г. Москва |
|
02 июня 2021 г. |
Дело N А40-77826/19 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2021 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 июня 2021 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи В.А.Свиридова
судей: И.А.Чеботаревой, Ж.В.Поташовой
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Б.В.Хмельницким |
Рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 15 апелляционную жалобу Федерального агентства по рыболовству на решение от 19 февраля 2021 Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-77826/19 (120-673) принятое судьей Блинниковой И.А.
по заявлению ООО "ТАЙФУН"
к Федеральному агентству по рыболовству
третье лицо: ФАС России
о признании незаконным приказа
при участии:
от заявителя: Щербина М.Ю. по дов. от 18.01.2021;
от ответчика: Григорян А.К. по дов. от 07.12.2020;
от третьего лица: Аленков А.В. по дов. от 21.01.2021;
УСТАНОВИЛ:
ООО "ТАЙФУН" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с заявлением к Федеральному агентству по рыболовству (далее Росрыболовство) о признании незаконным исключения общества из приложения к приказу от 24.12.2018 N 761 "О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2019 год" (далее - Приказ N 761), оформленного приказом от 25.12.2018 N 780 "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 24 декабря 2018 г. N 761" (далее - Приказ N 780).
Решением от 02.12.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2020 Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.12.2019 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2020 по делу N А40-77826/19 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Решением от 19.02.2021 суд удовлетворил заявленные требования, сделав вывод об изменении состава участников общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылается на незаконность, необоснованность оспариваемого решения, полагает, что судом нарушены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель третьего лица доводы апелляционной жалобы ответчика поддержал в полном объеме, изложил свою позицию.
Представитель заявителя поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласен, считает ее необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, выслушав объяснения сторон, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение подлежит оставлению без изменения, исходя из следующего.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, 24.12.2018 г. Росрыболовством издан приказ N 761 "О распределения объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2019 год", которым ООО "Тайфун" распределен объем части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
25.12.2019 г. Росрыболовством издан приказ N 780 "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 24 декабря 2018 г. N 761", в соответствии с пунктом 1 которого Приложение "Распределение объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах) между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах" к приказу Росрыболовства от 24 декабря 2018 г. N 761 "О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2019 год" было изложено в новой редакции.
Не согласившись с указанным Приказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст.198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.5 ст.200 АПК РФ с учетом ст.65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, проверка факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на подачу заявления в суд.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что, принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции законно и обоснованно исходил из имеющихся в деле доказательств, спорным отношениям дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд обоснованно исходил из следующего.
Росрыболовство осуществляет свои функции и полномочия в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30.05.2008 г. N 863 "О Федеральном агентстве по рыболовству" и постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству" (далее - Положение).
На основании пункта 3 Положения Росрыболовство руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.
Следовательно, Росрыболовство, являясь органом исполнительной власти, действует исключительно в рамках предоставленных ему действующим законодательством полномочий.
Отношения в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов регулируются Федеральным законом от 20.12.2004 г. N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве) и иными нормативно-правовыми актами.
В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 13 Закона о рыболовстве установлено, что принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биоресурсов осуществляется, в случае, если лицо, у которого имеется право на добычу (вылов) водных биоресурсов, находилось под контролем иностранного инвестора до получения таким лицом указанного права.
Принудительное прекращение права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в таком случае осуществляется в соответствии с Правилами принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов в случаях, указанных в пунктах 6 и 7 части 2 статьи 13 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2016 г. N 502 (далее - Правила N502).
Согласно пункту 2 Правил 502 основанием для принудительного прекращения права на добычу является заключение Федеральной антимонопольной службы о выявлении факта нахождения пользователя под контролем иностранного инвестора до получения пользователем права на добычу (вылов) водных биоресурсов в случае, указанном в пункте 7 части 2 статьи 13 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Заключение).
В соответствии с пунктом 4 Правил N 502 расторжению подлежат договоры, предусмотренные статьей 33.1, 33.3 или 33.4 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", заключенные с пользователем, в отношении которого поступило Заключение.
На основании пункта 5 Правил 502 Росрыболовство в течение 10 рабочих дней со дня поступления Заключения:
-осуществляет сбор и обобщение информации из государственного рыбохозяйственного реестра об имеющихся у пользователя, в отношении которого поступило заключение, правах на добычу (вылов) водных биоресурсов на основании договора и (или) решения о предоставлении водных биоресурсов в пользование;
-аннулирует разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов, выданное пользователю, в отношении которого поступило заключение (далее - разрешение), в соответствии с Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действия и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесения в них изменений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775 "Об оформлении, выдаче, регистрации, приостановлении действия и аннулировании разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также о внесении в них изменений", в случае, если разрешение выдано Федеральным агентством по рыболовству;
-направляет поручение об аннулировании разрешения в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству в случае, если разрешение выдано территориальным органом Федерального агентства по рыболовству;
-направляет пользователю, в отношении которого поступило заключение, в случае, если договор заключен Федеральным агентством по рыболовству, требование принудительного расторжения договора с приложением к нему соглашения о досрочном расторжении договора, подписанного уполномоченным должностным лицом Федерального агентства по рыболовству;
-направляет в территориальный орган Федерального агентства по рыболовству в случае, если договор заключен территориальным органом Федерального агентства по рыболовству, заверенную в установленном порядке копию заключения и сообщает о необходимости осуществления принудительного прекращения права на добычу.
19.12.2018 г. в Росрыболовство поступило заключение Федеральной антимонопольной службы от 16 декабря 2016 г. N ЦА/87451/16 (далее - заключение ФАС России), вступившее в законную силу на основании постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 10 декабря 2018 г. N 09АП-60215/2018, о выявлении факта нахождения ООО "Тайфун" (ИНН 2704002671) под контролем иностранного инвестора до получения права на добычу (вылов) водных биологически ресурсов.
Наличие указанного Заключения в соответствии с требованиями статьи 13 Закона о рыболовстве и Правил N 502 является основанием для начала процедуры принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в отношении ООО "Тайфун".
Таким образом, после получения вступившего в законную силу заключения ФАС России Росрыболовством начата процедура принудительного прекращения права на добычу (вылов) водных биоресурсов в отношении ООО "Тайфун", в соответствии с которой договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов подлежат расторжению, а ранее выданные разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов аннулированию.
Одновременно, Росрыболовством в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2018 N 987 "Об утверждении Правила распределения объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, и квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства, между лицами, с которыми заключены соответствующие договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов (далее - Правила N 987), осуществлялась процедура распределения объема части общего допустимого улова водных Биологических ресурсов, утвержденный применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах.
24.12.2018 г. Росрыболовством издан приказ N 761 "О распределения объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2019 год" (далее - Приказ N 761), которым ООО "Тайфун" распределен объем части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
При этом приказ N 761 в соответствии Правилами оформления, выдачи, регистрации, приостановления действий и аннулирования разрешений на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также внесенных в них изменений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 октября 2008 г. N 775 (далее - Правила N 775) является основанием для выдачи разрешения на добычу (вылов) водных биоресурсов, а выдача при наличии вступившего в законную силу заключения ФАС России ведет к его одновременному аннулированию, что приведет к предоставлению фиктивной возможности осуществления рыболовства.
В целях недопущения ситуации по фиктивному предоставлению права на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в связи с технической ошибкой, связанной с включением в приказ N 761 ООО "Тайфун", при подготовке изменений в приказ 761 в отношении ООО "Тайфун" не распределялся объем части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства.
Таким образом, в целях устранения технической ошибки 25.12.2019 г. Росрыболовством издан приказ N 780 "О внесении изменений в приложение к приказу Росрыболовства от 24 декабря 2018 г. N761", в соответствии с пунктом 1 которого Приложение "Распределение объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства (далее - квота добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах) между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов в морских водах" к приказу Росрыболовства от 24 декабря 2018 г. N761 "О распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства по пользователям Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна на 2019 год" было изложено в новой редакции.
Из материалов дела видно, что общество свою производственную деятельность осуществляет на основании договоров о закреплении долей квот добычи (вылова), заключенных с Росрыболовством. На основании приказа Росрыболовства от 01.08.2018 N 522 "Об утверждении перечней заявителей, за которыми закреплены доли квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, районом добычи (вылова) которых являются зоны (подзоны) 7 Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (в том числе районы действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов: Соглашение между Правительством СССР и Правительством Японии о взаимных отношениях в области рыболовства у побережий обеих стран от 7 декабря 1984 года, Комиссия Региональной организации по регулированию рыболовства в южной части Тихого океана) и которые допущены к заключению договоров о закреплении доли соответствующей квоты" (далее - Приказ N 522) между Росрыболовством (агентство) и обществом (пользователь) заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, на срок с 01.01.2019 по 31.12.2033: от 04.09.2018 N ДВ-М-489 (краб стригун красный, подзона Приморье, в размере 0,078%); - от 05.09.2018 NДВ-М-457 (краб камчатский, подзона Приморье, в размере 27,295%); - от 05.09.2018 NДВ-М-562 (краб синий, подзона Приморье, в размере 7,635%); - от 05.09.2018 N ДВ-М-408 (краб волосатый четырехугольный, подзона Приморье, в размере 10,764 %).
Указанные договоры являлись действующими. Какое-либо нормативное обоснование ограничения действия указанных договоров отсутствует. В обоснование правовой позиции общество сослалось на то, что 16.12.2016 антимонопольным органом выдано заключение N ЦА/87451/16, в котором указано, что общество является юридическим лицом, у которого имеется право на добычу водных биологических ресурсов, и с которым в качестве пользователя водных биологических ресурсов Росрыболовством заключены договоры о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов, в том числе: - от 10.12.2008 N 27/ДДП-027/1381 (краб синий, подзона Приморье, в размере 16,098%, срок окончания действия договора -31.12.2018); - от 10.12.2008 N 27/ДДП-028/1381 (краб камчатский, подзона Приморье, в размере 90,223%, срок окончания действия договора - 31.12.2018); - от 10.12.2008 N 27/ДДП-029/1381 (краб волосатый, подзона Приморье, в размере 100%, срок окончания действия договора - 31.12.2018).
В указанном заключении отмечается, что, согласно сведениям Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), 100 % долей общества с 27.12.2010 по 29.05.2016 распоряжался Дремлюга Д.В. (иностранный инвестор).
Заключение антимонопольного органа от 16.12.2016 N ЦА/87451/16 содержит информацию об обстоятельствах, существовавших на дату его выдачи, однако на дату заключения договоров в 2018 году контроль иностранного инвестора над обществом отсутствовал, как отсутствовал и контроль иностранного инвестора и на дату издания Росрыболовством обжалуемого ненормативного акта.
К моменту заключения договоров 2018 года состав участников общества полностью изменился по сравнению с описанным в заключении антимонопольного органа, следовательно, заключение антимонопольного органа от 16.12.2016, по мнению общества, стало неактуальным.
Кроме того, о таких обстоятельствах Росрыболовство при заключении спорных договоров не могло не знать, поскольку в соответствии с пунктом 11 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства между лицами, указанными в части 3 статьи 16 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", у которых срок действия договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и (или) договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов для осуществления прибрежного рыболовства во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море истекает до 31 декабря 2018 г., и закрепления доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2018 N 88 "О распределении в соответствии с частью 7 статьи 57 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства" (далее - Правила N 88), в порядке межведомственного взаимодействия с Федеральной налоговой службой Росрыболовство получило все сведения из ЕГРЮЛ о составе участников общества.
Таким образом, на дату заключения рассматриваемых договоров 2018 года ограничения и заперты, установленные Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ), Законом о рыболовстве на общество не распространялись, поскольку состав участников общества на дату их заключения изменился настолько, что факт, установленный в спорном заключении антимонопольного органа, о нахождения общества под контролем иностранного инвестора перестал существовать.
Таким образом, указанное заключение антимонопольного органа не может являться надлежащим доказательством по настоящему делу, подтверждающим нахождение общества под контролем иностранного инвестора при 10 возникновении права на добычу (вылов) водных биоресурсов по названным договорам и, как следствие, рассматриваться как основание для исключения из Приказа N 780 о распределении объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов.
Кроме того, факт нахождения общества под контролем иностранного инвестора установлен антимонопольным органом в период, когда общество осуществляло деятельность по добыче (вылову) водных биологических ресурсов на основании договоров, которые прекратили свое действие 31.12.2018 в связи с окончанием срока их действия.
В отношении действующих договоров, заключенных в 2018 году, заключение антимонопольного органа не выносилось.
В соответствии с пунктом 2 Правил распределения квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, Каспийском море для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, предоставленной Российской Федерации в районах действия международных договоров Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, и квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов во внутренних водах Российской Федерации, за исключением Правил распределения объема части общего допустимого улова водных биологических ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23.08.2018 N 987 "О распределении квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов в соответствии с частью 12 статьи 31 Федерального закона "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 987, Правила N 987), распределение объема части общего допустимого улова водных биоресурсов, утвержденного применительно к квоте добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах, международной квоте, а также 11 к квоте добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб во внутреннем водном объекте, между лицами, с которыми заключены договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биоресурсов в морских водах, договоры о закреплении доли международной квоты или договоры о закреплении доли квоты добычи (вылова) анадромных и катадромных видов рыб во внутреннем водном объекте, осуществляется Федеральным агентством по рыболовству.
Таким образом, при наличии действующего договора о закреплении долей квот добычи водных биоресурсов распределение осуществляется между всеми пользователями без исключения, регулирование процесса допуска к вылову (добыче) осуществляется разрешениями на право добычи, выдаваемыми на основании Постановления N 775.
Кроме того, при отсутствии каких-либо изменений в составе участников в нормативном регулировании данного вопроса, гражданско-правовых основаниях возникновения права на добычу Росрыболовство включило общество в приказ о распределении долей квот на 2020 год.
В соответствии с частью 1 статьи 33.4 Закона о рыболовстве, договор пользования водными биоресурсами заключается в целях осуществления промышленного рыболовства в отношении видов водных биоресурсов, общий допустимый улов которых не устанавливается, за исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.
Порядок подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, форма примерного договора пользования водными биоресурсами устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 33.4 Закона о рыболовстве). Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 643 утверждены Правила подготовки и заключения договора пользования водными биоресурсами, общий допустимый улов которых не устанавливается (далее - Правила N 643).
Согласно пункту 4 Правил N 643, заявление о заключении договора представляется в срок, установленный в объявлении о подготовке и заключении договоров, юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в соответствующий орган, указанный в пункте 3 данных Правил, в письменной форме непосредственно или почтовым отправлением либо в электронной форме в виде электронного документа, подписанного электронной подписью, или с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)". Указанные в абзаце первом пункта 4 Правил N 643 юридические лица не должны находиться под контролем иностранного инвестора, за исключением случая, если контроль иностранного инвестора в отношении таких юридических лиц установлен в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 29.04.2008 N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Закон N 57-ФЗ).
Пунктом 4(1) Правил N 643 предусмотрено, что в заявлении, в том числе указываются: сведения о нахождении или ненахождении заявителя под контролем иностранного инвестора - для юридического лица (подпункт д); сведения о решении ФАС России, оформленном на основании решения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации, - для юридического лица в случае, если контроль иностранного инвестора в отношении такого юридического лица установлен в порядке, предусмотренном Законом N 57 (подпункт е).
Согласно пункту 7 Правил N 643, документы, предусмотренные пунктами 4 и 5 данных Правил, рассматриваются уполномоченным органом в течение 10 дней с даты их получения.
По результатам рассмотрения принимается решение о заключении договора либо об отказе в заключении договора по следующим основаниям: а) отсутствие в заявлении сведений, предусмотренных пунктом 4 данных Правил, а также несоответствие сведений, указанных в заявлении, правилам и 13 ограничениям рыболовства, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) наличие в представленных документах недостоверной, искаженной или неполной информации.
С учетом приведенных норм факт нахождения или не нахождения лица под контролем иностранного инвестора устанавливается Росрыболовством непосредственно на момент подачи заявления о заключении договора пользования водными биоресурсами на основании документов, предоставленных юридическим лицом, т.е. предполагается, в том числе проверка актуальности заключения антимонопольного органа, выданного ранее.
В свою очередь лицо, обратившееся с указанным заявлением, имеет возможность оспорить в судебном порядке выводы Росрыболовства о наличии контроля со стороны иностранного инвестора, если, по его мнению, не соответствуют действительности, нарушают его права и препятствуют ему в заключении договора пользования водными биоресурсами.
Указанная правовая позиция, поддержана Определением Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2020 N 303-ЭС20-13550 по делу N А73-6768/19.
Таким образом, заключение антимонопольного органа N ЦА/87451/16 от 16.12.2016 содержит информацию об обстоятельствах, существовавших на дату его выдачи, однако, на дату заключения договоров в 2018 году ситуация изменилась и контроль иностранного инвестора над обществом отсутствовал, как отсутствовал контроль иностранного инвестора и на момент издания Росрыболовством обжалуемого ненормативного акта.
Отсутствие контроля иностранного инвестора над Обществом в 2018 году подтверждается самим фактом заключения новых договоров между Росрыболовством и ООО "Тайфун".
К моменту заключения договоров 2018 года состав участников ООО "Тайфун" полностью изменился по сравнению с описанным в заключении ФАС России, следовательно, заключение ФАС от 16.12.20016 стало неактуальным.
В отношении лиц, контролирующих ООО "Тайфун" с 2017 года (после заключения ФАС от 16.12.2016 г.), заключение антимонопольным органом не выносилось, иностранными инвесторами они не признавались.
Таким образом, при отсутствии каких-либо изменений в составе участников, в нормативном регулировании данного вопроса, гражданско-правовых основаниях возникновения права на добычу, Росрыболовство включило ООО "Тайфун" в приказ о распределении долей квот на 2020 и на 2021 год.
Кроме того, следует отметить, что вступившим в законную силу решением арбитражного суда Хабаровского края от 02.09.2019 г. по делу N А73-11626/2019 Росрыболовству было отказано в расторжении договоров о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биоресурсов от 04.09.2018 г. NДВ-М-489, от 05.092018г. NЛВ-М-457, от 05.09.2018 г. NДВ-М-562, от 05.09.2018 г. NДВ-М-408.
При этом, суд указал на отсутствие в спорный период контроля иностранного инвестора над обществом и неактуальность заключения ФАС России в связи с изменением состава участников ООО "Тайфун".
Согласно статье 65 АПК РФ заявитель должен доказать, в защиту и на восстановление каких прав предъявлены требования о признании недействительным оспариваемого решения.
Суд обоснованно согласился с доводами заявителя о том, что оспариваемый акт нарушал права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности. В связи с чем истечение срока действия оспариваемого акта в силу разъяснений Президиума ВАС РФ, изложенных в Информационном письме от 22.12.2005 г. N 99, не препятствует признанию его незаконным, если он нарушал права заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
При таких обстоятельствах суд сделал правомерный вывод об удовлетворении требований заявителя.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из вышеизложенного, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, полагает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит, учитывая, что приведенные в ней доводы не влияют на законность и обоснованность правильного по существу решения суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч.4 ст.270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 19.02.2021 по делу N А40-77826/19 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Свиридов |
Судьи |
И.А. Чеботарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-77826/2019
Истец: ООО " ТАЙФУН"
Ответчик: Росрыболовство
Хронология рассмотрения дела:
02.06.2021 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-21567/2021
19.02.2021 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-77826/19
29.10.2020 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-13808/20
29.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4103/20
29.06.2020 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-4103/20
02.12.2019 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-77826/19