацию о том, что на земельном участке с кадастровым номером 50:32:0000000:37359, на которому расположено предприятие ООО "Логистическая компания А", осуществляется сброс сточных вод с неприятным запахом, которые по рельефу попадают в р. Московку, являющуюся притоком р. Нары, министерством вынесены определение от 22.06.2020 N 02/089/0780/2020 о возбуждении административного дела, определение от 22.06.2020 о назначении экспертизы проб воды и почвы, и определение от 25.06.2020 о проведении маркшейдерских замеров.
Специалистами ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО 30.06.2020 отобраны пробы сточных вод в реке Московке и почвогрунта на рельефе, где текут сточные воды. В точке сброса сточных вод в р. Московку вблизи координат 55,022383 СШ 37,413118 ВД отобрана проба сбрасываемых в р. Московку сточных вод - пломба N 19053060; выше по течению р. Московки примерно на 400-м в точке с координатами 55,022263 СШ и 37,414655 ВД - пломба N 19053059; ниже по течение примерно на 400-500-м в точке с координатами 55,021335 СШ 37,411563 ВД - пломба N 19053058.
Также 30.06.2020 отобраны пробы почвогрунта на территории земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:37359, и земель неразграниченной государственной собственности, находящихся между данным земельным участком и р. Московкой, в местах, где протекают сбрасываемые с предприятия ООО "Логистическая компания А" сточные воды, и проба условно чистого почвогрунта в точке с координатами 55,023744 СШ и 37,413006 ВД.
Специалистами Серпуховского отдела ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО 02.07.2020 произведен повторный отбор проб сточных вод в реке Московке в точке сброса сточных вод в р. Московку вблизи координат 55,022383 СШ 37,413118 ВД - пломба N 19053054; выше по течению Московки примерно на 400-м - в точке с координатами 55,022263 СШ и 37,414655 ВД - пломба N 19053055; ниже по течение примерно на 400-500-м в точке с координатами 55,021335 СШ 37,411563 ВД - пломба N 19053052.
В ходе проведенного министерством расследования установлено, что югу от предприятия ООО "Логистическая компания А" в границах земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:37359 находится выход из земли сточных вод мутного цвета с неприятным запахом, которые текут по территории данного земельного участка, затем по землям неразграниченной государственной собственности и по крутому склону попадают в р. Московку. Поток сточных вод имеет ширину примерно от 1 до 5-м, рельеф под сточными водами имеет коричневый, розовый и серый оттенки, присутствует неприятный запах и скопления мух.
На предприятии ООО "Логистическая компания А" отсутствуют локальные очистные сооружения, в соответствие с объяснениями руководства ООО "ЛК А", отведение производственных сточных вод осуществляется частично на рельеф, частично вывозится по договору с МУП "Водоканал Сервис".
Согласно ответу МУП "Водоканал Сервис" от 02.07.2020 N 01-08/0833, за текущий период 2020 года прием сточной жидкости от ООО "Логистическая компания А" составил: за январь - 160 куб.м, за июнь - 8 куб.м. Таким образом, с февраля 2020 года производственные стоки с ООО "Логистическая компания А" не вывозились.
Протоколами осмотра р. Московки от 30.06.2020 и от 02.07.2020 предусмотрено, что вода в р. Московке выше по течению на 400-м относительно места сброса сточных вод, прозрачная, дно чистое; в месте сброса - вода мутная, присутствует неприятный запах, скопления мух; ниже по течению на 500-м - вода в р. Московке мутная, присутствуют донные отложения в виде налета. Также, осмотром территории от 30.06.2020 установлен сброс производственных сточных вод на рельеф местности - на территорию земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:37359, и земель неразграниченной государственной собственности, находящихся между данным земельным участком и р. Московкой.
На территории земельного участка с кадастровым номером 50:32:0000000:37359 имеется два выхода сточных вод - один выход сточных вод из-под земли к югу от забора предприятия ООО "Логистическая компания А" обозначен на схеме экспертного заключения ГБУ МО МОБТИ N У-01-5243/07-20 как "выход трубы" и второй выход - к востоку от первого - в виде трубы диаметром примерно 200 мм в точке с координатами: 55.023634 СШ и 37.414141 ВД.
Факт нарушения ООО "Логистическая компания А" требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, выразившееся в сбросе отходов производственных сточных вод, образованных в результате производства рыбных консервов в водный объект - р. Московку и на почву - на земельный участка с кадастровым номером 50:32:0000000:37359 и расположенные рядом с ним земли неразграниченной государственной собственности подтверждается представленными в материалы дела и вступившими в законную силу постановлениями от 20.07.2020, 22.07.2020 о привлечении ООО "Логистическая компания А" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.2 КоАП РФ, частью 4 статьи 8.13 КоАП РФ, статьей 8.1 КоАП РФ, частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ.
По итогам проведенных экспертиз и согласно экспертному заключению ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 10.07.2020 N б/н, выполненному в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, размер вреда, причиненного ООО "Логистическая компания А" почвам составляет 2 361 000 руб.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Министерства экологии и природопользования Московской области в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Арбитражный апелляционный суд согласен с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в связи со следующим.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об ООС, Закон N 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимого условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.
Статьей 4 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что под "отходами производства и потребления" понимают вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. Исходя из данной статьи "обращение с отходами" - деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, "утилизация отходов" - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг; "накопление отходов" - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
В соответствии со статьей 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
- использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
- осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
- соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
- не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно пункту 1 статьи 51 Закона N 7-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Закона N 7-ФЗ запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
В соответствии с пунктами 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
В соответствии со статьей 74 ЗК РФ лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством. Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими вред.
В соответствии со статьей 78 Закона N 7-ФЗ компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. Иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.
По смыслу указанных норм вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в гражданско-правовом порядке на основании норм статей 15 и 1064 ГК РФ.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно части 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Как следует из материалов дела, размер вреда, причиненный ООО "Логистическая компания А" почвам составляет 2 361 000 руб., что подтверждается экспертным заключением ФГБУ ЦЛАТИ по ЦФО от 10.07.2020 N б/н, выполненному в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной Приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238 (т. 2 л. д. 31-48).
Довод заявителя апелляционной жалобы на устранение сброса сточных вод и выполнение работ по рекультивации почв, обоснованно отклонен судом первой инстанции в связи со следующим.
При определении размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, учитываются понесенные лицом, причинившим соответствующий вред, затраты по устранению такого вреда. Порядок и условия учета этих затрат устанавливаются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.
Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре; предполагает работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140 "О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы" рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель. Рекультивация нарушенных земель осуществляется в два этапа (технический и биологический) в целях восстановления плодородия почв (пункты 3 и 4 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных совместным приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67).
По смыслу указанных нормативных правовых актов рекультивация земель осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан не только в случае нарушения природоохранного и земельного законодательства, но и во всех случаях, когда требуется восстановление земель при снятии плодородного слоя почвы при производстве работ.
При этом рекультивация, а соответственно и расходы на ее осуществление, могут быть признаны произведенными только при наличии утвержденных в установленном порядке проектов рекультивации земель, то есть при ее осуществлении в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из содержания изложенных норм следует, что восстановление нарушенного состояния земель, устранение последствий нарушения природоохранного законодательства и возмещение причиненного вреда в результате этого нарушения являются самостоятельными действиями, которые прямо предусмотрены законодательством.
Доказательств разработки проекта рекультивации загрязненного земельного участка, согласованного с соответствующим органом по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды с определением обоснованности, необходимости и разумности данных мероприятий ООО "Логистическая компания А" суду не представлено.
При этом работы по строительству и вводу в эксплуатацию оборудования по очистке сточных вод, по перекопке нарушенного грунта, на которые ссылается ответчик, не относятся к мероприятиям по рекультивации земель по смыслу Постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.1994 N 140.
Кроме того, согласно позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О осуществление мер по рекультивации нарушенного земельного участка преимущественно направлено на поверхностное устранение возникших в результате нарушения негативных последствий для земель сельскохозяйственного назначения. Реальная стоимость работ по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды может значительно превышать стоимость работ по рекультивации нарушенных земель. При определении полного экологического вреда учету подлежат не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые в силу своих особенностей невосполнимы и (или) трудновосполнимы, в том числе по причине отдаленности во времени последствий правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования. Восстановление нарушенного состояния окружающей среды осуществляется после ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 N 457- ПЭК15 сформирована правовая позиция о том, что расходы на рекультивацию не относятся к расходам на возмещение экологического вреда. Рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ и пунктом 3 статьи 77 Закона об ООС. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Поэтому наряду с рекультивацией земель виновное лицо обязано возместить причиненный вред в денежной форме.
Действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.
Представленный министерством расчет вреда произведенный на основании Методики является правильный, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ и пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния природного объекта, не являются полным возмещением вреда.
На основании изложенного, поскольку проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии состава правонарушения и взыскания с ООО "Логистическая компания А" в бюджет городского округа Серпухов 2 361 000 руб. в качестве возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды.
Довод заявителя апелляционной жалобы о необходимости замены формы возмещения вреда с денежной на натуральную подлежит отклонению, поскольку арбитражный суд не вправе выходить за пределы принятых к рассмотрению предъявленных требований (статьи 49, 268 АПК РФ).
Возражениями, изложенными в жалобе, не опровергаются выводы суда первой инстанции. Несогласие с толкованием судом первой инстанции норм права, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судом допущены нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Доводы апелляционной жалобы проверены апелляционным судом и отклонены, поскольку, основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и не могут повлиять на законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения.
Заявителем апелляционной жалобы не приведено фактов, которые не были учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу.
Учитывая изложенное выше, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 26 февраля 2021 года по делу N А41-69167/20 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Диаковская |
Судьи |
М.А. Немчинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-69167/2020
Истец: Министерство экологии и природопользования Московской области
Ответчик: ООО "ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ А"