г. Пермь |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А60-60282/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 июня 2021 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.
судей Голубцова В.Г., Трефиловой Е.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бочаровой И.В.,
при участии:
от заявителя - акционерного общества "ЮТЭЙР- Вертолетные услуги": Мирошников А.С., доверенность от 26.01.2021 N ДВУ-246/21, паспорт, диплом,
от заинтересованного лица - не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, акционерного общества "ЮТЭЙР- Вертолетные услуги",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 18 марта 2021 года
по делу N А60-60282/2020
по заявлению акционерного общества "ЮТЭЙР- Вертолетные услуги" (ИНН 8604005359, ОГРН 1028601257783)
к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6674342330, ОГРН 1096674021179)
об оспаривании предписания N 04-214П от 25.09.2020 г.,
УСТАНОВИЛ:
АО "ЮТЭЙР-ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением об оспаривании предписания N 04-214П от 25.09.2020, вынесенного УГАН НОТБ УФО Ространснадзора.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 18.03.2021 (резолютивная часть решения объявлена 15.03.2021) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование жалобы заявителем приведены доводы о том, что общество не согласно с вменяемыми в предписании нарушениями; полагает, что суд не оценил исполнимость пункта 1 предписания, поскольку срок был установлен для исполнения 27.11.2020, кроме того, политика обеспечения безопасности полетов утверждена в составе руководства по обеспечению безопасности полетов (стр. 13-15 РУБП); по пункту 2 предписания полагает, что не включение понятия "Чрезвычайное происшествие" в РУБП не свидетельствует о несоблюдении обществом Правил в части подачи (направления) в уполномоченные органы информации в случае чрезвычайного происшествия; по пункту 3 предписания указывает, что пункт 18 раздела 3 ФАП-246 не предусматривает необходимости разработки, утверждения и внедрения в составе РУБП документа, подтверждающего изучение должностными лицами обязанностей по организации и обеспечению функционирования СУБП.
В судебном заседании представитель заявителя на доводах жалобы настаивал. Представленные в судебном заседании письменные объяснения приобщены к материалам дела в порядке ст. 81 АПК РФ в качестве письменных пояснений стороны.
Заинтересованное лицо с жалобой не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу. Решение суда считает законным и обоснованным, просит оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому федеральному округу Ространснадзора (далее-УГАН НОТБ УФО Ространснадзора) от 24.08.2020 N ВФ-141-р, в период с 31.08.2020 по 25.09.2020 проведена внеплановая документарная проверка за выполнением АО "ЮТэйр-Вертолётные услуги" обязательных требований воздушного законодательства Российской Федерации и международных договоров.
Данная проверка проводилась в рамках проведения внеплановых мероприятий по осуществлению контроля и надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации, в том числе международных договоров Российской Федерации о гражданской авиации, номер контрольно-надзорной функции Федеральном реестре государственных и муниципальных услуг 10001441807; с целью принятия неотложных мер по предотвращению нарушений требований воздушного законодательства о гражданской авиации и международных договоров Российской Федерации в связи с поступлением информации от оперативного дежурного ДДС Ространснадзора от 19.08.2020: 19.08.2020 в 06-53 (UTC) рейс NFT-9926 Игарка - Ванкор, через 1 минуту после взлета произошло срабатывание сигнализации стружка в хвостовом редукторе без изменения других параметров работы. Экипаж принял решение о возврате на аэродром Игарка. Посадка благополучно. Экипаж-3, пассажиры -16. При выполнении работ по поиску причин обнаружена растираемая на пальцах металлическая пыльца на сигнализаторе П С-1 хвостового редуктора.
По результатам рассмотрения данной информации должностным лицом органа государственного контроля (надзора) вынесено мотивированное представление (исх. N 04-15/80 от 20.08.2020).
На основании представления была назначена внеплановая документарная проверка, по окончанию которой составлен акт проверки от 25.09.2020 N 04-249А, выданы предписания N 04-209П и N 04-214П.
Не согласившись с указанным предписанием N 04-214П от 25.09.2020, полагая, что оно незаконно и нарушает его права, заявитель обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Судом первой инстанции поддержана позиция надзорного органа о наличии нарушений, требующих выдачи предписания.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке ст. 71 АПК РФ, проанализировав нормы материального права, суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам по существу спора.
Оспариваемым предписанием от 25.09.2020 N 04-214П вменено три нарушения.
В пункте 1 предписания в качестве нарушения указано - в представленном Руководстве по обеспечению безопасности полетов (далее-РУБП) АО Авиакомпания "ЮТэйр- Вертолетные Услуги", редакции РК-В 1.001-03 Нефтеюганск 2017, не содержится раздела принятой и утвержденной генеральным директором Политики обеспечения безопасности полетов, указывающей на приоритет вопросов обеспечения безопасности полетов в деятельности эксплуатанта.
Основание: не соответствует требованиям пункта 35 Раздела 5 "Система управления безопасностью полетов эксплуатанта" Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13 августа 2015 г. N 246 (далее -ФАП-246).
Суд первой инстанции признал указанное нарушение доказанным, поддержав позицию надзорного органа, который пояснил в суде первой инстанции, что в качестве заявления о политике в области обеспечения безопасности полетов организации был представлен не подписанный и не утвержденный документ, который не соответствует пункту 35 ФАП-246, в то время как заявление о политике в области обеспечения безопасности должно быть оформлено в виде письменного документа, который выпускается с санкции старшего руководства организации, утверждается регламентирующим органом и объявляется всему персоналу.
Апелляционный суд считает, что наличие данного нарушения не доказано.
В соответствии с пунктом 35 ФАП-246 заявитель (эксплуатант) утверждает политику обеспечения безопасности полетов, которая:
содержит указание на приоритет вопросов обеспечения безопасности полетов в деятельности эксплуатанта;
содержит механизмы оценки и предоставления ресурсов, необходимых для реализации политики в области безопасности полетов;
доводится до сведения всех сотрудников организации.
Материалами дела подтверждено, что обществом (эксплуатантом) Политика обеспечения безопасности полетов утверждена в составе РУБП.
В материалы дела представлено Руководство по системе управления безопасностью полетов (РУБП) (л.д. 25-54), введенное 16.01.2017, с изменениями от 21.11.2017, в котором отражена политика обеспечения безопасности полетов, включая установленные пунктом 35 ФАП-246 сведения (пункт 5.6 РУБП, л.д. 38-39).
В пункте 5.6 РУБП установлено, что настоящее РУБП основано на стандартах и рекомендуемой практике безопасности полетов ICAO и описывает концептуальные рамки для обеспечения Авиакомпанией функционирования системы управления безопасностью полетов на основе требований Приложения 19 к Конвенции о международной гражданской авиации. Концептуальные рамки системы управления безопасностью полетов включают в себя следующие четыре компонента:
политика и цели обеспечения безопасности полетов;
управление рисками для безопасности полетов;
обеспечение безопасности полетов;
популяризация вопросов безопасности полетов.
Далее, в этом же документе, в разделе 7 "Политика и цели обеспечения безопасности полетов" в пункте 7.1.3.1 РУБП указано, что авиакомпания свою приверженность политике в области безопасности полетов выражает посредством издания Декларации о безопасности, которая:
утверждается генеральным директором Авиакомпании;
отражает обязательства Авиакомпании по обеспечению безопасности и активного системного управления безопасностью;
включает в себя принципы сообщений о БП Авиакомпании персоналом Авиакомпании, поставщиками услуг технического обслуживания и поддержания летной годности;
периодически, не реже 1 раза в год, пересматривается на предмет сохранения актуальности и соответствия деятельности;
доводится до всего персонала Авиакомпании и поставщиков услуг размещением в виде постеров на видных общественных местах и публикацией в настоящем руководстве и руководствах по сферам деятельности (л.д. 40, 43-44).
Из материалов дела также следует, что Декларация о безопасности включена в состав РУБП (страницы 13-15 РУБП на л.д. 33-35).
Из титульного листа РУБП следует, что оно утверждено Приказом генерального директора N ПВУ-5/17 от 11.01.2017, согласовано с Территориальным подразделением Росавиации и Начальником управления инспекции по безопасности полетов Федерального агентства воздушного транспорта.
Оценивая содержание РУБП, апелляционный суд приходит к выводу, что оно включает в себя утвержденную политику обеспечения безопасности полетов в соответствии с требованиями пункта 35 ФАП-246, при этом указанная норма не обязывает эксплуатантов утверждать политику исключительно в виде отдельного документа.
По приведенным мотивам апелляционный суд считает, что нарушение, указанное в пункте 1 предписания вменено неправомерно, выводы суда первой инстанции об обратном не соответствуют обстоятельствам дела и нормам материального права.
В пункте 2 предписания обществу вменено следующее нарушение - Раздел 4 "Определения" РУБП АО Авиакомпания "ЮТэйр- Вертолетные Услуги" не содержит определения "Чрезвычайное происшествие" (пункт 1.2.2.27. ПРАПИ-98), как классификацию авиационного события, относящегося к состоянию ВС, влияющего на БП.
Основание: не соответствует требованиям пункта 20 Раздела 3 "Документация и руководства" ФАП-246.
Суд первой инстанции признал данное нарушение доказанным, поддержав позицию надзорного органа, которая заключается в том, что РУБП общества не соответствует ФАП-246, поскольку не воспроизводит понятие "чрезвычайного происшествия", закрепленное в подпункте 1.2.2.27. Правил расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации, утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 1998 г. N 609 (далее - ПРАПИ-98).
Позиция общества заключается в том, что требование пункта 2 предписания является излишним, поскольку общество в своей деятельности использует понятие "чрезвычайное происшествие" в том значении, которое указано в ПРАПИ-98, отсутствие данного термина в разделе 4 "Определения" РУБП не приводит к сокрытию чрезвычайных происшествий, отсутствию учета ЧП в статистике и при расчетах показателей факторов риска и опасности в СУБП.
Апелляционный суд полагает, что надзорным органом не доказано нарушение пункта 20 ФАП-246, поскольку из буквального толкования данной нормы Правил не следует, что на эксплуатанта возложена обязанность отражать в РУБП все применяемые термины, определения и понятия, тем более если они закреплены в нормативных актах.
На неправильное применение или неприменение обществом понятия "чрезвычайное происшествие" Управление в акте проверки и предписании не ссылается, из обстоятельств дела такое нарушение не следует.
По приведенным мотивам апелляционный суд полагает, что пункт 2 предписания также незаконен и нарушает права общества.
В пункте 3 предписания указано, что в РУБП не представлен документ, подтверждающий изучение должностными лицами обязанностей по организации и обеспечению функционирования СУБП.
Основание: не соответствует требованиям пункта 18 Раздела 3 "Документация и руководства" ФАП-246.
Свою позицию о наличии нарушения суд первой инстанции обосновал тем, что общество не представило надзорному органу письменный документ (реестр), подтверждающий ознакомление сотрудников с документами.
В пункте 18 ФАП-246 установлен закрытый перечень документов, разрабатываемых, утверждаемых и внедряемых эксплуатантом.
Кроме того, в пункте 18 установлено, что эксплуатант своевременно организует изучение персоналом эксплуатанта положений руководств, в том числе при внесении в них изменений.
Апелляционный суд при оценке нарушения исходит из того, что применимой нормой материального права не установлено требование об обязательном письменном подтверждении ознакомления персонала эксплуатанта с положениями руководств и изменений в них.
Как указывает заявитель, в авиакомпании внедрена система управления документацией, порядок ее функционирования регулируется отдельным утвержденным локальным актом авиакомпании (ДП-М1.002), который регулирует порядок разработки, внедрения и применения документов авиакомпании, в том числе, порядок ознакомления должностных лиц авиакомпании с содержанием внедряемых документов.
Выдержка из Управления документацией ДП-М1.002 представлена обществом в материалы дела (л.д. 56-58). В соответствии с пунктом 7.3.1.4 ДП-М1.002 специалист отдела документации системы менеджмента качества и аудитов после получения копии приказа об утверждении документа осуществляет в Информационной системе "БНД ЮТэйр - ВУ" электронную рассылку уведомления в адрес контрольных точек (в соответствии с перечнем рассылки) для ознакомления сотрудников с документом.
В соответствии с пунктом 7.3.2.5 указанного документа ответственный за управление документами в подразделении выполняет регистрацию контрольного экземпляра документа/изменений, рассылки рабочих экземпляров в журнале по форме приложения 4. Руководитель подразделения (структурного подразделения) обеспечивает регистрацию ознакомления сотрудников с нормативным документом/изменениями в журнале по форме приложения N 5.
Из указанного следует, что обществом организована система ознакомления и изучения персоналом эксплуатанта с положениями руководств, требования пункта 18 ФАП -246 выполнены.
В материалы дела представлен скриншот, иллюстрирующий работу Информационной системы "БНД ЮТэйр - ВУ" в части электронной рассылки документов и ознакомления с ними, из которого следует, что данная система позволяет установить вид направленного документа, дату его получения конкретным сотрудником, отметку об ознакомлении и дату ознакомления сотрудника с полученным документом (л.д. 55).
Таким образом, вывод надзорного органа о наличии нарушения пункта 18 ФАП-246 ошибочен, не соответствует действительности, требование пункта 3 предписания лишено фактических оснований выдачи.
По приведенным в постановлении мотивам апелляционный суд считает, что предписание вынесено без достаточных фактических и правовых оснований.
Претензии надзорного органа к обществу, касающиеся разработки, внедрения, утверждения и формулировок документации, изложенные в акте внеплановой документарной проверки и в предписании от 25.09.2020, не свидетельствуют о нарушении юридическим лицом требований пунктом 18, 20, 35 ФАП-246.
Таким образом, предписание не соответствует закону и нарушает права общества в сфере его предпринимательской деятельности, поскольку необоснованно возлагает на него обязанности, не предусмотренные законом.
С учетом изложенного имеется совокупность оснований для признания оспариваемого предписания недействительным (статья 201 АПК РФ).
Поскольку в решении суда сделаны выводы, не соответствующие обстоятельствам дела и нормам материального права, судебный акт подлежит отмене на основании частей 1, 2 статьи 270 АПК РФ.
Апелляционную жалобу общества и его заявление о признании предписания недействительным следует удовлетворить.
Судебные расходы общества, понесенные в связи с оплатой госпошлины по заявлению и по апелляционной жалобе в общей сумме 4500 руб. следует возложить на заинтересованное лицо на основании статьи 110 АПК РФ с учетом результата рассмотрения спора.
Руководствуясь статьями 110, 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч. 1.2 ст. 270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 18 марта 2021 года по делу N А60-60282/2020 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предписание N 04-214П от 25.09.2020, вынесенное Управлением государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта как несоответствующее Федеральным авиационным правилам, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 13.08.2015 N 246.
Обязать Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "ЮТЭЙР- Вертолетные услуги".
Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Уральскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ИНН 6674342330, ОГРН 1096674021179) в пользу акционерного общества "ЮТЭЙР- Вертолетные услуги" (ИНН 8604005359, ОГРН 1028601257783) в возмещение расходов по уплате государственной пошлине по заявлению и по апелляционной жалобе 4 500 (Четыре тысячи пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-60282/2020
Истец: АО ЮТЭЙР-ВЕРТОЛЕТНЫЕ УСЛУГИ
Ответчик: Уган Нотб Уфо, УГАН НОТБ УФО Ространснадзора