Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 31 августа 2021 г. N Ф03-4512/21 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
04 июня 2021 г. |
А73-17174/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Дроздовой В.Г.
судей Волковой М.О., Жолондзь Ж.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ашуровой Г.Х.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн", ОГРН 1142724006480: Ключко А.К. представитель по доверенности от 09.11.2020;
от Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1072723005079: Васина Н.А. представитель по доверенности от 19.05.2021 N 29;
от Министерства обороны Российской Федерации, ОГРН 1037700255284: Гержан В.А. представитель по доверенности от 02.12.2020 N 207/4/349д,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
на решение от 26.03.2021
по делу N А73-17174/2020
Арбитражного суда Хабаровского края
по иску Общества с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн"
к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации
о взыскании 391 231,37 руб.
третье лицо: Министерство обороны Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Хабаровского края обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Розенталь Групп "Ботейн" (далее - истец, ООО "Розенталь Групп "Ботейн", общество, управляющая компания) с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ответчик, ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России, учреждение) о взыскании долга за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома по адресу: г. Хабаровск, пер. Госпитальный, 1, коммунальных ресурсов, поставленных на индивидуальное потребление и содержание общего имущества за период с 01.10.2019 по 31.08.2020 в сумме 490 654,32 руб.
Определением суда от 15.12.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России).
Истец уточнил требования, просил взыскать основной долг в сумме 391 231,37 руб. в соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением суда от 26.03.2021 иск удовлетворен.
В апелляционной жалобе ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России просит решение отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. В обоснование жалобы указывает, что на учреждение не возложена обязанность по содержанию объектов, являющихся федеральной собственностью; квартиры, в отношении которых заявлены исковые требования, не заселены, поэтому невозможно потребление коммунальных ресурсов, учреждение ими не пользовалось, не просило подавать коммунальные ресурсы в квартиры; по мнению ответчика, перерасчет начислений по горячему и холодному водоснабжению квартир 5 и 9 должен охватить все предыдущие периоды, на суммы фактически взысканных начислений должны быть уменьшены исковые требования; полагает, что дом по пер. Госпитальному, 1 оборудован общедомовыми приборами учета, взыскивая с учреждения стоимость коммунальных ресурсов по нормативам при отсутствии потребления, истец искусственно создает переплату по горячему, холодному водоснабжению, электрической энергии.
ООО "Розенталь Групп "Ботейн", Минобороны России представлены отзывы на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представители ответчика и третьего лица настаивали на удовлетворении апелляционной жалобы.
Представитель истца просил оставить решение без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, Шестой арбитражный апелляционный суд пришел к следующим выводам.
Установлено что на основании лицензии от 18.09.2015 N 027- 000197, в соответствии с протоколом общего собрания собственников от 18.08.2018, договором управления многоквартирным домом от 28.08.2018 N 56/08-2018 ООО "Розенталь Групп "Ботейн" оказывает услуги управления многоквартирным жилым домом N 1 по переулку Госпитальному в городе Хабаровске.
Пунктом 4.1 договора управления, пунктами 8, 8.1 протокола общего собрания от 18.08.2018 утвержден размер платы за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома в размере 35,90 руб. с 1 кв.м общей площади помещения, принадлежащего собственнику в месяц и 60 руб. в месяц с одной квартиры на обслуживание домофонного оборудования.
Пунктом 14 названного протокола установлено, что размер расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР на СОИ), определяется, исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и (или) по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Пунктом 4.8 договора управления и пунктом 12 протокола общего собрания собственников от 18.08.2018 предусмотрено, что плата за содержание, ремонт общего имущества и коммунальные услуги вносится собственниками до 25 числа месяца, следующего за расчетным.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости право собственности Российской Федерации на квартиру N 1 по пер. Госпитальный, д. 1 зарегистрировано 24.01.2018, на квартиры N 4, N 5, N 9, N 17, N 29 - 25.01.2018. Право оперативного управления за ФГКУ "ДВТУИО" зарегистрировано 05.03.2018 на квартиру N 1, на квартиру N 4 - 01.03.2018, на квартиру N 5 - 02.03.2018, на квартиру N 9 - 01.03.2018, на квартиры N 17, N 29 - 05.03.2018.
Расходы на содержание и ремонт общего имущества МКД, коммунальные услуги учреждением с 01.10.2019 по 31.08.2020 не оплачены.
На претензию общества от 16.09.2020 N 2353ИП с требованием погасить задолженность ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России в ответном письме от 29.09.2020 N 141/6/9-13/13050 сообщило об отсутствии финансирования по статье расходов "коммунальные услуги" и об отсутствии полномочий по приему-передаче оказанных коммунальных услуг, заключению контрактов, оплате оказанных услуг.
Приведенные обстоятельства явились основанием обращения управляющей компании в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и пунктом 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование.
Статьей 210 ГК РФ, статьей 39 ЖК РФ предусмотрено, что собственник несет бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирном доме, если иное не предусмотрено законом или договором.
Каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей доли участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению (статья 249 ГК РФ).
Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (пункт 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По смыслу приведенных норм права на собственнике помещения лежит обязанность нести расходы на содержание общего имущества пропорционально его доле в праве общей собственности на общее имущество.
В силу пункта 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании закона, а именно статей 210, 249, 290, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственник и обладатель иного вещного права, которым является право оперативного управления, обязан нести расходы на содержание общего имущества многоквартирного дома.
Факт принадлежности в спорном периоде квартир N 1, 4, 5, 9, 17, 29 в многоквартирном жилом доме N 1 по переулку Госпитальному в городе Хабаровске на праве собственности Российской Федерации, на праве оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Минобороны России подтвержден выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирного дома от 18.08.2018 установлен тариф - плата за содержание и текущий ремонт общего имущества дома в размере 35,90 руб. с одного квадратного метра общей площади помещения, принадлежащего собственнику в многоквартирном доме в месяц (пункт 8 протокола); плата за обслуживание домофонного оборудования в размере 60 руб. в месяц с одного жилого помещения (пункт 8.1 протокола); определен размер расходов собственников на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР на СОИ), исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, (и) или по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ (пункт 14 протокола).
В ходе рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела сторонами проведена сверка показаний индивидуальных приборов учета, установленных в жилых помещениях ответчика, составлены акты снятия контрольных показаний приборов учета от 04.02.2021. На основании приведенных актов истец произвел перерасчет потребления коммунальных ресурсов в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах и жилых домов" по тем приборам учета, которые опломбированы и в установленном порядке введены в эксплуатацию.
Поскольку при снятии контрольных показаний индивидуальных приборов учета установлено отсутствие расхода коммунальных ресурсов в спорных квартирах, управляющая компания произвела сторнирование начислений по коммунальным услугам и уточнила исковые требования.
Расчет осуществлен истцом по нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги, ввиду того, что ответчик не передает показания индивидуальных приборов учета, установленных в квартирах, в соответствии с формулой 4 приложения N 2 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354. При этом в соответствии с пунктом 56.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 в при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения. В рассматриваемом случае собственник один.
Нормативы потребления коммунальных услуг холодного и горячего водоснабжения, водоотведения утверждены постановлением правительства Хабаровского края от 09.06.2015 N 130-пр: холодная вода - 6,4424 куб.м в месяц на человека; горячая вода - 2,9837 куб.м на человека в месяц; водоотведение - исходя из суммы нормативов холодного водоснабжения и горячего водоснабжения в жилых помещениях, а именно 9,4261 куб.м в месяц на человека. Норматив потребления электрической энергии установлен постановлением правительства Хабаровского края от 19.06.2015 N 141-пр в размере 275 кВт/ч на человека в месяц.
Тарифы на коммунальные услуги холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электрическую энергию, отопление установлены Постановлениями комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края от 12.12.2018 N 37/31, от 14.12.2018 N 38/3, от 19.12.2018 N 40/1, от 14.12.2018 N 38/1, от 20.05.2020 N 11/1.
Решением собственников помещений в доме, оформленным протоколом от 18.08.2018 (пункт 14), установлено, что размер расходов граждан и организаций на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме (КР на СОИ), определен исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета и (или) по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Кроме того во время сверки управляющей компанией выявлено следующее.
Квартира N 1 оборудована индивидуальными приборами учета (ИПУ) холодного и горячего водоснабжения, которые не опломбированы, что ответчиком не опровергнуто и не оспорено, то есть не введены в эксплуатацию, на основании пункта 81 Постановления N 354 ИПУ не приняты в качестве расчетных при определении объема потребленного коммунального ресурса. В этой связи задолженность по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению не сторнирована. ИПУ электроэнергии опломбирован, содержит показания, на основании которых проведен перерасчет и задолженность по электроэнергии сторнирована.
Квартира N 4 оборудована ИПУ холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, которые опломбированы, имеют показания, которые приняты управляющей компанией, произведен перерасчет, задолженность по электроэнергии, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению сторнирована.
Квартира N 5 оборудована ИПУ холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, которые не опломбированы, поскольку ИПУ не введены в эксплуатацию, они не приняты в качестве расчетных при определении объема потребленного коммунального ресурса. В этой связи задолженность по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению не сторнирована.
Квартира N 9 оборудована ИПУ холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, которые опломбированы, имеют показания, которые приняты управляющей компанией, произведен перерасчет, задолженность по электроэнергии, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению сторнирована.
Квартира N 17 оборудована опломбированным ИПУ электроснабжения, имеющим показания, управляющей компанией произведен перерасчет, задолженность по электроэнергии сторнирована. В квартире N 17 отсутствуют ИПУ холодного и горячего водоснабжения, поэтому долг за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение не сторнирован.
Квартира N 29 оборудована ИПУ холодного и горячего водоснабжения, электроснабжения, которые не опломбированы, долг за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение не сторнирован. ИПУ электроэнергии опломбирован, содержит показания, на основании которых проведен перерасчет и задолженность по электроэнергии сторнирована.
Указанные факты учреждением не оспорены, документы о введении в эксплуатацию ИПУ, установленных в квартирах N N 1, 5, 29, не представлены.
Расчет долга за содержание и текущий ремонт общего имущества дома и коммунальные услуги за период с 01.10.2019 по 31.08.2020, с учетом тарифа, утвержденного собственниками помещений (35 руб. 90 коп. за 1 кв.м), решения собственников о включении домофонного оборудования в состав общего имущества МКД (плата за домофон - 60 руб. в месяц с одного жилого помещения), показаний ИПУ и Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
С учетом приведенных обстоятельств и перерасчетов долг в отношении квартиры N 1 составил 67139,75 руб., квартира N 4 - 57810,13 руб., квартира N 5 - 76475,52 руб., квартира N 9 - 56792,75 руб., квартира N 17 - 66 385,66 руб., квартира N 29 - 66 627,56 руб., всего долг ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России составил 391 231,37 руб.
Довод жалобы о том, что ФГКУ "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Минобороны России является ненадлежащим ответчиком, апелляционным судом отклоняется в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
На основании статьи 216 ГК РФ право оперативного управления, как одно из вещных прав, за исключением права распоряжения имуществом и нецелевого использования имущества, включает в себя правомочия пользования и владения имуществом в объеме, аналогичные правомочиям собственника.
Соответственно, учреждение, владеющее имуществом, несет обязательства, аналогичные обязательствам собственников.
Таким образом, учреждение, обладая вещным правом на жилые помещения в многоквартирном жилом доме, обязано нести бремя содержания общего имущества, которое необходимо для обслуживания дома в целом. Указанная обязанность возникла у учреждения в силу положений статей 36, 158 ЖК РФ и норм статей 249, 296 ГК РФ.
Согласно пункту 3 статьи 153 ЖК РФ до заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
На основании статей 210, 296 ГК РФ, 153 ЖК РФ обязанным к оплате истцу услуг по содержанию общего имущества, коммунальных услуг на содержание общего имущества и коммунальных услуг, отпускаемых в незаселенные квартиры, в спорном многоквартирном доме является ФГКУ "Дальневосточное территориальное Управление имущественных отношений" Минобороны России. Подача заявки о выделении финансирования зависит от воли ответчика.
Довод жалобы ФГКУ "ДТУИО" Минобороны России о том, что квартиры не заселены, поэтому невозможно потребление коммунальных ресурсов, учреждение ими не пользовалось, не просило подавать коммунальные ресурсы в квартиры, отклонен апелляционным судом как несостоятельный, противоречащий Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах и жилых домов".
Аргумент ответчика о необходимости перерасчета начислений за периоды, не заявленные истцом в рамках настоящего дела, и необходимости уменьшения суммы иска противоречит статье 49 АПК РФ.
Довод о том, что поскольку дом по пер. Госпитальному, 1 оборудован общедомовыми приборами учета, то, взыскивая с учреждения стоимость коммунальных ресурсов по нормативам при отсутствии потребления, истец искусственно создает переплату по горячему, холодному водоснабжению, электрической энергии, противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам в многоквартирных домах и жилых домов".
Принимая во внимание установленные фактические обстоятельства, отсутствие оплаты задолженности в сумме 391 231,37 руб., суд первой инстанции обоснованно удовлетворил иск.
Шестой арбитражный апелляционный суд не усматривает основания для отмены решения, нормы материального или процессуального права применены верно.
В силу подпункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заявитель апелляционной жалобы освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Хабаровского края от 26.03.2021 по делу N А73-17174/2020 оставить без изменений, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Г. Дроздова |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-17174/2020
Истец: ООО "РОЗЕНТАЛЬ ГРУПП "БОТЕЙН"
Ответчик: ФГКУ "ДВТУОИ" Минобороны РФ
Третье лицо: Министерство обороны РФ