г. Саратов |
|
04 июня 2021 г. |
Дело N А06-7418/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 июня 2021 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 июня 2021 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Комнатной Ю.А.,
судей Землянниковой В.В., Смирникова А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Артемовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" в лице конкурсного управляющего Макридина Александра Михайловича
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 января 2021 года по делу N А06-7418/2020
по заявлению Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" (ОГРН 1053000633982, ИНН 3016046285) в лице конкурсного управляющего Макридина Александра Михайловича
к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (ОГРН 1023000856559, ИНН 3015032610, 414000, г.Астрахань, ул. Кирова, д. 5)
о признании незаконными решений, оформленных письмами от 06.05.2020 N 3/2061017822306, от 24.07.2020 N 3/206102694097, об обязании произвести регистрационные действия по прекращению государственного учета транспортных средств,
при участии в судебном заседании:
конкурсного управляющего Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" Макридина Александра Михайловича (паспорт),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Астраханской области обратилось Открытого акционерного общества "АстраханьПассажирТранс" в лице конкурсного управляющий Макридин Александр Михайлович (далее - ОАО "АстраханьПассажирТранс", конкурсный управляющий ОАО "АстраханьПассажирТранс" Макридин А.М., заявитель, Общество) с заявлением к Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (далее - УМВД по Астраханской области, Управление) о признании незаконными решений, оформленных письмами от 06.05.2020 N 3/2061017822306, от 24.07.2020 N 3/206102694097 и обязании произвести регистрационные действия по прекращению государственного учета транспортных средств, в сроки установленные законодательством с момента подачи заявлений от 23.04.2020 N 22, от 15.07.2020 N 30.
Решением от 20 января 2021 года Арбитражный суд Астраханской области в удовлетворении заявленных требований отказал.
ОАО "АстраханьПассажирТранс" в лице конкурсного управляющего Макридина А.М. не согласилось с принятым решением и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
Участники процесса, не явившиеся в судебное заседание, извещены о времени и месте его проведения надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.05.2021, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 АПК РФ в случае неявки в судебное заседание лица, участвующего в деле, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав подателя жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 23.04.2020 в МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области поступило обращение ОАО "АстраханьПассажирТранс" (исх.N 22), в котором Общество уведомляет подразделение Госавтоинспекции о прекращении права собственности на 7 автотранспортных средств на основании договоров купли-продажи, согласно приложенному списку.
Рассмотрев данное обращение, 06.05.2020 УМВД России по Астраханской области (исх. 3/206101782306) уведомило Общество о необходимости подачи заявления о совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств в регистрационное подразделение лично владельцем транспортного средства или его представителем, а также с использованием Федеральной государственной информационной системы - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
15 июля 2020 года в МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области поступило обращение ОАО "АстраханьПассажирТранс" (исх.N 30), в котором Общество уведомляет подразделение Госавтоинспекции о прекращении права собственности на 37 автотранспортных средств на основании договоров купли-продажи, согласна приложенному списку.
Рассмотрев данное обращение, 24.07.2020 УМВД России по Астраханской области (исх. 3/206102694097) уведомило Общество о необходимости подачи заявления о совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств в регистрационное подразделение лично владельцем транспортного средства или его представителем, а также с использованием Федеральной государственной информационной системы - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций).
Полагая, что указанные письма УМВД России по Астраханской области являются отказом в прекращении государственного учета, нарушают законные права и интересы заявителя и вынесены с нарушением законодательства, Общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В силу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Правовые и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, урегулированы Федеральным законом от 03.08.2018 N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 283-ФЗ).
Регистрационное действие по смыслу части 1 статьи 10 данного закона представляет собой действие регистрационного подразделения по установлению или изменению регистрационных данных транспортного средства, замене документов, идентифицирующих транспортное средство.
К регистрационным действиям также относятся: прекращение государственного учета транспортного средства - включение в соответствующую запись государственного реестра транспортных средств информации о временном прекращении допуска транспортного средства к участию в дорожном движении и возобновление государственного учета транспортного средства - отмена ранее принятого решения о прекращении государственного учета транспортного средства (пункты 3 и 4 части 4 статьи 10 Федерального закона N 283-ФЗ).
Статьей 18 Федерального закона N 283-ФЗ установлены основания прекращения и возобновления государственного учета транспортного средства. Государственный учет транспортного средства прекращается: по заявлению владельца транспортного средства; по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства (пункты 1 и 2 части 1).
Статье 18 Федерального закона N 283-ФЗ корреспондируют пункты 56 - 61 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (далее - Правила), определяющие основания прекращения государственного учета транспортного средства.
Прекращение государственного учета транспортного средства по заявлению владельца транспортного средства осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления о проведении регистрационного действия, поданного владельцем транспортного средства или его представителем (пункт 56 Правил).
Пунктом 57 Правил определено, что прекращение государственного учета транспортного средства в случае его отчуждения осуществляется регистрационным подразделением на основании заявления прежнего владельца транспортного средства и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем.
Приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 утвержден "Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств" (далее - Административный регламент).
Согласно пунктам 17, 18 Административного регламента государственная услуга предоставляется Министерством внутренних дел Российской Федерации, непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется регистрационными подразделениями.
Согласно пункту 21.1.3 Административного регламента, результатом предоставления государственной услуги является прекращение государственного учета транспортного средства. Либо согласно пункту 21.2 Административного регламента отказ в проведении регистрационных действий.
В соответствии с пунктом 27.1. Административного регламента заявление владельца транспортного средства о совершении регистрационных действий быть заполнено от руки, машинописным способом, либо посредством электронных печатающих устройств, а также подготовлено в электронной форме с помощью Единого портала.
Допускается исключение из заявления отдельных блоков, сведения в которые при проведении заявляемых регистрационных действий не вносятся.
Заявление составляется в одном экземпляре и подписывается заявителем или представителем заявителя.
Заявление, направленное в электронной форме с использованием Единого портала, может быть подписано простой или усиленной квалифицированной электронной подписью, за исключением тех случаев, когда законодательством Российской Федерации предусматривается обязанность их подписания усиленной квалифицированной электронной подписью.
В соответствии с пунктом 131 Административного регламента прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется в соответствии со статьей 18 Федерального закона, в порядке, установленном пунктами 55 - 61 Правил.
Согласно пункту 132 Административного регламента прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 56 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных пунктами подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.
На основании пункта 133 Административного регламента прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 57 Правил осуществляется регистрационным подразделением на основании документов, установленных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента, заявления его прежнего владельца и предъявления им документов о заключении сделки, направленной на отчуждение транспортного средства, при условии отсутствия подтверждения регистрации транспортного средства за новым владельцем. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1, 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.
Таким образом, в силу прямого указания статьи 18 Федерального закона N 283-ФЗ прекращение государственного учета транспортного средства осуществляется: по заявлению владельца транспортного средства; по заявлению прежнего владельца транспортного средства в случае, если новый владелец данного транспортного средства в течение десяти дней со дня его приобретения не обратился в регистрационное подразделение для внесения соответствующих изменений в регистрационные данные транспортного средства (пункты 1 и 2 части 1).
В соответствии с пунктом 7 Правил заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение.
Заявление о совершении регистрационных действий может быть подано с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал). При направлении в электронном виде заявления и прилагаемых к нему документов, в том числе созданных на Едином портале в электронной форме, они подписываются заявителем - физическим лицом при соблюдении условий пункта 2(1) Правил определения видов электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. N 634 "О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг", простой электронной подписью или, во всех остальных случаях, усиленной квалифицированной электронной подписью.
Как следует из материалов дела, посредством ФГУП "Почта России" ОАО "АстраханьПассажирТранс" обратилось в МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области с обращением от 23.04.2020 N 22, в котором указало, что уведомляет подразделение Госавтоинспекции о прекращении права собственности на 7 автотранспортных средств на основании договоров купли-продажи, согласно приложенному списку (т.1, л.д. 26-27).
Рассмотрев данное обращение, 06.05.2020 УМВД России по Астраханской области (исх. 3/206101782306) уведомило Общество о необходимости подачи заявления о совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств в регистрационное подразделение лично владельцем транспортного средства или его представителем, а также с использованием Федеральной государственной информационной системы - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (т.1, л.д. 14).
ОАО "АстраханьПассажирТранс" вновь посредством ФГУП "Почта России" обратилось в МОР ГИБДД УМВД России по Астраханской области с обращением от 15.07.2020 N 30, в котором указало, что уведомляет подразделение Госавтоинспекции о прекращении права собственности на 37 автотранспортных средств на основании договоров купли-продажи, согласна приложенному списку (т.1, л.д. 28-29).
Рассмотрев данное обращение, 24.07.2020 УМВД России по Астраханской области (исх. 3/206102694097) уведомило Общество о необходимости подачи заявления о совершении регистрационных действий в отношении транспортных средств в регистрационное подразделение лично владельцем транспортного средства или его представителем, а также с использованием Федеральной государственной информационной системы - Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (т.1, л.д. 15).
Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства Общество в лице своего представителя с заявлениями о прекращении государственного учета транспортных средств в установленном порядке в Управление не обращалось.
Как верно указал суд первой инстанции, доказательства обратного заявителем не представлено.
Судебная коллегия полагает, что обращения Общества от 23.04.2020 N 22 и от 15.07.2020 N 30 нельзя расценить в качестве обращения Общества с заявлениями в установленном действующим законодательством порядке.
Довод заявителя, изложенный в письменных пояснениях, представленных в суд апелляционной инстанции, о том, что полный пакет документов, включая заявления установленной формы, договоры купли-продажи и другие необходимые документы были представлены с сопроводительными письмами от 23.04.2020 N 22 и от 15.07.2020 N 30 отклоняются судебной коллегией как документально неподтвержденные.
Данные письма не содержат сведений о наличии каких-либо приложений, кроме приложений списка транспортных средств.
Кроме того, как указано выше, в соответствии с пунктом 7 Правил заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение, либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)".
Общество в обоснование невозможности подачи заявлений лично, либо с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" в заявлении, поданном в суд, указывает, что прием граждан в спорый период не велся, произвести запись на портале "Госуслуги" не представилось возможным по причине отсутствия свободной даты и времени для записи.
Данный довод был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и правомерно судом отклонен как не подтвержденный надлежащими доказательствами.
Как верно указал суд, оспариваемые ответы Управления, направленные Обществу от 06.05.2020 г. и от 24.07.2020 г., не содержат отказа в государственной регистрации прекращения государственного учета транспортных средств в соответствии с пунктом 94 Административного регламента. В данных письмах Обществу разъяснен порядок подачи заявлений.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Суд апелляционной инстанции считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
Апелляционная жалоба ОАО "АстраханьПассажирТранс" удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" по смыслу норм статьи 110 АПК РФ вопрос о распределении судебных расходов по уплате государственной пошлины разрешается арбитражным судом по итогам рассмотрения дела, независимо от того, заявлено ли перед судом ходатайство о его разрешении.
Согласно пункту 3 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче заявлений о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, уплачивается физическими лицами в размере 300 руб., организациями - 3 000 руб.
В соответствии с разъяснениями, изложенными пункте 34 Постановления Пленума ВАС РФ от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" при обжаловании судебных актов по делам о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными, государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов от указанных в подпункте 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ размеров и составляет 150 рублей для физических лиц и 1500 рублей для юридических лиц.
При таких обстоятельствах при подаче апелляционной жалобы ОАО "АстраханьПассажирТранс" подлежала уплате государственная пошлина в сумме 1500 руб.
Платежным поручением от 27.03.2021 N 32 заявителем за рассмотрение дела судом апелляционной инстанции уплачена государственная пошлина в сумме 3000 руб.
Следовательно, ОАО "АстраханьПассажирТранс" следует возвратить излишне уплаченную государственную пошлину в сумме 1500 руб.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20 января 2021 года по делу N А06-7418/2020 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "АстраханьПассажирТранс" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 рублей, излишне уплаченную платежным поручением от 27.03.2021 N 32. Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
Ю.А. Комнатная |
Судьи |
В.В. Землянникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-7418/2020
Истец: Конкурсный управляющий Макридин А.М., ОАО "АстраханьПассажирТранс"
Ответчик: Управление Министерства Внутренних дел России по Астраханской области
Третье лицо: ОАО "Астрахань ПассажирТранс", Двенадцатый арбитражный апелляционный суд, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, УМВД по Астраханской области